Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2. СЦЕНАРИИ КАК ВИД ДРАМАТУРГИИ





1. Сценарий как драматургическая форма театрализованных представлений

С развитием общества развивается и его праздничная культу­ра, а вместе с ней повышается спрос на художественно-образную организацию праздничных событий. В связи с этим в настоящее время заметно выросла потребность в добротной сценарной дра­матургии. Вместе с тем, процесс создания такой драматургии не прост. Помимо творческих способностей и больших человечес­ких затрат процесс создания сценариев требует профессиональ­ных знаний умений и навыков. Как создать хороший, грамотный сценарий? Каковы особенности сценариев театрализованных действ? В чём сущность и специфика сценариев театрализован­ных представлений и праздников? Эти вопросы волнуют каждого, кто вступает на путь сценарного творчества, так как они невольно возникают у начинающих сценаристов уже на первом этапе их творческого процесса.

К проблеме сценариев, сценарной драматургии неоднократно обращались известные теоретики и практики театра, кино, радио, телевидения и, конечно же, театрализованных представлений и праздников. Известны взгляды на сценарную драматургию праз­дничных действ Д.М. Генкина, Д.Н. Аля, А.И. Чечётина, А.А. Коновича, А.Д. Силина, О.И. Маркова, Г.Д. Литвинцевой и других теоретиков и практиков театрализованных представлений и празд­ников. Вместе с тем, теоретический материал разбросан по разным литературным источникам, что создаёт трудности для создания полной картины знаний о данном предмете. Многие теоретические разработки, изданные ещё в советское время, устарели по причине насыщенности идеологией, а вместе с ней и не воспринимающи­мися современной молодёжью примерами из практики тех лет.



В настоящем разделе мы попытаемся обобщить взгляды на данную проблему, тем самым создать наиболее полную картину о сущности и специфике сценариев театрализованных представле­ний и праздников.

Итак, сценарий является первоначальным моментом в твор­ческом процессе работы по созданию театрализованных пред­ставлений и праздников. Это драматургическая форма любого те­атрализованного действа. Сценарий является драматургической основой театрализованных представлений и праздников.По­этому, прежде чем приступить к постановочной работе над оче­редной праздничной программой, необходимо разработать сцена­рий будущего праздничного действа.



По определению известного теоретика и практика массовых праздников Д.М. Генкина, «сценарий - это подробная литератур­но-режиссерская разработка содержания театрализованного праз­дничного действа. Обычно сценарий в строгой последовательнос­ти и взаимосвязи излагает все, что будет происходить на массовом празднике, раскрывает тему в следующих друг за другом элемен­тах действия, показывает авторские переходы от одной части дей­ствия к другой, приводит примерное направление всех публицис­тических выступлений, вписывает в действие используемый художественный материал, предусматривает средства повышения активности участников, оформление и специальное оборудование всех площадок действия» (16, 102). Такой подход к определению сценария говорит о его многоплановости и сложности. Предло­женная Д.М. Генкиным структура сценария даёт возможность в процессе творческой работы по созданию будущего праздничного действа и литературной фиксации его содержания ничего не упу­стить, продумать и решить все необходимые моменты по вопло­щению сценарно-режиссёрского замысла. Дополнение к данному определению сценария даёт известный режиссёр массовых теат­рализованных представлений и праздников А.Д. Силин. В своём определении сценария он делает акцент на его режиссёрский ас­пект. В книге «Театр выходит на площадь: Специфика работы ре­жиссёра при постановке массовых театрализованных представле­ний под открытым небом и на больших нетрадиционных сцени­ческих площадках» он пишет: «Когда мы говорим о сценарии мас­сового представления, то менее всего имеем в виду сценарий в кинематографическом или телевизионном значении этого слова, то есть некое литературное произведение, в котором по сравнению с традиционной пьесой лишь слегка расширено описание зри­тельного ряда. В данном случае «сценарий» - всего лишь обще­принятый термин. По форме он гораздо больше приближается к оперному или балетному либретто или к сценарию пантомимы, это описание действенно-событийной линии с развёрнутыми и подробными постановочными ремарками, это специфический ре­жиссёрский сценарий» (58, 14).



