Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура и функции социологического знания. Специфика соц.знания. 4. Проблема соотношения объективного и субъективного в социологии.





Социология как наука

Социология (от латинского societas, т.е. общество, и греческого logos, т.е. учение) - наука, изучающая общество. Своеобразие ее как самостоятельной науки среди других общественных наук находит своё выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения - сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности - социума как объекта социологии.

Предметом социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т. е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.

В широком смысле слова предмет социологии - это вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное же определяется как "совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях и проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни" (Г.В. Осипов).



Как видно из данного определения, предметом социологии являются социальные связи, социальные отношения и форма их организации.

2. социология и архитектура. Когда разом произносятся два слова: архитектура и общество, всякому очевидно, что речь идет о социальных проблемах архитектуры, архитектуры внутри общества и для него, архитектуры как среды функционирования людей. Когда же ведется проектная разработка типового клуба с залом на четыреста мест, обсуждается градостроительная роль здания драматического театра в Ашхабаде или оценивается архитектурное решение текстильной фабрики в Фергане, как-то само собой вдруг оказывается, что обсуждение приобретает сугубо профессиональный характер. Социальные проблемы архитектуры остаются где-то "над" конкретной задачей, а конкретность здания или проекта редко поднимается до них.
Социология архитектуры как научная дисциплина, исследующая "жизнь" архитектуры в обществе, только тогда выполняет свою задачу, когда находит ясные "мостики перехода" между уровнем общества и архитектуры в целом и уровнем конкретного проекта, конкретного задания на проектирование. Найти эти "мостики перехода"- на самом деле значит их построить; ведь сегодня их отсутствие компенсируется лишь тем, что заказчику представляется, будто он знает все действительные потребности тех, для кого задумано сооружение, и архитектор считает, что ему известны эти потребности. Практика же со всей убедительностью показывает, что не только представления архитектора и заказчика о потребителе не совпадают, но не совпадают между собой мнения специалистов, выступающих в роли заказчика, резко различны мнения архитекторов. Значит, для социологии архитектуры архитектура является прежде всего производством полезных пространственных структур, обладающих ценностью, т.е. вызывающих у различных людей оценку со знаком плюс (восхищение) или минус (неудовлетворенность всех ступеней). Человек же для социологии архитектуры - создатель архитектуры и ее потребитель в самом широком смысле. Удовлетворенность трудно измерить, неудовлетворенность - напротив - всегда ориентирована довольно четко и (путем сравнения) относительно измерима. Отсюда вполне естественно, что социология архитектуры интересуется прежде всего всеми формами неудовлетворенности, возникающей в контакте людей с архитектурой, интересуется изменением этих форм, так как именно изменение форм неудовлетворенности является очень точным показателем прогресса в культуре, ибо неудовлетворенность как зеркало отражает потребность - уже осознанную или еще только смутно ощущаемую.





3.закон функционирования и развития общества.формы проявления и механизмы действияч социальных законов. Закон – это существенная связь или существенное отношение, обладающее всеобщностью, необходимостью и повторяемостью при данных условиях. Социальный закон – это выражение существенной, необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их действий. Соц. законы выражают устойчивое взаимодействие сил и их равнообразующую, которая раскрывает сущность явлений и процессов.Исследовать социальные законы и закономерности – значит установить существенные и необходимые связи между различными элементами социальной сферы. Классификация законов.Законы различаются по времени действия.Общие – действующие во всех общественных системах. (Закон стоимости и товарно-денежных отношений). Специфические — действующие в рамках одной или нескольких общественных систем.(Закон перехода от одного типа общества к другому). Законы различаются по степени общности. Законы — характеризующие развитие социальной сферы в целом. Законы — определяющие развитие отдельных элементов социальной сферы: классов, групп, наций и т.д. Законы различаются по способу их проявления: Статистические— отражают тенденции при сохранении стабильности данного социального целого, обуславливают связь явлений и процессов не жестко, а с определенной степенью вероятности.Динамические — определяют направление, факторы и формы социальных изменений, фиксируют жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях. Причинные — фиксируют строго детерминированные связи развития социальных явлений (для повышения рождаемости надо улучшить соц.-быт. условия жизни). Функциональные — отражают эмпирически наблюдаемые и строго повторяющиеся взаимные зависимости между социальными явлениями. Законы развития (развития самоуправления).Закон развития обуславливает переход от одного качества соц. объекта к другом. Законы функционирования (распределения ролевых функций в семье). Типологизация социальных законов поформам связей (5 категорий)I категория. Законы, отражающие инвариантное (неизменяющееся) сосуществование социальных или связанных с ними явлений. Т. е. если есть явление А, то обязательно должно быть и явление Б.(Пример: При тоталитарном управлении обязательно есть латентная оппозиция).II категория. Законы, отражающие тенденции развития. Они обуславливают динамику структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Это определяющее воздействие предыдущего состояния структуры на последующее носит характер закона развития.III категория. Законы, устанавливающие функциональную зависимость между социальными явлениями. Обеспечивается сохранение социальной системы, но подвижны ее элементы. IV категория. Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями.(Пример: Необходимым условием повышения рождаемости в стране является улучшение социально-бытовых условий для женщин).Vкатегория. Законы, устанавливающие вероятность связей между социальными явлениями.(Пример: Рост экономической самостоятельности женщин повышает вероятность разводов.Рост алкоголизма в стране повышает вероятность детской патологии). Социальные действия характеризуются случайной величиной. Эти случайные величины в совокупности образуют некую среднюю равнодействующую величину, которая выступает как форма проявления социального закона.

