Сделай Сам Свою Работу на 5

Морально-этические аспекты в работе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья





Содержание

 

Введение

Морально-этические аспекты в работе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Вывод

Список использованной литературы

 

Введение

 

Проблема обучения, воспитания и реабилитации детей-инвалидов на сегодняшний день остается сложной. Сказывается теоретическая ограниченность подходов к развитию специального образования, имевшая место в прошлом по идеологическим соображениям. По этой причине забыты прогрессивные научные взгляды на личность ребенка с нарушением развития, разработанные в 20—30-е годы и успешно используемые в зарубежной практике. Не пошло на пользу игнорирование опыта по социальной реабилитации таких детей в других странах, особенно в капиталистических. К сдерживанию поиска и обоснования новых форм в реабилитации детей-инвалидов привела односторонняя ориентация на их обучение, в основном, в специализированных учреждениях. В результате приходится констатировать, что сегодня в России теория обучения детей с отклонениями в развитии значительно отстает от практики.

Чтобы преодолеть негативные тенденции в подготовке названной категории детей к интеграции в общество, требуется разработка новых теоретических подходов к их обучению, воспитанию и организации всей жизнедеятельности, вытекающих из глубокого анализа современных проблем специального образования как в нашей стране, так и за рубежом. Причем, эта задача должна решаться с учетом всего комплекса медицинских, педагогических, экономических, социальных, социально-психологических и других проблем, касающихся социальной защиты детей-инвалидов, их обучения, воспитания, реабилитации и адаптации в социальную среду, а также изменившихся социально-экономических условий жизни общества.



Важное место в комплексе названных составляющих компонентов подготовки детей-инвалидов к интеграции в социальную среду занимают вопросы их социальной реабилитации.

Социально-реабилитационная деятельность — сравнительно новая область профессиональной деятельности, возникшая как одно из направлений в системе комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии. Основная ее задача — обеспечить подготовку таких детей к полноценной жизни в обществе.



Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности, требуются глубокие знания психологических закономерностей, объясняющих специфику развития ребенка на всех возрастных этапах. Названные закономерности изучает психология. Следовательно, психология по отношению к социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями выступает как дисциплина, составляющая ее научную основу. Без учета закономерностей психического и личностного развития ребенка социально-реабилитационная деятельность будет представлять лишь свод правил и приемов, лишенных конкретного содержания.

Морально-этические аспекты в работе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

В любом обществе действия и поступки людей должны отвечать требованиям соответствующих социальных законов. Функцию такого согласования выполняет мораль.

Мораль или нравственность (лат. mores — нравы) — форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной действительности (благо, добро, справедливость, зло и т. д.). Мораль представляет собой совокупность правил, норм общежития, поведения людей, определяющих их обязанности и отношения друг к другу и к обществу.

Мораль — объект изучения такой науки, как этика. Термин «этика» введен Аристотелем для обозначения учения о нравственности. В этике различают два рода проблем: собственно теоретические вопросы о происхождении сущности морали и вопросы о том, как должен поступать человек во взаимоотношениях с людьми, или «нормативная этика». В данном случае нас интересует нормативный аспект этики.



Нормативная этика рассматривает проблемы смысла жизни, сущность добра и зла, содержание нравственного долга, обосновывает принципы и нормы морали. Она также является основой профессиональной позиции человека и его взаимоотношений с людьми, складывающихся в любой профессиональной деятельности.

Существует этика руководителя, врача, психолога, педагога и т. д. В связи с тем, что в нашу жизнь входит социально-реабилитационная деятельность как самостоятельная практика, человеку, который ею занимается, должны быть также присущи свои морально-этические особенности.

Ожидания общества от деятельности специалиста по социальной реабилитации имеют двойственный характер. С одной стороны, к нему относятся предписания, касающиеся нравственных качеств учителя, так как его главной функцией является воспитание и коррекция развития личности ребенка или подростка. Данное положение вытекает из стремления общества охранять физический и духовный мир детей, которые из-за отсутствия жизненного опыта и физических сил могут стать жертвой несправедливости взрослых. С другой стороны, от результатов его работы ждут изменений в их физическом и психическом здоровье, так как он работает с детьми, имеющими ограниченные возможности жизнедеятельности. То есть люди хотят видеть в нем качества, присущие врачу.

