Сделай Сам Свою Работу на 5

Применяться постановщиком в советских пьесах. Согласный с заветом





≪умирать в актере≫, Товстоногов не хотел умирать в спектаклях.

В общем контексте движения нашей режиссерской мысли

Этот принцип имел немаловажное значение, ибо способствовал

Активизации режиссерской позиции. В разработке и практическом

Утверждении его —большая заслуга Товстоногова.

Период работы в Театре им. Ленинского комсомола отнюдь

не был временем, когда шагают ≪от успеха к успеху≫. Во многих

Отношениях это был период накопления, собирания сил, период

Проб.

Между спектаклями ≪Из искры...≫ и ≪Дорогой бессмертия≫

(за второй из них режиссер Г. Товстоногов, художник В. Иванов,

Артисты Д. Волосов (Фучик) и М. Розанов (Бем) получили

Государственную премию) были вполне проходные работы — ≪Испанский священник≫ Д. Флетчера, ≪Студенты≫ В. Лифшица,

≪Закон Ликурга≫ по Т. Драйзеру. Кроме, пожалуй, ≪Студентов≫,

Которые были переделаны в пьесу из сценария по инициативе

Театра, остальные пьесы типичны для репертуара театров того

Времени. Спектакли получали высокие оценки прессы, но не



1 ≪Советская культура≫, 1954, 25 августа.

Были они, тем не менее, явлениями, в которых резко отразилось

Бы индивидуальное свойство режиссера, сопряженное

С глубинными тенденциями движения театра.

Не случайно, что ни ≪Закон Ликурга≫, ни ≪Испанский священник

≫ почти никогда не вспоминались режиссером, так же

как не случайно, что ≪своя≫ пьеса ≪Студенты≫ давала материал

Для раздумий, для сопоставлений, работа над спектаклем послужила

К активному накоплению режиссерского опыта.

В ≪Студентах≫ были крупицы новой художественной истины,

Подлинности сценической жизни. Для Товстоногова вообще характерно

Начинать движение по тому или иному —идейному

Или эстетическому —пути, когда это движение еще не стало

Всеобщим. Дар его предвидения, предчувствия в этом смысле

Поразителен. В буднях театральной работы, в размеренности ее

Дней, в проходных спектаклях зарождается и начинает свою

Пока не очень заметную жизнь новая мысль режиссера. Форма



Творческого существования режиссера еще вполне напоминает

Общую, не расходится с ней, но внутри, подспудно у ж е началось

Движение к новому, оно ждет момента, нужного материала,

Чтобы оформиться и предстать в своем чистом качестве. Творческая

Мысль живет в душе режиссера крепко, не дает отмахнуться,

Уйти в сторону, пока не приведет к такому спектаклю,

Который выразит ее убедительно и полно и тем исчерпает,

А исчерпав, тут же родит новую творческую идею.

В эти годы творчество Товстоногова питается двумя как

Будто исключающими друг друга художественными стремлениями.

Он одним из первых убежденно и последовательно применяет

Этюдный метод, сообщая принципам системы Станиславского

Их истинную действенность. С другой стороны, он в эти

Годы ищет и находит особую стилистику героического спектакля,

Которая, казалось, вот-вот окончательно скомпрометирует себя

Ложным пафосом.

Анализируя творчество того или иного художника, всегда

Испытываешь желание найти в его движении некую предопределенность,

Которая обычно вызывает несколько скептическое отношение,

Такой логичной и последовательной оказывается под

Пером исследователя дорога художника. Но известно, что всякое

Развитие, в том числе и развитие творчества художника, объективно

Подчиняется некоторым общим закономерностям.

Мало найдется режиссеров, чей путь обладал бы такой последовательностью,



Какая просматривается у Товстоногова.

Прежде всего, следует отметить, что период работы Товстоногова

В Театре им. Ленинского комсомола (1949—956) совпал

С довольно трудным временем в истории советского театра.

Это было время, когда получила значительное распространение

И влияние так называемая теория бесконфликтности, искоренение

которой началось после статьи в ≪Правде≫ 7 апреля

1952 года ≪Преодолеть отставание в драматургии≫, но шло мед-

Ленно, ибо требовалось в драматургии, режиссуре и критике

Преодолеть инерцию мышления.

Даже Товстоногов, казалось бы, менее других подверженный

влиянию пресловутой ≪теории≫, получил заслуженный упрек за

спектакль ≪Донбасс≫, как спектакль бесконфликтный.

