Сделай Сам Свою Работу на 5

Морщились от одной мысли о нем, но пошли, —что поделаешь,





если взялся годить. ≪Устал я, Глумов≫, —с тоской говорит герой

И. Кваши, а потом с ужасом спрашивает: ≪Но почему же

ты думаешь, что он места сыщиков предлагать будет?≫

Душа их еще жива. С городовыми общаются, а душа еще

жива. Устав ≪О благопристойном поведении≫ редактируют,

А мысль еще теплится. Спектакль о бездонном падении и о неистребимости

Души.

В романе Щедрина Иван Тимофеевич появляется в доме

Глумова самым прозаическим образом: звякнул звонок и он

Вошел. В спектакле он возникает неожиданно, фантасмагорично,

Материализуется из пустоты.

Психологически точно, подробно и неторопливо сыграны

Эпизоды в начале спектакля, когда Рассказчика неудержимо

тянет ≪порассуждать≫, он по-детски обижается на Глумова — В. Гафта, который строго запрещает ему думать о судьбе свиньи:

Кто-то должен был ее выкормить, а потом продать, чтобы

Они могли есть ветчину. Даже по поводу памятников славным

людям истории Глумов предостережет: ≪Восхищаться ты можешь,

Но с таким расчетом, чтобы восхищение прошлым не



Могло служить поводом для превратных толкований в смысле

укора настоящему≫. Эта жажда рассуждений пройдет через

Всю его сценическую жизнь. Глумов —В. Гафт на первый

Взгляд более решителен и последователен, но нет-нет да и приоткроет

Актер его душевные мучения: в тонкой иронии —злой

По адресу Ивана Тимофеевича с присными, которые испытывают

Его мысли, горькой по отношению к себе, неспособному

Отказаться от этого унизительного испытания. В этом эпизоде,

Как и в других, режиссер строит действие сложно, добивается

Объемности в звучании сцены, а вместе с тем и комедийного

Блеска тем, что ведь и Иван Тимофеевич в исполнении П. Щербакова

По-своему умен. Он-то ведь отлично видит игру Глумова,

Но понимает, что сама эта игра, раз Глумов на нее согласился,

Есть его поражение, а раз так —пусть немного и покуражится.

Оставаясь после таких испытаний наедине, герои чувствуют

Себя совершенно разбитыми, им снова и снова приходится собирать



силы, чтобы продолжать ≪подвиг годения≫. И каждый

Такой этап —новый удар по надеждам героев отсидеться, отделаться

Малым. Машина Ивана Тимофеевича затягивает их все

Глубже и глубже. Просто укрыться в квартире и закусывать

ветчиной —этого мало, требуется еще ≪деятельная теплота

чувств≫. Доходит и до того, что сами они предлагают иметь от

Квартиры два ключа —один будет в кармане, а другой в квар133

Тале, чтобы в любую минуту можно было удостовериться в благонадежности

Обывателя.

Герой И. Кваши с ужасом слышит обволакивающую интонацию

Ивана Тимофеевича, знает, что за ней последует новое

Унизительное предложение. И предложение следует —жениться

на Фаинушке, ≪штучке≫ купца Парамонова. Всего и делов-то:

Обведут три раза вокруг налоя, поздравят в кухмистерской и — в разные стороны.

Кажется, свыше сил человеческих. Герой И. Кваши и молит

О чудодейственном спасении, и понимает, что еще секунда, еще

Один миг —и он согласится. Чудо свершается: в кабинет квартального

Надзирателя влетает адвокат Балалайкин.

С его появлением в спектакле резко меняется интонация.

Смена эта режиссерски подготовлена всем предыдущим —неторопливым

и подробным рассмотрением персонажей ≪Современной

идиллии≫, дотошным уяснением смысла их существования,

Первых, вполне как бы и естественных, отступлений от

совести, от убеждений. Логика ≪годения≫ затягивала и затягивала,

Отступление продолжалось, и конца ему не было видно,



Оно должно было войти в какую-то невероятно фантастическую

фазу. ≪Способ существования≫ Рассказчика и Глумова трансформируется

От вполне обычного, житейского до абсурдного.

Гастрономические восторги и мечтания заканчиваются таким

диалогом осоловевших приятелей:

—Тебе чай с вареньем?

—Без варенья.

—С каким без варенья?

—С вишневым без варенья ...

Эта режиссерская логика, движение внутри жанра художественно

Обосновывает в спектакле его неудержимую буффонную

Стихию. Главенствует в ней, конечно, О. Табаков в роли Балалайкина.

