Было той методологической, художественно-образной нитью, которая
Его вела.
Художественный результат, достигнутый в спектакле, вынуждает
Дополнить режиссерское определение весьма существенно.
В жанровом определении еще не содержится реального — исторического, социального, современного смысла, который был
Заложен в этом многомотивном спектакле. Отдельной темой
Спектакля был, по сути, каждый образ пьесы, индивидуально
Преломлявший общий замысел постановщика.
Спектакль был щедр на сатирические краски, в которых
Представала деревянная, уездная Россия.
История жизни и деятельности инженеров, пришедших обновить
Г л у х ую жизнь, развертывалась в вязкой среде, где глохли
1 ≪Театр≫, 1968, № 3, с. 5.
Все устремления, гибли надежды и значительного эффекта достигала
только ≪просветительская деятельность≫ Цыганова.
По сцене носились, двигались, ползали уездные монстры,
Вроде фискала Головастикова (Б. Рыжухин), городского головы
Редозубова (Г. Семенов), его сына (В. Кузнецов) и чиновника
Дробязгина. Ничтожность их жизненных целей разительно
Контрастировала той страсти, одержимости и азарту, которые
Они тратили на достижение своих целей. Все они были взяты
В резких, но психологически достоверных контрастных сопоставлениях.
Наибольшим контрастом всем вместе и каждому в отдельности
Представала Надежда Монахова, сыгранная Т. Дорониной,
Для которой эта роль явилась одним из первых значительных
Актерских успехов.
Т. Доронина, в соответствии с замыслом режиссера, играла
Необыкновенную, незаурядную натуру. Она ждала и надеялась.
В ее ожидании, в ее надеждах был щемящий звук, который
Предсказывал общее крушение жизни.
Актриса и режиссер не боялись довести стремление Надежды
Найти своего героя, героя без страха и упрека до самых откровенных,
Подчас смешных проявлений. Трагедия ожидания, трагедия
Безгеройности вырастала из смешных фраз и поступков
уездной мещаночки, начитавшейся романов из ≪красивой≫
Жизни. Можно было смеяться, но нельзя было не ощутить той
Истинной цельности, искренности и боли, которые ж и л и в душе
Надежды Монаховой и требовали выхода. Это решение совпадало
С точкой зрения самого автора, рекомендовавшего обратить
внимание на Надежду, которая одна среди всех ≪верит
в человека-героя≫.1 Некоторые критики спектакля упрекали
Т. Доронину в том, что в ее героине больше чувственной, нежели
Творческой силы. Думаю, что такой упрек вряд ли правомерен,
Ибо грань между чувственным и духовным в образе Надежды
Стерта, проходит она не в душе самой героини, а между
Искренностью и цельностью ее надежды и веры в героя и жизнь,
В которой нет этого героя. Погибала Надежда, погибала сама
жизнь, не найдя героя. ≪Сцены из провинциальной жизни≫ приобретали
Черты трагедии рока, уездные страсти разыгрывались
На историческом вулкане.
Товстоногов искал решение спектакля в пьесе, в логике
Жизни ее героев, в строгом отборе предлагаемых обстоятельств.
Секрет режиссера был в непредвзятости взгляда —он хотел понять
Драму каждого и показать ее нам, не возвещая заранее
Никаких оценок.
Даже Редозубов, этот столп и символ уездного одичания и
Самодурства, выказывал в последнем акте почти трогательную
Отцовскую любовь и заботу. Время и его резало по живому. Не
В силах удержать Катю (3. Ш а р к о ) , он искренне тревожился
См.: М. Г о р ь к и й . Собр. соч., т. 29. М., 1955, с. 47.
За ее будущее. Из-под маски самодура проглядывало лицо живого
И страдающего человека.
Лидия (Н. Ольхина), потянувшаяся к Черкуну (П. Луспекаев),
Довольно быстро понимала его истинную цену, но находила
В себе силы не сломиться, не разувериться, остаться самой
Собой. Лидия примыкала в спектакле к лагерю Степана и
Кати —у этих героев было будущее, они не дали себя сожрать,
Не подчинились гнету времени.
Время определяло судьбы героев спектакля, оно было заложено
В существе характеров, столь сложно и полно раскрытых
В этом спектакле.
