Сделай Сам Свою Работу на 5

Круга, и он как бы пробегал гостиную, какие-то другие





Покои фамусовского дома, пока, наконец, не попадал в комнату

Софьи.

Софья (Т. Доронина) страстно любила Молчалина (К. Лавр

О в а ) —сдержанного, сильного, с четкими чертами лица. Не

С. Ц и м б а л . Разные театральные времена. Л., 1969, с. 137.

Жеманная девица, неизвестно почему музицирующая по ночам

С молодым человеком, а натура по-своему сильная и готовая

Идти до конца. Взгляд Софьи на Молчалина, играющего на

Флейте, неотрывный и долгий, выдавал ее чувство в первые же

Минуты спектакля. Тут зарождалась трагедия Чацкого, которого

Не только разлюбили, не только обманули его чувство (это

Он бы еще п е р е ж и л ) ,—его предали. Предали его идеалы.

С. Юрский отчетливо доносил до нашего сознания, что Чацкий,

Для которого любовь к Софье была неотрывной частью его

Жизни, его духовного мира, его мечтаний, постепенно постигает

Глубину пропасти между ним и миром Софьи и Молчалина.

В сценах с Фамусовым и Скалозубом, и особенно в сцене

С Платоном Михайловичем он уже ясно понимал, что здесь его

Никто не ждет и никто не услышит. В опустившемся, покорном



Платоне он вдруг увидел возможную свою участь, увидел в тем

Более резком свете, что Платон был когда-то его другом.

Пылкость Чацкого уступала место сарказму, насмешливость

Становилась гневной, язвительность —беспощадной. Стремительный

Ритм внутренней жизни Чацкого замедлялся, впустую

Уходили его силы, острые, точные и язвительные характеристики

Повисали в воздухе. Горе от у м а . . .

Режиссер сильнейшим сценическим приемом, восходящим

к спектаклю Мейерхольда ≪Горе уму≫, усиливал тему трагического

Одиночества Чацкого: в сцене бала он, обращаясь к залу,

горестно и устало говорит свой монолог (≪В той комнате незначащая

встреча: французик из Бордо...≫), поворачивается — и мы вместе с ним видим ж у т к у ю толпу масок. Это персонажи

Спектакля с уродливыми, сплющенными, вытянутыми, деформированными

Лицами. М а с к и возникали и в конце спектакля, после

Последнего монолога героя.



Чацкий, потрясенный этим днем, в течение которого успели

Рухнуть все надежды, разбиться любовь, а будущее предстало

В мрачном свете, когда от юношеского чувства единства со всем

Миром добра он пришел к полному одиночеству,—юноша Чацкий

падал в обморок. Придя в себя, он тихо просил: ≪Карету

мне, карету...≫

Этот момент спектакля был едва ли не самым спорным

В трактовке, предложенной режиссером и актером. Товстоногова

Упрекали, что он лишил Чацкого героической сути, сделал

Слабым настолько, что тот падает в обморок, и что, сделав Чацкого

Таким, он лишил комедию Грибоедова ее общественной содержательности.

Упрек был серьезным, ибо опирался в своих

Аргументах на прочную сценическую и литературоведческую

Традицию, на исторические параллели Чацкого с декабристами.

Все это, разумеется, трудно было отбросить.

Товстоногов сознательно нарушал традиции сценического

Воплощения прославленной комедии, ибо полагал, что в старых

Театральных одеждах никто не узнает ни жизни, которая здесь

Отражена, ни смысла, который вкладывал писатель в пьесу.

Товстоногов считал, что ≪Горе от ума≫ есть политический документ

В диалоге, в лицах, в театральной форме, подчиненной

классическим нормам того времени...≫1

Из этого замечания, по крайней мере, следует, что постановщик

Вовсе не был намерен затушевывать политическую, общественную

Идею произведения. Напротив, он хотел найти реальные,



Сегодняшние театральные приемы, которые преодолели бы

возникший с ходом времени разрыв между содержанием и той

Театральной формой, которая в своей эстетической сути, в своей

Привлекательности умерла. Как бы ни было велико наше почтение

К прошлым постановкам, как бы ни были велики отдельные

актерские достижения, как ни велика заслуга ≪Горя от

ума≫ в сохранении и умножении реалистических и общественных

Традиций русского театра, преодолеть разрыв никому не

удавалось. ≪Горе от ума≫ игралось либо как героическая комедия,

Либо как комедия нравов, что неизбежно уводило пьесу

Либо в выспренную театральность, либо в историю быта и нравов.

