Сделай Сам Свою Работу на 5

Способность видеть, слышать, чувствовать





Многие дети в девять месяцев уже выбирают себе любимую игрушку илиодеяльце. Грязный плюшевый мишка, брошенный в утреннюю стирку, способенсоздать в семье кризисную ситуацию. Несмотря на проблемы, которые способнавызвать "любимая игрушка", эта ранняя привязанность представляется намважным событием в развитии ребенка. Она свидетельствует об умении малышапрекрасно различать предметы. Новый медвежонок яростно отвергается, еслиребенка стараются утешить им в отсутствие старого "друга", потому что малышуже помнит, как выглядит любимая игрушка, даже когда ее нет рядом. Способность ребенка различать звуки проявляется в этом возрасте так жезаметно, как и умение различать предметы по их внешнему виду. Особенновнимательно малыш относится к звукам, помогающим ему понимать происходящиесобытия: жужжание бритвы означает, что папа проснулся, хлопнула дверьхолодильника - завтрак готов, постукивание в оконное стекло говорит -- этоидет дождь. В девять месяцев ребенок не только хорошо различает предметы извуки, но отчасти уже умеет "планировать" свои действия. Особенно очевидноэта способность проявляется, когда перед малышом встает задача с двумядействиями. Если перед его любимым грузовиком поставить "барьер" в видедругой игрушки, ребенок оттолкнет препятствие в сторону и достанет машинку.Отодвинув на другой край кофейного столика цветы -- подальше от ребенка, выувидите, что это не остановит его любознательность, малыш поползет вокругстолика и доберется до заинтересовавшего его объекта. В подобных ситуацияхребенок демонстрирует способность координировать два действия. В сущности,он использует одно действие как средство для выполнения второго. Нечто подобное планированию действий проявляется и в том, как ребенокдержит в руках знакомые вещи. Всего два месяца назад любой предмет,оказавшись в руках малыша, проходил через определенную стадию детских опы- тов: его рассматривали, трясли, били, брали в рот и т. д. Теперь, когдаребенок берет что-нибудь в руки, действия его целенаправленны, и он знаетпредназначение предметов. Он трясет погремушку, потому что она существуетименно для этого. Чашку он подносит ко рту, кусочек фольги комкает, вколокольчик звонит -- как будто сознает, что предметы служат разным целям, ион совершает те или другие действия, чтобы достигнуть определен ной цели. Вдевять месяцев у ребенка наблюдается еще одно увлечение. Положив игрушку вкоробку, малыш тут же опрокидывает эту коробку, снова кладет туда игрушку, иистория повторяется. Такие повторяющиеся действия можно рассматривать каксвоеобразный вариант игры "в прятки". Ребенок проверяет, продолжает лисуществовать игрушка, спрятанная в коробку. Теперь, когда малыш осознаетпостоянство предметов, его привлекают самые разнообразные варианты "пряток".Увидев, что вы зажали в кулаке маленькую игрушку, ребенок будет старатьсяраскрыть ваш кулак. Малыш изобретает собственные игры -- ему нравитсяоткрывать кухонные шкафчики, доставать оттуда всякие кастрюльки, сковородкии раскидывать их по дому. Увы, надежды на то, что эта игра скоро потеряетдля ребенка интерес, практически нет.

