Изучение основной и дополнительной литературы
Изучение рекомендованной литературы следует начинать с основных рекомендованных преподавателем учебников и учебных пособий, а затем переходить к научным монографиям и материалам периодических изданий. При этом очень полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов, что способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Кроме того, такая практика учит студентов отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что чрезвычайно важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений.
Самостоятельная работа студента в библиотеке
Важным аспектом самостоятельной подготовки студентов является работа с библиотечным фондом Института.
При подготовке докладов, представляемых студентами на практических занятиях, следует считать целесообразным формирование библиографии по изучаемой тематике. При этом рекомендуется использовать различные источники информации, в том числе учебные пособия, монографии, периодические издания, статистические материалы, переводные издания, а также труды зарубежных авторов.
Весь собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые вопросы изучаемой тематики и осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу этих вопросов. Конструктивным в этой работе является выработка умения обобщать большой объем материала и делать выводы. Весьма позитивным при этом следует считать попытку студента обосновать собственную точку зрения по исследуемой проблематике.
Изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет
Ресурсы Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым материалам.
Указания по самостоятельному изучению тем дисциплины
При изучении темы 1«Понятие и содержание профессиональной коммуникации юриста»студентам необходимо изучить понятие и виды коммуникации. В ходе освоения материала следует обратить внимание на особенности интерактивной и перцептивной сторон общения.
При изучении структуры общения студенту важно уяснить роль коммуникатора и реципиента, освоить материал по различным видам общения. Студентам необходимо уяснить средства и функции общения.
Кроме того, студенту необходимо выявить и осмыслить особенности делового общения юриста, его принципы, а также типы отношений, складывающиеся в процессе делового общения между участниками.
Особое внимание при изучении темы следует уделить изучению коммуникативных барьеров, а также факторов, способствующих эффективному деловому общению юриста.
При изучении темы 2«Формы делового общения юриста»студентам важно уяснить содержание и особенности речевого и неречевого общения в профессиональной деятельности юриста.
Изучая понятие и содержание невербального (неречевого) общения студентам важно обратить на особенности визуальной (тактильно-кинесической), акустической и ольфакторной систем невербального общения.
Также студентам важно уяснить понятие и основное содержание вербального общения.
При изучении темы 3 «Требования, предъявляемые к речи юриста»студентам необходимо усвоить коммуникативные качества речи юриста, а также уровни владения культурой речи.
В ходе освоения данной темы студенты должны освоить основные приемы и методы, обеспечивающие выразительность речи, уделив особое внимание тропам как средству речевой выразительности.
Студентам важно также усвоить правила речевого этикета в деловом общении юриста. При этом необходимо исходить из фундаментальных основ общей культуры общения. Вместе с тем, студенты должны четко уяснить особенности деловой коммуникации в юридической деятельнгости.
При изучении темы 4 «Техники вербального общения юриста»особое внимание следует уделить практическим техникам речи, постановки голоса, выбора необходимой интонации. Необходимо обратить внимание на благозвучие речи и правильность артикуляции.
Осваивая техники вербализации эмоций и чувств в профессиональной деятельности юриста студенты должны освоить техники непосредственной аффективной вербализации, косвенной аффективной вербализации, метафорической вербализации, вербализации общности с партнером, а также вербализации значимости партнера.
Кроме того, особое внимание необходимо уделить освоению техник активного слушания в профессиональной коммуникации юриста.
При изучении темы 5 «Общение в юридической практике»студентам необходимо разобраться в видах и особенностях технологий проведения различных видов делового общения. Прежде всего важно усвоить особенности лингвистической и психологической составляющей таких видов общения как беседа и деловое совещание.
Особое внимание следует уделить содержанию и психологическим особенностям проведения консультирования в юридической практике.
Студентам также важно изучить типологию переговоров, освоить способы и методы ведения переговоров. Для этого полезным будет обзнакомиться не только с учебной и научной литературой, но и внимательно изучить материалы периодических изданий, посвященные данной проблематике.
При изучении темы 6 «Общая характеристика судебной речи»студентам необходимо определить место судебной речи в профессиональной деятельности юриста. При этом очень важно усвоить отличительные черты судебной речи, а также особенности построения обвинительного и защитительного выступления в суде.