Кроме того, в представлении общества специалист по социальной реабилитации — уважаемый, авторитетный человек, который в состоянии решать стоящие перед ним профессиональные задачи на высоком уровне.

Таким образом, к морально-этическим аспектам деятельности специалиста по социальной реабилитации как профессионала относятся те нормы и правила его поведения, без которых не может эффективно протекать социально-реабилитационный процесс и взаимодействие с ребенком, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности.

Мораль представляет собой единство нравственного сознания, нравственной деятельности и нравственных отношений с детьми и другими людьми в повседневной жизни и в сфере профессионального труда.

Нравственное сознание — это осознание людьми норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе, ценностей и качеств собственной личности. Оно закрепляется в соответствующих взглядах, идеях, представлениях, традициях, привычках и функционирует в единстве общественного и индивидуального сознания.

Если общественное сознание дает обобщенное представление о морали как общественном явлении, то в индивидуально-нравственном сознании отражается социальная ситуация развития, в которой оказался конкретный человек. Оно представляет собой совокупность взглядов личности на то, что такое добро и зло, в чем смысл и цель жизни, что такое счастье, справедливость, совесть, честь и достоинство, нравственный идеал, какие требования, нормы и правила поведения существуют в обществе, какова нравственная ценность тех или иных качеств личности и поступков.

Индивидуально-нравственное сознание специалиста по социальной реабилитации, исходя из специфики его труда, включает в себя весь спектр сформировавшихся у него нравственных взглядов, убеждений, чувств, отражающих нравственные отношения в сфере социально-реабилитационной деятельности.

Существенное влияние на его индивидуально-нравственное сознание оказывает наличие тех или иных нравственных качеств: в положительном плане — положительные качества, в отрицательном — негативные. В числе положительных качеств большое значение имеют такие, как добросовестное отношение к труду, самокритичность, доброта и справедливость, честность и принципиальность, скромность и любовь к детям, профессиональная гордость и др.

Нравственная деятельность специалиста по социальной реабилитации представляет собой совокупность практических действий и поступков, направленных на повышение собственной профессиональной культуры, а также на реализацию установок, целей и задач формирования полноценной личности ребенка с ограничениями жизнедеятельности, способной успешно адаптироваться в сложном мире социальных отношений. Достижение этой цели и определяет нравственную деятельность специалиста по социальной реабилитации.

Эффективность социально-реабилитационного процесса во многом зависит от того, как сложились нравственные отношения между специалистом по социальной реабилитации и другими субъектами реабилитационного процесса: ребенком, родителями ребенка, специалистами различных профилей.

Нравственные отношения — это реальные отношения между людьми, действующие на основе моральных норм. Нравственные отношения между специалистом по социальной реабилитации и ребенком выполняют несколько функций: с одной стороны, это метод воздействия на ребенка, с другой — условия для организации эффективного социально-реабилитационного процесса, с третьей, они имеют социальную ценность. От уровня нравственных отношений между специалистом по социальной реабилитации и ребенком во многом зависит отношение ребенка к опыту старшего поколения, который предстает перед ним в его образе.

Взаимодействие специалиста по социальной реабилитации с ребенком происходит посредством общения в различных видах совместной деятельности и отношений. Чаще всего это происходит в процессе передачи знаний, опыта в ходе игровой деятельности, на коррекционных и развивающих занятиях. Его общение с ребенком в процессе всех форм взаимодействия и отношений должно быть эмоционально комфортным и лично развивающим. Важно создать такую обстановку теплоты и доверительности, когда ребенок естественно включается в различные отношения. Выделяют следующие виды общения:

а) примитивное общение — другой человек оценивается как ненужный и мешающий. После получения от собеседника необходимой информации интерес к нему теряется;

б) формально-ролевое общение — ориентация на социальную роль;

в) деловое общение — учитываются особенности личности, характера, возраста, настроение собеседника, но интересы дела более значимы, чем другие факторы;

г) духовное, межличностное общение — это общение близких людей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник хорошо знает собеседника, может предвидеть его реакции, интересы, отношения.

