Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ





 

Ранее мы выявили, что в современном обществе сохраняется нера­венство, но оно перестает быть жестко фиксированным. Такую модель неравенства в индустриальном обществе определяют как систему рас­сеяных неравенств. Следовательно, главная проблема развития социаль­ной структуры не в уровне социальных различий, а в степени ее открытости. Эта роблема в социологии связана с понятием социального статуса и его изменением. (Более подробно характеристика социального статуса студентам предлагалась в предыдущей теме учебного курса).

Статус характеризуется различиями между социальными группами по социальному престижу,которым они обладают относительно друг друга.

Статусные разграничения часто меняются независимо от классовых позиций, и социальный престиж может быть как позитивным, так и нега­тивным. Привилегированные в позитивном плане статусные группы включают категории людей, которые имеют высокий престиж при данном социальном порядке. Например, высокий престиж в британском обществе имеют доктора и юристы.

Обладание богатством обычно сязано с присвоением высокого статуса, но есть много исключений. Термин "дворянская бедность" - один из примеров. В Британии представители аристократических семей продолжают пользоваться значительным социальным уважением,даже когда теряют богатство.Наоборот, на владельцев "новых денег" часто смотрят с некоторым презрением.



Если класс дан объективно, то статус зависит от субъективных оценок людьми социальных различий. Классы берут начало в экономи­ческих факторах, связанных с собственностью и доходами; статус связан с различными стилями жизни, которым следую группы.

Определение социального статуса связано с престижем профессии, уровнем дохода и уровнем образования. Но нередко бывает, что соци­альный статус индивида достаточно высок, а оценка его низка. (Например, человек с высшим образованием получает низкую зарплату). Это носит название статусной несовместимости. Реакция индивида на статусную несовместимость,как правило,связана с наличием стрессовой ситуации у него. Исследования показывают, что люди, обладающие статусной несовместимостью, часто выражают радикальные политические взгляды,поддерживают в период выборов кандитатов радикального толка.



Изучение особенностей приобретения статуса связано с мобиль­ностью людей в течение всей их жизни. Под индивидуальной мобиль­ностью студенты должны понимать изменение положения индивида в стра­тификационной системе.Такие изменения могут происходить в результате вертикальной или горизонтальной мобильности,реорганизации социальной структуры или введения новой системы стратификации.

Вертикальной мобильностью называется изменение социального положения индивида, которое сопровождается повышением или понижением его статуса. Переход человека к более высокому статусному положению называют восходящей социальной мобильностью; противоположный переход называют нисходящей социальной мобильностью.

Горизонтальная мобильность - это изменение социального положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению его статуса.

Изменение структуры общества может создавать новые возможности для развития мобильности.В индустриальных обществах наблюдается рост числа специалистов сферы обслуживания и соответственно уменьшение числа работников физического труда на заводах и в сельском хозяйстве.

Зарплата и статус в сфере обслуживания выше, поэтому люди, которые в прошлом занимались физическим трудом,а теперь находят работу в сфере обслуживания, демонстрируют восходящую мобильность.

Система стратификации может изменяться.В период революции 1917г. была полностью свергнута аристократия - она потеряла власть и приви­легии, многие были уничтожены или эмигрировали. Но система стратифи­кации может быть изменена в течение длительного времени,именно таким образом современное городское промышленное общество сменило фео­дальное общество средневековой Европы.



В данном обществе одновременно существует индивидуальная и групповая мобильность.Возможности продвижения связаны с прирожденным (П.Сорокин) статусом, который определяется такими факторами как семейное происхождение, возраст, пол, раса и место рождения. Достиг­нутый статус определяется тем, что человек осуществил, например, получил престижное образование.

Когда общество придает главное значение прирожденному статусу, проявляются тенденции к коллективной или групповой мобильности. А в обществах, где придается более важное значение достигнутому статусу, преобладает тенденция к индивидуальной мобильности. В американсом обществе поощряется стремление людей к повышению своего социального положения. Людей вдохновляет мифический рассказ о судьбе разносчика газет, который продвигался вверх по социальной лестнице и стал миллионером.

