Сделай Сам Свою Работу на 5

Повторяет слова призрака. Идет занавес. Когда сцена





Откроется, положение действующих лиц будет уже несколько

Иным.

Иннокентий Смоктуновский, начавший спектакль чтением

Эпиграфа, завершает его повторением народной пословицы.

Только теперь в его голосе слышится сначала смех, а затем — подавленное рыдание.

Для многих оказалось неожиданным, что вскоре после постановки

≪Ревизора≫ Товстоногов поставил в 1973 году в ≪Современнике

≫ инсценировку сатирического романа М. Е. Салтыкова-

Щедрина ≪Современная идиллия≫. Но было, очевидно,

Множество причин, определивших согласие Товстоногова поставить

этот спектакль. Причин самого различного свойства:

было, скажем, удобно по времени, хотелось встретиться с ≪Современником

≫: творческую близость к этому коллективу Товстоногов

Испытывал всегда. Главная же причина в том, что

Режиссера вдохновляла любовь к блистательному и желчному

сатирику, без которого, по словам М. Горького, ≪невозможно

понять историю России во второй половине X I X века . . . ≫ .

Эти слова стали эпиграфом спектакля, их читали зрители,

входя в зал театра. В ≪Современной идиллии≫ Товстоногову



Открывалась многообещающая возможность продолжить художественно-

Философское постижение духовной жизни России,

Ее преемственных связей с современностью, которая началась

с ≪Идиота≫ Достоевского. Здесь же крылась возможность связать

Наследие Салтыкова-Щедрина с нравственными задачами

Социалистического общества. Вопрос о содержании и значении

Этих связей вставал перед создателями спектакля, а прежде

Всего перед автором пьесы С. Михалковым, с первых шагов работы.

≪В чем же заключается живое значение Щедрина, в частности

его ≪Современной идиллии≫,—спрашивал себя автор

пьесы ≪Балалайкин и К0≫ С . М и х а л к о в ,—для нашего общества?≫

И отвечал: ≪Конечно, не только и не столько в обличении царского

Самодержавия и его слуг, а также буржуазно-дворянских

Идеологических систем, в том числе идеологии российского либерализма.

Велики заслуги великого сатирика в борьбе с ними.



Но эти силы давно уже стали для нашей страны историческим

прошлым≫. Опытный драматург, тонко чувствующий потребности

сцены, С. Михалков понимал, что ≪возбудить интерес

Современного человека к Щедрину только на этой платформе

невозможно≫. Неиссякающая сила великого сатирика, его

Актуальность сегодня заключена —по Михалкову —в критике

≪общих норм общественного сознания и поведения с точки зрения

высших идеалов≫. Нужно отдать должное Михалкову — он глубоко определил значение ≪Современной идиллии≫ для

Нынешней социальной педагогики и создал цельную, драматургически

Крепкую пьесу, что было вовсе не так легко сделать,

Ибо сатирическое обозрение Щедрина не обладает единым драматургическим

Стержнем, оно трудно поддается обыкновенному

Инсценированию. Нужна была ясная задача и незаурядный

Опыт драматурга, чтобы получить тот выигрышный материал,

Который лег в основу спектакля Товстоногова.

Высвечивалась сцена, становились различимы разбросанные

По полусферическому заднику (художник И. Сумбаташвили)

Изображения орденов, памятников, полосатых будок — внешних атрибутов Российской империи, а в то же время как

Бы и конкретных примет тех площадей и улиц Петербурга, по

Которым прогуливались Глумов и Рассказчик, решив, по совету

Алексея Степановича Молчалина, ≪годить≫. И прозвучала первая

реплика спектакля: ≪Встречает меня Алексей Степанович

Молчалин и говорит:

≪Нужно, голубчик, погодить!≫ Разумеется, я удивился. С тех



самых пор, как я себя помню, я только и делаю, что гожу≫.

Глумов не взялся толково объяснить, что же понимается

под словом ≪годить≫, заметил только, что ≪всякое поползновение

К объяснению есть противоположное тому, что на русском

языке известно под словом ≪годить≫.

Последовав совету Молчалина, герои начали ≪годить≫, избавляться

Внутренне от всех бывших соблазнов —не то чтобы

свободомыслия, а вообще от поползновений ≪свободно-разумного

отношения к действительности≫, а потом и вовсе от какой-

Либо способности думать.

