Сделай Сам Свою Работу на 5

Реконструкция процесса ткачества на бердышке с круглыми отверстиями в средневековом Новгороде.

Савенкова М.М.

Появлению горизонтального ткацкого станка у восточных славян предшествовало ткачество на примитивных приспособлениях. Конструкция ткацкого станка берет свое начало в устройстве различных поясных приспособлений. Поясные приспособления обычно состоят из нескольких деталей: чаще всего для навивания готовой ткани используется товарный вал. Такие изделия встречаются в археологическом материале средневекового Новгорода (рис.10). Центральная часть вала, на которую навивается готовая ткань, обычно тоньше конечных. Данная конструкция изделия предотвращает соскальзывание нитей при работе. Вал через боковые отверстия фиксируется к поясу ткачихи кожаными ремнями или веревкой. Нити основы прикрепляются к валу, натягиваются, второй конец основы привязывается к неподвижному предмету (рис.11).

Необходимой принадлежностью поясного приспособления является зевообразователь, при помощи которого, происходит смена четных и нечетных нитей основы (смена зева). Деление нитей на две группы - четные и нечетные и механическое образование зева отличительная черта ткачества. Ручной перебор нитей характерен для плетения. Самое архаичное из подобных приспособлений – нитеразделитель, который задает фиксированное положение между нитями основы, но не выступает в качестве инструмента для смены зева. Костяная пластинка с отверстиями, найденная в Херсонесе (рис.8), является простейшим нитеразделителем с одним рядом круглых отверстий. Во время работы на нем нити основы делятся на четные и нечетные при помощи перебора руками. Некоторые поясные приспособления сохранились в крестьянском быту до начала XX века (бердышки с круглыми и щелевидными отверстиями, дощечки). Возможно, что наиболее архаичные приспособления в этот период времени уже не использовались.

Две новгородские находки X века, выполненные в виде дощечек с круглыми отверстиями, расположенными двумя горизонтальными рядами, служили для выработки текстиля. На принадлежность инструментов к текстильному производству указывают следы потертостей от нитей в теле приспособлений, которые могли образоваться в процессе выработки нешироких полос ткани. Для реконструкции способов выработки текстиля на новгородских инструментах необходимо обратиться к этнографическому материалу. Параллели, проведенные с аналогичными этнографическими приспособлениями различных народов, могут содействовать восстановлению приемов работы на новгородских находках.



В начале XX века немецкий исследователь У.Д.Сирелиус выделил у коренных жителей Тобольской губернии (остяков и вогулов) приспособления для ткачества двух типов,1. берда с круглыми отверстиями, 2. берда с круглыми и щелевидными отверстиями. Исследователь отмечает, что на берде с круглыми отверстиями работать гораздо сложнее, чем на приспособлении со щелевидными прорезями. На этом утверждении строится его предположение, что этот инструмент «более первобытный».

Описанное исследователем бердо имеет достаточно простую конструкцию. Приспособление представляет собой деревянную дощечку с отверстиями, расположенными в два ряда в шахматном порядке, отверстиям в одном ряду соответствует промежуток между отверстиями в другом ряду. Ткачество осуществлялось следующим образом. В отверстия продевались нити, концы всех нитей связывались в один общий узел, который фиксировался неподвижно. Второй конец прикреплялся к поясу. Способы тканеобразования на бердышке с круглыми отверстиями, которые применялись для ткачества нешироких полос ткани - поясов и тесьмы, идентичны способам работы на примитивном горизонтальном ткацком станке.

Уток продевался и прибивался между рядами нитей основы деревянной иглой. Для смены зева бердо наклонялось вперед, верхние нити основы опускались вниз под собственной тяжестью. Это возможно только в том случае, если нити достаточно грубые и жесткие, скорее всего имеющие растительное происхождение. Переход на шерстяное волокно мог привести к исчезновению этого типа инструмента. В образовавшийся зев прокидывался уток. После этого бердо возвращалось в первоначальное положение, и ткачество продолжалось с первого этапа (Сирелиус У.Д.,1905-1906,С.39-40).

Приспособление с круглыми и щелевидными отверстиями конструктивно более совершенно. Смена зева здесь происходит путем опускания и поднятия берда. В этом случае нити, заправленные в щелевидные отверстия, занимают соответственно верхнее или нижнее положение по отношению к нитям, заправленным в круглые отверстия. Подобное приспособление сохранилось в этнографическом материале многих европейских и азиатских народов, в археологическом новгородском материале примеров не имеет.

