Сделай Сам Свою Работу на 5

Им. А. С. Грибоедова он поставил около тридцати спектаклей,





Преподавал в Театральном институте. Жизнь казалась устроенной

И прочной.

Но он уехал из Тбилиси в Москву, уехал ≪на авось≫, без

Ясных перспектив, с одним желанием работать и верой в себя.

Первое время было трудно: не было своего театра, не было налаженного

Быта. Принял предложение поставить в Казахском

театре драмы им. М. Ауэзова пьесу Б. Чирскова ≪Победители≫,

потом повторил спектакль с русской труппой. Газета ≪Советское

искусство≫ положительно оценила спектакль, отметив глубину

Психологического раскрытия характеров, хорошую работу с актерами,

оценив спектакль как ≪большую творческую удачу≫.1

В московском гастрольном Реалистическом театре поставил

≪Как закалялась сталь≫ Н. Островского и ≪О друзьях-товарищах

≫ В. Масса и М. Червинского. Пресса отмечала ≪отличный,

слаженный актерский ансамбль≫.2 Эти спектакли, проверившие

Режиссера столичным уровнем, не были еще заметным событием

В театральной жизни Москвы, однако дали Товстоногову и некоторое

Имя, а главное —уверенность в своих силах, ибо, по



его собственным словам, спектакль ≪Как закалялась сталь≫

Принес ему ощущение особой власти режиссера над драматургическим

Материалом.

Событием стал спектакль ≪Где-то в Сибири≫, поставленный

В Центральном детском театре, куда Товстоногов пришел по

Приглашению К. Шах-Азизова, бывшего художественного руководителя

Театра им. А. С. Грибоедова. Премьера спектакля состоялась

В сентябре 1948 года.

1 ≪Советское искусство≫, 1947, 28 марта.

2 ≪Вечерняя Москва≫, 1948, 11 июня.

Спектакль не только удался, но в известной степени и поразил

Новизной. Причину успеха рецензенты видели в том, что

режиссер ≪нашел правдивое сценическое решение, продолжил

ту линию жизненной правды, которая есть в пьесе≫.1 Узнали

Себя в героях спектакля московские учащиеся ремесленных

школ, им казалось, что они ≪не в театре, а у себя на заводе,

что на сцене это мы, ремесленники≫.

Сыгравший важную роль в личной творческой судьбе режиссера,



Этот спектакль имел и серьезное объективное значение,

Выходящее за рамки личного успеха режиссера или театра.

В нем была та мера жизненной правды, которая в эти годы

В таком своем художественном качестве встречалась не очень

Часто.

Еще не дебютировал В. Розов, еще никто не помышлял

о будущем ≪Современнике≫, но в спектакле ЦДТ уже звучало

Предчувствие этой меры жизненной истинности.

Режиссер хотел элементарного соответствия правды жизни

И правды сценической. Это была еще далеко не полная мера

требований. Это была лишь первоочередная задача.

Послевоенные проблемы мирной жизни, общее мировосприятие,

Окрыленное великой победой народа, новые задачи искусства,

Резко, всем фронтом развернутого в сторону современности

Постановлением ЦК В К П ( б ) ≪О репертуаре драматических

театров и мерах по его улучшению≫ (1946), требовали

Решения ряда сложнейших идейно-художественных проблем.

Театральное движение осложнялось, однако, различными факт

О р а м и —и теорией бесконфликтности, и догматическим отношением

К системе Станиславского и практике МХАТ, наконец,

Трудным положением, в котором оказалась театральная теория

И критика.

Художник и время находятся в диалектической, сложной

Связи, время ставит свои задачи и определяет возможности художника.

Правда жизни, даже если она не была облечена в стройную

Драматическую форму, даже если она была элементарной,

Захватывающей только поверхность явления, —была тем не менее



Самым желанным гостем на театре.

Московский и ленинградский спектакли ≪Где-то в Сибири≫

Обладали безусловным чувством художественной истины и заявляли

о творческой самостоятельности постановщика. Их успех

Не только укреплял режиссера на пути поисков новой сценической

Правды. Сами эти поиски совпадали с общим, все более

Нараставшим в театре стремлением двигаться в этом направлении.