В некоторых случаях прирожденный статус (особенно такие факторы, как раса, пол или возраст) препятствуют индивидуальной мобильности из-за дискриминаций. Поэтому некоторые социальные слои упорно стремятся к групповой мобильности, что находит выражение в различных движениях, в том числе женских движениях, политических. Успех таких движений помогает изменить последствия прирожденного статуса с помощью коллективных усилий.

Индивидуальная мобильность представляет собой изменение положения индивида в системе стратификации. Коллективная мобильность предпо­лагает изменения положения группы в системе стратификации.В то время как индивидуальная мобильность больше распространена в обществе, где выше ценится достигнутый статус, коллективная мобильность преобладает в обществе, где придается главное значение прирожденному статусу.

Выяснив основные компоненты социальной структуры общества и тен­денции ее развития, студенты должны придти к выводу, что изучение социального неравенства связано с социальной стратификацией - одной из наиболее важных областей социологии. Социальная стратификация в значительной степени детерминирует жизнь людей.

 

Тема 7. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОБЪЕКТ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

 

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 

В современных условиях признанно, что социальная политика явля­ется одним из важнейших направлений в деятельности правового государства. В трактовке социальной политики как особого соотношения свободы личности и ее защищенности,ответственности сообщества (через государство) за судьбу своих граждан сложилось несколько подходов.

Правовое государство в его классическом либеральном варианте явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества. " Лучшее правительство то, которое меньше правит ", - говорил

Т.Джефферсон ( президент США в 1801 - 1809 гг., автор "Декларации независимости", провозгласившей независимость США). Создатели такого государства полагали,что обеспечение каждому прав и свобод,поощрение конкуренции сделают частную собственность доступной для каждого, повысят индивидуальную ответственность и инициативу и приведут в конечном счете к всеобщему благополучию.

Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, жестокой эксплуатации, обострению социального неравенства и классовой борьбы. Глубокое фактическое неравенство обесценивало равноправие граждан, превращало использование конституционных прав в привилегию имущих классов.

Современный анализ социальной политики отвергает бюрократическое, уравнительное распределение общественного богатства. Оторванное от охраны свободы (в том числе свободы частной собственности) государ­ство обнаруживает тенденцию к перерастанию в авторитаризм и тормоз экономического прогресса. В свое время в СССР и ряде других стран сформировалась патерналистская модель социальной защиты, с финанси­рованием главным образом из госбюджета - 95 и более процентов ассигнований с бюрократической системой распределения фондов социального обеспечения (патернализм - тип отношений между руководи­телями и народом,предусматривающий "отеческую заботу" первых о благе народа и "сыновнюю благодарность" вторых за улучшение жизни)/39, 54/.

Наиболее полное воплощение социальная политика получает в теории и практике социального государства (государства всеобщего благоден­ствия). Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности /31/.

Истоки социального государства восходят к социальной политике, зародившейся в далеком прошлом. Еще в древности многие правители, например, римские цезари, заботились о наиболее бедных гражданах, предоставляя плебсу "хлеба и зрелищ". В V в. до н.э. в Древнем Риме облегчалось использование общественных земель для бедняков, в конце II в. до н.э.вводились дополнительные налоги на роскошь. В Древней Греции реформы Писистрата, Клисфена, Перикла ( VI-V вв. до н.э.) по разному пытались помочь бедным за счет богатых и других эксплуа­тируемых Афинами государств. Многочисленные налоги и обложения отнимали до 20% дохода богатых /50/.Однако основное бремя социального обеспечения слабых и обездоленных в то время лежало на больших семьях и общинах.

Индустриалаизация, урбанизация общества, бесконтрольное развитие капитализма обострили социальный вопрос и классовую борьбу. Решение этого вопроса потребовало резкого расширения объектов социальной политики и ее превращения в одно из ведущих направлений деятельности государства.В результате этого примерно в 60-х годах ХХ в.и возникли социальные государства. Высокий статус социального государства был закреплен после второй мировой войны в конституциях западных держав (ФРГ, Италии, Франции и др.). Необходимым условием существо­вания социальных государств явился высокий уровень экономического развития ряда стран Запада, в которых оно находится примерно на одинаковом уровне,выигрывая в одних отношениях и проигрывая в других.

