Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ





 

ПОНЯТИЕ "ЛИЧНОСТЬ", "ЧЕЛОВЕК", "ИНДИВИД". БИО-ПСИХО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

Любой раздел гуманитарной науки, в том числе и социология, посвященный изучению личности, вызывает повышенный интерес и внима­ние. Объясняется это легко, ведь речь идет о каждом из нас.Студенты, изучая проблему личности, получат сведения, которые должны помочь им разобраться в самих себе, а так же в окружающем их мире. Ответить на эти вопросы, кончно, непросто, так как понятие личности, так же как и понятие культуры наиболее сложное и многомерное.

Для того, чтобы ответить на вопрос что такое личность, надо определиться в понятиях наиболее часто употребляемых: "человек", "индивид" и "личность".

Марксистская наука традиционно рассматривает человека в качестве социального существа (например, как члена семьи, работника, гражда­нина) в конкретно исторических условиях, считает его совокупностью всех общественных отношений.

Человек - существо биосоциальное. Природные, биологические свой­ства человека и потребности играют главную роль в обеспечении его жизнеспособности. И хотя первые жизненные потребности человека мало чем отличаются от потребностей любого животного существа, все же он удовлетворяет их как общественное существо. Например, употребляя пищу, он использует целый арсенал инструментов от вилки и ножа, до микроволновых печей и т.д. Культура общества регулирует способы удовлетворения потребностей и делает человека человеком.



Человек наделен рядом способностей,которые нельзя отнести только одному дару природы или "божьему дару". Его способности, это продукт длительногоисторического развития. От рождения будучи включенным в процесс воспитания, обучения, различного рода деятельность, человек является носителем общественной жизни, источником развития в рамках того социального слоя, класса, коллектива к которому он принадлежит. Следовательно, человек является не только продуктом общества, но и его творцом /35/.

Понятие "человек" употребляется для характеристики общих, при­сущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает, что в природе есть в наличии особая общность как ( homosapiens ), человеческий род,который отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.



Человечество существует как специфическая материальная реальность. Но самостоятельно как таковое человечество не существует, т.к. дей­ствуют и живут конкретные люди. Существование отдельных представителей общества можно выразить понятием "индивид". Есть несколько определений понятия "индивид". Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психоло­гических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие "индивид" в этом случае употребляется в значении "кон­кретный человек" /45/.

Индивид - это единичный человек как биосоциальное существо,особь. Индивидуальность - это характеристика уникальности, неповторимости, присущей данной личности /34/.

Итак, понятие "индивид" означает всякого отдельно взятого пред­ставителя человеческого рода, общества или группы. Близко к нему слово "индивидуальность". Оно отражает то особенное, специфическое, своеобразное, что отличает данного конкретного человека от других людей. Человек индивидуален в силу наличия у него особенных, единич­ных, неповторимых свойств. Речь идет не о внешних признаках ("высо­кий или низкий"), а о социально-значимых качествах /35/.

Понятие "личность" отражает только социальную природу человека. Это понятие используется для обозначения социально значимых качеств, которые выработало в себе человечество за всю свою историю.



Личность - это исторически конкретный человек в единстве его социальных и психологических качеств, которые формируются и реализу­ются в социальной деятельности в конкретных общественных отношениях. Обычно понятие "личность" определяет меру развития человека. Отсюда, видимо, и выражение "человеком рождаются, а личностью становятся".

Среди ученого мира существует полный разброс мнений. Одни считают личностью гениального, достигшего высочайшего уровня развития, кото­рому присущи качества нравственного порядка (трудолюбие, ответствен­ность, патриотизм т.д.). Но этот подход отдает какой-то идеальностью. Человек может быть одновременно добрым, но и вором, трудолюбивым и завистливым. При таком подходе можно прийти к выводу, что общество состоит из очень узкого круга людей, которые могут считаться лич­ностью. Какими бы нравственными качествами не обладал человек, мир каждого неповторим и уникален. Каждый человек, обладающий сознанием и способностью к самостоятельным действиям, является личностью /35/.

Человек становится личностью вступая в общественные отношения, в связь с другими людьми. В этих связях и отношениях индивид при­обретает разнообразные общественные свойства и таким образом сочетает в себе индивидуальные и общественные качества. Человек становится персонифицированным носителем социальных качеств, личностью. Степень развития личности бывает разная, одни герои, другие трусы, одни честные, другие лжецы и т.д.

Остановимся на составных элементах социальной личности. С одной стороны, процесс исследований биологических и физиологических меха­низмов поведения человека,а с другой психологические и социологичес­кие исследования механизмов поступков индивидов и поведения групп позволяют вполне оценить сложность проблемы личности. Поэтому вполне справедливо привести еще одно определение личности: "... личность человека является интегральной целостностью биогенных, психогенных и социогенных элементов" /68/.

В предыдущих темах, говоря о биологической основе общественной жизни, мы подчеркивали, что единство анатомических и физиологических свойств организма составляет часть поведения человека. Эти биогенные элементы личности складываются из врожденных рефлексов, врожденных анатомических черт, физиологических процессов и т.д. Некоторые соци­ологи старались доказать, что эти биогенные элементы, составляющие однородную и постоянную основу поведения во всех обществах и культу­рах, не влияют на различные поведения людей. Но с точки зрения общей теории поведения индивида и поведения общности биологические и биопсихические движущие элементы личности настолько важны,что ни один социолог не должен игнорировать их. Ведь в основе поведения любого индивида лежат определенные биологические потребности, определенные импульсы, вызывающие определенное поведение для их удовлетворения.