Понимаем своего ребенка





Девятимесячный ребенок с каждым днем все лучше понимает значение слов.Когда у него спрашивают: "Где мама?", "Где папа?" - он переводит взгляд содного родителя на другого. Малыш уже выполняет простые команды и, услышав:"Дай маме ложку", протянет маме ложку. Однако лучше будет, если мамаподкрепит свою просьбу протянутой рукой или обратиться с просьбой в товремя, когда он смотрит на ложку. Для малыша это интересная игра, и если онодин раз понял, что нужно сделать, он будет с удовольствием играть снова иснова. Начиная соединять звучание слов с их значением, малыш строит свойобразный словарь. И хотя большая часть его лепета может быть всего лишьзвуковой игрой, он уже начинает произносить некоторые слова всоответствующем контексте. Он скажет "папа", увидев, что в доме появился гость-мужчина. Первымисловами ребенка скорее всего не будут те, что обозначают требования (типа"дай"), обычно он стремится назвать близких людей, домашних животных илипроизносит слова, которыми мама сопровождает привычные действия. На этойочень ранней "разговорной" стадии главную роль играют родители. Если наудачную попытку малыша сказать какое-либо слово мама и папа реагируют шумнымвосторгом и повышенным вниманием к своему "говорящему чуду", ребенокначинает понимать, что правильно употребить слово -- это забавно и приятно.Когда малыш выполняет словесную просьбу и его сообразительность отмечаетсяродительским энтузиазмом, он будет стараться еще больше. В девять месяцев ребенок продолжает с удовольствием играть в игры типа"туда-обратно". Одно из самых любимых занятий детей -- снимать с родителейочки. Почти такой же популярностью пользуется игра "я тебя съем" -малышкладет ручонку в папин рот, а папа делает вид, что собирается ее откусить,тут ребенок выдергивает ручонку и победоносно хохочет. Вариантом такой игрыявляется игра "идет коза рогатая", когда папа "нападает" на животик малыша,а тот "обороняется" от нападения. Более спокойным вариантом игры "туда-сюда" можно считать игру в"телефон". Возьмите игрушечный или настоящий аппарат (конечно, настоящийнужно выключить из сети) и по очереди с ребенком говорите в трубку. Мамаимитирует звонок, берет трубку и придумывает какие-нибудь короткие фразы,типа: "Привет, как поживаешь? Ты завтракаешь?" Потом она передает трубкуребенку и говорит: "Теперь твоя очередь". Скоро малыш привыкнет к телефону иобязательно пробормочет какие-то свои "фразы", перед тем как положитьтрубку. Если ребенок часто играет со своими сверстниками и у него естьпостоянный "приятель", можно наблюдать, как дети сами играют в подобнуюигру, хотя и в более примитивной форме. Ваш малыш передает мягкую игрушкусверстнику, тот вручает ее обратно вашему ребенку, и потом все начинаетсясначала. Дети при этом улыбаются, вполне довольны, и совершенно ясно, чтоэто именно игра, а конфликта нет и в помине.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ



Девятимесячный ребенок не принимает всерьез слово "нет" - для него весьдом представляется большой волшебной игрой. Ему хочется все исследовать ипотрогать, поэтому вам, учитывая это, перед детским нашествием нужнопроверить все содержимое дома на устойчивость. Любую комнату, в которойребенок может оказаться один или с родителями, занятыми другим делом,следует тщательно "прочесать". Необходимо подумать не только о том, что может сделать ребенок"сейчас", но также и о том, что он научится делать через месяц: какиешкафчики и ящики он попробует открыть, з'а какие провода потянуть, какиебезделушки ему захочется исследовать и бросить на пол, где они, естественно,разобьются. Обходя свой дом в поисках опасных мест, в то же время подумайте, какиевещи могут пригодиться для детских игр. Устройте так, чтобы в каждойкомнате, где вы с ребенком будете проводить время, был бы для него запасигрушек или других предметов, подходящих для игры. Родители частопредоставляют во владение своему малышу низко расположенную полочку в кухне,какой-нибудь ящик в своей спальне и корзинку в гостиной, наполненную вещами,которые могут заинтересовать ребенка и которые он не сможет поломать. Если у вас есть время спокойно посидеть и поиграть с ребенком,обязательно дайте ему возможность самому начать игру. Если малыш обнаружит,что в доступной корзине много новых и интересных предметов: ключи,видеокассеты, сухофрукты, бигуди и т. п., это может вызвать у него желаниепоиграть -- передать вам какую-нибудь вещь, чтобы тут же получить ееобратно.