Довольно долго все это шло прекрасно, без внутренних затруднений.

Ненавидимые автором либералы легко соглашались

И на духовное смирение, и на подлость, и на уголовщину, лишь

бы прочно встать на ≪стезю благонамеренности≫. Они сподобились

даже редактировать газету ≪Словесное удобрение≫, совсем

Как Очищенный, то есть пали ниже некуда —до уровня

бывшего тапера из ≪педагогического≫ заведения Дарьи Семеновны.

Лишь в финале романа их стали посещать видения

Стыда, охватила ≪тоска проснувшегося Стыда≫.

Пьеса С. Михалкова заканчивается задолго до окончания

романа: в нее не входят ни поездки героев по уездам ≪либеральной

≫ Тверской губернии, ни их последующая судьба. Дело

Не только в том, что пьеса не может вместить все события романа,

Но и в том, что действие внутреннее, процесс психологического

Свойства, который интересовал драматурга и режиссера,

Вполне выясняется в пределах петербургских сцен. Именно

Психологический механизм нравственного падения и одичания

людей, лишенных крепких идейных основ и ≪высших идеалов≫,

Интересовал создателей спектакля.

Из обширного материала романа спектакль выплавляет свой

Слиток, компоненты которого то совпадают с первоисточником,

То расходятся. Расхождение в жанровой природе: театр, драматург,

Режиссер видят маски Щедрина как живых людей, в их

Психологической конкретности, которая не была целью самого

Сатирика. Как большой художник он дал материал на все

Жанры, хотя в своей политической реальности, в своей борьбе,

Может быть, и не придавал психологической стороне важного

Значения.

Из второй части романа авторы спектакля взяли себе на

Заметку мысль о просыпающемся Стыде, свидетельство об остатке

Человеческого в этих людях. Они сыграли представление

О том, как шла борьба за самих себя. Представление смешное

и злое, ибо ясно, что ≪шкурный интерес≫ погубил героев окончательно;

Серьезное —ибо в нем заложена однозначная, как

В притче, мысль о связи достоинства человека и его идеалов.

Герои спектакля испугались. ≪Полная условность причин и

полная безусловность состояния≫, —так определила их испуг

Критик И. Соловьева.1 Это верно, ибо ровным счетом ничего

Не было в их биографиях такого, что могло бы им повредить,

А вот испугались, ибо страх был —совсем как в товстоноговском

≪Ревизоре≫ —повсюду, он проникал во все душевные

Щели, замораживал. Однако героям не хочется признаваться

В том, что в их биографиях ничего не было, стыдно просто так

Пугаться.

≪А порядочно-таки накуролесили мы в жизни своей!≫ — с гордым восторгом и бравадой говорит Рассказчик—И. Кваша,

но как стали вспоминать, то ≪чуть не захлебнулись от ужаса≫.

Что же было-то? И восторг по поводу упразднения крепостного

Права, и признательность сердца по случаю введения земских

Учреждений, и светлые надежды, возбужденные опубликованием

новых судебных уставов ...

Товстоногов идет своим обычным режиссерским путем — путем психологического театра, ставит спектакль психологического

Гротеска. Сила спектакля, его пронзительная лирическая

Интонация, которая явственно звучит в нем, рождена тем, что

Мы ощущаем мучения героев, хотя и смеемся над ними, мы

Сострадаем им, хотя их действия сочувствия не заслуживают.

Режиссер видит ≪неконченность≫ этих людей в их внутренней

Муке и борьбе за остатки достоинства, за крохи самолюбия,

За то, наконец, что они понимают свое унижение —только

Поделать ничего не могут. Болезненно переживают они возможность

приглашения на ≪чашку чая≫ к квартальному Ивану

Тимофеевичу, брезгливо относятся к этому визиту, хотя к ≪полицейскому

дипломату≫ в доме уже привыкли. Товстоногов,

Опираясь на пьесу, раскапывает именно здесь возможности режиссерского

Сюжета, внутреннего движения и самих героев,

И всего спектакля.

1 ≪Неделя≫, 1973, № 43.

Герои ≪Современной идиллии≫, узнав о грядущем приглашении,

обрадовались, ≪целый день выступали такою гордою поступью,

как будто нам на смотру по целковому на водку дали≫.

Герои ≪Балалайкина и К0≫ трагически пережили этот визит,

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.