Сделай Сам Свою Работу на 5

КТО СЛЕДИТ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ





После создания предприятия собственник должен решить, кто же конкретно из должностных лиц будет организовывать охрану труда на предприятии.

В ст. 13 Закона приведен перечень обязанностей работо­дателя по организации соответствующих служб, разработке и утверждению локальных нормативных актов об охране тру­да, осуществлению контроля за соблюдением работниками их требований. Здесь же подчеркнуто, что именно работо­датель непосредственно отвечает за нарушение этих требований. Цель всего этого — не допустить перекладывания от­ветственности. Некоторые из обязанностей сформулирова­ны в довольно общей форме. И все же важно, чтобы для про­веряющих были документальные подтверждения выполне­ния этих требований. Для этого вполне подойдет коллектив­ный договор, где в раздел "Охрана труда" можно перенести все общие нормы Закона об охране труда (детальнее о со­держании коллективного договора будет сказано ниже). А конкретные формулировки потребуют конкретных реше­ний: утверждения должностных инструкций, издания прика­зов и распоряжений. Причем в большинстве случаев доста­точно воспользоваться типовыми формами, доказавшими свое право на жизнь в течение более чем 10 лет.



Служба охраны труда и кабинет охраны труда

Одним из органов самоконтроля, который, скорее всего, придется создать, является служба охраны труда. Для под­нятия статуса службы охраны труда Закон подчинил ее не директору, а именно работодателю, и только он, в лице свое­го органа управления, может отменить ее предписания. И хотя новая редакция Закона действует уже второй год, для разработки собственного положения о службе охраны труда по-прежнему придется пользоваться "старым" Типовым по­ложением о службе охраны труда.

Чтобы служба охраны труда могла полноценно работать, а работники проходили инструктаж и обучение, на предприя­тии с численностью более 400 человек требуется создание кабинета охраны труда. Если ваше предприятие не дотяги­вает до 400 работающих и нет даже помещения для учебных занятий, то подыщите комнату площадью не менее 24 м2, где и будет такое помещение, совмещенное с кабинетом ох­раны труда. Требования относительно площади комнаты установлены п. 3.2 Типового положения о кабинете охра­ны труда для предприятий с численностью до 1000 человек. Правда, упоминание о необходимости создания такого ка­бинета в Законе об охране труда отсутствует. Но ведь служ­ба охраны труда должна где-то разместить всю необходи­мую нормативную информацию, литературу, учебные посо­бия, инструкции, видеофильмы и многое другое оборудова­ние для того, чтобы эта комната стала "организационным и учебно-методическим центром пропаганды знаний по вопросам охраны труда среди работников" (см. п. 3.5 Типово­го положения о кабинете охраны труда).



Комиссия по вопросам охраны труда

Создание и утверждение состава комиссии по вопросам охраны труда является добровольным. Однако это уже отно­сится к компетенции общего собрания (конференции) трудо­вого коллектива, а не работодателя. Хотя в ее состав входят его представители наравне с представителями профсоюза и уполномоченного наемными работниками лица, специалис­ты по безопасности труда, гигиены труда и т. д. Положение о такой комиссии составляется на основе типового документа и утверждается на том же собрании. И опять же помочь в создании такой комиссии может Типовое положение о комис­сии по охране труда.Комиссия по вопросам охраны труда не имеет таких широких возможностей, как служба охраны тру­да, ее решения носят рекомендательный характер.

Уполномоченные трудового коллектива по вопросам охраны труда

На общем же собрании (конференции) трудового коллек­тива согласно ст. 42 Закона об охране труда может появиться еще один орган контроля — уполномоченные трудового кол­лектива по вопросам охраны труда. Они, как сказано в ст. 42 Закона об охране труда, "имеют право беспрепятственно про­верять на предприятиях выполнение требований по охране труда и вносить обязательные для рассмотрения работода­телем предложения об устранении выявленных нарушений нормативно-правовых актов по безопасности и гигиене тру­да". Трудовой коллектив также утверждает и соответствующее положение, разработанное на основе Типового положения о работе уполномоченных трудовых коллективов.



