Сделай Сам Свою Работу на 5

Быстро обмениваются понимающими взглядами и усмехаются





Многозначительно Земляника (В. Кузнецов) и Ляпкин-

Тяпкин (В. Медведев). Городничий перехватывает их взгляды,

Спиной чувствуя, как злорадствуют коллеги, пересчитывая его

Грехи. Атмосфера действия мгновенно накаляется, ибо традиционный

Совет грешников, дружно готовящихся спрятать концы

В воду, предстает здесь осиным гнездом, где каждый норовит

Ужалить другого. Умный городничий сразу почувствовал, что

≪друзья≫ готовы вцепиться ему в горло, напомнить ревизору

О всех делах и делишках Антона Антоновича. И его фразы,

Адресованные Землянике и Ляпкину-Тяпкину, содержат в себе

ясный подтекст: смотрите, и ваши ≪грешки≫ мне известны. Первое

Явление поставлено как драка, яростная схватка, сведение

Счетов. Не найдя, что ответить судье на его слишком прозрачный

намек: ≪если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да

супруге шаль...≫, городничий реванширует, заметив судье, что

Тот в бога не верует и в церковь не ходит.

Городничий взвинчен до такой степени, что при очередном

Невнятном бормотании Христиана Ивановича бросается на него



С кулаками. Христиан Иванович привычно удирает, но тут же

Возвращается со стаканом воды, который и предлагает для

Успокоения городничему.

Чуть раньше послышался колокольчик, и вдали, в вышине,

Увидели зрители дорожную коляску, вертящееся колесо и седока

В черных очках и темном платье. Это материализовалось

Внутреннее видение городничего, чиновников, обозначилась

важнейшая тема спектакля: тема ≪растревоженной совести≫.

Первое явление, начавшееся в рамках бытовой комедии, хотя

И с острым внутренним ходом, заканчивается внебытовым приемом

—на последней реплике первого явления (≪.. а подать

сюда Ляпкина-Тяпкина...≫) раздается зловещая музыка (композитор

С. Слонимский), омерзительным скрипом скрипит и

Сама собой открывается дверь. Леденящий ужас, инфернальный

Страх охватывают присутствующих, и прежде всего городничего.

С этого момента действие пойдет как бы в двух планах — реальном, строго историческом, верном быту, и в плане фантасмагории,



Внутренних видений, иллюзии; начинается реализация

того, что режиссер понимает под ≪фантастическим реализмом

Гоголя≫ (определение П у ш к и н а ) , который гениальному художнику

≪дает возможность идти от правдивого изображения жизни

К огромным обобщениям философского и социального порядка

≫.1

Добчинский и Бобчинский (М. Данилов и Г. Ш т и л ь ) , споря

О том, кому рассказывать, зажимают друг другу рот. Спор прекращает

Начальственный взгляд городничего, случайно упавший

На Бобчинского, просто он первый попался в эту секунду

На глаза и получил право говорить. Взгляд городничего мог бы

Упасть и на Добчинского, ибо давно в городе всем безразлично,

Кто из этих двоих будет говорить, стоять, вообще присутствовать.

Они полностью взаимозаменяемы. Тут впервые в спектакле

Начинает назревать существенная для него идея двойника,

Призрака. Режиссерская тема находит опору в самой

Пьесе: ведь когда городничий говорит, что поедет в гостиницу

С Петром Ивановичем, он не уточняет —с каким именно Петром

Ивановичем. Бобчинский, естественно, недоумевает: ведь он же

Так складно все рассказал, а поедет с городничим Добчинский.

Для городничего же они просто на одно лицо.

Товстоногов разрешает себе в ≪Ревизоре≫ несколько отступить

От последовательности действия, предложенного автором.

После реплики городничего: ≪Две недели! Батюшки, сватушки!



Выносите, святые угодники! В эти две недели высечена

унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На

улицах кабак, нечистота! Позор! поношение!≫ —действие первого

Акта прерывается (спектакль идет с одним антрактом) и

Переносится в гостиницу, в номер под лестницей, занимаемый

Иваном Александровичем Хлестаковым.

1 ≪Советская культура≫, 1972, 23 мая.

Режиссер перемонтировал и несколько сократил текст ≪Ревизора

≫ за счет мест, замедлявших действие спектакля. Сокращения,

Очевидно, неизбежны, если учесть стандарт длительности

Спектакля, принятый сегодня, хотя и после сокращений

≪Ревизор≫ идет почти полных четыре часа с одним антрактом.

