Сделай Сам Свою Работу на 5

Для Товстоногова вполне закономерным кажется обращение





к Гоголю, к ≪Ревизору≫.

Товстоногов долго вынашивал свой замысел ≪Ревизора≫.

Как бы ни был самостоятелен художественный взгляд режиссера,

Нельзя не учитывать прошлых постановок, не думать о соотношении

Его концепции с тем, что называется сценической

Традицией. Дело, разумеется, не в том, чтобы избежать чисто

Актерских приспособлений-штампов, но прежде всего в том,

Чтобы найти свой взгляд на мир гоголевской комедии, установить

Ее живые соотношения с нынешним днем, избежав хрестоматийно

Традиционной трактовки.

П р и таком подходе режиссера к замыслу спектакля его работа

над ≪Ревизором≫ объективно приобретала поисковый характер,

Ибо традиция сценического воплощения гоголевской комедии

Практически была исчерпана.

В статье ≪Третий ≪Ревизор≫, посвященной спектаклю

МХАТ, Е. Полякова, подводя краткие итоги сценической истории

пьесы, пишет: ≪...подражали Мейерхольду много и безвкусно.

...≪Ревизор≫ а ля Мейерхольд был дежурным спектаклем

Многих театров, пока имя режиссера не исчезло с афиш, и



все бросились назад, к традиционному ≪Ревизору≫, где привычна

Каждая реплика и каждая мизансцена. Спектаклей-от114

Крытий среди них не было. Но были интереснейшие отдельные

Находки и образы. А. Д. Попов вписал уездный городок в серую,

Раздольную Россию. Н. Акимов удивил маленьким, робким

Жандармом, которому никак не дают произнести роковую фразу,

Оказавшуюся вдруг смешной и нестрашной. В Малом театре незабываем

Был Климов —льстивый пройдоха Земляника, а в лен

И н г р а д с к о м —Городничий —Ю. Толубеев и Осип —Н. Черкас

О в . . . Художественного театра нет в гоголиане ни 30-х, ни 40-х,

ни 50-х годов. Почти через полвека после ≪Ревизора≫ с М и х а и лом

Чеховым показал он свой новый спектакль. Своего третьего

≪Ревизора≫.1

≪Ревизор≫ Товстоногова явился спектаклем неожиданным.

В сценической истории комедии ему трудно найти аналогию,

Хотя весь он своим существом крепко связан с традициями подхода



К классике, накопленными советским театром. Традиции

В данном контексте нужно понимать не как наследование неких

Сценических приемов (хотя дотошные и памятливые исследователи

Могут найти в спектакле Товстоногова некоторые частные

сценические решения, уже ≪бывшие в употреблении≫, например,

Еще до слабосердечного Хлопова —Трофимова падал в обморок

Хлопов —Петкер в спектакле Художественного театра), а как

Сложный идейно-эстетический комплекс театральных воззрений,

Определенных как наследованием взглядов и приемов, так

И полемикой с привычными представлениями. Не удается заманчивая

попытка указать место товстоноговского ≪Ревизора≫

в ряду, скажем, ≪Ревизора≫ Вс. Мейерхольда или ≪Ревизора≫

М. Н. Кедрова, ибо в важных, принципиальных моментах Товстоногов

И солидарен с этими спектаклями, и находится с ними

в непримиримом споре. В ≪Ревизоре≫ Большого драматического

Театра отразилась диалектика движения советской режиссерской

Мысли.

К а к это бывало почти всегда, Товстоногов объявил о своем

намерении поставить ≪Ревизора≫ задолго до начала репетиций.

Между мыслью, произнесенной вслух, и началом репетиций

Прошли годы, а премьера была сыграна в мае 1972 года.

Видимо, это свойство его дарования, особенность творческого

Процесса: путь к большому спектаклю обычно длителен,

Неторопливо и основательно совершается тайная работа художественной

Интуиции.

Режиссер охотно рассказывал о своем замысле, как бы проверяя



Его логичность и новизну. Замысел углублялся, обрастал

Подробностями. Товстоногов говорил, что видит дорожную коляску

С таинственным седоком, слышит теноровый гоголевский

Смех. Это вошло в будущий спектакль почти неизмененным.

В неуловимый момент почтенная классика становится вдруг

Близкой, сегодняшней пьесой, возникает душевное родство

1 ≪Театр≫, 1967, № 7, с. 21—2.

Пьесы и режиссера. Путь к этому моменту труден и длителен,

Но в нем-то самая суть, остальное —дело техники.