На основе анализа можно выделить два больших класса примитивных текстильных приспособлений отличающихся друг от друга способом образования ткани. 1. Приспособления неподвижные, при работе на которых нити перемещаются вручную. 2. Приспособления подвижные, в которых нити основы меняют положение в зависимости от перемещения или вращения инструмента. Из двух типов первый является наиболее архаичным. Орудия первого типа применялись только для фиксации нитей, перебор нитей осуществлялся руками человека. В движущихся приспособлениях происходит механическое чередование нитей, что является некоторым усовершенствованием всего процесса тканеобразования. Явное усложнение конструкции бердышка с прорезями, при упрощении процесса ткацкого производства, указывает на его позднее возникновение. Опираясь на данную классификацию, следует согласиться с предположением исследователя о большей архаичности берда с отверстиями.

Инструменты из Новгорода стоят в ряду подобных изделий, относящихся к финно-угорским и балтским древностям. Среди археологических находок этих народов имеется группа изделий, которая может быть идентифицирована как приспособления для ткачества поясов. Предмет из кости (г. Рыуге, Эстония) VIII-X вв., атрибутированный как гребень, содержит два ряда отверстий (рис.2). В нижнем ряду приспособления находятся 4 отверстия, в верхнем - 3. Самое верхнее одиночное отверстие предназначено для привешивания (Финно-угры и балты,1987.С.255). Расположение отверстий в шахматном порядке позволяет предположить, что предмет размером 4 на 4 см был предназначен для ткачества поясов.

Некоторые типы финно-угорских привесок, вне зависимости оттого, что на них изображено, поражают одинаковым количеством в них отверстий и четким расположением на плоскости (Финно-угры и балты, 1987.С.255). К подобным приспособлениям могут быть отнесены эстонские гребни VIII-X веков (рис.3,4). Верхняя часть гребней выполнена в виде парных фигур змей, лебедей, птиц. Количество отверстий в изделиях совпадает: три в нижней части, два - в верхней. Одиночное отверстие предназначалось для подвески. Объяснить это совпадение можно следующим образом, или сами гребни использовались для ткачества, или в их изображении копировалась конструкция приспособлений для ткачества. При ткачестве на гребне нити, опускаясь вниз, могли удерживаться зубьями гребня. Гребень – древнее универсальное приспособление, применявшееся для чесания пряжи, набивания утка в процессе ткачества, и, наконец, существовал специальный вид плетения на гребне. Этот примитивный инструмент со временем трансформировался в бердышко со щелевидными отверстиями, а затем в бердо горизонтального ткацкого станка. Универсальность инструментов архаичная черта, которую отмечали исследователи (Лебедева Н.И.,1956.С535; Семенов С.А.,1957.С.228). Соединение двух функций в одном инструменте: фиксация расстояния между нитями основы плюс разделение зева - древняя черта. Позже в ткацком станке появляются детали, каждое из которых играло только одну функцию.

В эпоху средневековья финно-угорские народы сохранили более архаичные способы выработки текстиля в отличие от славян. Костяная пластинка из Белоозера (Голубева Л.А.,1973.рис.46) с 9 отверстиями первой половины X века относится к древностям веси – финно-угорской народности (рис.7). Размер приспособления 8 см в высоту. Пластинка содержит два ряда горизонтально расположенных отверстий и три отверстия расположенных вертикально. Два ряда отверстий предназначены для заправки нитей основы. Не совсем ясно назначение трех вертикально расположенных отверстий, явно лишних для подвески.

Среди украшений карелы XII-XIV веков из Ряйсяля (Финно-угры и балты, 1987.С.263) находится предмет из бронзы атрибутированный как привеска, хотя он не имеет отверстия для подвешивания в верхней части (рис.1). Отросток в верхней части пластинки может являться ручкой, при помощи которой осуществлялось перемещение инструмента. На пластине горизонтальными рядами расположены отверстия в следующей последовательности: 1 ряд - 3 отверстия, 2 ряд - 4 отверстия, 3 ряд - 3 отверстия, 4 ряд - 4 отверстия. Ряды отверстий сгруппированы в две пары. Отверстия первого и третьего рядов расположены в промежутках между отверстиями второго и четвертого рядов в шахматном порядке. Система расположения отверстий соответствует конструкции приспособлений для ткачества типа нитеразделителей, которые служили для равномерного распределения нитей в изделии, но в процессе ткачества не принимали участия.

