Сделай Сам Свою Работу на 5

Мысли, активности внутреннего действия. Самопожертвование





Было основой ее характера, в самопожертвовании видели режиссер

и актриса ≪форму доступного ей социального протеста≫.2

Единодушно отмечался успех Е. Лебедева в роли Тихона.

Общая стилистика спектакля была бытовой, что сказывалось

и в оформлении спектакля, и в режиссерском рисунке. Замысел

≪Грозы≫, художественные краски спектакля, при всей их

Академической выверенности и профессиональной добротности,

Были определены сложившимся стереотипом режиссерского

Мышления, от которого пока не было сил уйти.

Было ясно, что, ставя классику, нельзя избежать социального,

Конкретно-исторического анализа действительности, нельзя

Порывать с важнейшим принципом нашего театра. Дело

Заключалось в том, чтобы найти новую меру социального, понять

Его и как социально-психологическое единство характера.

Неполный успех такой одаренной актрисы, как Н. Родионова,

1 ≪Вечерний Ленинград≫, 1951, 12 декабря.

Там же.

Имел общие причины, ибо подход к характеру определялся его

Социальной функцией прежде всего. Социальное не раскрывалось



В характере, а существовало как нечто привнесенное, заданное,

Отдельное от предлагаемых конкретных обстоятельств

Пьесы.

Остановить инерцию привычного взгляда было не под силу

Одному человеку, это было общим делом искусства театра в целом.

Нужно было пересмотреть не только некоторые литературоведческие

Концепции (они вскоре будут обновлены), не только

Найти точки соприкосновения классики и сегодняшнего дня

(скоро придет этому время), но и многое уточнить в методологии

Режиссерского и актерского искусства.

Товстоногов с удовольствием принял предложение Театра

комедии поставить в 1954 году ≪Помпадуры и помпадурши≫

Салтыкова-Щедрина, одного из своих любимых авторов. Как

Это бывает почти всегда, режиссер активно включился в работу

Над инсценировкой, создав из сырого в драматургическом отношении

Материала довольно стройную сценическую композицию.

Спектакль этот привлекал остротой приема, саркастической



Интонацией, тонко угаданной в стиле писателя, рядом блестящих

Сценических находок. Изначально подход к Салтыкову-

Щедрину как к театральному писателю был свободен от казавшихся

Бесспорными сценических традиций, которые окружали

≪Грозу≫. Большой сценической истории у наследия Салтыкова-

Щедрина не было, как нет и сейчас, а если и можно было кое-

Что вспомнить из истории театра, то только то, что относилось

к ≪Смерти Пазухина≫ или ≪Господам Головлевым≫. Пробуждению

Театрального интереса к творчеству великого сатирика способствовал

спектакль ≪Тени≫, поставленный в 1953 году Н. Акимовым

В ленинградском Новом театре.

Историю возвышений, кратких правлений и падений очередных

Помпадуров режиссер ставил как сценическую карикатуру,

Как историю забавных нелепостей, которые вдруг обнаруживают

Горечь и ужас жалкой, бессмысленной жизни. В спектакле,

Как и в сатире Щедрина, сонму чиновников всех рангов

И их окружению противопоставлен только саркастический смех

Автора.

≪Помпадуры и помпадурши≫ были смешным спектаклем.

Ярко проявилась комедийная стихия его актеров —Н. Трофимова,

И. Зарубиной, А. Бениаминова, П. Суханова.

Метафоры спектакля были наглядны и остроумны. Занавес — мундир с начищенными пуговицами; портрет государя, который

Постепенно увеличивался в размерах так, что в конце концов

Были видны только блестящие ботфорты; почти цирковая по



Приему стремительная пантомима смены одного правителя

Другим.

Режиссер начинал представление в чуть замедленных ритмах,

Обыденно, он выстраивал естественные отношения, никак

Не подчеркивал их фантасмагоричность. Логика сценической

Жизни была обыкновенной, но необыкновенным был контраст

Этой логики с перевернутыми нормами жизни, по которым жили

Герои спектакля. Как нечто вполне естественное выклянчивалось

Теплое местечко, обыденным, привычным было собачье

Угодничество. Пустопорожняя болтовня имитировала работу общественной

мысли. ≪Консерваторы≫ говорят: шествуй вперед, но

по временам мужайся и отдыхай! ≪Красные≫ возражают: отдыхай,

но по временам мужайся и шествуй вперед!≫ Только к концу

Спектакля эта принятая норма жизни, этот алогичный с точки

Зрения здравого смысла метод существования представали

В своем прямом гротесковом обличье. Спектакль разгонялся до

Бешеного темпа, скрытая усмешка первых картин становилась

Явной издевкой, злой и точной карикатурой.