Биологические основы и факторы личности охватывают нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ, побуждения (голод, жажду, половой импульс, половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма). И хотя спорным является вопрос, насколько эти факторы определяют поведение индивида,изучение их представляется необходимым. Важны также психологические элементы личности - память, характер, воля, наблюдательность, интеллект и т.д.

Нам известно, что проблемой личности занимаются ряд гуманитарных дисциплин,в том числе психология.Психологические теории также разно­образны,как и социологические,но мы выделим несколько наиболее важных направлений.

Основателем теории психоанализа является Зигмунд Фрейд. Он и его последователи создали своеобразную теорию личности. В структуре личности Фрейд выделил три основных компонента: ОНО (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).

Ид представляет собой компонент, где властвуют бессознательные инстинкты, принцип удовольствия. З.Фрейд выделяет в человеке две потребности: либидозную и агрессивную - именно они и есть источники духовной деятельности личности. Так как удовлетворение этих потреб­ностей наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя область "бессознательного".

Я (Эго) выступает как бы посредником, промежуточным звеном в структуре личности. Оно и воспринимает бессознательные инстинкты в приемлемой для конкретной, реальной ситуации форме. По сути смысл Эго в окультуривании бессознательных инстинктов личности.

Супер-Эго (Сверх-Я) - это совокупность моральных устоев общества. Данный компонент выполняет роль своеобразного внутреннего цензора. Эго постоянно раздирается конфликтами между инстинктами, которые постоянно прорываются из Ид, запретами, требованиями, благодаря которым Супер-Эго контролирует Эго. Систематически прибегая к защит­ным механизмам (вытеснению, сублемации), Эго тем самым контролирует Ид.

З.Фрейд рассматривает организм как сложную энергетическую сис­тему, управляемую законом сохранения энергии.Если либидо остановлено в одном из своих проявлений,оно должно неизбежно произвести какие-то другие эффекты. Супер-Эго обеспечивает социальную приемлемость этих эффектов, различных форм, в которых они прорываются, в том числе, символов. Все, что человек деоает, творит (произведения литературы, искусства) является, по З.Фрейду, символизацией вытесненных в "под­полье" бессознательных потребностей. Другой формой являются социаль­ные чувства - несексуальный вариант эмоциональных отношений между членами группы - альтруистская любовь, дружба, которые по З.Фрейду, представляют собой превращенные формы сексуального.

Идеи З. Фрейда уже давно подвергаются серьезной критике, но, несмотря на многие упущения, все же многие десятилетия привлекают внимание. В основу человеческой жизни, в том числе и мотивация дея­тельности, простые и сложные формы социального взаимодействия он усматривает в инстиктах, бессознательных влечениях. Человек - это окультуренное, благодаря Супер-Эго и обуздываемой деятельности Эго, животное. Причем З.Фрейд, который практиковал как психотерапевт, решающее значение придал либидо-сексуальному инстинкту, подавление которого в действительности становится одной из важнейших причин психических заболеваний.Выдвинутая модель личности З.Фрейда содержит важное предположение о сложности, многоплановости структуры челове­ческого поведения. Сделана попытка логически строгим путем связать биологические начала и социальное,обратить внимание на энергетичес­кую, чувственно-психологическую основу личности как социального субъекта. Личность, которую набросал Фрейд при всей ее биологизатор­ско-либидозной однобокости, "дышит", живет, содержит намек на возмож­ности проявлений неповторимости, индивидуальности и вместе с тем обнаруживает свою социальную принадлежность, социальную контролиру­емость (Супер-Эго) /34/.

Представителями второй тенденции являются Ч.Кули и Дж.Холмс. Эта теория получила известность как теория зеркального "Я". Для нее характерен пристальный интерес к социальной обусловленности "Я". Другие люди - Он, Они - это те зеркала, в которых формируется мой собственный образ "Я". Следовательно,представления о личности,о себе, то есть "Я" есть не что иное, как синтез тех впечатлений, которые, как кажется личности,она производит на окружающих, "значимых других".

В различных интерпретациях, вариатнах сторонники зеркального "Я" подчеркиваюи,что мое представление о себе есть не что иное,как сово­купность, целостность оценок моей деятельности другими.Авторы данной концепции лично обращали внимание на то, как мы интерпретируем мысли и чувства других, как мы воспринимаем друг друга в ходе элементарных взаимодействий. Последний аспект достаточно важен и для понимания многих проблем,возникающих в ходе практического восприятия человеком человека.

Следующая теория личности - теория психологии, опирающаяся на учение Павлова о двух сигнальных системах и на теорию исторического материализма К.Маркса. В этой теории также присутствует синтез био­психо-социогенных элементов, но упор в основном делается на материа­листическую и инсторическую концепцию человека.

Подводя итог первого вопроса можно назвать признаки человека как личности. Во-первых,это наличие самосознания,то есть способности формулировать свое "Я" и делать его предметом своего собственного познания. Человек становится личностью, когда выделяя себя из себе подобных, осознает свою самотождественность с другими, но в то же время свою неповторимость. Ребенок, становящийся личностью, требует соответствующего к нему отношения. Во-вторых, личность занимает определенное положение в системе общественных,прежде всего производ­ственных отношений, принадлежит к определенному классу, социальному слою, группе. В-третьих, в соответствии со своим социальным статусом личность играет определенные социальные роли.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.