Взгляд А.Д. Силина на сценарий как либретто заставляет нас обратить внимание на необходимость подробной фиксации в сце­нарии всех действий участников театрализованного представле­ния, которые планируются в ходе его проведения. Указывает на обязательность детальной разработки и фиксации действий испол­нителей театрализованного представления, работающих во всех жанрах, на последовательную фиксацию всех драматургических, режиссерских и постановочных решений отдельных номеров, свя­зок, всех выразительных средств, создающих сценическую атмос­феру праздничного действа и раскрывающих его содержание. Та­ким образом, сценарий — это результат тесного творческого со­трудничества сценариста и режиссёра или творчества режис­сёра-сценариста в одном лице. В связи с этим нам необходимо помнить, что сценарий должен содержать как драматургичес­кое, так ирежиссёрское решение.Поэтому сценарий не пред­назначен для чтения, он служит драматургической основой для сценического воплощения, будущего театрализованного действа. Кратко и ёмко сформулировал понятие сценария СМ. Массарский: «Сценарий - это зафиксированная авторам сюжетно-образная концепция массового действа, на основе найденной и постав­ленной им проблемы, праздничного события» и далее уточняет: «Сценарий - это подробная литературная (режиссёрская) разра­ботка сюжетно-образного построения массового действа» (40). Обобщённое определение, вбирающее, на наш взгляд, в себя все предыдущие определения сценария даёт нам А.И. Чечетин. Он определяет сценарий театрализованного представления «как спо­соб фиксации будущего единого действия представления любого вида и разновидности, по возможности во всем объеме вырази­тельных средств» (70, 101).

Сценарий соединяет в себе как художественную организа­цию сценарного материала, так и организацию действий ре­альных участников праздничного действа. Эту концепцию выд­вигали ещё Д.М. Генкин и А.А. Конович, убеждая в том, что сце­нарий театрализованных форм имеет два аспекта - художествен­ный и психолого-педагогический. В процессе работы над сцена­рием автор должен не только выстроить сценарный материал по законам драматургии, но и запрограммировать в нём приёмы ак­тивизации участников будущего праздничного действа и их пред­полагаемую реакцию и поведение, грамотно организовать зритель­ское восприятие разрабатываемого действа. Поэтому сценарист-режиссёр уже на этапе работы над сценарием управляет реакцией будущей аудиторией, программируя её эмоциональное состояние и поведение. Разрабатывая сценарий, он последовательно выстра­ивает сменяемость чувств и эмоций, настроений и действий пред­полагаемой аудитории по ходу развития всего праздничного дей­ства. При этом сценарист не должен забывать о законах драматур­гического построения действия, о необходимости воздействия на аудиторию по эмоциональному нарастанию: от эмоционально ме­нее слабого воздействия до более сильного. Согласно С.М. Эйзен­штейну, художественное произведение не застывший итог, не ре­зультат творческого труда, а «живой процесс», в котором пересе­каются концепции автора и восприятие зрителя. При этом воспри­ятие зрителя в окончательном осуществлении произведения име­ет активно-эстетическое значение. «Произведение искусства, по­нимаемое динамически, и есть процесс становления образов в чувствах и разуме зрителя. В этом особенность подлинно живого произведения, в отличие от мертвенного, где зрителю сообщают изображённые результаты некоторого протекающего процесса творчества, вместо того чтобы вовлекать его в протекающий про­цесс» (77, 331).

Здесь невольно хочется вспомнить слова великого режиссёра Г. Товстоногова, который говорил: «...если подходить к нашей про­фессии с самых высоких позиций, то, вероятно, это самая труд­ная профессия в мире. Всем известен диалог Гамлета с Гильденстерном о флейте. Так вот режиссёр должен уметь играть на человеческой душе, должен знать колебания, которые позволят ему руководить душой артиста и с ним вместе, «через него» нахо­дить отклик в душах зрителей...» (66, 48). Эти слова талантливо­го режиссёра можно смело отнести и к творчеству сценариста. Он, как и режиссёр или будучи сценаристом-режиссёром в од­ном лице, должен быть хорошим психологом, уметь управлять человеческими чувствами, уметь «играть на человеческой душе» и в творческом процессе работы над сценарием должен уметь выявить силу воздействия каждой единички сценической инфор­мации на конкретную аудиторию, почувствовать уровень эмоци­онального воздействия каждого отобранного им средства выра­зительности и суметь поставить его в такой контекст с другим сценарным материалом, чтобы вызвать у присутствующей ауди­тории необходимую реакцию, так как, создавая сценарий, автор, по словам О.И. Маркова, «создаёт действенную модель челове­ческих отношений». И только программируя и выстраивая чув­ственно-эмоциональную реакцию и приёмы активизации в сце­нарий театрализованного действа, можно надеяться на эмоцио­нальный отклик предполагаемой аудитории на поднимаемые про­блемы и достижение поставленной цели педагогического воздей­ствия.