Частный случай возвышения и падения очередного администратора-

Помпадура был рассмотрен в спектакле как норма

Жизни России того времени, заурядное событие приобретало

Широкое сатирическое обобщение.

≪Помпадуры и помпадурши≫, точно уловив стиль автора, все

Же не воссоздавали психологически глубокого характера. Сама

Литературная структура очерков Щедрина, их фрагментарность,

Фельетонность, не давала возможности построить спектакль

Стройного сюжета и психологически развернутых характеров.

Однако опыт работы над сатирическим спектаклем не пропал

Даром. Товстоногов вообще рачительный хозяин своих режиссерских

богатств. ≪Помпадуры и помпадурши≫ в собственно

Сценическом смысле обладали той степенью четкости, резкости

Формы, той жанровой определенностью и последовательностью,

Которые в это время только лишь входили в театральный обиход.

Это был важный для режиссуры принцип. В этом смысле

≪Помпадуры и помпадурши≫ стояли рядом с ≪Клопом≫ и ≪Баней

≫ С. Юткевича, В. Плучека, Н. Петрова, с ≪Тенями≫ Н. Акимова.

Принцип касался не только спектаклей сатирического

жанра, он проявлялся в ≪Грозе≫ Н. Охлопкова, ≪Фоме Гордееве

≫ Р. Симонова, во многих других памятных спектаклях

Первой половины 1950-х годов.

≪Помпадуры и помпадурши≫ были для Товстоногова разведкой

Боем в поисках смелых, обостренных сценических положений,

Тех красок, которых так недоставало тогда театру,

Утерявшему в значительной степени вкус к театральности, к сценической

Яркости и только-только заговорившему о том, что

Театральность нужно вернуть в театр.

В творчестве самого Товстоногова сатирические краски звучали

Потом часто, разумеется, соотнесенные с новым драматургическим

материалом и новым режиссерским замыслом,— в горьковских ≪Варварах≫, в ≪Горе от ума≫, в спектакле ≪Правду!

Ничего, кроме правды!..≫, в спектакле ≪На всякого мудреца

довольно простоты≫. Последний был поставлен в варшавском

театре ≪Вспулчесны≫ под названием ≪Записки подлеца, написанные

им самим≫ и получил высокую оценку польской критики.

В письме к художнику К. Дашевскому, оформлявшему

спектакль, Товстоногов подчеркивал: ≪Из всех оттенков комедийного

Сегодня при сценическом воплощении произведения

Островского мы должны предпочесть сатиру. История возвышения

Глумова должна быть не только смешной, но и страшной.

Все характеры, все эмоции надо предельно обострить и

Довести до степени фантасмагории. Пьеса Островского относится

К позднему периоду его творчества и содержит все, из

Чего выросла драматургия Салтыкова-Щедрина и Сухово-Кобы-

лина≫.1

В 1973 году, на совершенно ином этапе своего творчества,

Товстоногов вновь обратился к произведению Салтыкова-Щедрина:

поставил с коллективом театра ≪Современник≫ спектакль

≪Балалайкин и компания≫. Пьесу по мотивам ≪Современной

идиллии≫ Щедрина написал для ≪Современника≫ С. Михалков.

Это произойдет почти через двадцать лет, а тогда встреча

С Щедриным поощряла смелость постановочной мысли, тут воспитывался

Вкус к яркой и законченной театральной форме.

Очень скоро Товстоногов начнет обдумывать замысел ≪Оптимистической

трагедии≫, спектакля могучего и ясного постановочного

Решения.

В психологическом плане Товстоногову очень был нужен успех.

Перед ≪Помпадурами≫ была серия спектаклей (≪Обычное

дело≫ А. Тарна, ≪Донбасс≫ Б. Горбатова, ≪Степная быль≫ Е. Помещикова

и Н. Рожкова, ≪Новые люди≫ по Н. Чернышевскому,

≪На улице Счастливой≫ Ю. Принцева, ≪Поезд можно остановить

≫ Ю. М а к к о л а ) , которые хотя и обладали рядом достоинств,

но в целом не приносили большого удовлетворения. ≪Помпадуры

и помпадурши≫ были рубежным спектаклем: следующей

премьерой была ≪Первая весна≫ Г. Николаевой и С. Рад-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.