Сделай Сам Свою Работу на 5

Г. Т о в с т о н о г о в . О профессии режиссера, с. 199.





Что такое традиции для актера применительно к ≪технологии

≫ его творчества? ≪Старый≫ Чацкий обычно все знал заранее.

Он знал, что вернулся обличать, и был готов к монологам.

Чацкий Юрского вернулся любить и быть счастливым. Он все

Сделал, все проверил, все испытал, прежде чем окончательно

Понял, что счастья тут не будет. Он прошел через драму.

Молчалин К. Лаврова, обладая всеми ≪традиционными≫ качествами

Подхалима, угодника, верного прислужника, был человеком

Большой силы, уверенности и своеобразного внутреннего

Достоинства. Обычно Молчалина играют так, словно Алексей

Степанович только начинает свою карьеру. Постановщик и актеры

Хотели противопоставить Чацкому значительного и сильного

Противника. Элементарный подхалим вряд ли представлял

Бы достойного соперника для такого Чацкого, которого С. Юрский

Представил в спектакле. Спектакль шел к философским

Обобщениям, и противостоять друг другу в нем должны были

Герои со своим, сложившимся мировоззрением. Подхалимничанье



Молчалина в этом спектакле было его философией, а не

формой каждодневного существования. ≪В самой его изысканной

Обходительности,—тонко подметила Р. Беньяш,—есть оттенок

иронического превосходства≫.1

В этом решении образа, как и во всех иных случаях, режиссер

И актер опирались на текст пьесы, искали в нем опору и

Оправдание своего решения.

До товстоноговского ≪Горя от ума≫ и Молчалина —К. Лаврова,

Кажется, никто не обращал внимания на слова Фамусова

из 2-го явления I действия:

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,

Дал чин асессора и взял в секретари...

Спроси сейчас даже сведущего в литературе человека, что

значит ≪чин асессора≫ в то время, он вряд ли ответит точно.

Такова инерция мышления, такова инерция литературного восприятия

слов, что кажется, что ≪асессор≫ —это ничтожно мало

И что, таким образом, Молчалин удовольствовался ничтожной

Подачкой. Коллежский же асессор —это 8-й класс (из 14) по

Табелю о рангах.



Молчалин товстоноговского спектакля имел, таким образом,

≪юридическое≫ право чувствовать себя достаточно преуспевшим,

Чтобы с высоты своего положения давать Чацкому советы,

Иронией отмечая свое превосходство в познании жизни.

Традиции сценического истолкования пьесы, освященные великими

Именами и дорогими театральными преданиями, создали

Опасное ощущение исчерпанности пьесы, которая, оставаясь

В числе самых чтимых классических литературных произведе1

Р. Б е н ь я ш . Без грима и в гриме. Л., 1965, с. 201.

Ний, уже не может представлять живого интереса для театра.

≪Горе от ума≫ редко встречалось даже в числе утренников.

Товстоногов, задумав ставить ≪Горе от ума≫, прежде всего

должен был преодолеть ≪очень двойственное отношение к этому

Произведению: огромное эмоциональное воздействие в процессе

Чтения, огромное волнение, которое испытываешь тогда, когда

Читаешь это произведение, и странная тоска и угнетение при

встрече с его сценическим воспроизведением≫.1

В этой же беседе Товстоногов назвал некоторые спектакли,

которые довелось ему видеть: ≪видел в Малом театре, в М Х А Т

(с уже старым Качаловым)≫, много раз смотрел периферийные

спектакли, видел ≪совершенно в стороне стоящее ≪Горе уму≫

Всеволода Мейерхольда≫, но ≪первозданного впечатления от

Произведения, когда его читаешь, ни разу получить еще мне,

как зрителю, не удалось≫.

Для Товстоногова всегда важно бывает определить, так сказать,



Стратегическую задачу, сориентироваться в соотношении

Традиций, определить сегодняшнее место произведения, точку

Нахождения пьесы в движущейся истории театра. Его интуиция

Художника возникает на хорошо подготовленной почве. Он

Как-то заметил, что хорошее и новое сценическое решение должно

быть ≪логичным и неожиданным≫. Видимо, эта двучленная

Формула предполагает основательную академическую подготовку,

на основе которой возникает ≪неожиданное≫, интуитивное,

Художническое прозрение. При всей своей неожиданности

товстоноговское решение ≪Горя от ума≫ было логичным.