Духовное общение для процесса социальной реабилитации является наиболее приемлемым, так как специалист здесь выступает для ребенка носителем духовного начала.

Основным средством воздействия и обращения к ребенку является слово. В психологии выделены следующие группы наиболее часто употребляемых словесных воздействий:

— организующее воздействие (инструктирование, распоряжение, наставление, побуждение и др.);

— оценивающее воздействие (с положительным знаком — похвала, с отрицательным знаком — критические замечания, оценки);

— дисциплинирующее воздействие (замечание -7" вопрос — замечание — утверждение, повышение голоса, и др.).

На результаты социальной реабилитации детей и комфортность их поведения существенное влияние оказывают особенности стилей взаимодействия с ними. В числе основных стилей педагогического руководства (по данным Е.Я. Захаровой) выделяют: демократический стиль, авторитарный, конформный и индифферентный.

Сопоставляя эффективность учебных занятий, проводимых педагогами с разными по стилю способами работы, Е.Я. Захарова обнаружила значительное преимущество демократического стиля педагогической деятельности по сравнению с другими стилями. Однако результаты анализа данных исследования показали, что в реальном педагогическом процессе 60% преподавателей имеют явно выраженную авторитарную направленность.

Наблюдения и экспертная оценка лиц, работающих с детьми-инвалидами, подтвердили наибольший психологический комфорт и эффективность в работе с ними при демократическом стиле взаимоотношений.

На установление нормальных взаимоотношений с ребенком, имеющим ограниченные возможности, оказывают влияние не только стиль управления, но и социально-психологическая позиция специалиста по социальной реабилитации по отношению к ребенку. В психологии общения выделяют две позиции: закрытую и открытую.

Для закрытой позиции характерны обезличивание, подчеркнуто объективная манера изложения на общем фоне отсутствия собственных суждений, переживаний, озарений, эмоционального отношения к тому, что говорится или выполняется.

Для открытой — присуще уважительное отношение к тому, что делает ребенок, и даже тогда, когда его действия ошибочны, критика используется в форме самокритики, допускается право ребенка на ошибку, проявляется оптимизм и доверие.

Взрослый выступает по отношению к ребенку важнейшим фактором и условием его соматического (физического) и психического (душевного) здоровья. Объясняется это тем, что соматическое и психическое здоровье детерминировано образом жизни, преобладанием определенных жизненных норм в поведении ребенка, а это, как известно, особенно на ранних ступенях возрастного развития, полностью зависит от взрослого.

К сожалению, в практике работы с детьми с отклонениями в развитии встречается немало случаев, когда дети проникаются неприязнью к отдельным лицам, с которыми контактируют. Эта неприязнь переносится и на совместную деятельность. В результате профессиональные усилия таких специалистов не воспринимаются детьми и оказываются не эффективными.

Мораль, принципами которой должен руководствоваться специалист по социальной реабилитации, диктует установления таких отношений между ним и ребенком, которые бы способствовали развитию полноценной личности, обладающей чувством собственного достоинства. Важнейшим условием положительного воздействия специалиста по социальной реабилитации на ребенка являются отношения, устанавливающиеся между ними на основе глубокого уважения и доверия. Человек, занимающийся социальной реабилитацией, должен быть по отношению к ребенку предупредительным, чутким, уважать его личность, быть требовательным, но справедливым. Отсюда недопустимы оскорбления, окрики, брань.

Показателем компетентности специалиста во взаимоотношениях с ребенком является гуманистическая позиция, интерес к нему, а также к изучению себя самого, своих действий.

Взаимоотношения специалиста по социальной реабилитации и ребенка зависят также от умения учитывать возрастные особенности, например, стремление подростка к взрослости. Специалист по социальной реабилитации, допускающий в общении с детьми несправедливость, грубость, бестактность, унижающие их достоинство, не может пользоваться уважением у детей и подростков.

Несправедливое отношение к ребенку со стороны взрослых может проявляться не только в откровенной неприязни, ненависти, но и в виде безразличного отношения. Понимая, что к нему окружающие относятся безразлично, ребенок, в силу своей неопытности, не может разобраться, где добро, а где зло. .В результате он становится подозрительным, у него вырабатывается недоверие к людям, переходящее постепенно в озлобленность.