Время игр

Новые открытия Позвони в колокольчик Дайте ребенку колокольчик и покажите, как в него зво- нить. "Осязательная" игра Дайте вашему малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые емубудет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткойматерии и гладкой, шелковистой. В хорошо подобранный набор можно включить маленький квадратиклинолеума, игральную карту, большую пробку, кусочек бархата или атласа игубку. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их тудаобратно, ребенок начинает различать материалы осязательно. Переверните игрушки Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их вверх ногами (надример,плюшевый медвежонок окажется стоящим на голове и т. д.). Посмотрите,исправит ли малыш "положение" своих друзей. Липкая лента Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони.Ребенку будет интересно отрывать эту ленту. Шляпа на голове ребенка Когда малыш сидит перед зеркалом, наденьте ему па голову шляпу. Емупонравится наблюдать за своим отражением, снимающим шляпу. Улучшение координации Поиграйте с ребенком в ладушки Поиграйте с вашим ребенком в "ладушки". Помогите ему похлопать владоши, а потом спрячьте сто ручки под одеяло. Малыш будет с интересомнаблюдать, как его ручки исчезают и снова появляются. Покатайте мячик Покатите мячик к ребенку и, когда малыш вернет его вам, отправьте мячикснова к нему. Предложите другим членам семьи присоединиться к вам. Для этойцели лучше всего подходит мягкий мячик. Как сесть на пол Если ребенок научился подтягиваться и подниматься на ножки, держась зачто-нибудь, но еще не знает, как ему обратно сесть, помогите вашему малышупротяните ему конец полотенца или какой-нибудь палки; так вы облегчитеребенку возвращение в сидячее положение. Дайте ребенку "пирамиду" Если ребенок хоть один раз надел "кольцо" на стержень пирамиды, онбудет делать это снова и снова Игру можно сделать еще интереснее, еслистержень качать из стороны в сторону. Игрушки в прозрачной коробке Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть малышпопытается снять крышку. Если это у него не получается, сами приоткройтекрышку и снова дайте ребенку коробку - пусть продолжит свои старания. Перевернутая кастрюлька Опрокиньте кастрюльку вверх дном и дайте ее ребенку. Понаблюдайте,сообразит ли он, как нужно ее пе- ревернуть. Ваш ребенок уже многое знает о том, как должны бытьрасположены предметы. Поиграйте в "дай мне игрушку" Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек ипопросите ребенка дать ее вам. Если он сделает это правильно, изобразитешумный восторг. Вытягивание шарфиков Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропуститешарфики одним концом в картонную трубку, пусть малыш протащит через нее всешарфики. Понаблюдайте, сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в трубку.