Возможны два варианта использования находок подобного типа. Само изделие могло использоваться для ткачества. Миниатюрные размеры (2,5 на 2,5 см) указывают на ткачество из тонких нитей. Орудия труда входили в состав мужского и женского костюма, который являлся отражением статуса мужчины и женщины. Женские захоронения обычно сопровождались пряслицами и гребнями. Миниатюрное изделие могло также являться копией настоящего ткацкого приспособления и исполнять роль привески-оберега, имеющего охранительную функцию. В качестве амулетов использовались предметы, обладающие сакральными свойствами (ключи, ножи, ложечки и т.д.), приспособления для ткачества и плетения являлись таковыми у всех народов.

Вне зависимости оттого, что представляет собой изделие, настоящее орудие труда или его копию, перед нами приспособление для выработки поясов в две основы. Двухосновные ткани, сохранившиеся в поневах Рязанской области, в белорусских коврах по логике развития текстиля должны иметь предшественников в более примитивном ткачестве на архаичных приспособлениях. Первый и второй ряд отверстий предназначен для заправки первой основы, третий и четвертый ряды отверстий для нитей второй основы. Работать можно двумя утками на двух основах или же одним утком по кругу. Структура переплетения текстиля представляет собой полый круглый шнур. Орнамент образуется при использовании нитей разных цветов в заправке первой и второй основ. Для создания узора нити из нижней основы в определенном порядке поднимаются наверх, верхние опускаются вниз. Небольшое число отверстий указывает на ограниченное число нитей и в связи с этим на примитивный несложный узор.

Бердышки с круглыми отверстиями из Новгорода имеют строение аналогичное древностям финно-угорских народов. Одно приспособление для ткачества из Новгорода X века (рис. 5) имеет зооморфное завершение верхней части в виде головки с открытой пастью. Изделие вырезано из дощечки, которая в местах нанесения отверстий утончена. Высота сохранившегося фрагмента 11 см, ширина 9см. Протертые желобки указывают на толщину использовавшихся нитей, которые были гораздо меньше диаметра отверстий (толшина не более 1мм). Отверстия расположены в два ряда в нижней части дощечки. Правая часть изделия сохранилась почти полностью, левая частично утрачена. Нижняя часть дощечки обрезана, причем на обрезанном крае сформировано утолщение. Форма края указывает на то, что приспособление при работе на нем стояло на горизонтальной плоскости или упиралось в вертикальную.

Расположение отверстий в шахматном порядке, указывает на возможность перебора нитей вручную. Промежуток между рядами отверстий задает ткацкий зев - расстояние между верхними и нижними нитями. Основная сложность в работе состоит в образовании второго ткацкого зева. Для реконструкции способа работы важен характер протертых желобков от нитей возле отверстий, который говорит об изменении положения приспособления при ткачестве и о способе заправки нитей. Потертости от нитей в теле берда, находящиеся в наклонном положении относительно центра дощечки, показывают, что выше берда нити собирались в один пучок и привязывались.

Один из возможных вариантов использования бердышка - поднятие нижних нитей нитченками - нитяными петельками. Можно предположить, что в данном приспособлении нитченки отсутствовали. При использовании нитяных петелек для перемещения нижних нитей в верхнее положение, наклон берда менять не требуется. Неподвижное бердо не получило бы соответствующих потертостей от нитей.

Перебор нитей мог также осуществляться руками. В этом случае при перемещении верхних нитей вниз, бердо самопроизвольно изменяло положение с вертикального на горизонтальное. Нити основы образуют протертые желобки, когда бердышко находится именно в горизонтальном положении. Подобное приспособление А.А.Попов описывает у народов Севера (Попов А.А.,1955.С.134). Им же были выявлены и примитивные горизонтальные ткацкие станки с нитеразделителями, приспособлениями для фиксации постоянного расстояния между нитями основы.

