Мысли, активности внутреннего действия. Самопожертвование
Было основой ее характера, в самопожертвовании видели режиссер
и актриса ≪форму доступного ей социального протеста≫.2
Единодушно отмечался успех Е. Лебедева в роли Тихона.
Общая стилистика спектакля была бытовой, что сказывалось
и в оформлении спектакля, и в режиссерском рисунке. Замысел
≪Грозы≫, художественные краски спектакля, при всей их
Академической выверенности и профессиональной добротности,
Были определены сложившимся стереотипом режиссерского
Мышления, от которого пока не было сил уйти.
Было ясно, что, ставя классику, нельзя избежать социального,
Конкретно-исторического анализа действительности, нельзя
Порывать с важнейшим принципом нашего театра. Дело
Заключалось в том, чтобы найти новую меру социального, понять
Его и как социально-психологическое единство характера.
Неполный успех такой одаренной актрисы, как Н. Родионова,
1 ≪Вечерний Ленинград≫, 1951, 12 декабря.
Там же.
Имел общие причины, ибо подход к характеру определялся его
Социальной функцией прежде всего. Социальное не раскрывалось
В характере, а существовало как нечто привнесенное, заданное,
Отдельное от предлагаемых конкретных обстоятельств
Пьесы.
Остановить инерцию привычного взгляда было не под силу
Одному человеку, это было общим делом искусства театра в целом.
Нужно было пересмотреть не только некоторые литературоведческие
Концепции (они вскоре будут обновлены), не только
Найти точки соприкосновения классики и сегодняшнего дня
(скоро придет этому время), но и многое уточнить в методологии
Режиссерского и актерского искусства.
Товстоногов с удовольствием принял предложение Театра
комедии поставить в 1954 году ≪Помпадуры и помпадурши≫
Салтыкова-Щедрина, одного из своих любимых авторов. Как
Это бывает почти всегда, режиссер активно включился в работу
Над инсценировкой, создав из сырого в драматургическом отношении
Материала довольно стройную сценическую композицию.
Спектакль этот привлекал остротой приема, саркастической
Интонацией, тонко угаданной в стиле писателя, рядом блестящих
Сценических находок. Изначально подход к Салтыкову-
Щедрину как к театральному писателю был свободен от казавшихся
Бесспорными сценических традиций, которые окружали
≪Грозу≫. Большой сценической истории у наследия Салтыкова-
Щедрина не было, как нет и сейчас, а если и можно было кое-
Что вспомнить из истории театра, то только то, что относилось
к ≪Смерти Пазухина≫ или ≪Господам Головлевым≫. Пробуждению
Театрального интереса к творчеству великого сатирика способствовал
спектакль ≪Тени≫, поставленный в 1953 году Н. Акимовым
В ленинградском Новом театре.
Историю возвышений, кратких правлений и падений очередных
Помпадуров режиссер ставил как сценическую карикатуру,
Как историю забавных нелепостей, которые вдруг обнаруживают
Горечь и ужас жалкой, бессмысленной жизни. В спектакле,
Как и в сатире Щедрина, сонму чиновников всех рангов
И их окружению противопоставлен только саркастический смех
Автора.
≪Помпадуры и помпадурши≫ были смешным спектаклем.
Ярко проявилась комедийная стихия его актеров —Н. Трофимова,
И. Зарубиной, А. Бениаминова, П. Суханова.
Метафоры спектакля были наглядны и остроумны. Занавес — мундир с начищенными пуговицами; портрет государя, который
Постепенно увеличивался в размерах так, что в конце концов
Были видны только блестящие ботфорты; почти цирковая по
Приему стремительная пантомима смены одного правителя
Другим.
Режиссер начинал представление в чуть замедленных ритмах,
Обыденно, он выстраивал естественные отношения, никак
Не подчеркивал их фантасмагоричность. Логика сценической
Жизни была обыкновенной, но необыкновенным был контраст
Этой логики с перевернутыми нормами жизни, по которым жили
Герои спектакля. Как нечто вполне естественное выклянчивалось
Теплое местечко, обыденным, привычным было собачье
Угодничество. Пустопорожняя болтовня имитировала работу общественной
мысли. ≪Консерваторы≫ говорят: шествуй вперед, но
по временам мужайся и отдыхай! ≪Красные≫ возражают: отдыхай,
но по временам мужайся и шествуй вперед!≫ Только к концу
Спектакля эта принятая норма жизни, этот алогичный с точки
Зрения здравого смысла метод существования представали
В своем прямом гротесковом обличье. Спектакль разгонялся до
Бешеного темпа, скрытая усмешка первых картин становилась
Явной издевкой, злой и точной карикатурой.