Успех ленинградской версии ≪Где-то в Сибири≫ также был

безусловным. Критик С. Осовцов считал, что ≪не будет прежде-

1 ≪Вечерняя Москва≫, 1949, 2 марта.

Временным утверждать, что в лице Г. А. Товстоногова, впервые

Выступающего у нас в качестве постановщика, отряд ленинградских

Режиссеров пополнился мастером, умеющим вдумчиво работать

с актерами, раскрывать текст пьесы, ее идейное содержание

≫.1

В конце 1949 года Товстоногов был назначен главным режиссером

Ленинградского Театра им. Ленинского комсомола.

В творчестве Товстоногова все явственнее стали обозначаться

Закономерности, требовавшие осмысления. В это время начинается

И становится постоянной литературная активность Товстоногова,

Выступающего в печати с изложением своих взглядов

На те или иные явления театральной жизни.

Выступления в тбилисский период имели, как правило, узкоутилитарный

Характер: статья в связи с премьерой, юбилейной

датой и т. п. Теперь настало время сказать о своем ≪верую≫.

Статья в журнале ≪Театр≫ называлась не слишком оригин

а л ь н о —≪Режиссер учится у жизни≫, но в контексте театрального

Времени даже это название несло в себе скрытый полемический

Заряд.

Реальным опытом, на который мог опираться в это время

Товстоногов, была работа над ≪Как закалялась сталь≫ и — главным образом —над спектаклем ≪Где-то в Сибири≫.

Встреча с пьесой И. Ирошниковой, написанной по ее повести,

По подлинным дневникам комсорга, была удачей. Сама

Документальность, подлинность жизненного материала давала

Товстоногову в это время наилучшую возможность продемонстрировать

Свои режиссерские возможности, ибо совпадала

С теми поисками в области правды и органики, с теми представлениями

Об идеале театра, которые он выработал за годы режиссерской

Практики.

Две следующие приметные работы Товстоногова —≪Из

искры...≫ (1949) и ≪Дорогой бессмертия≫ (1951) также были

Написаны на основе драматургического материала, который

В значительной степени обладал качеством документальности.

Более подробно мы рассмотрим эти спектакли чуть ниже,

Сейчас же важно только отметить существенную для этого периода

Творчества Товстоногова тягу к драматургии реального

События, жизненного соответствия, которое служило непременной

Отправной точкой для поисков различных по ж а н р у и стилю

Режиссерских решений.

Говоря о реализме режиссуры, об обогащении и развитии

Реалистического метода, исследуя общие закономерности индивидуального

Художественного мышления, следует подчеркнуть,

Что центральным пунктом, в котором сходились все линии творческих

Поисков, был взгляд на героя, на личность в искусстве.

Недаром и лучшие спектакли Товстоногова связаны с сюжетами,

1 ≪Ленинградская правда≫, 1949, 21 октября.

Где герои поставлены в обстоятельства исключительные, требующие

Полного и высшего проявления духа: самоотверженность

комсомольцев в трудные годы войны ≪Где-то в Сибири≫,

революционный героизм рабочих в спектакле ≪Из искры...≫,

прекрасная и трагическая судьба шедшего ≪Дорогой бессмертия

≫ Юлиуса Фучика... Режиссер не снижал романтического

Звука, не принижал героики обыденностью тона, но раскрывал

Подвиг как естественное следствие лучших проявлений личности,

Утверждал человечность подвига, закономерность исключительного.

Следующим шагом в творчестве Товстоногова была работа

над ≪Гибелью эскадры≫, опыт которой непосредственно предшествовал

постановке ≪Оптимистической трагедии≫, спектакля,

Художественно совершенно раскрывшего тему народа, революционно

Преобразующего историю.

Личность человека всегда находилась в центре творческого

Внимания Товстоногова, он ищет и утверждает ее многообразные

Связи с действительностью, раскрывает человека во всей

Сложности его общественных отношений. Личность подвергалась

Художественному исследованию не только в каких-то особых

Условиях, но и в обстоятельствах обыкновенных, житейских.

Товстоногов утверждал, что методу социалистического реализма

Под силу всеохватывающее отображение действительности,

Что для искусства нет недоступных или запретных областей,

Важны лишь позиции и идеалы, с высоты которых художник

Смотрит на жизнь и человека. Героическое, самоотверженное,

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.