Высота второго приспособления X века из Троицкого раскопа 13 см., ширина, сохранившегося фрагмента 10 см (рис.6). Второе приспособление содержит большее количество отверстий, которые расположены следующим образом: в центре дощечки 2 ряда отверстий. Три отверстия расположены в первом ряду, так как часть инструмента не сохранилась, определись точно количество существовавших отверстий точно невозможно. Вероятно что, в нижнем ряду были расположены в шахматном порядке четыре отверстия как и в других аналогичных изделиях. Два дополнительных отверстия расположены одно выше, второе ниже отверстий двух центральных рядов. Очевидно, что более сложная компоновка отверстий предполагает более сложную структуру переплетения ткани. Нити, помещенные в два одиночных отверстия, могли использоваться в нужных местах по рисунку. Предмет имеет обрезанную нижнюю часть, и ассиметричную форму рукояти в виде головы медведя.

Для восстановления способов работы на дощечках была предпринята попытка обратиться к новгородским текстильным находкам. Среди фрагментов тканей обращают на себя внимание шнуры и пояса, выработанные в технике перебора. По готовым изделиям, изготовленным в этой технике, не возможно определить на каком конкретно приспособлении они были выработаны. На бердышке, нитченках, ткацком станке можно получить идентичные переплетения. Небольшое количество нитей основы, использовавшееся в поясах указывает на то, что эти пояса могли быть изготовлены на бердышке с круглыми отверстиями.

Фрагмент ткани X века из Неревского раскопа содержит число нитей основы, совпадающее с количеством отверстий на предмете из Рыуге. Основа пояса состоит из семи нитей двух видов: для кромки использованы четыре тонкие нити зеленого цвета, для рисунка три толстые желтого цвета. Уток виден в переплетении ткани и участвует в создании рисунка. Раппорт переплетения ткани состоит из шести прокидок утка (рис.12). Пояс имеет двухсторонний рисунок, который выполняется на примитивном приспособлении очень рационально. Перебор всех нижних нитей – самая трудоемкая операция повторяется через каждые пять рядов (рис.14). На первом этапе – нить прокидывается между верхним и нижним рядами отверстий. Второй этап – уток огибает крайнюю нить кромки и прокидывается сверху всех нитей основы до второй крайней кромочной нити. Третий этап – уток огибает вторую кромочную нить и прокидывается под всеми нитями основы до первой кромочной нити. Четвертый этап заключается в переборе всех нижних нитей, которые поднимаются наверх и уток прокидывается под ними. При осуществлении перебора бердо принимает горизонтальное положение, в таком положении возможно образование потертостей от нитей аналогичным на новгородской находке. На пятом этапе повторяется порядок работы третьего этапа, на шестом этапе - второго. Затем работа продолжается, начиная снова с первого этапа. Рисунок пояса (шириной 1 см.) имеет вид переплетения типа «рогожка» (рис.19).

Вторая текстильная находка X века из Новгорода содержит 10 нитей основы (рис.13). Схема переплетения археологического фрагмента очень похожа на предыдущую, но с большим количеством узорных нитей. Основа состоит из четырех тонких нитей кромки и шести толстых узорных нитей. В основу ткачества положен тот же принцип прокидывания утка поверх и снизу трех узорных нитей. На первом этапе осуществляется прокидка нити утка между двумя рядами нитей, заправленными в отверстия. Второй этап – нить утка огибает крайнюю кромочную нить и прокидывается над половиной узорных нитей основы и под второй половиной узорных нитей до второй крайней кромочной нити. Третий этап – то же самое в противоположном направлении. Четвертый этап – перебор всех нижних нитей основы, которые перемещаются в верхнее положение, под ними прокидывается уток. Пятый этап – повторяется третий этап. Шестой этап – повторяется второй этап. Затем работа продолжается, начиная снова с первого этапа (рис.15,20).

Третья текстильная находка XI века (рис.18) содержит в основе тринадцать нитей. Четыре нити служат для образования кромки, девять нитей создают узор пояса. Раппорт переплетения аналогичен предыдущему фрагменту, состоит из шести прокидок. 1 прокидка – нить утка соединяется с основой полотняным переплетением. 2 прокидка – нить утка ложится поверх трех нитей основы, под тремя нитями и сверху трех нитей. 3 прокидка - нить утка проходит под тремя нитями основы, над тремя нитями основы, под тремя нитями основы. 4 прокидка – происходит перебор всех нижних нитей основы, которые перемещаются в верхнее положение, под ними прокидывается уток, образуя полотняное переплетение. 5 прокидка – повторяется третий этап. 6 прокидка – повторяется второй этап. Затем работа продолжается, начиная снова с первого этапа.

Первое приспособление из Новгорода с двумя рядами отверстий (рис.5) могло использоваться для выработки аналогичных поясов. Пара сохранившихся крайних отверстий, расположенных близко друг к другу, в этом случае предназначалась для нитей кромки.