Обычно мы видим приметы времени в бытовых подробностях,
Деталях, которые расставляются в спектакле как опознавательные
Знаки. Возобновляя спектакль, вводя новых исполнителей,
Товстоногов мог без труда очистить его от излишних
Бытовых подробностей. В новой редакции было несколько изменено
оформление, ставшее более обобщенным, ушли некоторые
Детали, стали более упругими ритмы, чуть затянутые в первой
Редакции. Однако сути режиссерского замысла менять не пришлось
—он был взят крепко, истинно по-горьковски.
≪Варвары≫ были из тех спектаклей, успех которых нарастает
Постепенно, хотя, разумеется, и на премьере было ясно,
Что театр одержал победу. И тем не менее спектакль не сразу
≪раскусили≫, не сразу поняли его новизну и значительность. На
Гастролях в Москве пришлось давать дополнительные представления,
ибо по первоначальному плану ≪Варвары≫ были объявлены
Не много раз (по-видимому, дирекция опасалась за кассовый
Успех).
В спектакль входила, а точнее сказать, властно и полно его
Держала тема возмездия, раскрытая через драму характеров.
Цыганов по сложившейся традиции обычно игрался отъявленным
Циником, человеком опустошенной и злой души. Разумеется,
Эти качества человека остались и в исполнении
В. Стржельчика, но вместе с ними у его Цыганова ощущалась
Большая душевная драма. Цыганов влюблялся в Надежду Монахову
Безнадежно и тяжко. За внешней циничностью его фраз,
За бравадой и привычным суесловием билась мучительная любовь
И мучительное сознание, что пришло возмездие, что счастья
Не будет, жизнь остается пустой. Возмездие за хористку,
Которая утопилась в Мойке, за шартрез для Гриши, за привычное
Равнодушие, за неосмысленную работу.
Возмездие находило и сильного Черкуна в исполнении
П. Луспекаева. Сила оказывалась наигранной, героичность — бравадой. Он мог смело говорить с Редозубовым, ощущая свою
Власть заказчика, выгодного Редозубову, выгнать Матвея, рисуясь
Своим благородством, оскорблять чувство Анны, играя
В честность, но его не хватит ни на любовь к Лидии, ни на то,
Чтобы понять Надежду. В момент, когда он мог явиться истин82
Ным героем, оценившим незаурядность Монаховой, в момент,
Когда мог свершиться подвиг души, Черкун отступил самым
Банальным способом.
Приходило страшное возмездие и к Монахову. Е. Лебедев
Играл его затаенно-озлобленным. Его огромная, испепеляющая
Любовь к Надежде не находила отклика, он мучительно искал
Способ вызвать ее ответное чувство —и не находил. В этом образе
Проглядывался Достоевский. Отталкиваясь от слов Монахова,
Что страдание может сделать Надежду мягче, Е. Лебедев
Создавал характер резких внутренних контрастов, движений и
Бессильных поступков.
Возмездие в той или иной форме, но всегда через внутреннюю,
Пусть маленькую драму настигало почти всех героев спектакля.
Даже Гогин, даже ничтожный Павлин с его философским
сочинением, которое оказалось ≪чепухой≫, по определению
Цыганова, включались в число персонажей жизненной трагедии.
Все усилия всех оказывались тщетными. Время не дало никому
Никакого шанса. Искать истину нужно было в ином месте,
В ином историческом измерении, в которое уходила Катя, к которому
имел отношение Степан Л у к и н (В. Рецептер), студент,
отбывший тюрьму, ≪как воинскую повинность≫. Но это историческое
Место и время не соприкасались с тем, что жило перед
Нами на сцене.
Весь спектакль восставал против духовной опустошенности
И бессмысленности человеческого существования, порожденных
Социальными условиями жизни.
Трагедия возникала еще и потому, что и Цыганов, и Черкун
игрались людьми с ≪хорошей биографией≫. Это не были циники
И трусы от природы, такими они стали. В режиссерском решении,
В актерском исполнении все время ощущалось это движение
Характеров во времени. Острота драмы Цыганова определялась
Тем, что он знал и другие времена, и другие мечтания.
Само дело, которым они заняты с Черкуном,—строительство
Дорог —было некогда освящено для них идеей преобразования
Жизни. Но тема эта, возникающая только в начале пьесы, потом
Уходит совсем: всякое дело, даже самое высокое, оказывается
Бессмысленным без человечности, без истинных отношений
Между людьми.
В ≪Варварах≫ режиссер показал связь драматургии М. Горького
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|