≪К ≪Ревизору≫,—писал Товстоногов,—я всегда относился

С огромным пиететом, как к шедевру мировой драматургии, но

Воспринимал эту гениальную пьесу как бы на расстоянии. Отделял

Ее от себя как режиссера. Не было личного отношения,

Личной заинтересованности, личной страсти. Личный интерес

к ≪Ревизору≫ пришел через Достоевского.

Достоевский дал общий ключ к атмосфере, подсказал, вернее

Сказать, подтолкнул на поиски особой, насыщенной психологически

Атмосфере действия, подвел к тому, чтобы страх городничего

Увидеть еще и как муку совести, страх как болезнь

Времени, которой охвачен не только взяточник-городничий, но

все общество, вся эпоха царствования Николая I≫.1

После спектакля стало понятно, что слова о Достоевском

Не нужно понимать впрямую, что тут мы имеем дело со своеобразным

режиссерским ≪остранением≫, приемом, который позволяет

Увидеть произведение одного автора в свете другого,

Интуитивно ощутить движение русской художественной мысли

от Гоголя к Достоевскому. Не Товстоногов сказал, что ≪все мы

вышли из гоголевской ≪Шинели≫, но Товстоногов режиссерски,

В сценической атмосфере ощутил и передал зрителям эту живую

Взаимосвязь огромных литературных явлений.

Чуть заостряя вопрос, можно сказать, что режиссер передвинул

точку отсчета на ≪Ревизора≫ и посмотрел на комедию

Не с позиций предшественников (Фонвизин, Капнист), а с позиций

Последователей Гоголя.

Режиссерский замысел у Товстоногова всегда опирается на

Пьесу, строго ей соответствует. В спектакле мы увидим не

Только точное соответствие духу автора в его глубинных мотивах,

Но и совпадение во многих частностях, которые неожиданно

Кажутся новыми.

В первой же сцене, утром в доме городничего, стоят, подпирая

Стены, трое квартальных, никогда, кажется, ранее не появлявшиеся

В этой сцене. Их присутствие сразу рождает напряженную

Атмосферу этого утра. Квартальные появились здесь

Не по режиссерскому своеволию, а по указанию самого автора.

≪Действие первое. Комната в доме городничего. Явление первое.

Городничий, попечитель богоугодных заведений, смотритель

Училищ, судья, частный пристав, лекарь, два квартальных

≫. Ремарка Гоголя предусматривает присутствие квартальных,

Но, видимо, в других спектаклях, для другой атмосферы

Действия, иных режиссерских предлагаемых обстоятельств эти

Квартальные не требовались, а если и присутствовали, то не запоминались,

Ибо были тут фигурами случайными. В спектакле

Товстоногова они оказались необходимыми, их присутствие при-

1 ≪Советская культура≫, 1972, 23 мая.

Дало сцене зловещий оттенок, указало на те средства, которые

Использует в своем городничестве Антон Антонович Сквозник-

Дмухановский. Социальная тема спектакля была задана с первых

Же мгновений спектакля, еще до первых реплик.

Но еще до первой сцены зрители увидят суперзанавес, с графически

изображенным пейзажем провинциального города:

Дома, колокольня, деревья на берегу реки, их опрокинутое отражение

В воде. Покойная, мирная, идиллическая картина вдруг

Размылась, как ломается и исчезает о т р а ж е н и е в воде, когда

В воду падает камень. Побежали круги по воде, закачались

Колокольня, дома, деревья —и исчезли. А голос Иннокентия

Смоктуновского произнес значительно, внятно, неторопливо, как

бы вслушиваясь в знакомые с детства слова эпиграфа: ≪На

зеркало неча пенять, коли рожа крива. Народная пословица≫.

Он же представляет и действующих лиц комедии, читая

≪Замечания для гг. актеров≫. Первую, хрестоматийно знаменит

Ую фразу предваряет небольшая предпауза спектакля, во

Время которой торопясь входят, вбегают в комнату утренние

Гости городничего, обмениваются тревожными взглядами, вопросительно

Смотрят на сосредоточенно молчащего градоправителя.

И как бы отвечая на их молчаливое недоумение, городничий

(К. Лавров) просто объясняет: ≪Я пригласил вас, господа,

С тем, чтобы сообщить пренеприятное известие. К нам

едет ревизор≫.

На минуту объединенные общим испугом, оглушенные известием

о ревизоре, ≪да еще с секретным предписанием≫, чиновники

Оказываются в состоянии глухой и лютой вражды друг

С другом и все вместе, разве кроме Хлопова и Гибнера, с городничим.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.