Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ.





СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Тема 1. Социология как наука об обществе. Предмет, задачи и функции социологии.

Тема 2. Возникновение общества. Исторические типы организации социальной жизни

Тема 3. Социальная жизнь. Социология социальной жизни

Тема 4. Социология личности

Тема 5. Культура и ее влияние на общественную жизнь

Тема 6. Социальная структура как объект социологии

Тема 7. Социальная политика как объект деятельности государства

Тема 8. Социальные институты

Краткий словарь основных социологических понятий

Список литературы

 

 

Введение

 

Предлагаемое учебное пособие посвящено изучению общих и специфи­ческих социальных законов и закономерностей развития, функционирования определенных социальных систем, исследованию механизмов действия и форм проявления этих законов в деятельности личности, социальных общностях, классах и этносах.

В настоящее время социология в России доказала свое право на существование в качестве самостоятельной научной и учебной дисциплины.

Во всем же мире она давно получила международное признание и заняла свое место среди других общественных наук. Осуществляющаяся в России глубокая реформа высшего образования выделяет приоритет гуманизации и гуманитаризации в общественном развитии. В связи с этим осущест­вляется переориентация в преподавании дисциплин на освоение мирового и отечественного обществознания. Большое значение в этом процессе придается знаниям по социологии - науке призванной сформировать социальное мышление, научить ориентироваться в сложных социальных пробле­мах, противоречиях, определять источник их возникновения и возможные пути их разрешения.



Данное учебное пособие представляет собой одну из первых попыток разработать курс по социологии для студентов технического вуза в систематизированном, лаконичном подборе материала, соблюдая все тре­бования государственного стандарта.

 

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ.

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ.

 

Каждая отрасль науки имеет свой предмет, который раскрывается в содержании (системе теорий, законов, категорий, принципов и т.д.) и выполняет особые функции по отношению к практике. Между предметом, содержанием и функциями науки существует определенная взаимозависи­мость. Произвольное определение предмета науки ведет к односторонней и непоследовательной трактовке ее содержания. Так и функции отдель­ной науки нельзя уяснить, если отвлеченно исходить от других наук и потребностей практики.



Чтобы понять в чем сущность социологии, студентам нужно прежде всего уяснить что представляет собой предмет социологии. Изложение основ любой науки принято начинать с ознакомления с ее предметом, т.к. предмет любой науки является результатом теоретического осмысления, которое позволяет исследователю выделить те стороны и закономерности развития изучаемого объекта, которые являются спе­цифическими для данной науки.

Так что же такое социология?

Термин "социология" происходит от латинского "societas" ( об­щество ) и греческого "logos" ( слово, учение ). В этом буквальном смысле слова социология есть наука об обществе. Стремление понять, осмыслить общество, а также выразить свое отношение к нему было свойственно человечеству на всех этапах его истории. В прошлом каждый крупный мыслитель в рамках собственной философской системы выражал и свои взгляды на общество. Само же понятие " социология " было введено в научный оборот французским философом Огюстом Контом в 30 г. прошлого столетия. В его понимании социология была равно­значна обществознанию, которое включало в себя все, что относится к обществу, роль же ее он определял задачами наблюдения фактов и процессов общественной жизни. Точка зрения О. Конта на социологию как науку, тождественную обществознанию господствовала в литературе до конца XIX века. В конце XIX - начале XX веков в научных иссле­дованиях общества стал выделяться наряду с экономическим, демогра­фическим, правовым и др. аспектами также и социальный. Поэтому предмет социологии начинает сводиться именно к изучению социальных сторон общественного развития. Первым социологом, который дал узкую трактовку социологическй науки, был Эмиль Дюркгейм. С его именем связан переход социологии от науки, тождественной обществознанию, к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных от­ношений в жизни общества, т.е. к самостоятельной науке, наряду с другими общественными и гуманитарными науками - философией, полит­экономией, историей и др.



С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология - это наука о социальном поведении, которое социология стремится понять и объяснить. Социальное поведение, по Веберу - это определенный по­ступок человека, который он соотносит с поведением (или поступками) других людей.

Что же изучает социология?

