Сделай Сам Свою Работу на 5

Алогизм —палуба ведь через несколько минут скроется





Под водой. Уходили с корабля моряки долго, сосредоточенные,

Под молчаливыми взглядами провожающих, торжественно застывших

Со вскинутой для приветствия рукой, под щемящие

звуки вальса ≪Тоска по родине≫. Уходил один, второй, третий,

Кто-то с узелком вещичек, кто-то с корабельным псом. Казалось,

Что режиссер теряет чувство меры. Но именно этот бесконечный

Ряд героев и заключал в себе трагическое ощущение конечности

Прощания.

≪Гибель эскадры≫ с ее вниманием к каждому персонажу и

Эпическим размахом общего характерно трансформировала саму

Тему героя: суровая трагедия оказалась созвучной недавнему

Еще опыту войны, в ней оживал мужественный дух защитников

Ленинграда, народный подвиг, героизм миллионов.

Дружно встреченная похвальными отзывами критики, ≪Гибель

эскадры≫ получила и свою порцию справедливых упреков,

Которые сводились к тому, что замысел режиссера не всегда находил

Опору в актерской игре. Однако, каковы бы ни были

Актерские недостатки спектакля, он стал прямым предшественником



≪Оптимистической трагедии≫, произведения рубежного

В истории нашего театрального искусства.

≪Оптимистическая трагедия≫ в постановке Товстоногова (режиссер

Спектакля Р. Агамирзян, художник А. Босулаев, композитор

Кара Караев) была показана на сцене Ленинградского

Театра им. А. С. Пушкина в 1955 году и имела такой полный,

Единодушный и, может быть, даже неожиданный успех, какой

В истории нашего театра получали считанные спектакли.

≪Оптимистическая трагедия≫ утверждала непобедимость идеи

Социалистической революции, историческую правоту дела Коммунистической

Партии, преемственность революционных традиций.

Это партийное качество спектакля следует особенно подчеркнуть,

Ибо оно внутренне определяет и само художественное

новаторство ≪Оптимистической трагедии≫ в постановке Товстоногова.

Образ дороги, пути, безостановочного движения многозначительно

Выражал исторический оптимизм этого спектакля, еще



Более расширял смысл названия пьесы.

≪Оптимистическая трагедия≫ на сцене Театра им. А. С. Пушкина

Раскрыла все основные сюжетные мотивы пьесы, придав

Им остросовременное звучание. Однако сюжет пьесы не обрел

Бы такой глубины и объемности, если бы не был сомкнут в спектакле

С темой личности, ее подлинной и мнимой свободы.

В столкновениях Комиссара и Вожака, Алексея и Вайнонена,

Во всех взаимосвязях героев спектакля утверждалась мысль

о сознательной дисциплине, революционной организованности

Как действительном условии раскрепощения личности. Речь

В спектакле шла о формировании нового типа человека, ощущающего

Себя не одиночкой, анархистски противостоящей миру,

Не песчинкой в людском море, а личностью, чьи интересы переплетены

И соотнесены с главным в движении человечества.

Спектакль, который, казалось бы, мог быть решен только за

Счет массовых сцен, игравших в нем такую в а ж н у ю роль, спектакль

Монументальных, обобщенных пластических форм оказался

В то же время насыщенным актерскими удачами, среди

Которых удача Ю. Толубеева в роли Вожака стоит на первом

Месте, но не заслоняет других. И. Горбачев —Алексей, О. Лебзак

—Комиссар, А. Соколов —Сиплый, А. Ян —Вайнонен,

В. Эренберг —командир корабля играли с настоящим проникновением

В стилистику спектакля, в существо характеров своих

Героев. Запоминались многие эпизодические роли: Н. В а л ь я н о — главарь пополнения анархистов, Е. Александровская —старая



Женщина, М. Екатерининский —первый офицер и другие.

Спектакль ясно выраженного, ≪железного≫ режиссерского рисунка

Оказался в такой же степени актерским спектаклем.

Постановщик спектакля Г. Товстоногов, режиссер Р. Агамирзян,

Художник А. Босулаев, композитор Кара Караев, артисты

Ю. Толубеев, О. Лебзак, А. Соколов и И. Горбачев подробно,

По горячему следу рассказали о ходе работы над спектаклем

в книгах: ≪Оптимистическая трагедия≫ (пьеса Вс. Вишневского

На сцене Ленинградского государственного академического

театра им. А. С. П у ш к и н а ) , Л . —М . , 1956; ≪Полк обращается

к потомству≫, Л . —М . , 1960.

