Индивидуальность графем каждой буквы.
Требования к шрифту в плакате.
Основные техники написания шрифтов, их применение в оформительской работе.
Шрифт - графическая форма алфавитного письма, имеющая общее назначение и единый стиль начертания, определенного размера и рисунка. Каждый вид шрифта имеет свой "почерк", в зависимости от техники написания. На рисунок написания шрифта влияет угол наклона и вид инструмента письма. Шрифты пишут пером, кистью, маркером….
Техника исполнения шрифтов делится условно на 3 группы:
1. Рукописный - выполняется от руки, перьями разной величины и кистями, преимущество - скорость написания. (Рубленый, брусковый, антиква). 2. Рисованный - выполняется последовательно, с применением разных инструментов (обрисовывается контур букв, затем заполняется краской). Трафаретные и шаблонные шрифты относятся к рисованным. Особенности - более тщательная и точная прорисовка формы букв. 3. Рельефно-обьемный - гравированный или накладной. Гравированный выполняется резаками на камне, дереве, металле. Накладной - из картона, пенопласта, пластмассы, гипса, дерева, металла.
Шрифтовые гарнитуры различаются по:
1. соотношению штрихов; 2. написанию и форме засечек; 3. по начертанию: прямое, наклонное, курсивное 4. по насыщенности: 1) суперсветлое 5) жирное 2) светлое 6) жирное курсивное 3) нормальное 7) полужирное 4) курсивное 8) супержирное
5. по плотности
6. по особенностям: сжатое, нормальное, широкое 1) ясность (быстрое узнавание букв и простота графики); 2) четкость (контраст между цветом шрифта и фоном); 3) удобочитаемость; ритм; композиционная слаженность; связь рисунка букв с содержанием текста.
Применяют, ту или иную гарнитуру шрифта, в соответствии с содержанием текста и эмоционального воздействия на зрителя. Буквы выбранного шрифта должны создавать легкую и красивую (для прочтения) надпись. 1. курсив и рубленый (гротеск). = Пояснительные, методические, тематические тексты, таблицы, схемы, диаграммы и основные тексты. 2. антиква курсив и декоративные. = Заголовки, цитаты, поздравительные адреса, буквицы, 3. брусковый (египетский), рельефно – объемный. = Заголовки, краткие тексты, где необходим весомый информационный акцент.
Требования, предъявляемые к шрифту в плакате.
1. Четкость, ясность, удобочитаемость, простота графических форм, видов шрифтов в плакате; • четкость (определяется контрастом отношения цвета шрифта к цвету фона: шрифт - черный, фон - желтый); • ясность (быстрая узнаваемость и простота букв); • удобочитаемость (оценка пригодности шрифта, восприятие содержания текста);
2. Образность шрифта, связь рисунка букв с содержанием текста; (где гарнитура шрифта должна соответствовать текстовой информации);
3. Зависимость рисунков букв от техники их исполнения; (различают следующие виды шрифтов: • рукописный; • рисованный; • объемно – накладной);
4. Ритм: (ритм в строке создается чередованием оптических полей самих букв, характером засечек и межбуквенных пробелов);
5. Цветовая гармония; • физическое(это четкость и удобочитаемость, через цвет шрифта и фона); • психологическое (может вызвать различное настроение: спокойное и раздраженное, понижать и повышать внимание);
6. Стилевое единство шрифтов в плакате; (единый стиль шрифта, образно раскрывающий их содержание);
7.Смысловая акцентировка в шрифтовом плакате; (шрифт выполняется жирного начертания, крупного размера, выделяется цветностью, подчеркивается линейкой, вводится курсив или др. тип шрифта);
8. Целостность, композиционная слаженность общего построения; (скомпонованность общего построения шрифта в единую, целую композицию).
Виды построения композиции в оформительских работах.
Композиция надписи бывает:
1. симметричной (строки располагаются на одинаковом расстоянии от центральной оси.) Наиболее распространенная. Выглядит как спокойная, статически уравновешенная форма; При разметке симметричной композиции проводим вертикальную ось, с которой совмещаются середины каждой строки надписи.
При нахождении середины учитываем: • характер начертания начальной и конечной букв в строке; • наличие вопросительного и восклицательного знаков, тире. • особенности распределения одинарных и полуторных; открытых и закрытых букв шрифта. Разновидностью симметричной композиции являются надписи, внешний абрис которых имеет вид прямоугольника, треугольника, круга и других геометрических фигур.
Нарушается равновесие в симметричной композиции при: • больших просветах между словами; • выходящих за линию шрифта элементов букв; • инициальной букве, начинающей текст.
2. асимметричной (нарушение симметричного строения строк);
3. блочной (если строки по количеству букв в каждой строке одинаковы);
4. флаговой (с подбивкой влево и вправо)
Форма строки зависит от общей композиции. Следует избегать размещения текста сверху вниз - это не свойственно системе нашего письма.
Все композиционные варианты следует проверить в карандашных набросках. После сравнения выбираем самый удачный вариант и приступаем к надписи. Заключительным этапом работы являются декоративное оформление надписи - выделение главного цветом или обводкой, создание тени.
- Асимметричная не имеет той завершенной формы как симметричная. Из асимметричных надписей ясно выраженным принципом построения обладают лишь надписи с флаговой (с подбивкой влево и вправо) и ступенчатой композицией строк.
Необходимость соблюдения этих принципов объясняется психофизиологическими особенностями человека, проявляемыми в процессе чтения, особенностями человеческого зрения — схватывать глазом одновременно группу букв или даже слов, скоростью опознания букв и осмысления слов, т. е. скоростью чтения. Это чрезвычайно важные требования к любому плакатному шрифту.
Удобочитаемость — это общая оценка пригодности шрифта. Любой шрифт должен без искажений передавать содержание текста. Рассмотрим некоторые условия обеспечения удобочитаемости.
Индивидуальность графем каждой буквы.
На примере видно, что средние графемы букв O, Н, К хорошо отличаются друг от друга. Крайняя левая «О» сразу даже не читается как буква, правые «К» стали схожи с «Н», хуже опознаются, а на некотором удалении от зрителя почти теряют различие с «Н».
Таким образом, говоря о простоте графических форм букв, следует помнить, что не всякая простота является рациональной. Можно придать буквам наипростейшие формы, но от этого они еще не будут легкочитаемыми. Только те формы могут удовлетворить первое условие удобочитаемости, которые сочетают простоту с дифференцированностью, то есть с максимальным различием в графике букв.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|