Объектом социологического познания является, как мы уже говорили, общество. Но "общество" - это слишком широкое понятие, т.к. "общество" изучают все гуманитарные науки. Сущностная сторона в обосновании научного статуса социологии (как и любой другой науки) лежит в раз­личии ее объекта познания. Объект познания - это все то, на что направлена деятельность исследователя, что исследует он в качестве объектной реальности. Так и в социологии есть определенный объект, который подлежит изучению. Однако здесь мнения различных авторов расходятся. В.А. Ядов считает, что ключевым понятием социологии является "социальная общность", в которую он включает формы семейной организации, поселений, социально - классовые и социально - профес­сиональные, энтонациональные и территориальные, государственные об­щности и наконец, человечество в целом, осознающее свои интересы как единая цивилизация. К понятию социальной общности он также относит и те разновидности, которые не имеют жесткой структурной организации, т.е. представляют разнородную массу, объединенную общим интересом (например, массовое движение,аудитория зрелища, толпа) /69/.

Авторский коллектив под руководством Г.В.Осипова ключевым поня­тием социологии считает "социальное". В это понятие он включает всю совокупность связей и отношений, которые в каждом конкретном социаль­ном объекте всегда организованы особым образом и поэтому объект социологического познания выступает как социальная система /53/.

Авторы О.Н. Козлова, В.В. Панферов, С.Г. Спасибенко считают, что поэзия Ядова и авторского коллектива под руководством Осипова упускают собственно челевеческий аспект социального. Известный социолог П. Со­рокин подчеркивал: "наша социология есть humo - социология. Она трак­туется только о челевеческих взаимоотношениях" /51/. Согласно этой концепции предметом изучения социологии должно быть не изучение пре­имущественно общества или преимущественно личности, а именно взаимо­действие личности и общества.

Современный американский социолог Нейл Смелзер считает, что социология - это один из способов изучения людей. Он говорит, что социологи стремятся выяснить почему люди ведут себя определенным об­разом, почему они поклоняются чему - то, женятся, голосуют и т.д., т. е. все, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют друг с другом. И, поэтому, Смелзер считает, что "социологию можно определить

как научное изучение общества и социальных отношений".

Анализируя вышесказанное, можно, на наш взгляд, дать следующее определение науки социологии: социология - это наука, изучающая общество через призму человеческого поведения, интересов и потреб­ностей тех социальных групп, которые это общество составляют.

Исходя из этого определения, предметом изучения социологии явля­ется не все общество, а та его сторона, которая определяет интересы и потребности различных социальных групп, социальных общностей, а также взаимоотношение человека и общества. Важным для социологии по­нятием является "социальное". Понятие "социальное" как характеристика одной из сторон общественной жизни было введено К. Марксом. При ана­лизе общества, его процессов и отношений Маркс и Энгельс использовали два термина - общественный и социальный. Они употребляли понятие "об­щественный", "общественные отношения", когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон - экономической, политической, идеологической и т.д.

Когда же они исследовали природу отношения людей друг к другу, человека к человеку, к факторам и условиям жизнедеятельности, поло­жение человека и его роль в обществе, то применяли понятие "социаль­ное", "социальные отношения". Поскольку в наших общественных науках общественные отношения сводились к историческому материализму, то наши ученые стали отождествлять понятия "общественное" и "социальное",

а специфический объект социологического знания, социальные связи и отношения был утрачен. Однако разграничение этих понятий имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В настоящее время социальная сфера жизнедеятельности общества включена в общую систему управления и планирования, что нашло отражение в важнейших государственных документах, где наряду с экономическим, политическим и культурным развитием общества большое внимание уделяется также социальному развитию, социальной политике.

Социальное - это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп, людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях и прояв­ляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или про­цесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в про­цессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Можно выделить следующие основные черты, которые характеризуют специфику социального.

Во-первых, это общее свойство, которое присуще различным группам людей и являющееся результатом их взаимоотношений.

Во-вторых. это характер и содержание отношений между различными группами людей, находящихся в зависимости от занимаемого ими места в различных общественных структурах, и от той роли, которую они в ней выполняют.

В-третьих, это есть результат "совместной деятельности различных индивидов", проявляющийся в общении и в их взаимодействии.

Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга, способствуют развитию тех или иных свойств общественных отношений. Социальное возникает именно в ходе взаимодей­ствия людей, обусловливается различиями их места и роли в конкретных общественных структурах.

Как самостоятельная наука социология имеет свои задачи. Особенно повышается ее роль в условиях преобразования нашего общества, т.к. каждое принимаемое решение, каждый новый шаг, предпринимаемый влас­тями, задевают социальные интересы, меняют положение, поведение мно­жества взаимодействующих групп. В этих условиях органам управления крайне необходима полная, точная и правдивая информация о реальном положении дел в любой сфере общественной жизни, о потребностях, инте­ресах, поведении общественных групп в той или иной ситуации, а также возможном влиянии их поведения на общественные процессы. Предоставить такую информацию пракимке должна социология.

