ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
Основные принципы государственной политики в области охраны труда — приоритет жизни и здоровья работников на протяжении их производственной деятельности, обеспечение гарантий права работников на охрану труда. В функции государства входит принятие законов и нормативных правовых актов, направленных на совершенствование правоотношений в области охраны труда. Министерства и ведомства разрабатывают единые нормативные требования в области безопасности и гигиены труда. Государство осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства по вопросам охраны труда.
Государственное управление охраной труда направлено на создание здоровых и безопасных условий труда у нанимателя; защиту прав и законных интересов работников и др. Государственное управление охраной труда реализуется на следующих уровнях: республиканском, отраслевом и региональном.
На республиканском уровне государственное управление охраной труда осуществляет Правительство РБ или уполномоченные им министерства, другие республиканские органы государственного управления, объединения (учреждения), подчиненные Правительству.
На отраслевом уровне государственное управление охраной труда осуществляют министерства, другие республиканские органы государственного управления, объединения (учреждения), подчиненные Правительству РБ, имеющие отраслевую направленность и подведомственные организации.
На региональном уровне государственное управление охраной труда осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы.
Органы государственного управления охраной труда осуществляют:
—совершенствование нормативной правовой базы охраны труда и управления охраной труда;
—анализ состояния условий и охраны труда, разработку и финансирование программ по улучшению условий и охраны труда;
—анализ состояния обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, организацию работы по обеспечению ими;
—организацию обучения, повышение квалификации и проверку знаний работников по вопросам охраны труда;
—надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, осуществляемый государственными органами и профсоюзами;
—контроль за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда, приведением их в соответствие с требованиями;
—надзор за предоставлением предусмотренных законодательством компенсаций по условиям труда;
—контроль за соблюдением порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий по устранению их причин. Участие в установленном порядке в расследовании таких происшествий и др.
Государственная политика нацелена на использование экономического механизма в управлении охраной труда. Проведение правильной налоговой политики стимулирует создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных технологий, эффективных средств защиты и т.д.
ПРАВА И ГАРАНТИИ ПРАВ РАБОТНИКОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Обязанности нанимателей перед работниками по обеспечению охраны труда отражены в Трудовом кодексе. В соответствии со ст. 55 и 226 ТК РБ наниматель обязан обеспечить:
—здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте, соблюдение требований по охране труда;
—принятие необходимых мер по профилактике производственного травматизма, профессиональных и других заболеваний работников;
—постоянный контроль знания и соблюдения работниками требований инструкции по технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности;
—своевременное и правильное проведение расследования и учета несчастных случаев на производстве;
—своевременное предоставление гарантий и компенсаций в связи с вредными условиями труда (сокращенный рабочий день, дополнительные отпуска, лечебно-профилактическое питание и др.);
—соблюдение норм по охране труда женщин, молодежи и инвалидов;
—выдачу работникам в соответствии с установленными нормами специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также организацию надлежащего хранения и ухода за этими средствами;
—соблюдение законодательства о труде, условий, установленных коллективными договорами, соглашениями, другими локальными нормативными актами и трудовыми договорами;
—постоянный контроль за уровнями опасных и вредных производственных факторов;
—проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
—подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний работников по вопросам охраны труда;
—проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических, в течение трудовой деятельности, медицинских осмотров работников;
—информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте и средствах индивидуальной защиты;
—возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работников, т.е. выплату денежных сумм (ст. 416 УК РБ) в зависимости от степени утраты трудоспособности (компенсация дополнительных расходов; возмещение морального вреда и расходы на погребение);
—пропаганду и внедрение безопасных методов и приемов труда.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР
И СОГЛАШЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Коллективные договоры и соглашения регулируют трудовые и связанные с ними отношения, позволяют обеспечить учет и согласование интересов и потребностей всех участников трудовых отношений в системе социального партнерства в сфере труда.
Генеральное соглашение является основой для тарифных и местных соглашений, коллективных договоров.
Коллективный договор — локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателями и работающими у него работниками (ст. 361 ТК).
Соглашение — нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории.
Соглашения заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (местное соглашение) уровнях.
Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа (профессиональные союзы и иные представительные органы) и наниматель (руководитель) или уполномоченные лица (ст. 354, 355 ТК). При этом руководитель организации и его заместители не могут осуществлять представительство интересов работников.
Коллективный договор обязывает нанимателя регламентировать нормы предоставления определенных льгот и преимуществ (увеличение выплат, установление системы поощрений за достижения в труде, регламентирование рабочего времени и др.) отдельным категориям работников.
Законодательство определяет примерный перечень положений, которые могут быть включены в договор. Это положения об (о): организации труда, системах оплаты труда, продолжительности рабочего времени и времени отдыха; создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях социального страхования работников и их семей, охране окружающей среды; регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда; строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения; организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей и т.д.
Коллективный договор распространяется на нанимателя и всех работников, от имени которых он заключен, и является обязательным для исполнения. Все работники должны быть ознакомлены с действующими у него коллективными договорами и соглашениями.
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Дисциплинарная ответственность наступает в случаях нарушения трудового распорядка, правил и норм по охране труда. В соответствии с действующим трудовым законодательством за нарушение трудовой дисциплины, в том числе норм по охране труда, наниматель может применять следующие дисциплинарные взыскания (ст. 198— 204 ТК РБ): замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.
Для работников транспорта, таможенной службы и других категорий с особыми условиями труда дисциплинарная ответственность устанавливается Правительством РБ (ст. 204 ТК).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|