4.Метод: "объективная" и "субъективная" социология Огюста Конта. Для понимания трактовки социологии Контом важно иметь в виду, что в его творчестве переплетались две различные этики: научная, с одной стороны, социально-практическая (реформаторская, религиозная, моралистская, политическая, педагогическая и т. п.) - с другой. С одной стороны, Конт провозгласил подход к социологии как к объективной, строгой и беспристрастной науке, основанной на наблюдении и свободной от всяких предвзятых концепций. С другой - социология, как и позитивизм в целом, оказалась для него не просто наукой, но больше чем наукой. В "объективной" социологии Конт исходит из того, что она должна применять общенаучные методы, специфическим образом применять методы, используемые в других науках, и, наконец, использовать свои собственные методы и приемы. Как и в других науках, в социологии необходимо применять индукцию и дедукцию, но первый метод в ней предпочтительней второго. Однако сам Конт использовал главным образом дедуктивный метод. Как и в биологии, здесь в процессе исследования надо продвигаться от целого к частям, от системы к элементам, а не наоборот. Второй "объективный" метод исследования - эксперимент. Конт отмечает, что в социологии невозможен "прямой" эксперимент, состоящий, как в физике, в искусственном создании каких-то явлений. Но зато в ней существует "косвенный" эксперимент, суть которого состоит в происходящих в обществе нарушениях нормального хода развития. Анализ патологических явлений в социологии, как и в биологии, представляет собой настоящий эксперимент. Что касается "субъективного" метода, то в его характеристике Конт гораздо менее ясен, чем в описании "объективного". И это неудивительно, так как "субъективный" подход имеет у него в значительной мере мистический характер. Под субъектом, который становится отправным пунктом "субъективного" подхода, имеется в виду главным образом не индивид или группа, а все человечество.

Первый признак этого метода соответственно состоит в том, что это общечеловеческая или социальная точка зрения на изучаемый объект.

Второй признак метода заключается в том, что в отличие от "объективного", рационального подхода, он является эмоционально-альтруистическим по своей сути. Это метод "сердца", которому должен быть подчинен ум. В оценке Контом соотношения "объективного" и "субъективного" методов заметна двойственность. С одной стороны, он подчеркивает единство и взаимодополнительность этих методов, рассматривая первый из них как необходимый этап, предваряющий второй. С другой - вся "Система позитивной политики", утверждающая общее "преобладание сердца над умом" и сугубо подчиненную роль последнего, основана на явно и неявно выраженном положении о том, что можно обойтись без "объективного" метода и начать сразу с "субъективного".

Структура и функции социологического знания. Специфика соц.знания. 4. Проблема соотношения объективного и субъективного в социологии.

Структура социологического знания – это определенная упорядоченность знаний об обществе, как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Она предстает как система взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней, будь-то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в целом. Социологическая структура знания формируется в зависимости от двух основных факторов: от круга изучаемых социологией объектов и от глубины научных обобщений и выводов, делаемых в рамках социологических теорий.