Второе приспособление (рис.6) имеет добавочные отверстия и ткань, выработанная на нем, имела более сложную структуру переплетения. Была предпринята попытка реконструировать один из возможных вариантов создания на нем текстильного переплетения (рис.16). Процесс работы над поясом состоит из шести этапов. От предыдущих изделий он отличается тем, что дополнительные нити основы вплетаются в структуру ткани в определенном порядке. На первом этапе нить утка прокидывается, как обычно, между двумя рядами нитей, заправленных в нижние и верхние отверстия (рис.17). Отличие состоит в необходимости подхватить добавочную нижнюю нить и ввести ее в структуру переплетения. На втором этапе нить утка проводится сверху всех нитей до крайней нити кромки, за исключением добавочной верхней нити. На третьем этапе уток проходит ниже всех нитей основы до последней нити кромки, за исключением добавочной нити утка. На четвертом этапе происходит перебор четырех нижних нитей основы, которые поднимаются наверх. Добавочная верхняя нить также входит в переплетение ткани. На пятом этапе повторяются действия третьего, на шестом этапе – второго. При воссоздании внешнего вида пояса применены способ заправки нитей основы и порядок прокидывания нити утка, использовавшиеся в археологическом текстиле.

Конструкция бердышка с круглыми отверстиями была доведена до оптимальной формы в эпоху раннего Средневековья. При создании данного инструмента поиск новых решений проводился в сторону увеличения количества отверстий, т.е. происходило наращивание количественных показателей. Эволюционный ряд данного типа приспособлений можно представить следующим образом. От инструмента с одним рядом отверстий для нитей основы к использованию приспособления с двумя рядами отверстий. Затем происходило добавление отверстий для узорных нитей и использование четырех рядов отверстий для производства двухосновной ткани. Замена одного ряда круглых отверстий щелевидными прорезями завершает эволюционный путь. На последнем этапе произошел качественный скачек, было изобретено приспособление, которое в статичном виде сохранилось до наших дней.

В данной статье была предпринята попытка реконструкции процесса работы на текстильных приспособлениях, обнаруженных при раскопках в Новгороде. Выявлены аналогичные инструменты в археологическом и этнографическом материалах других народов. Удалось установить принадлежность ряда находок к орудиям текстильного производства. Определена связь между инструментами и текстильными археологическими находками. Восстановлен один из возможных вариантов работы на новгородском бердышке с круглыми отверстиями.

 

Литература.

Голубева Л.А. Весь и славяне на Белом озере. X-XIII вв. М.,Наука,1973. С 211.

Лебедева Н.И.Прядение и ткачество восточных славян в XIX-началеXX в// Восточнославянский этнографический сборник. Очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX-началеXX в. М.: Из-во Академии наук СССР, Т.XXXI, 1956. С. 460-540.

Лебедева Н.И. Ткачество//Очерки по истории русской деревни X-XII вв. Труды государственного исторического музея. Вып. 33. М.: Советская Россия, 1959. С.9-37.

Попов А.А. Плетение и ткачество у народов Сибири в XIX и первой четверти XX столетия//Сборник музея антропологии и этнографии, Т XVI, М.-Л.,1955. С.41-146.

Семенов С.А. Первобытная техника// Материалы и исследования по археологии СССР, М.-Л. Издательство Академии наук СССР, 1957. Т54. С.240.

Семенов С.А., Коробкова Г.Ф. Технология древнейших производств. Мезолит. Энеолит. Л.: Наука, 1983. С.256

Сирелиус У.Д. Домашние ремесла остяков и вогулов//Ежегодник Тобольского губернского музея, Тобольск. Типография Епарх. Братства. Вып.15, 1905-1906.С.1-40.

Финно-угры и балты в эпоху средневековья.Отв. редактор В.В. Седов.- М.: Наука, 1987.

Kublo E.K. Spinning and weaving//Wood Use in Medieval Novgorod. The Archaeology of Medieval Novgorod. Edited by Mark and Jon Hather. C.136-157.