Итак, сценарии театрализованных представлений и празд­ников представляют собой единство художественной, психо­лого-педагогической и режиссёрской деятельности. В связи с этим в процессе работы над созданием сценария автор выступает не только в качестве сценариста и режиссёра, но и в качестве со­циолога, педагога, психолога, художника. И при этом он должен быть Гражданином в высоком значении этого слова, быть социально активной Личностью и уметь образно выражать своё отно­шение к поднимаемым проблемам.

Таким образом, создание сценария театрализованного дей­ства - процесс сложный и требует многостороннего, комплекс­ного подхода.

 

Вопросы для самопроверки:

Что такое сценарий?

Какое место занимает сценарий в профессиональной деятель­ности режиссёра театрализованных представлений и праздни­ков?

Что включают в себя сценарии театрализованных представле­ний и праздников?

На какие аспекты сценария необходимо обратить внимание ре­жиссёру театрализованных представлений и праздников в про­цессе его творческой деятельности? Что предполагает художественный аспект сценария? Что предполагает режиссёрский аспект сценария? Что предполагает психолого-педагогический аспект сценария? Какие виды деятельности вбирает в себя работа по созданию сценариев театрализованных представлений и праздников?

 

Литература:

1.Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство. -М.: Сов. Рос­сия, 1985.

2.Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. Методическое пособие для редакторов и методистов. НМЦ. - М.: МК РСФСР ВНМЦНТ и КПР, 1989.

3.Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба. — М.: Просвещение, 1988.

4.Силин А.Д. Театр выходит на площадь: Специфика работы режис­сёра при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на больших нетрадиционных сценических площад­ках. - М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1991. - 178 с.

5.Чечетин А. Основы драматургии театрализованных представле­ний. -М.: Просвещение, 1981.

6.Шароев И.Г. Режиссура эстрадных и массовых представлений. -М.: Просвещение, 1986.

 

2. Основные характеристики сущности драматургии

Фундаментальной основой искусства театрализованных пред­ставлений и праздников, как и других зрелищных искусств про­странственно-временного характера, является драматургия. И не­смотря на то, что характер драматургии театрализованных действ имеет свои специфические особенности, она базируется на общих законах драматургии. В связи с этим, чтобы постичь искусство театрализованных представлений и праздников, прежде всего не­обходимо познать основы драматургии, выявить те общие законо­мерности, которые объединяют его с другими видами зрелищных искусств. Теория драмы даёт нам подробную характеристику те­атральной драматургии. В данном разделе мы попытаемся оста­новиться лишь на некоторых важных, на наш взгляд, элементах драматургического произведения, которые должен знать автор те­атрализованных представлений и праздников.

Известно, что драма (от греческого — «действие») – это род литературного произведения, написанного в диалогической фор­ме и предназначенного для сценического воплощения. Однако «дра­матизм, - как писал Белинский, - состоит не в одном разговоре, а в живом действии разговаривающих одного на другого. Если, на­пример, двое спорят о каком-нибудь предмете, тут нет не только драмы, но и драматического элемента; но когда спорящие, желая приобрести друг над другом поверхность, стараются затронуть друг в друге какие-нибудь стороны характера или задеть за сла­бые струны души и когда через это в споре выказываются их ха­рактеры, а конец спора ставит их в новые отношения друг к другу, -это уже своего рода драма» (1, 242).

Сравнивая драму с эпическим произведением, Лев Толстой утверждал, что вместо того, чтобы последовательно рассказывать о тех или иных перипетиях в жизни человека, драма должна поставить его в такое положение, завязать такой узел, при распуты­вали которого он выявил бы самые сокровенные стороны своего характера. Следовательно, условия всякой драмы должны заключаться Б том, «чтобы действующие лица были, вследствие свой­ственных им характеров, поступков и естественного хода собы­тий, поставлены в такое положение, в которых, находясь в проти­воречии с окружающим миром, лица эти боролись бы с ним и в этой борьбе выражали бы присущие им свойства» (45, 68).