Повседневные дела

Время кормления Как напоить плюшевого мишку Когда вы учите своего малыша пользоваться чашкой, иногда давайте попитьи плюшевому мишке. Ребенку тоже захочется напоить своего друга, и онпостарается повторить ваши движения. Эта игра типа "как будто" для совсеммаленьких предшествует играм с воображаемыми действиями, в которые любятиграть дети постарше. Пища для развития Процесс приготовления пищи интересен для детей всех возрастов, и дажесовсем маленький ребенок может быть вовлечен в него. Дайте малышу кастрюльку, крышку и ложку, или какую-нибудь пустуюкоробку или пакет. Копируя ваши действия, он будет трясти над кастрюлькойпустой пакет из-под риса, а потом мешать там ложкой и бить этой ложкой покастрюльке. Время переодевания Как переодеть непоседу Поменять подгузники девятимесячному ребенку -- задача не из легких. Какправило, вам легче поймать удирающего ползком малыша, чем удержать его наместе для переодевания. Этот повторяющийся процесс можно немного ускорить,отвлекая внимание ребенка какой-нибудь песенкой "к случаю". Как поймать ребенка Можно организовать этот процесс иначе, превратив его в забаву. Когдаребенок старается уползти от вас, хватайте его за ножки и тащите обратно: "Я тебя поймала!" Поиграйте такнесколько раз. Для малыша это станет веселой игрой, и, кроме того, онустанет, и в вашем распоряжении будет какое-то время, достаточное, чтобыспокойно переодеть его. Пуховичок для пудры Переодевая малыша, дайте ему чистый пуховичок или комок ваты ипокажите, как потереть животик, ручки, носик или щечки. Это занятие доставитребенку удовольствие, и он будет вести себя спокойнее. Кроме того, у васбудет случай поговорить с малышом о частях тела ("где у нас носик", "где унас глазки" и т. д.). Паучок, паучок Прежние "родственные" чувства приобретут новый оттенок, если подкакую-нибудь живую мелодию "паучок" побежит по ножке ребенка, а потом пожнвоти-ку. С "паучком" малыш будет заливаться смехом, как и во время веселойигры. Время купания Пусть ребенок "самостоятельно" помоется Дайте малышу купальную тряпочку и полотенчико для вытирания. Покажитеему, как нужно мыться и как вытираться полотенчиком. Конечно, подготовка к"самостоятельному мытью" и само "мытье" потребует больше времени. Оп-оп Дети любят следовать командам. Поддерживайте вашего "подпрыгивающего"малыша и командуйте ему "оп-оп!" Когда ребенок перестает "прыгать",перестаньте говорить "оп-оп!" Из этой игры может получиться целая забавнаясерия остановок и движений. Ребенок уже начинает получать удовольствие отслов, и в то же время для него это полезная тренировка. Время отдыха Посмотрите вместе с ребенком какую-нибудь книжку Для девятимесячного ребенка очень важно, чтобы вы нашли время полистатьвместе с ним спокойную книжку. Постарайтесь каждый день хоть понемногупочитать ребенку. Это создает ощущение близости между вами и ребенком. Усыпляющий вальс Потанцуйте с ребенком под тихую спокойную музыку перед тем, как уложитьего спать. В течение дня малыш проводит много времени на полу, исследуя себяи окружающий мир, и перед сном он нуждается в теплых нежных объятиях.

* Десять месяцев *

Мир ребенка

Десять месяцев это очень интересный возраст. Наблюдать за малышомзабавно и приятно. Он так самозабвенно погружается в игру, что почти незамечает восхищающихся им зрителей. Кажется, что десятимесячного человекабольше всего занимает вопрос, нельзя ли как-то использовать один предмет,чтобы что-то сделать с другим. Конечно, этот вопрос ребенок задает скореедействиями, чем словами. Играя одновременно с двумя предметами, малышприходит к идее превратить один из предметов в инструмент. Приведем самыеобычные примеры: ребенок берет ложку и старательно раскидывает горошинывокруг своего стульчика или колотит чайным ситечком по кастрюле. Мы видим,что ребенок в своих действиях как бы разделяет средство и результат.Используемый как инструмент предмет служит малышу средством, а достигнутыйэффект - результатом. По мере того как ребенка начинают интересовать более сложные игры, вызаметите, что и в вашей манере играть с малышом тоже что-то изменилось.Когда ребенку не было и шести месяцев, вы разговаривали с ним и играли вигры по схеме "я -- тебе, ты -- мне". Малышу нравились игры, требующиеобщения, он эмоционально реагировал на все ваши слова и действия, частосмеялся. В десять месяцев ребенок уже умеет, если нужно, самостоятельнодобраться или дотянуться до игрушки, взять ее, и теперь, как правило, игрыродителей с детьми не обходятся без игрушек. Малышу продолжают нравитьсяигры "с общением", такие, как "прятки" или "идет коза рогатая", а также"совместное пение"; такие игры вызывают у ребенка чувство близости и доверияк родителям. Однако в этом возрасте на первое место выходят уже игры сновыми, несколько другими игрушками, и ребенок с удовольствием играет,передавая кому-нибудь игрушку и тут же получая ее обратно, эта передача изрук в руки увлекает малыша. В процессе игры ребенок узнает и запоминаетмного нового.

Двигательные навыки

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.