 

 


Кромка, узорные нити

1. 2 3 4
6 7 8
9
11
  ←6 прокидка →5 прокидка ←4 прокидка →3 прокидка ←2 прокидка →1прокидка     Кромка, узорные нити     →6 прокидка ←5 прокидка →4 прокидка ←3 прокидка →2 прокидка ←1 прокидка
   
1.Бронзовая привеска из Ряйсяля. Корелы XII-XIV вв. 2.Предмет из кости из Рыуге. Эстония. Вт. пол.1 тыс. н.э. 3,4. Костяные гребни Эстония. Вт. пол.1 тыс. н.э. 5. Приспособление для ткачества с двумя рядами отверстий. Новгород, X век (Н-87 р.-Тр.VIII 19-681-18). 6.Приспособление для ткачества с двумя рядами отверстий. Новгород, X век (Н-87 р.-Тр.VIII 20-687-31). 7. Костяная пластинка из Белоозера. X век. 8.Нитеразделитель для ткачества поясов IX-XII вв. Херсонес. 9. Мечеобразная лопаточка для прибивания утка при ткачестве поясов. Новгород.(Н-91 Тр.IX 6-828-20) 10. Товарный вал, служивший для наматывания готового пояса. Новгород.(Н-92 Фед.22-35-36) 11. Реконструкция поясного устройства - бердышко, вал, челнок. 12. Схема переплетения пояса из семи нитей основы. Новгород, X век (Н-53 25-126-36). 13. Схема переплетения пояса из десяти нитей основы. Новгород, X век (Н-78 р.-Дуб. 26-2-188).
● ○ ● ● ○ ○ ●   ● ○ ● ● ○ ○ ●   ● ○ ● ● ○ ○ ●
 
 


↑ ● ↑○ ↑ ●↑

● ○ ○ ●

               
       


● ○ ●

● ○ ○ ●

 
 


● ○ ●

● ○ ○ ●

 

  1.Прокидка в зев между рядами отверстий     2. Прокидка сверху всех нитей     3. Прокидка утка снизу всех нитей основы     4. Перебор всех нитей основы. Нижние нити поднимаются вверх.     5. Прокидка утка снизу всех нитей основы     6. Прокидка сверху всех нитей основы   ● ○ ○ ○ ● ● ○ ○ ○ ●   ● ○ ○ ○ ● ● ○ ○ ○ ●
       
 
   
 


● ○ ○ ○ ●

● ○ ○ ○ ●

 
 


● ○ ○ ○ ●

● ○ ○ ○ ●

 

● ○ ○ ○ ●

● ○ ○ ○ ●

 
 


● ○ ○ ○ ●

● ○ ○ ○ ●

1.Прокидка в зев между рядами отверстий 2. Прокидка сверху четырех нитей основы и под четырьмя нитями основы. 3. Прокидка сверху четырех нитей основы и под четырьмя нитями основы. 4. Перебор всех нитей основы. Нижние нити поднимаются вверх. 5. Повторяется 3 этап работы.   6. Повторяется 2 этап работы
   
Основные узорные нити Кромка   дополнительные узорные нити →1прокидка - нить утка прокидывается двумя рядами отверстий ←2 прокидка - нить утка проводится сверху всех нитей до крайней нити кромки под добавочной верхней нитью →3 прокидка - уток проходит ниже всех нитей основы, но выше добавочной нижней нити. ←4 прокидка - перебор нижних нитей основы, которые поднимаются наверх. →5 прокидка - повторяются действия третьего этапа. ←6 прокидка - повторяются действия второго этапа. ○ ● ○ ● ● ○ ○ ● 1. ○   ○ ● ○ ● ● ○ ○ ● 2. ○   ○ ● ○ ● ● ○ ○ ● 3. ○ ● ○ ● ● ○ ○ ● 4. ○ ○ ● ○ ● ● ○ ○ ● 5. ○   ○ ● ○ ● ● ○ ○ ● 6. ○  
   
  19 20  
14. Этапы процесса ткачества пояса из семи нитей основы. 15. Этапы процесса ткачества пояса из десяти нитей основы. 16. Реконструкция схемы переплетения пояса, выработанного на новгородском инструменте (Н-87 р.-Тр.VIII 20-687-31). 17. Процесс ткачества пояса, выработанного на новгородском инструменте из шести этапов (Н-87 р.-Тр.VIII 20-687-31). 18. Структура переплетения пояса из тринадцати нитей основы. XI век (Н-78 р.-Дуб. 22-35-9). 19. Внешний вид плетеного пояса (Н-53 25-126-36). 20 Внешний вид пояса. X век (Н-78 р.-Дуб. 26-2-188).
             

 

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.