Несмотря на то, что многие спектакли БДТ имели зрительский

Успех, подолгу сохраняясь в репертуаре, и получали, как

Правило, отличную прессу, вокруг почти каждого спектакля разгоралась

борьба мнений. Спектакль ≪Горе от ума≫ не был исключением.

Всякое новое решение опровергает старую привычку, установившийся

Взгляд или мнение.

В своих работах над классикой Товстоногов не только открывал

Новые выразительные возможности театрального искусства,

Не только предлагал новые трактовки известных произведений,

Но, и это самое существенное, обогащал реализм русской

Сценической культуры. В конце концов именно расширение

Средств и методов реалистической выразительности есть самое

Ценное в творчестве того или иного художника.

Подчас даже весьма тонкие знатоки литературы и театра

Оказывались не в состоянии ощутить и внутренне принять то

Новое, что несли в себе постановки Товстоногова. Выступая на

обсуждении ≪Горя от ума≫, известный знаток Грибоедова

Н. К. Пиксанов высказался категорически: ≪То, что мы видим

Стенограмма беседы Г. Товстоногова, посвященной постановке пьесы

А. С. Грибоедова ≪Горе от ума≫.

В постановке Б Д Т , —это отменяет реализм. Это или натурализм,

или формализм и различные такие экспериментальные опыты≫.1

Не принял трактовку образа Чацкого и такой тонкий театральный

Критик, как Б. В. Алперс, увидевший в исполнении Юрского

≪слабого, раздавленного человека≫, полагавший, что предложенная

театром трактовка ≪вконец разрушает основу, на которой

стоит здание грибоедовской комедии≫.2

Эти критические высказывания подтверждают, что вокруг работ

Товстоногова не было атмосферы благополучного единодушия,

Что спектакли несли в себе ощутимый полемический заряд.

Рассматривая сегодня эти отзывы критиков, нет нужды ≪ограждать

≫ театр, приводить в противовес им иные, не менее авторитетные,

Но более благожелательные отзывы. Критика эта

Ценна для нас (и для всего театрального искусства) как пробный

Камень, на котором оттачивается новаторство художника.

В конце концов тот же Н. К. Пиксанов довольно точно определяет

≪натурализм≫ ≪Горя от ума≫. Действительно, для человека,

Стоящего на крепчайшей литературоведческой основе,

трудно представить себе ≪Горе от ума≫ без постановочного

блеска, без атмосферы ≪грибоедовской Москвы≫, без того внутреннего

(а подчас и попросту внешне актерского) пафоса, которые

Прочно укрепились в сценической истории прославленной

Комедии.

Естественно, что та система отношений, которая была выстроена

В спектакле и опиралась на самую обыкновенную житейскую,

А не театрально-традиционную логику, должна показаться

≪натурализмом≫. Режиссер же хотел только одного — прочитать классическую пьесу с позиций современности.

Сейчас уже непросто представить, что было, так сказать, духовной

Повседневностью тех дней, когда начиналась работа над

≪Горем от ума≫, о чем велись споры, что занимало умы, что

вкладывалось в понятие ≪современность≫.

Выяснить это необходимо, ибо без воздуха времени становятся

Неясными и общий пафос спектакля, и его частности, и

Накал споров, которые он породил. Представить себе заботы

театральных людей помогает один из номеров журнала ≪Театр≫

За 1962 год (№ 2 ) , необычный по своей структуре. Редакция

Посвятила его одному д ню в жизни страны, в истории советского

Театра. Выбрали день 27 октября 1961 года, обратились к известным

Режиссерам, писателям, артистам, критикам с просьбой

Рассказать, как был ими прожит этот день, о чем они думали,

Что делали. На просьбу редакции в числе других откликнулся

И Товстоногов.

Утром этого дня в Большом драматическом был общественный

просмотр' спектакля ≪Четвертый≫ К. Симонова, вечером

1 Стенограмма обсуждения спектакля ≪Горе от ума≫. 13 декабря 1962 г.

Библиотека ЛО ВТО, № 1743-с.

Там же.

шли ≪Пять вечеров≫. День был заполнен делами самого различного

Рода —от распределения квартир до работы над макетом

≪Горя от ума≫. Из макетной Товстоногов зашел в кабинет заведующего

Литературной частью (многие годы в этой сложной

Должности работает Д. М. Ш в а р ц ) , где группа актеров и режиссеров

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.