Сделай Сам Свою Работу на 5

Факторы, влияющие на эмоциональное выгорание педагогов





Практические занятия -12 ч

№ раздела дисциплины Тема практического занятия Количество часов
Механизмы возникновения стресса Задание
  1. Составить словарь основных терминов и понятий.
  2. Законспектировать первоисточник: Г. Селье. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979.
Обсуждение основных положений книги Г. Селье .
Профессия педагога как стрессоопасная профессия Профессия педагога как «стрессоопасная» профессия. Синдром опустошения: понятие, причины, признаки. Стадии синдрома опустошения. Основные признаки профессиональной деформации личности в работах отечественных авторов. Эмоциональное выгорание как проявление профессиональной деформации личности. Диагностический инструментарий для оценки различных видов профессиональной деформации педагогов. Задание для самостоятельной работы 1. Познакомьтесь с результатами тестирования педагогов с целью изучения феноменов «эмоционального выгорания», «синдрома опустошения». Представьте интерпретацию результатов диагностического обследования и сформулируйте выводы.  
Технологии снятия профессионально-педагогических стрессов Управление стрессом. Приемы, помогающие прервать процесс опустошения: прием выражения эмоций и чувств; прием отвлечения; прием учета биоритмов; прием ограничения и контроля. Правила саморегуляции в условиях профессионального стресса. Правила поведения в острой стрессовой ситуации. Технологии снятия стресса. Задание: познакомиться с программами профилактики стрессов в педагогической деятельности. Разработать рекомендации для педагогов образовательных учреждений по управлению стрессом.   Задания для самостоятельной работы 1. Провести микроисследование на выявление причин эмоционального выгорания педагогов. 2 Создать банк упражнений, направленных на эмоционально-волевую подготовку педагога. 3. Создать банк релаксационных упражнений, способствующих снижению эмоциональной напряженности педагогов. 4.. Разработать перспективный план работы педагога-психолога по профилактике стрессов в педагогической деятельности в условиях образовательного учреждения. 5. Разработать сценарий мероприятия для воспитателей ДОУ по профилактике стресса в педагогической деятельности.  

Литература





1. Селье Г. Стресс без дистресса. -М.: Прогресс, 1979. -123 с.

2. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога // Психологическая наука и образование. - 2008. - №2.-С. 87-95.

3. . Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя //Вопросы психологии.- 1994.- № 6- С. 54-67.

.4. . Захарова Л.Н., Сергеюк П.И., Кузъминова М.П. Тревога, эмоциональная напряженность и стресс в профессиональной деятельности учителя // Психология человека в условиях социальной нестабильности. - М., 1994. - С. 178-202.

5. Горобец Т.Н., Жданов О.И. Стресс: сущность, функции, значение // Мир психологии. - 2008. - № 4 (56). - С. 45-53.

Дополнительная

1. Леонова А.Б.Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики до коррекции // Психол. журнал.- 2004. .- № 2. -С. 75-86.

2. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции.- СПб.: Питер, 2006.-256 с.


Приложение 1.

 

Факторы, влияющие на эмоциональное выгорание педагогов

Для изучения феноменологии проявления состояния эмоционального выгорания в педагогической деятельности нами проведены психологические исследования среди 218 педагогов школ г. Омска, имеющих разный опыт педагогической деятельности (от 2 месяцев до 25 лет), преподающих разные предметы.

В результате исследования было выявлено, что чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет.



У молодых специалистов (от 1 года до 3 лет), как и у специалистов с 10-летним стажем, количественная характеристика проявления эмоционального выгорания является невысокой (8-11%). В первом случае, вероятно, сказывается продолжающийся процесс адаптации. Деятельность педагога в данный период, скорее всего, направлена на совершенствование технологии преподавания предмета, оттачивание педагогического мастерства, а результаты деятельности пока не оказывают существенного влияния на его психоэмоциональное состояние. У профессионалов со стажем более 10 лет, возможно, уже выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им более спокойно реагировать на педагогическую ситуацию. Однако в период от 15 до 20 лет частота проявления состояний эмоционального выгорания вновь повышается до 22%. Относительно частоты проявления эмоционального выгорания в течение учебного года было установлено следующее:

- 56% педагогов 2 раза в год испытывают данное состояние,

- 21 % - 3-4 раза в год;

- 15% - более 5 раз;

- 8 % - не испытывают вообще.