Пустопорожняя деловитость, отчаянный цинизм, готовность

на все ради неприкрытого ≪шкурного интереса≫: блистательно

Вычисляет Балалайкин —Табаков сумму, которую

Следует получить с купца Парамонова, —крупный и дальновидный

Финансист да и только, хотя речь, в сущности, идет

О подачке за двоеженство.

За всем этим у исполнителей спектакля сохраняется полная

Серьезность внутренней жизни, полный учет ее предлагаемых

Обстоятельств. Нет-нет да и проглянет что-то живое в них: то

О дочерях Балалайкин вспомнит с нежностью, на секунду остановив

Свой стремительный бег, то подумает, что и Очищенного

Жалко, мается человек без теплого угла и верного куска хлеба.

Товстоногов верен своему принципу спектакля —романа жизни,

Только здесь роман сатирический, гротесковый. Этот жанр не

Исключает невероятной сложности, противоречивости, обилия

Психологических подробностей. Они-то и придают всему спект

А к лю глубину и объемность.

Очищенный, которого герои впустили в свой дом, почувствовал

Себя тут равным, таким же благонамеренным человеком,

Как Рассказчик или Глумов. А Вокач играет его робким человеком,

Который вообще-то свое место знает, но тут очутился

В родной стихии и нагло стал поучать. На его мерзкие рассуждения

и сентенции Глумов кричит: ≪Правильно!≫, ≪Правильно!≫,

И легко понять по точнейшим интонациям артиста, по тому, как

Тут выстроено внутреннее действие режиссером, что возгласы

≪правильно≫ относятся не к подтверждению слов Очищенного,

а к чему-то более сложному и многозначному. ≪Правильно≫, что

Очищенный почувствовал себя здесь как дома, ≪правильно≫,

что Глумов ощутил унизительность этого, ≪правильно≫, что

Исподличались и опустились они с приятелем до крайности, до

Последней точки.

А Очищенный опять лезет с очередным случаем из жизни,

из практики ≪педагогического≫ заведения. И тут наступает

Момент, когда стихия психологической буффонады разрывается

трагедией: ≪Все! Не могу! Шабаш! Воняет! —кричит

в отчаянии, в прозрении, в ужасе Глумов.—Воняет! Воняет!

Воняет!≫

Миг прозрения героя, осознавшего в бессилии свое истинное

Положение, секунда нашего сострадания завершают лирическую

Линию спектакля, ставят точку в обыкновенной истории

Нравственного падения людей, лишенных силы и воли противостоять

Давлению деспотических сил. Далее следует сцена

Свадьбы Балалайкина с Фаинушкой, на которую жениха притаскивает

Жандарм, а Глумов имеет счастье понравиться невесте

и определяется в ее фавориты. Тут все тихо завершается:

Ничего с этими людьми уже не поделаешь, они вычеркнуты из

истории, они совершили свой ≪подвиг≫ годения вполне. Рассказчик

Завидует Глумову: тот хорошо устроился, а ему теперь

Одному дрожать на ветрах жизни.

≪Горько! Горько!≫ —пирует свадьба. Действительно, горько

и поучительно ...

Водевильная интонация предфинальных эпизодов спектакля,

Где Фаинушка —Н. Дорошина решает взять Глумова своим

≪метрдотелем и фаворитом≫, оттеняет и завершает грустную интонацию

Этого смешного представления.

Получив квартирку с отоплением, Глумов вполне устроил

свою жизнь, никто не заподозрит пошедшего на содержание

К содержанке в неблагонадежности, никто не усомнится в его

способности ≪удивлять мир отсутствием поступков и опрятностью

чувств≫.

Приятель же его выйдет к рампе, и актер скажет его

последний маленький монолог почти со слезами: ≪Оба мы одновременно

Перепоясались на один и тот же подвиг, и вот я стою

Еще в самом начале пути, а он не только дошел до конца, но

даже получил квартиру с отоплением ... А я должен весь про-

Цесс мучительного оподления проделать с начала и по порядку,

Я должен на всякий свой шаг представить доказательство и

Оправдательный документ, и все это для того, чтобы получить

В результате даже не усыновление, а только снисходительно

брошенное разрешение: живи!≫ Артист в этот момент чуть отстранится

От своего героя и посмотрит на него с глубоким

Состраданием.

Спектакль ≪История лошади≫ по повести Л. Толстого ≪Холстомер

≫, премьера которого состоялась 27 ноября 1975 года,

≪стал новой вершиной Большого драматического театра, рядом

с постановками Достоевского, Чехова, Горького≫.1

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.