Исходным моментом структуры социологического знания выступают знания об обществе как целостном социальном организме. Это есть знания о системе общественных отношений, их содержании и механизме их взаимодействия. Знания об обществе включают в себя понимание объективных законов его развития, представления об основных сферах жизни общества и их взаимодействии, о взаимовлиянии материальной, политической и духовной культуры. Другим элементом структуры социологического знания выступают представления о функционировании и развитии отдельных сфер общественной жизни, в том числе экономической, социальной, политической, духовной. Важным элементом ССЗ являются знания о социальном составе населения страны и социальной структуре общества. Речь идет о классах, больших и малых социальных группах, их месте и взаимодействии в системе экономических, социальных и политических отношений. Речь идет также о нациях, народностях, других этнических группах и их отношениях между собой.

6. отрасли социологического права

Часть социологии, которая отдельно занимается каким то конкретным общественным, социальным и т.д. явлением.

Отрасли социологии:

Гендерная социология

Математические методы в социологии

Социальная антропология

Социология города

Социология досуга

Социология знания

Социология кино

Социология коммуникаций

Социология культуры

Социология литературы

Социология молодёжи

Социология музыки

Социология науки

Социология образования

Социология организаций

Социология политики

Социология права

Социология религии

Социология риска

Социология села

Социология семьи

Социология труда

Социология юмора

Тетра-социология

Экономическая социология

Этносоциология

Ювенология

7.теоретический и эмпирический уровни соц знания. Определить социологию как систему знаний — значит
дать конкретное представление об изучаемом объекте в виде органически связанных между собой теорией: теории личности, теории малых групп, слоев (семьи, трудовых коллективов и т. п.), теории общества как социальной
системы и теории мирового сообщества. Последовательность теорий отражает объективные связи и отношения между социальными общностями как объектами и субъектами социальной деятельности. Основными направлениями процесса перехода от одной теории к другой в социологии личности есть, во-первых, последовательное раскрытие различных свойств (потребностей, интересов, ценностей социальных установок и т. д.) личности, которые завершаются системным определением личности как объекта и
субъекта; во-вторых, осуществление перехода от анализа личности к раскрытию ее деятельности, образа жизни, их условий, средств и анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на
социальные результатов; в-третьих, анализ межличностных отношений, складывающихся в процессе ее деятельности, поведения и общения, глубокого познания личности; в-четвертых, выяснение социальных норм и отклонений в деятельности личности, ее поведения в отношениях, определение типа личности. В современной социологии преодолевается противопоставление объекта и субъекта, теории и практики, познавательного и ценностного отношения к
миру. системе социологических знаний важное место занимает осевая проблематика, интересы, ценности, социальные установки — все то, что
определяет мотивацию поведения и деятельности людей. Ее структура обусловлена, во-первых, тем, что социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой социологических концепций, методологии и методов, приемов социологического исследования, анализа. Теории и концепции, разработанные в сфере формирования знаний о социальной действительности, и образуют теоретическую, фундаментальную социологию. Во-вторых, социология
изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности,
процессы. Следовательно, теоретическая и прикладная социология различаются не по объекту и методу исследования, а по той цели, которую
они ставят, решают ли научные или практические проблемы. Социологические знания — единство теории и. практики. Теоретические исследования объясняют социальную реальность на уровне общих и
специфических тенденций ее функционирования и развития. Ориентирует на выявление механизмов действий законов, форм их проявления. Эмпирические
социологические исследования связаны с конкретной развернутой информацией относительно тех или иных явлений и процессов, опираются в отличие от
теоретических исследований, проводимых с помощью общенаучных методов, на статистический анализ, методы конкретных социологических исследований
(опросы, социологические наблюдения, изучение бюджета времени и т. п.). Между теоретическим и эмпирическим знанием нет абсолютной грани. Теоретические знания — знания универсальные, эмпирические фактофиксирующие. Эмпирические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные социологические исследования ставят цели развития и
совершенствования научных представлений об изучаемом предмете. Прикладные исследования посвящаются разрешению какой-либо конкретной
социологической проблемы. На основе теоретического и эмпирического изучения различных социальных
систем социология может давать ценные практические рекомендации и
обоснованные прогнозы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.