Студентам следует внимательно ознакомиться с композицией судебного выступления, освоить структуру, особое внимание уделив изучению закономерностей построения судебной речи.
Не менее важным является и изучение лингвистического аспекта композиции судебного выступления. Типы изложения: представляющие последовательности и аргументативные.
Важной основой любого судебного выступления являются логические основы. В этой связи студентам необходимо внимательно изучить законы логики как основу построения судебной речи, а также ознакомиться с типичными логическими ошибками, допускаемыми в судебной речи.
При изучении темы 7 «Основы письменной коммуникации юриста»студенты должны ознакомиться с основными языковыми средствами оформления письменного текста.
Студентам необходимо уяснить особенности языка деловых бумаг и документов, редактирование и устранение типичных ошибок в языке деловых документов юриста.
Особое внимание необходимо уделить служебные документы в юридической деятельности: их типологии и языковому оформлению.
При изучении темы 8«Этические основы профессиональной коммуникации юриста» студенты должны сформировать точное представление об этике юриста. Необходимо при этом выделить этические требования, предъявляемые к речевому поведению юриста. Студентам необходимо разобраться в моделях корректного речевого поведения, а также уяснить допустимость использования юмора в судебном вступлении. Особое внимание необходимо уделить уяснению последствий нарушения судебным оратором речевой этики.
Не менее важным является изучение этики поведения в конфликтной ситуации. Студентам важно освоить способы разрешения конфликтов, стратегии выхода из конфликтной ситуации, а также методы профилактики конфликтов в рамках делового общения юриста.
7. вопросы к зачету
1. Современное понятие профессионального общения юриста.
2. Содержание, цели и функции профессионального общения юриста.
3. Коммуникативная сторона общения.
4. Интерактивная и перцептивная стороны общения.
5. Особенности межличностного восприятия.
6. Слушание в деловой коммуникации.
7. Речевое и неречевое общение юриста.
8. Невербальные (неречевые) способы передачи информации в деловом общении юриста.
9. Речевая культура юриста.
10. Формы профессиональной речи юриста: письменная и устная.
11. Качества воздействующей публичной речи: общая характеристика.
12. Соответствие языковых средств оратору и лаконичность речи.
13. Отличительные черты профессионального общения.
14. Виды деловой публичной речи: монолог и диалог.
15. Использование законов логики при построении публичного выступления (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания).
16. Логическая операция доказывания: тезис, аргументы, демонстрация.
17. Прямое и косвенное доказательство.
18. Способы опровержения.
19. Методы повышения убедительности деловой речи.
20. Причины и виды логических ошибок в деловой монологической речи.
21. Речевые средства воздействия: эмоциональность, экспрессивность, адресация, точность словоупотребления.
22. Изобразительно-выразительные средства языка юриста.
23. Структура публичной речи.
24. Культура профессионального общения юриста.
25. Типы изложения: представляющие последовательности и аргументативные.
26. Речевые клише в тексте деловой речи. Виды клише.
27. Этика речевого поведения юриста.
28. Интонационно-выразительные средства в речи оратора.
29. Психологические особенности построения речи.
30. Технология проведения деловых бесед.
31. Виды деловых бесед
32. Технология проведения деловых совещаний.
33. Виды деловых совещаний.
34. Конфликт и стратегии поведения в конфликтной ситуации.
35. Методы профилактики конфликтов в ходе профессионального общения.
36. Этикет в деловом общении юриста.
37. Современное понятие судебного ораторского искусства.
38. Структура судебной речи.
39. Особенности начала судебного выступления.
40. Главная часть судебной речи: изложение обстоятельств дела, анализ доказательств, юридическая квалификация совершенного деяния.
41. Завершение судебного выступления.
42. Особенности построения защитительной речи в суде.
43. Особенности построения обвинительной речи в суде.
44. Социально-психологические основы построения убедительной речи в суде с участием присяжных заседателей.
45. Общие правила оформления деловых бумаг в профессиональной деятельности юриста.
46. Языковые средства оформления письменных документов.
47. Общие требования, предъявляемые к форме и содержанию обвинительной речи.
48. Методические основы построения адвокатом защитительной речи в ходе прения сторон.
49. Композиционно-стилистические особенности убедительной защитительной речи.
50. Культура звучания речи судебного оратора.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|