Текст сокращен за счет отдельных фраз и целых явлений

(4-е явление II акта, 1-е и 7-е явления I I I акта, 6-е явление

V акта).

В текст спектакля введена из второй черновой редакции

Пьесы часть сцены с Гибнером, в которой Хлестаков просит

У лекаря взаймы.

Из комнаты Хлестакова действие снова переносится к городничему

(сцена приготовлений к поездке) и опять в номер

Под лестницей (обед и приход городничего). Возвращаясь после

Завтрака в богоугодном заведении, чиновники и Хлестаков

Тесно усаживаются в коляску и, сопровождаемые квартальными,

Направляются к дому городничего. Движение коляски

отлично ≪сыграно≫ актерами.

Эти переносы действия сообщают спектаклю дополнительную

Динамику. Каноническое строение пьесы диктовалось классическими

Привычками театра и техническим оснащением сцены

Х годов прошлого столетия. Товстоногов использует подъемник,

Установленный в оркестре, и в несколько секунд представляет

Зрителям комнату Хлестакова под лестницей, с кроватью,

На которой возлежит слуга Осип, столик, табуретку с умывальным

Тазиком и кувшином. Дверь номера сколочена наскоро, она

Щелястая, из необрезных досок.

Осип философствует, лежа на кровати, крутится, мучимый

Голодом, выискивая положение поудобнее. С. Юрский показывает

слугу, который сам набрался ≪галантерейности≫ в Питере,

Завел себе для шика пенсне, а снимая его, долго не может видеть

Нормально, ибо стекла не по глазам, и раздобыл где-то

Одну белую перчатку. Должность свою лакейскую исполняет

С невозмутимым достоинством, скопированным у какого-либо

Важного дворецкого из богатого столичного дома. Но и хозяин,

И слуга, с его невозмутимостью и галантерейностью, и жизнь

хозяина —все это призрачное, наносное. ≪На, прими это (отдает

фуражку и тросточку)≫ —такова реплика Хлестакова и ремарка

К ней. На эту фразу Хлестаков —О. Басилашвили играет

Важного барина, а Осип —дворецкого важного барина: не торопясь

Надел свою единственную перчатку, принял трость, взял

Ее под мышку, подставил цилиндр (Хлестаков небрежно бросил

Свои перчатки и не попал), нагнулся поднять и уронил цилиндр,

А поднимаясь, сбил тростью бутылку, стоящую на столе. Вторая

часть реплики: ≪прими это≫ —относится к предметам, валяющимся

На полу. Из игры в важного барина и его дворецкого

опять ничего не вышло. Впрочем, весьма возможно, что в ≪игре≫

Осипа была скрыта и ирония, он пародирует замашки своего

Хозяина. От этого Осипа можно ожидать такого. Тут, однако,

Важно отметить, что в отношениях Осипа и Хлестакова по-

Своему продолжается тема двойника.

Осип живет в той же системе страха, что и Хлестаков. Это

Принципиально важный момент в режиссерской трактовке Товстоногова,

Ибо обычно страх распространялся только на чиновников,

Здесь же испуганы все.

Осип боится сам —оглядывается, прячется, боясь даже

Мишки, идущего сзади, удирает при входе городничего, постукивая

Палочкой, как слепой, но умеет использовать страх Хлестакова.

Осип давно знает, как легко напугать барина, и пользуется

Этим. Стоя за дверью номера, он готовит реплику, так

выделяя своим мрачным басом отдельные слова: ≪ В ы - д е с барином,

г о в о р и т , мошенники... М ы - д е , г о в о р и т , этаких

шерамыжников и плутов видали≫,—что в его авторстве не остается

Сомнений.

В характере Хлестакова продолжается центральная тема

Спектакля. В теме страха нет ничего нового. И сам автор, и все

Его многочисленные исследователи указывали на страх как ведущую

пружину действия ≪Ревизора≫. Тема страха, сложно

Переплетенная с темой двойника, призрака, пронизывает каждую

Молекулу спектакля, каждый атом характера. Не возданное

Еще возмездие висит над всеми —над эпохой, над царствованием,

Отсалютовавшим себе картечью на морозной Сенатской

Площади, великая неправда формирует характер каждого героя

товстоноговского ≪Ревизора≫.

В. Г. Белинский полагал главным героем комедии городничего,

А не Хлестакова, в сторону которого сдвинулась сценическая

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.