Очень важно, чтобы специалист по социальной реабилитации обладал педагогическим тактом.

Педагогический такт — это чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения. Такт есть выбор такой меры воздействия, которая основана на отношении к личности ребенка как к главной ценности.

В тесной связи с педагогическим тактом рассматривают педагогическую эмпатию. Эмпатия помогает специалисту по социальной реабилитации войти в положение, понять состояние ребенка и учитывать их во взаимодействии с ним.

Приемы и методы воздействия на детей и подростков могут быть разнообразными: вербальными и невербальными, прямыми или косвенными. Но в каждом конкретном случае требуется осмысление причин, породивших негативные последствия, знание особенностей личности, условий жизни, воспитания и развития, учета их специфики в данный момент. От специалиста по социальной реабилитации требуется нравственная зрелость, гибкость, творческий подход к использованию тех или иных методических приемов и средств.

Очень точно заметил по этому поводу К.Д. Ушинский в своем обращении к учителям: «Мы не говорим педагогам — поступайте так или иначе, но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их применить. Не только обстоятельства эти бесконечно разнообразны, но сами натуры воспитанников не походят одна на другую».

Итак, взаимоотношения специалиста по социальной реабилитации с детьми, имеющими ограничения жизнедеятельности, должны основываться на соблюдении определенных моральных норм. В числе таких норм можно назвать:

— не следует вспоминать о дефекте и произносить его в присутствии ребенка. При любых обстоятельствах нужно уважать чувство собственного достоинства каждого своего воспитанника и формировать это чувство;

— основным регулятором нравственных отношений является справедливая оценка поступков и действий ребенка. Необходимо быть требовательным по отношению к ребенку, но требовательность должна быть доброжелательной, сочетающейся с уважением личности ребенка;

— к ребенку следует предъявлять посильные требования и не допускать слепого подчинения этим требованиям, бороться против рабской покорности ребенка во взаимоотношениях с людьми;

— нравственные отношения не могут строиться на черствости и равнодушии, тем более на жестокости. Необходимо учить детей чувствовать чужое горе, сопереживать, откликаться на него, несмотря на трудности, которые могут быть у ребенка с ограниченными возможностями;

— ребенок с ограниченными возможностями нуждается в помощи взрослого, особенно когда ему трудно. Оказать ее — одна из моральных норм, регулирующих отношения между взрослым и ребенком;

— следует оберегать воспитанников от вербальной агрессии здоровых сверстников, научить их делать это самостоятельно, используя специальные приемы;

— нельзя делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию по отношению к ним;

— необходимо поощрять инициативу детей, не захваливать инициативных, не порождать зазнайство у одних и подрывать веру у других, в каждом ребенке находить положительные черты и в своей работе опираться на них;

— в общений с детьми следует находить нужный тон, всю социально-реабилитационную деятельность строить только с учетом индивидуального подхода, развивать у детей способность отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле;

— нравственные позиции взрослого должны быть ясными и совершенно очевидными для воспитанников и подкрепляться его трудовой деятельностью и образом жизни.

Нравственные отношения необходимы не только во взаимодействии с детьми, но и с коллективом специалистов, участвующих в реабилитационном процессе. Кроме специалиста по социальной реабилитации, с ребенком, имеющим ограничения жизнедеятельности, взаимодействуют врачи, коррек-ционные педагоги, логопеды, воспитатели, учителя и другие специалисты. Коллектив реабилитационного или другого специализированного учреждения является тем звеном, которое объединяет и направляет усилия всех участников реабилитационного процесса на достижение общих результатов.

Поэтому вопрос о системе нравственных отношений в специализированном коллективе является чрезвычайно важным. Процесс реабилитации ребенка с ограниченными возможностями предполагает высокое чувство ответственности каждого его члена за судьбу ребенка, что проявляется в единстве требований и действий по отношению к нему. Единство требований всех участников реабилитационного процесса может быть обеспечено лишь при условии согласия всех членов коллектива специалистов с характером, содержанием и формой этих требований.