Отрицание старых решений еще не означает нового.

Чем заменить старые решения, что поставить на место опровергаемых,

Как сегодня выявить общественную, неумирающую

Сердцевину пьесы и в то же время придать ей современную театральную

Форму, рассказать ее сегодняшним языком театра?

И к а к —это был большой вопрос всей русской сцены —преодолеть

Ту уязвимость комедии, на которую обратил внимание еще

А. С. Пушкин, заметив, что Чацкий ≪мечет бисер перед свиньями

≫.

П у т и театральных исканий поистине неисповедимы. Интуиция

Художника подсказывает режиссеру, что нужно не безоглядно

Двигаться вперед, отвергая все старые формы, в которых

Представала грибоедовская комедия, а в чем-то пойти назад,

Взять кое-что из театральных норм 20-х годов прошлого века.

Тут был миг открытия, счастливого озарения: конечно, нужно

убрать ≪четвертую стену≫, нужно взять в союзники зрителя,

Апеллировать к нему, ибо он всегда —высший судия. Обращаясь

К залу, ища у него сочувствия и поддержки, Чацкий не

Будет тем расточителем, который разбрасывает драгоценности

Попусту. Обращение в зал с монологами, многочисленные

≪а парт≫ заложены в самой природе пьесы, созданной в то

Время, когда такие приемы были нормой. Значит, опять декламация,

Опять котурны, без живого психологического действия,

Без реалистического общения? Нет, конечно. За время, которое

Прошло от года написания великой комедии, театральное искусство,

Искусство режиссуры, накопило кое-что такое, что может

Воздействовать на зал.

Стенограмма беседы Г. Товстоногова, посвященной постановке пьесы

А. С. Грибоедова ≪Горе от ума≫. 13 ноября 1961 г. Библиотека ЛО ВТО,

№ 1729-с.

Товстоногов находит для ≪Горя от ума≫ природу двойного

Существования артиста в спектакле. Полностью сохраняются

Все законы общения, внутреннего действия и в то же время

Идет непрерывное общение с залом. Товстоногов в беседе с труппой

режиссерски показал этот способ актерского существования:

≪Чацкий приходит к зрителю, который всегда является верховным

Судьей всех вопросов, и говорит ему: неужели она

Могла полюбить этого идиота? Вот, кстати, он идет. Мы с ним

Сейчас поговорим.

—Как вы смотрите на этот вопрос? (Вы слышали, что он

сказал?!)

—Вот вам еще один вопрос. (Запоминайте!)

—Еще вопрос. (Видите: абсолютный дегенерат.)≫1

Этот способ существования решил сразу много проблем сценического

воплощения ≪Горя от ума≫, соединяя старую манеру

С новейшими достижениями режиссерской мысли, публицистику

С лирикой.

Обращался к зрителю всякий раз не артист, а персонаж, образ,

Созданный по всем законам реалистического театра. Сам

Товстоногов не скрывал истоков этого принципа: здесь через

десятилетия скрестились пути ≪Принцессы Турандот≫ и ≪Горя

от ума≫.

Суммируя ход своих творческих поисков, Товстоногов писал:

≪На основе законов органического существования актера нам

Необходимо было искать путь решения грибоедовской комедии

не в бытовом, а в публицистическом плане≫.2

Новизна этого спектакля, вернее, пьесы в этом спектакле,

Оказалась в ярком и неприкрытом выявлении публицистического

Начала, открытой дискуссии по злободневным вопросам, которую

вели, однако, не ≪рупоры идей≫, а живые люди, реальные

Характеры.

На первых представлениях зрители могли видеть титры

с цитатой из письма Пушкина: ≪Черт догадал меня родиться

в России с душою и с талантом!≫ Фраза эта вызвала резкую

Критику, некоторые увидели в ней обидное обобщение, и театр

В дальнейшем обходился без нее. Нет худа без добра: фразу

Эту, пожалуй, стоило убрать и до критических замечаний, ибо

она действительно сводила смысл спектакля только к ≪трагедии

ума≫, тогда как спектакль был не только об этом. Трагедия

Ума —но и трагедия таланта, трагедия бессилия —но и торжество

Ума и таланта, бессилие перед ними всего косного. Верховный

Судья, зрительный зал, был на стороне Чацкого, полюбил

Его и поверил ему.

Стенограмма беседы Г. А. Товстоногова, посвященной постановке пьесы

А. С. Грибоедова ≪Горе от ума≫.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.