Важную задачу имеет социология и в конкретизации курса государ­ственых органов на преобразование экономического развития в условиях перехода к рынку, т.к. практическое его осуществление требует сотен и тысяч решений более конкретного уровня (скажем ответа на вопросы о том, какие именно звенья управления являются лишними; какие типы индивидуальной трудовой деятельности заслуживают поддержки и развития; какую дифференциацию оплаты труда разного качества считать справед­ливой, а какую чрезмерной и т.д.) Причем каждое такое решение требует социологического осмысления и обоснования.

Не менее важной задачей социологии является обеспечение надежной "обратной связи" управления обществом. Ведь принятие самого правиль­ного и необходимого решения высшими органами управления представляет первый шаг преобразования действительности. В дальнейшем такому ре­шению предстоит "обрасти" множеством конкретизирующих его инструкций, чтобы сделать это решение более эффективным. Это делает необходимым постоянный социологический контроль за ходом выполнения решений,про­теканием конкретных процессов в обществе.

Нельзя забывать также и о такой важнейшей задаче социологии, как формирование у людей социального мышления. Активизация деятельности человека, социальная энергия масс и направление ее в нужное обществу русло. Эта задача адресована в первую очередь социологам.

Задачи, которые стоят перед социологической наукой, определяют и ее функции.

Социология, изучая общественную жизнь в тех или иных формах и сферах, во-первых, решает научные проблемы, которые связаны с фор­мированием знания о социальной действительности, разработкой методов социологических исследований. Во-вторых, социология изучает проблемы, которые связаны с преобразованием социальной действительности, ана­лизом путей и средств целенаправленного воздействия на социальные процессы. Наиболее важными функциями являются: познавательная, которая связана с изучением закономерностей социального развития и тенденцией изменения различных социальных процессов; практическая, которая определяет степень участия социологии в разработке практичес­ких рекомендаций и предложений по повышению эффективности управления различными социальными процессами; и наконец, идеологическая, которая обусловлена участием социологии в идеологической деятельности. Раскроем подробно эти функции социологии.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ. Особое значение принадлежит специальным социоло­гическим теориям, которые раскрывают закономерности перспективы со­циального развития общества. Социологические теории дают научные ответы на актуальные проблемы современности, указывают реальные пути и методы социального преобразования мира.

В научном познании закономерностей развития также активно участ­вуют социологические исследования, которые взаимодействуют с социо­логическими теориями. Они обеспечивают прирост новых знаний о дей­ствительности, изменениях отдельных сфер жизни общества, несут информацию о потребностях, интересах, ценностых ориентациях, мотивах поведения различных социальных общностей (групп, классов и т.п.) в конкретных ситуациях.

ПРАКТИЧЕСКАЯ функция социологии тесно связана с познавательной. Вскрывая закономерности развития различных сфер общества, социологические исследования дают конкретную информацию, необходимую для

осуществления контроля над социальными процессами.

ПРАКТИЧЕСКАЯ функция социологии выражается прежде всего в том, что она выдвигает, на основе социологических исследований, научно

обоснованные прогнозы относительно развития общества в будущем, ко­торые являются теоретической основой построения перспективных планов социального развития, а также дает практические рекомендации, разра­батываемые социологами, для более эффективного управления социальными процессами.

Наряду с познавательной и практической функциями, социология, как говорилось, выполняет и идеологическую функцию. Она, направлена, во-первых, на познание естественноисторического процесса и разработку перспективных и ближайших целей развития общества. Во-вторых, на научную и идеологическую дискуссию с иными концепциями; в-третьих, на распространение научной идеологии среди населения; в-четвертых, на подготовку компетентных специалистов, на глубокое и всестороннее усвоение ими научной идеологии.

Таким образом, научные знания, получаемые с помощью научных теорий, служат делу идейного воспитания и просвещения общества, помогают людям сознательно выполнять свои трудовые и общественные функции. Важную роль в этом выполняют социологические исследования общественного мнения, средства массовой информации: их эффективности, политических и право­вых институтов общества. Результаты этих исследований помогают в совершенствовании идеологической деятельности государства по воспитанию и политическому просвещению людей.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.