Процесс осмысления жизни, искусства, соотношения постановочных

Приемов и внимательного, неторопливого исследования

Реальных характеров шел скачками, медленно, но неуклонно.

В 1955 году, подводя предварительные итоги, Товстоногов говорил

о странном противоречии:

≪Когда мы имеем дело с современной пьесой, которая построена

По законам драматургии, но проблематика в ней оказывается

Мелкая, жизнь отражена не по-настоящему, тут мы терпим

Поражение.

А в других случаях, где как будто отсутствовала возможность

Постановки пьесы, настолько она казалась рыхлой, разваливающейся

Композиционно, без видимого сюжета, но была

Настоящая жизненная правда, такое произведение чаще выигрывало

≫.1 В ____________качестве примера Товстоногов назвал ≪Где-то в Сибири

≫ и ≪Студенты≫, которые удались, и ≪Совесть≫, в работе

Над которой он потерпел поражение.

Найти соединение реальности, правды и широкого охвата

Жизни, истории пока не удавалось. Но важно, что в этом направлении

Уже шел поиск, и рано или поздно должна была

Прийти победа.

Она пришла в работе над ≪Гибелью эскадры≫ А. Корнейчука,

Недаром Товстоногов через восемь лет повторил этот спектакль,

Внеся, конечно, серьезные изменения в постановочный

план, в Большом драматическом театре.

≪Гибель эскадры≫ не только дала материал для синтеза двух

Линий художественного поиска Товстоногова, соединив крепк

Ую постановочную форму с глубоким вниманием к внутреннему

Миру человека, не только обозначила важнейший рубеж,

Предвосхищая многие спектакли конца 1950-х —начала 1960-х

годов, но и надолго определила важнейшую —героическую — линию в творчестве Товстоногова. В русле ≪Гибели эскадры≫ — ≪Оптимистическая трагедия≫, ≪Океан≫, ≪Поднятая целина≫, ≪Не

склонившие головы≫, ≪Правду! Ничего, кроме правды!..≫. Кроме

Спектаклей, которые стилистически примыкают к героическому

тону ≪Гибели эскадры≫, нужно отметить, что и в камерно-психологических

Постановках Товстоногова растворена проблема

Взаимоотношения личности с историей, характерная для спектаклей

героического плана.

Здесь начинается видимый, реально ощутимый исток того

Качества режиссуры Товстоногова, которое подразумевает ха1

Заседание правления ЛО ВТО. 19 декабря 1955 г. Стенограмма. Библиотека

ЛО ВТО, № 1250-с, с. 9.

Рактер как сложную сумму общественных отношений, как отражение

Исторических процессов в одном человеке, в строе его

Души.

≪Гибель эскадры≫ снимала противоречие, мучившее многих

Художников сцены: между вниманием к внутреннему миру человека,

Тонкостям его психологии и раскрытием героической,

Исторической, общественной его роли. Значение героя определялось

Равно и его свершением, и масштабом личности. Этическая

тема смыкалась с героической. ≪Гибель эскадры≫ предвещала

Важнейшие и сложнейшие процессы художественных поисков

Более позднего времени.

Пьеса А. Корнейчука ≪Гибель эскадры≫ почетно и достойно

Стояла в ряду лучших произведений советских авторов об эпохе

Революции и гражданской войны. Ко времени постановки пьесы

Товстоноговым ≪Гибель эскадры≫ обрела в сценической традиции

Высокое уважение с оттенком чуть холодноватой почтительности.

Режиссеру было необходимо установить душевную близость

Пьесы и времени, сроднить нас с героями спектакля, заставить

Зрителей остро и лично пережить трагедию гибели эскадры.

Установившаяся традиция понимала пьесу как рассказ о трагическом

Эпизоде гражданской войны —необходимости потопить

Черноморскую эскадру, чтобы она не попала в руки врага.

В режиссуре Товстоногова раскрывалась не драма моряков,

Топящих родные корабли, но трагедия осознания высших целей,

Трагедия самопожертвования, возможности невозможного. Наверное,

по астрономическому времени ≪Гибель эскадры≫ имела

Самый длинный финал, но он-то и был кульминацией спектакля,

Его трагическим апофеозом. Долго шаркали швабры, драя в последний

Раз палубу, и штрих корабельного быта обретал трагический

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.