Постановщику представлялось, что спектакль должен отражать

≪духовный опыт, мировоззрение, мысли и представления

зрителей 1956 года, сегодняшних советских людей≫. Стремясь

К этой цели, этой сверхзадаче спектакля, режиссёр полагал, что

Достичь ее можно лишь тогда, когда услышишь в общем хоре

Героев индивидуальные и неповторимые человеческие голоса.

≪Мы з н а л и ,—писал Товстоногов,—что если не сделаем этого,

Го наша задача окажется ограниченной созданием своего рода

Музыкально-сценической оратории, реквиема, быть может, очень

Торжественного и волнующего, но слишком отвлеченного и лишенного

Того, что составляет сущность театральной поэзии — реального человека с его судьбой, его делом, с его отношением

с другими людьми≫.1

В этом была закономерность, вытекавшая из художественной

Природы спектакля, который отметил новый рубеж в развитии

Реалистического метода нашего театра.

Новое качество режиссуры, заключавшееся в непривычном

Соотношении условного режиссерского образа и безусловности

Актерской игры, обрело действенное художественное качество

В контакте с высокой общественной задачей, поставленной перед

Искусством историческим развитием.

≪Социальный заказ≫ времени обращал взгляд художника

К проблемам личности и народа, их роли и ответственности,

К ведущим силам исторического развития. В этом смысле выбор

≪Оптимистической трагедии≫ был безошибочным, ибо пьеса

Вс. Вишневского аккумулировала в себе актуальные проблемы

Времени в форме народной трагедии, равно как безошибочным

Был творческий замысел режиссера, в котором актерскому цеху

Отводилась центральная роль.

В ≪Оптимистической трагедии≫ многозначительно сошлись

И синтезировались две, казалось бы, противоположные линии

нашего театра: режиссерская —≪строительская≫, волевая и акт

е р с к а я —традиционная в академическом варианте. Союз оказался

Плодотворным, еще раз подтвердив собирательную сущность

Стиля спектакля, вобравшего многое из предшествовавшего

Театрального опыта. Недаром спектакль дал обильный

Материал для размышлений о диалектике традиций и новаторства.

К работе над пьесой Вс. Вишневского Товстоногов подошел

В непростой период своей творческой жизни. Четыре года, про-

1 ≪Оптимистическая трагедия≫. Л .—М., 1956, с. 54—5.

шедшие со дня премьеры ≪Гибели эскадры≫, были наполнены

Энергичной работой, в которой значительные удачи соседствовали

с огорчительными промахами. ≪Новые люди≫ и ≪Помпадуры

и помпадурши≫ вновь давали ощутить всесильную

Власть постановщика, способную проникнуть в мир автора и

воспроизвести его на сцене. ≪Первая весна≫ по роману Г. Николаевой,

непосредственно предшествовавшая работе над ≪Оптимистической

трагедией≫, дала радость встречи с материалом,

В котором зазвенела искренняя и чистая нота, обнаружились

самостоятельный характер, неожиданная острота общественной

Проблематики. Но были в эти четыре года не давшие радости

≪Донбасс≫ и ≪Степная быль≫, архаичные с момента рождения.

В большом мире советского театра обозначились важные

Перемены: прошли первые пьесы В. Розова, бурной полемикой

прошумели арбузовские ≪Годы странствий≫, резко обозначились

Несхожие режиссерские почерки. Товстоногов на какой-то миг

оказался в тени, пожалуй, только ≪Помпадуры и помпадурши≫,

Поставленные в Театре комедии, могли войти в ряд памятных

спектаклей того времени (≪Достигаев и другие≫ в Театре

им. М. Н. Ермоловой, ≪Васса Железнова≫ в Малом театре,

≪Тени≫ в Театре им. Ленсовета и московском Театре

им. А. С. Пушкина, ≪Гроза≫ в Театре им. Вл. Маяковского,

в с е —1952 года, ≪Баня≫ в Театре с а т и р ы —1953 год, ≪Гамлет≫

в Театре им. Вл. Маяковского, ≪Годы странствий≫ в Театре

им. Ленинского комсомола, ≪Дело≫ в Театре им. Ленсовета,

≪В добрый час≫ в ЦДТ, в с е —1954 года).

≪Оптимистическая трагедия≫ показала, что творческая пауза

Не была бесплодной.

≪Оптимистическая трагедия≫ вышла на первое место среди

Спектаклей тех лет по силе обобщения, глубине проникновения

В сложные взаимосвязи истории и современности, по знаменательности

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.