Н. Островский писал: «Драматургическое искусство, принад­лежа литературной своей стороной к искусству словесному, дру­гой стороной - сценической - подходит под определение искусст­во вообще. Всё, что называется в пьесе сценичностью, зависит от особых художественных соображений, не имеющих ничего обще­го с литературными. Художественные соображения основывают­ся на так называемом знании сцены и внешних эффектов, то есть на условиях чисто пластических» (79, 68).

A.M. Горький, размышляя о драматическом искусстве, в пер­вую очередь обращал внимание на то, что драма должна быть стро­го и насквозь действенна, так как «только при этом условии она может служить возбудителем актуальных эмоций» (24, 603).

Эти высказывания известных людей дополняют друг друга в более полном определении драмы и не требуют комментария. Об­ратимся к сути драматургии. От других родов литературы драму отличают три основные особенности: драматический характер развивающегося действия; единство действия; воспроизведение в ней событий как совершающихся в настоящее время.

Таким образом, основой драматургического произведения является действие. Невольно возникает вопрос, что же такое дей­ствие? Согласно утверждению Константина Сергеевича Станис­лавского, «сценическое действие - это стремление к сверхзадаче по линии сквозного действия» (60,114). В учебном пособии «Дра­матургия и театр в системе искусств» СМ. Осовцев даёт обще­признанное определение этого понятия Г.Э. Лессингом: «Ряд дви­жений, направленных к единой конечной цели, называется дей­ствием» (35, 110). Однако современным представлениям о сценическо-драматургическом действии наиболее отвечает формулиров­ка, применявшаяся в режиссёрской практике Г. Товстоноговым; «Действие — единый целенаправленный психофизический процесс, где действующее лицо, стремясь к достижению поставленной цели, сознательно вступает в борьбу с противодействием других лиц, противостоящих ему, и с возникающими таким образом объектив­ными обстоятельствами» (45, 105).

Из данной формулировки видим, что источником и стимуля­тором драматического действия является конфликт. В «Энцик­лопедическом словаре юного литературоведа», конфликт (от лат. cohjlictus - «столкновение») представлен как острое противо­речие, находящее свой выход и разрешение в действии, в борьбе. Он определяет все основные компоненты драмы: развитие фабу­лы, движение сюжета, развитие и раскрытие характеров действу­ющих лиц пьесы. Драматургическое произведение на всех его уровнях пронизано конфликтностью. Конфликт заложен в харак­тере диалогов и поступков персонажей, в соотношении их ха­рактеров, в представленном художественном времени и простран­стве. Сюжетно-композиционное построение развивающегося действия содержит в себе конфликтные пары образов, связанные друг с другом и составляющие собой своеобразную «сетку» при­тяжений и отталкиваний - структурный костяк произведения» (79, 125).

Отсюда можно сделать вывод о том, что конфликт основа драмы, определяющая и её сюжетное построение, и компози­цию.Именно конфликт способствует воплощению нужного дей­ствия, созданию ярких образов героев драматургического произ­ведения, раскрытию их характеров и взаимоотношений. Подспуд­ное воздействие конфликта можно обнаружить в каждом поворо­те и сдвиге сюжета драматургического произведения, в каждом поступке его героев. Изображаемые конфликты автор черпает из жизни, которая полна противоречий. Л.А. Дмитриев приводит при­меры конфликтов в главных сферах человеческой деятельности: «драка и борьба (физическая деятельность); конфликты на почве голода, жажды, болезней (физиология); конфликты на почве люб­ви, секса, родительских чувств (биология); столкновение истины и заблуждения, правды и лжи (познание); разница оценок и крите­риев (аксиология); противоположность убеждений и взглядов (ми­ровоззрение); религиозные распри (вера); противоположность эру­диции и невежества (образование); конфликты несовместимости (общение); интеллигентности и невоспитанности (воспитание); противоречия таланта и бездарности (творчество); противоречия богатства и бедности (быт); борьба добра и зла (мораль); конф­ликты начальников и подчиненных (управление); социальные схватки и войны (политика); столкновение вкуса и безвкусицы, красоты и безобразного (эстетика); внутренние конфликты, фрус­трации («Я») (25, 9).