Контроль со стороны профсоюзных органов

Как уже отмечалось, ст. 41 Закона об охране труда расши­рила права профсоюзов в части контроля за соблюдением на предприятии требований охраны труда. Если профсоюз кон­фликтует с администрацией, то в качестве крайней меры воз­действия он может использовать требование о немедленном прекращении работ на производственных участках или рабо­чих местах, где возникла угроза жизни или здоровью работ­ника. Профсоюзы также имеют право проводить независимую экспертизу условий труда и производственных объектов.

КАК ПРОВОДЯТ АТТЕСТАЦИЮ РАБОЧИХ МЕСТ

Заключая трудовой договор с работником, его следует проинформировать под расписку о наличии на его ра­бочем месте опасных и вредных производственных факторов, об их влиянии на здоровье, а также о его правах на льготы и компенсации за работу в таких условиях (п. 1 ст. 29 КЗоТа). Чтобы выполнить это требование, необходи­мо провести целый комплекс исследований, установить на­личие/отсутствие таких факторов; включить в коллективный договор перечень льгот за работу во вредных условиях, нор­мы обеспечения средствами индивидуальной защиты, спец­одеждой и т. п. Подобные исследования проводятся в рам­ках аттестации рабочих мест. Детально об этой процедуре руководитель может узнать, ознакомившись с Порядком проведения аттестации рабочих мест. На его основе, на предприятии утверждают собственное положение, издает­ся приказ о составе постоянно действующей аттестацион­ной комиссии. Периодичность аттестации оговаривается в коллективном договоре, но должна составлять не более 5 лет (см. Методрекомендации для проведения аттес­тации рабочих мест).

Аттестационная комиссия обязана, в частности, изучить и сделать выводы об оснащенности рабочих мест необхо­димыми инструментами и средствами индивидуальной за­щиты, их соответствии, а также соответствии технологичес­кого процесса, зданий, сооружений, оборудования требо­ваниям, указанным в проектно-конструкторской докумен­тации, стандартах и нормах по охране труда (п. 5.1 Метод-рекомендаций для проведения аттестации рабочих мест) Кстати, работа аттестационной комиссии будет значитель­но облегчена, если в свое время были проведены соответ­ствующие экспертизы проектной документации.

Материалы аттестации рабочих мест должны хра­ниться на предприятии 50 лет, поскольку могут быть вос­требованы при возникновении судебных тяжб с работника­ми, требующими выдачи акта о несчастном случае или при­знания заболевания профессиональным.

ДЛЯ КОГО ДЕЙСТВУЮТ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИ ПРИЕМЕ
НА РАБОТУ

По результатам проведенной аттестации рабочих мест можно сделать ряд выводов о необходимости установления ограничений при приеме на работу, связанных с требовани­ями нормативных актов, о сроках проведения инструктажей и их необходимости, режимах работы и т. п. Поэтому комис­сия должна внимательно изучить действующие перечни и списки, дающие работникам дополнительные права (на до­полнительный отпуск, досрочный выход на пенсию, сокра­щенный рабочий день, выдачу спецодежды, средств инди­видуальной защиты, моющих и обезвреживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания) и льготы (доплаты за вредные условия труда).

Обязательный медосмотр

Статья 24 КЗоТа запрещает заключать трудовой договоре гражданами, которым предложенная работа противопоказа­на по состоянию здоровья. А ст. 169 КЗоТа требует проведе­ния предварительного и периодических медицинских осмот­ров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, где необходим профессиональный отбор. Для установления со­ответствия здоровья и психофизического состояния нани­мающегося его последующим функциям на предприятии и выполнения указанных требований следует обратиться к со­ответствующим нормативным актам, в частности, касающимся медицинского осмотра работников, таких, как Поло­жение о медицинском осмотре работников. Причем от­казавшихся или уклонившихся от прохождения медосмотра отстраняют от работы без сохранения заработной платы, а вопрос о привлечении таких работников к дисциплинарной ответственности работодатель решает по своему усмотре­нию. Важно отметить, что ст. 17 Закона об охране труда так­же предусматривает проведение внеочередного медицин­ского осмотра работника, когда его состояние здоровья, по мнению работодателя, препятствует выполнению возложен­ных на него обязанностей. О согласии работника на такой медосмотр не упоминается.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.