Общественной жизни и не с той полнотой, на которую претендовал
Режиссер, а отдельные, даже самые изобретательные режиссерские
Приемы в конечном счете еще ничего не определяют.
Товстоногов в собственно театральном смысле не предложил
никаких новаций в ≪Идиоте≫, не уходил от строгого жизнеподобия
в ≪Пяти вечерах≫, не нарушил исторической конкретности
в ≪Варварах≫, но эти лучшие спектакли 1957 (≪Идиот≫) и
Годов оказались в нашем сознании резко сближенными.
Режиссер жил в атмосфере тех поисков истины, шел теми
Путями, мучился теми проблемами, которые гораздо полнее и
Рельефнее выступили в иных видах советской литературы, нежели
В драматургии.
Не следует думать, что Товстоногов был излишне привередлив
В выборе репертуара: просто в то время он уже не мог
Позволить себе репертуарные компромиссы. Без сравнения с другими
Театрами все это пустые фразы. Нужно взглянуть, что
Ставили из советской драматургии хоть некоторые наши театры,
Имеющие вполне высокую художественную репутацию.
Московский театр им. Моссовета ставит в 1959 году ≪Битву
в пути≫ Г. Николаевой, ≪Тревожную ночь≫ Г. Мдивани, ≪Выгодного
жениха≫ бр. Тур, ≪Миллион за улыбку≫ А. Софронова.
Московский Художественный театр им. М. Горького выпускает
≪Битву в пути≫ Г. Николаевой и ≪Все остается людям≫
С. Алешина.
Московский Театр им. Вл. Маяковского обращается к пьесам
≪День остановить нельзя≫ А. Спешнева, ≪Весенние скрипки≫
А. Штейна, ≪Без обратного адреса≫ А. Софронова.
Ленинградский театр им. А. С. Пушкина показывает зрителям
пьесы ≪Сын века≫ И. Куприянова, ≪Нарушенный покой≫
А. Письменного и А. Музиля, ≪Все остается людям≫ С. Алешина
и ≪Двенадцатый час≫ А. Арбузова. Большого выбора не
Имел, как видим, никто.
Чего искал, чего ждал от драматургии, что хотел выразить
Товстоногов?
В литературу, театр, кинематографию, живопись с начала
1950-х годов медленно, но неудержимо проникало новое содержание,
Властно требовавшее обновления сценических форм.
Резко обозначился в то время кризис конфликта, в самой его
Сути, в подходе к разрешению жизненных противоречий.
Герою предстояло теперь самостоятельно ориентироваться
В сложном жизненном процессе, вырабатывая новую нравственн
ую систему. Ведерников из арбузовских ≪Годов странствий≫
Недаром смутил многих критиков сложностью, володинская фабричная
Девчонка вела себя против всех правил, розовские герои
Проявили многозначительное упорство в ситуациях, которые ранее
Как-то не считались существенными.
Разумеется, процесс этот шел не просто, старые формы художественного
И общественного мышления сказывались весьма
Ощутимо, но он шел. Медленнее всего —в драматургии, которая
Слишком мало дала образцов, где социально-психологические
Мотивировки поступков и разрешения конфликтов призывались
Бы для рассмотрения существенных и сложных жизненных
Противоречий. Тут проза и поэзия ушли от драмы далеко
Вперед.
Честь театрального искусства была поддержана режиссурой,
Которая использовала и то, что давала современная драматургия,
И прозу, и золотой фонд советской драмы, и классику.
Именно театр Товстоногова с неспешной рассудительностью
Приглашал зрителей поразмыслить над вновь возникшими
Нравственными проблемами бытия человека. Товстоногов, разумеется,
не был ≪холодным≫ наблюдателем времени, но он уже
Выработал как рефлекс то особое чувство достоинства искусства,
Которое удерживает художника от поспешности.
Товстоногов недаром ставил и ≪Оптимистическую трагедию≫,
и ≪Пять вечеров≫. Для иных это были несовместимые явления,
У него они совмещались естественно, ибо нравственный максимализм
героев ≪Пяти вечеров≫ он осознавал как героический,
а героизм большевиков ≪Оптимистической трагедии≫ был выявлен
В форме единства партийного и личного.
Донкихотство князя Мышкина обретало героическое значение,
И становилась рядом с ним жена акцизного чиновника
Из захолустья Надежда Монахова, и вбегал в холодный
Дом Фамусова юноша Чацкий, с безоглядной духовной
Отвагой покушавшийся на святыни общества загорецких и хлестовых.