Коллектив реабилитационного учреждения контролирует и направляет деятельность специалиста по социальной реабилитации, предъявляя к нему определенные требования в виде оценок, мнений о его деятельности. Свободное принятие требований своих коллег возможно в таком коллективе, где разумно совмещены свобода деятельности с дисциплиной, творческая активность с подчинением. Только в творческой атмосфере взаимопомощи можно чувствовать себя уверенным и активно решать поставленные задачи.

Взаимопомощь и взаимодействие в реабилитационном коллективе являются одним из определяющих условий профессионального роста и нормального развития нравственных отношений. В этой связи чрезвычайно важен постоянный обмен информацией о прочитанном в педагогической, психологической и специальной литературе. Однако необходимо, чтобы члены коллектива испытывали потребность в таком обмене, умели ценить каждое новое достижение своего коллеги, понимали друг друга с полуслова.

Чрезвычайно важной морально-этической проблемой являются отношения специалиста по социальной реабилитации с семьей ребенка. Их нельзя рассматривать как полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на решение ими одних и тех же задач. Конфликты между родителями и специалистом по социальной реабилитации могут возникать из-за низкой педагогической культуры родителей, бестактности самого специалиста, разночтения задач социальной реабилитации и т. д.

Нравственные отношения в системе реабилитационной деятельности — непременное условие успешной организации взаимодействия с ребенком в реабилитационном процессе. Они способствуют формированию благоприятного морально-психологического климата во взаимоотношениях с другими его участниками, определению единых подходов в воспитании ребенка и соблюдению единства требований по созданию условий развития его как личности, способной к интеграции в социальную среду.

 

Вывод.

Процесс реабилитации ребенка с ограниченными возможностями предполагает высокое чувство ответственности каждого его члена за судьбу ребенка, что проявляется в единстве требований и действий по отношению к нему. Единство требований всех участников реабилитационного процесса может быть обеспечено лишь при условии согласия всех членов коллектива специалистов с характером, содержанием и формой этих требований.

Коллектив реабилитационного учреждения контролирует и направляет деятельность специалиста по социальной реабилитации, предъявляя к нему определенные требования в виде оценок, мнений о его деятельности. Свободное принятие требований своих коллег возможно в таком коллективе, где разумно совмещены свобода деятельности с дисциплиной, творческая активность с подчинением. Только в творческой атмосфере взаимопомощи можно чувствовать себя уверенным и активно решать поставленные задачи.

Взаимопомощь и взаимодействие в реабилитационном коллективе являются одним из определяющих условий профессионального роста и нормального развития нравственных отношений. В этой связи чрезвычайно важен постоянный обмен информацией о прочитанном в педагогической, психологической и специальной литературе. Однако необходимо, чтобы члены коллектива испытывали потребность в таком обмене, умели ценить каждое новое достижение своего коллеги, понимали друг друга с полуслова.

Чрезвычайно важной морально-этической проблемой являются отношения специалиста по социальной реабилитации с семьей ребенка. Их нельзя рассматривать как полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на решение ими одних и тех же задач. Конфликты между родителями и специалистом по социальной реабилитации могут возникать из-за низкой педагогической культуры родителей, бестактности самого специалиста, разночтения задач социальной реабилитации и т. д.

Нравственные отношения в системе реабилитационной деятельности — непременное условие успешной организации взаимодействия с ребенком в реабилитационном процессе. Они способствуют формированию благоприятного морально-психологического климата во взаимоотношениях с другими его участниками, определению единых подходов в воспитании ребенка и соблюдению единства требований по созданию условий развития его как личности, способной к интеграции в социальную среду.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Захарова Е.Я. Влияние нормативно-ценностных ориентации педагогов на успешность их деятельности. Дис. канд. пед. наук. Л., 1989.

2. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. М.,1997.

3. Маркова АЛ. Психология труда учителя. М., 1993.

4. Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. М., 1977.

5. Самахова И.А. Не смейтесь над Дауном! Он человек, хотя порой без биополя // Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. М., 1995.

6. Страхов И.В. Психологические основы педагогического такта. Саратов, 1972.

7. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М., 1968.

8. Якунин ВА. Педагогическая психология: Учеб. пособие. СПб., 1998.

9. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. Учебный план и программы по специализации / Под ред. А.Г. Пашкова и Н.С. Степашова. Курск, 1996.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.