Так, бедным лучше быть во Франции, чем в США; больным - во Франции, чем в Италии; безработным - во Франции, чем в Великобритании; получить травму на производстве лучше в ФРГ или Великобритании, чем во Франции /1/.

Деятельность социального государства направлена на всеобщее благо, на утверждение в обществе социальной справедливости, которая является мерой социального равенства. Социальное равенство - состояние общественных отношений, которое обеспечивает равные условия и возможности для свободного развития всех членов общества, удовлет­ворение их материальных и духовных потребностей. Социальная справед­ливость - главный критерий оценки массами любой деятельности поли­тической элиты. Эту мысль выразил испанский философ Ортега-и-Гасет: "Если человек не увидит в демократии лишь первый шаг на встречу справедливости ..., то человеческая душа отвернется от демократии и обратится к прошлому".Служение правам человека составляет конечное и самое важное назначение социального государства.

Социальное государство отвергает путь к общественному благо­состоянию только через индивидуальное обогащение, также как через уравнительное распределение общественного богатства.Его регулирующая роль должна проявляться в создании условия для самообеспечения человека через личную инициативу, а также в социальной помощи государства малоимущим, инвалидам и др. Что же должна обеспечить человеку его личная инициатива,а что государство? Доктор юридических наук М.Баглай полагает,что нельзя искусственно ограничивать законное получение доходов личностью, иначе ослабнут стимулы экономического прогресса. В интересах общества сверхдоходы должны изыматься для перераспределения через бюджет. Ответственность социального государ­ства должна начинаться с определения и гарантирования минимального предела, необходимого для сохранения самой жизни (прожиточного мини­мума). Далее ответственность социального государства охватывает предоставление гражданам определенного комплекса бесплатных услуг: образования, здравоохранения, экологической безопасности,доступности к культурным благам и др.

Однако надо учитывать, что возмлжности социального государства объективно ограничены и чисто материальными факторами (нехватка бюджетных средств, необходимость постоянного повышения налогов и отчислений, особенно в условиях сверхинфляции), и кадровыми (госу­дарственные центральные и местные органы социального обеспечения также требуют штатов, больших затрат). Поэтому государство заинтере­совано в том, чтобы вышеуказанные системы были смешанными, чтобы создавались частные школы и больницы, развивалось медицинское страхование. Но государство не может полностью снять с себя обязан­ности по бесплатным услугам или позволить оказывать их на низком уровне /24/.

Социальное государство осуществляет свою деятельность в форме правовой государственности, однако оно стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречие. Их единство состоит в том,что оба они призваны обеспечить благо индивида: первый индивидуальную свободу и основополагающие права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против тирании, второй - материальные условия свободы, достойные условия существования каждого. Противоречие же между ними проявляется в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения мате­риального и культурного благосостояния граждан.Социальное государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п.,не порождать массовое социальное иждивенчество.

В современных условиях демократические государства стремятся найти меру сочетания правового и социального принципов. Социал-демо­краты и близкие к ним либералы видят свою задачу в реализации социального принципа, а консерваторы делают больший акцент на право­вом принципе /31/.

Сторонники превого направления придают важное значение государ­ственному вмешательству в экономическую и социальную жизнь общества. Активная социальная политика рассматривается ими как фактор удовлет­ворения материальных и духовных потребностей, и интересов личности, и экономического развития, средство предотвращения социальных конфликтов. Теоретики и политики, стоящие на позициях правового консерватизма, полагают, что государственные социальные программы приносят больше вреда, чем пользы обществу. Пособия по безработице, по их мнению, поощряют людей к безделью, помощь одиноким матерям потворствует безотцовщине, страхование по нетрудоспособности создает условия, при которых легкое недомагание можно выдать за потерю трудоспособности /49/.

Важнейшим объектом в деятельности социального государства явля­ется социальная политика.

Цель социальной политики - удовлетворение социальных запросов и потребностей людей, их социальная защита, снятие социальной напря­женности и разрешение социальных конфликтов.