Лирическое начало в творчестве Товстоногова принимало
Черты эпические, для воплощения которых человечество давно
Предназначило жанр трагедии: гибнут Мышкин, Монахова, трагически
Осознает свое крушение Чацкий, старые беды отзываются
в финальной фразе Тамары из ≪Пяти вечеров≫ —≪Ой,
только бы войны не было!..≫
Это эпическое свойство режиссуры Товстоногова, широко,
В основных связях охватывающее жизнь, явственно сказалось
в ≪Гибели эскадры≫ А. Корнейчука и ≪Поднятой целине≫
по М. Шолохову, протянулось от ≪Оптимистической трагедии≫ до
≪Беспокойной старости≫.
≪Пять вечеров≫ породили полемику о чрезвычайно важной
В те годы проблеме героя. Сам Товстоногов, последовательно
Отстаивая пьесу и спектакль, отмечая его принципиальное значение,
Не был склонен абсолютизировать художественный принцип
≪Пяти вечеров≫, отчетливо понимая, что сценическое отражение
Действительности не может быть ограничено каким-
либо одним приемом. Защищая ≪Пять вечеров≫, он утверждал
Многообразие способов художественного отражения действительности.
Уже в следующем сезоне он ставит ≪Гибель эскадры≫ и
≪ И р к у т с к ую историю≫, пьесы, решительно далекие по проблематике
и стилистике от ≪Пяти вечеров≫. В эти же два сезона
он выпускает ≪Варвары≫ —спектакль, открывавший новую страницу
В сценической истории горьковской драматургии. В контексте
Практического опыта можно говорить о том, что творческая
Широта и многообразие художественных приемов искусства
Товстоногова помогли выдвинуть в центр современной сцены
Личность человека во всех ее сложных связях с текущим днем,
Эпохой, историей.
Утверждение ценности личности, ее неповторимости, исследование
Разносторонних связей человека с обществом становится
В эти годы едва ли не ведущей темой драматургии и
режиссуры, находит отражение в пьесах ≪Годы странствий≫
А. Арбузова, ≪Персональное дело≫ А. Штейна (режиссер
Н. Охлопков), ≪Сонет Петрарки≫ Н. Погодина, ≪Золотая карета
≫ Л. Леонова, ≪В добрый час≫ В. Розова. Тема достоинства
И ответственности человека перед лицом истории звучала
в пьесе Н. Погодина ≪Третья, патетическая≫.
Товстоногов выступал против схематичного, вульгарного, упрощенного
понимания роли искусства и утверждал, что ≪современность
Произведения —в раскрытии процессов и характеров
Людей, которые преображаются в них, в раскрытии идей,
Возникающих только сейчас, в 60-е годы XX столетия, а не
в констатации того или иного факта≫.1
Работая над современной темой, над характерами сегодняшних
Героев, Товстоногов ни на минуту не отходил от принципов
Реализма в том их сценическом понимании, которое опирается
На эстетические принципы и художественную практику Станиславского.
Это важно подчеркнуть, ибо значение его творчества
Определено и тем, что в годы, когда увлечение условным, метафорическим
Театром становилось подчас модой, когда была
Сильна тенденция некритического восприятия приемов режиссуры
Х годов, когда проблема занавеса или открытой
Сцены возводилась чуть ли не в единственную примету современного
Стиля, он, как и Б. Бабочкин, Ю. Завадский, О. Ефремов и
Ряд других крупных мастеров нашей режиссуры, последовательно,
Художественно убедительно и глубоко отстаивал театр
правды, реализма, театр переживания. ≪Произведение может
Быть героическим, патетическим, сатирическим, лирическим, каким
Угодно. Речь идет не о сужении жанров, —писал Товстоног
О в ,—не о сведении их только к психологическим пьесам,
А о том, чтобы в произведениях любого жанра проникать в человеческую
психологию≫.2
В этом пункте, собственно, и было сосредоточено то главное,
Что характеризовало искусство Товстоногова,—психологический
Реализм в обновленных и обогащенных формах современного театра.
Г. Т о в с т о н о г о в . О профессии режиссера, с. 66.
Там же, с. 77.
Глава вторая
„МОЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ,
МОЕ БЕСПОКОЙСТВО"
В 1947 году Товстоногов уехал из Тбилиси, где прошла его
Театральная юность, где он вполне мог считать себя сложившимся
Режиссером. В Тбилисском тюзе и в Русском театре
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|