Частный случай возвышения и падения очередного администратора-
Помпадура был рассмотрен в спектакле как норма
Жизни России того времени, заурядное событие приобретало
Широкое сатирическое обобщение.
≪Помпадуры и помпадурши≫, точно уловив стиль автора, все
Же не воссоздавали психологически глубокого характера. Сама
Литературная структура очерков Щедрина, их фрагментарность,
Фельетонность, не давала возможности построить спектакль
Стройного сюжета и психологически развернутых характеров.
Однако опыт работы над сатирическим спектаклем не пропал
Даром. Товстоногов вообще рачительный хозяин своих режиссерских
богатств. ≪Помпадуры и помпадурши≫ в собственно
Сценическом смысле обладали той степенью четкости, резкости
Формы, той жанровой определенностью и последовательностью,
Которые в это время только лишь входили в театральный обиход.
Это был важный для режиссуры принцип. В этом смысле
≪Помпадуры и помпадурши≫ стояли рядом с ≪Клопом≫ и ≪Баней
≫ С. Юткевича, В. Плучека, Н. Петрова, с ≪Тенями≫ Н. Акимова.
Принцип касался не только спектаклей сатирического
жанра, он проявлялся в ≪Грозе≫ Н. Охлопкова, ≪Фоме Гордееве
≫ Р. Симонова, во многих других памятных спектаклях
Первой половины 1950-х годов.
≪Помпадуры и помпадурши≫ были для Товстоногова разведкой
Боем в поисках смелых, обостренных сценических положений,
Тех красок, которых так недоставало тогда театру,
Утерявшему в значительной степени вкус к театральности, к сценической
Яркости и только-только заговорившему о том, что
Театральность нужно вернуть в театр.
В творчестве самого Товстоногова сатирические краски звучали
Потом часто, разумеется, соотнесенные с новым драматургическим
материалом и новым режиссерским замыслом,— в горьковских ≪Варварах≫, в ≪Горе от ума≫, в спектакле ≪Правду!
Ничего, кроме правды!..≫, в спектакле ≪На всякого мудреца
довольно простоты≫. Последний был поставлен в варшавском
театре ≪Вспулчесны≫ под названием ≪Записки подлеца, написанные
им самим≫ и получил высокую оценку польской критики.
В письме к художнику К. Дашевскому, оформлявшему
спектакль, Товстоногов подчеркивал: ≪Из всех оттенков комедийного
Сегодня при сценическом воплощении произведения
Островского мы должны предпочесть сатиру. История возвышения
Глумова должна быть не только смешной, но и страшной.
Все характеры, все эмоции надо предельно обострить и
Довести до степени фантасмагории. Пьеса Островского относится
К позднему периоду его творчества и содержит все, из
Чего выросла драматургия Салтыкова-Щедрина и Сухово-Кобы-
лина≫.1
В 1973 году, на совершенно ином этапе своего творчества,
Товстоногов вновь обратился к произведению Салтыкова-Щедрина:
поставил с коллективом театра ≪Современник≫ спектакль
≪Балалайкин и компания≫. Пьесу по мотивам ≪Современной
идиллии≫ Щедрина написал для ≪Современника≫ С. Михалков.
Это произойдет почти через двадцать лет, а тогда встреча
С Щедриным поощряла смелость постановочной мысли, тут воспитывался
Вкус к яркой и законченной театральной форме.
Очень скоро Товстоногов начнет обдумывать замысел ≪Оптимистической
трагедии≫, спектакля могучего и ясного постановочного
Решения.
В психологическом плане Товстоногову очень был нужен успех.
Перед ≪Помпадурами≫ была серия спектаклей (≪Обычное
дело≫ А. Тарна, ≪Донбасс≫ Б. Горбатова, ≪Степная быль≫ Е. Помещикова
и Н. Рожкова, ≪Новые люди≫ по Н. Чернышевскому,
≪На улице Счастливой≫ Ю. Принцева, ≪Поезд можно остановить
≫ Ю. М а к к о л а ) , которые хотя и обладали рядом достоинств,
но в целом не приносили большого удовлетворения. ≪Помпадуры
и помпадурши≫ были рубежным спектаклем: следующей
премьерой была ≪Первая весна≫ Г. Николаевой и С. Рад-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|