Все это тесным образом связано с такими коренными понятиями, как социальная справедливость и социальное равенство.

Социальная справедливость - мера равенства (или неравенства) в общественном положении людей, классов, социальных групп. Она не только существует в сознании людей, но и отражает реальные общественные отношения.

Понятие " социальная справедливость ", во-первых, служит для характеристики соотношения, соответствия между общественным складом (деянием) человека и общественным воздеянием ему, во-вторых,выражает меру воплощения, реализации в обществе социального равенства.

Сознание социальной справедливости дает человеку ощущение прочной общественной связи, значимости своих действий и поступков.Оно играет исключительно важную роль в побуждениях и мотивах трудовой и общественно-политической деятельности в любых видах отношений между людьми. И наоборот, несправедливость всегда связана с обидой, противопоставлением людей друг другу. В чувстве несправедливости так или иначе проявляется разрыв общественных связей.

Социальное равенство - состояние общественных отношений, которое обеспечивает равные условия и возможности для свободного развития всех членов общества, удовлетворение их материальных и духовных потребностей.

При рассмотрении социальной справедливости и социального равен­ства следует видеть, что эти понятия близки по своей сути, но не тождественны. Как уже отмечено, социальная справедливость - это мера социального равенства.

Социальная справедливость и социальное равенство отражают равно­порядковые качества общественных отношений: в первом случае выражено отношение взаимодействующих индивидов к истории, прогрессу, развитию человечества,во втором -характер актуального общественного положения взаимодействующих индивидов.Поэтому не всегда и не всякое социальное равенство (например,уравниловка при социализме) - историческое благо, совпадающее с социальной справедливостью, и, наоборот, не каждый раз социальное равенство (скажем, связанное с рапределением по труду при социализме) - историческое зло, тожденственное социальной несправед­ливости.

Социальная политика представляет собой особое направление деятельности субъектов социально-политической жизни, ориентированное на регулирование социальных отношений, обеспечение благоприятных условий существования индивидов, на реализацию жизненно- важных социальных потребностей и интересов людей и социальных общностей.

Социальная политика должна охватывать все аспекты социальной жизни. Отсюда вытекают и ее главные задачи: придание социальной ориентации развитию экономики, иначе говоря, корректирование в этом направлении экономической политики, регулирование всей системы социальных отношений на основе оптимального сопряжения личных, груп­повых и общегосударственных интересов; своевременное обнаружение и разрешение социальных противоречий и кофликтов; формирование действенных социальных стимулов для высокопроизводительного и качественного труда; реализация с учетом возможностей общества принципа социальной справедливости /39, 54/.

Что же предопределяет роль государства в удовлетворении мате­риальных и духовных потребностей личности? Возможности семьи пред­ставляются ограниченными в условиях возвышения уровня потребностей, изменения и усложнения их структуры.Определенный интерес представляет соотнесение расходов домохозяйств и гасударства на конец 70 – начало 80-х годов в здравоохранении и образовании как типичных группах услуг, призванных удовлетворять потребности линости. Так, в области образования в среднем примерно 92.0% расходов девяти западноевропей­ских стран и 78.8% США приходится на государство. Несколько иное соотношение государственных и частных расходов в области здравоохра­нения. Здесь в среднем примерно 75.4% расходов семи европейских стран приходится на государство, тогда как 42.8% - США.

Производство услуг,объективно предназначенных для удовлетворения сравнительно новых потребностей, является зачастую далеко не самой выгодной сферой приложения частного капитала. С этой точки зрения существенное значение имеют некоторые экономические особенности производства социальных услуг - его относительно трудоемкий характер, меньшая восприимчивость к техническому прогрессу и новым формам организации труда и др.

Противоречие между необходимостью развития социальных услуг и сравнительной "невыгодностью" осуществления этого процесса на базе рыночной экономики решается посредством того или иного его перекла­дывания на государство. Государство все более активно участвует в развитии социальной инфраструктуры, под которой подразумевается совокупность материально-вещественных элементов обеспечения жизне­деятельности людей, которая включает жилищное и коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и общественное питание, транспорт, связь, учреждения здравоохранения и культуры и т.п. /54, 49/

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.