Таким образом, можно сделать вывод,

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

 

 

По длительности протекания состояний «эмоционального выгорания» большинство педагогов (69%) определяют срок от 3 до 5 и от 5 до 7 дней.

Общая картина эмоциональных, волевых процессов, поведенческих реакций, проявляющихся в состоянии эмоционального выгорания, представлена в таблице:

 

Перечень психических процессов, поведенческих реакций, проявляющихся в состоянии эмоционального выгорания (в %)

 

Раздражительность 62,5
Разочарование 56,25
Обида 56,25
Досада
Апатия
Подавленность 43,75
Беспомощность 37,5
Угнетенность 37,5
Опустошенность 37,5
Горечь 37,5
Отчаяние 37,5
Конфликтность 31,2
Стресс 31,2
Безысходность

 

Анализ эмоциональных и волевых процессов, поведенческих реакций, проявляющихся в состоянии эмоционального выгорания (СЭВ), показывает, что все они имеют негативную эмоциональную окраску и низкий уровень психической активности.

Стоит отметить, что 12% опрашиваемых не смогли назвать никаких способов саморегуляции СЭВ. Это может свидетельствовать о пассивности и об отсутствии внутреннего осознания способов саморегуляции своих состояний, о низкой психологической культуре педагогов.

Подводя общий итог, следует отметить, что проявление состояния эмоционального выгорания в педагогической деятельности имеет ряд отличительных особенностей:

• высокая эмоциональная включенность в деятельность;

• жесткие временные рамки (урок, четверть, учебный год);

• отсутствие осознания обратной связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;

• жесткий контроль со стороны администрации и ответственность перед родителями, обществом в целом
за результат своей деятельности;

• неотрегулированность организационных момен тов в педагогической деятельности (нагрузка, распи сание, кабинет, моральное и материальное стимулирование).

Анализ психических состояний во время проявления СЭВ показывает, что эмоциональное выгорание является сложным состоянием, включающим в себя несколько составляющих, имеющих негативную эмоциональную окраску. Оно является неравновесным и отклоняется от оптимального уровня как в сторону снижения психической активности, так и в сторону повышения.

Среди ситуаций в педагогической деятельности, влияющих на возникновение состояний эмоционального выгорания, большинство педагогов (89%) ставят на первое место начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов, то есть после того как педагог был временно выключен из собственно педагогической деятельности. Это подтверждает вывод о том, что одна из главных функций состояний эмо ционального выгорания — адаптационная, помогающая организму приспособиться к стрессогенным для него условиям.

В качестве другой причины педагоги выделяют ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями (ситуацию общения с родителями особенно часто выделяют педагоги начальной школы — 17,7%). Причем если в первом случае состояние эмоционального выгорания возникает сразу, то во втором — негативная реакция имеет свойство сначала накапливаться и только потом переходить в состояние эмоционального выгорания. Это подтверждает наличие еще одной функции данного состояния — защитной, которая оберегает психику педагога от разрушения в связи с неадекватно высокой эмоциональной напряженностью в деятельности.

Небольшой процент педагогов (6-8%) выделяют следующие ситуации эмоционального выгорания: проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончание учебного года.

Что касается причин возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности, то педагоги выделяют следующие:

• я высокую эмоциональную включенность в деятельность — эмоциональную перегрузку (34%);

• отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам (31%);

• жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей (26%);

• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния (23%);

• организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное
и материальное стимулирование (22%);

• ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда (17%);

• отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией (12%).

Таким образом,

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.