Данная классификация позволяет нам увидеть широту возмож­ностей в поиске и раскрытии тем и выявлении конфликтов и про­тиворечий действительности.

Современная теория драмы накопила уже немало знаний о природе драматического конфликта. Так, известный теоретик В. Сахновский-Панкеев определяет конфликт как результат волевых усилий индивидов, которые, стремясь к намеченным целям, всту­пают в противоборство с другими индивидами и объективными обстоятельствами.

В эту формулировку конфликта С.М. Осовцев вносит некото­рые уточняющие детали, подсказанные серьезным теоретическим трактатом Чернышевского «Антропологический принцип в фило­софии»: «При внимательном исследовании побуждений, руково­дящих людьми, оказывается, что все дела, хорошие и дурные, бла­городные и низкие, геройские и малодушные, происходят во всех людях из одного источника: человек поступает так, как приятнее ему поступать, руководится расчетом, велящим отказываться от меньшей выгоды или меньшего удовольствия для получения боль­шей выгоды, большего удовольствия». В результате осмысления данной мысли определение конфликта, по С.М. Осовцеву, звучит так: «Драматургический конфликт — такой процесс становления и развития взаимоотношений между персонажами, в ходе которо­го каждая из сторон, стремясь к достижению поставленных це­лей, стремится заставить другую действовать в свою пользу и та­ким образом вступает с ней в противоборство ради своей выгоды или удовольствия» (45, 68).

Таким образом, действие в драматургическом произведении - это процесс борьбы за достижение поставленной цели. И только при наличии определённых препятствий, которые требуют преодоления, возможно действие, возможно его развитие, а значит, возможно и развитие фабулы, и развитие сюжета.

Вместе с тем, конфликт не возникает на пустом месте. Его воз­никновению обязательно предшествует определённая драматичес­кая ситуация, которая способствует назреванию драматической коллизии.

Коллизия, достигнув определённого накала в ходе развития событий, ставит героя перед выбором, вызывая у него необходи­мость принятия того или иного решения. И только когда герой принимает решение, которое противоречит обстоятельствам, кол­лизия перерождается в конфликт. Тогда и начинается процесс борь­бы. Согласно рассуждениям Гегеля, которые приводит в своей кни­ге «Искусство толкования» П.М. Ершов, «...действие начинается, собственно говоря, лишь тогда, когда выступила наружу противо­положность, содержавшаяся в ситуации. Но так как сталкиваю­щееся действие нарушает некоторую противостоящую сторону, то этим разладом оно вызывает против себя противоположную силу, на которую нападает. И вследствие этого с акцией непосредствен­но связана реакция. ...Теперь противостоят друг другу в борьбе два вырванных из гармонии интереса, и они в своем взаимном противоречии необходимо требуют некого разрешения» (27, 33). Здесь речь идёт о контрдействии, которое, встав на пути сквозно­го действия, создаёт конфликт, в результате чего и происходит про­цесс борьбы - действие. Таким образом, можно сделать следую­щий вывод: нет драматической ситуации - нет контрдействия, нет контрдействия - нет конфликта, нет конфликта - нет драматурги­ческого действия. В основе любого драматического произведенном, от античной трагедии до водевиля, заложен конфликт. Незыбле­мость этой первоосновы драматического искусства доказана не только усилиями целой плеяды теоретиков, от Аристотеля и Гегеля до Волькенштейна и Лоусона, но и результативным экспери­ментом, развернувшимся полвека назад, который заключался в попытке создать «бесконфликтную» драматургию. Этот экспери­мент обогатил историю искусства уникальными данными: было экспериментально продемонстрировано, что «вместе с ликвида­цией конфликта исчезает сама драматургия» (27, 3). «Конфликт - это ключевое слово драмы. Драма занимается действиями людей по отношению друг к другу, поэтому конфликт всегда оказывает­ся в центре нашего внимания. Любую эмоциональную или интел­лектуальную ценность в драме мы получаем только через конф­ликт персонажей (42, 113). «Борьба эта может быть самой разно­образной. Могут бороться противоборствующие группы людей, может бороться один человек против всех остальньпс, могут все бороться с кем-то или с чем-то, находящимся вне реальной дося­гаемости всех действующих лиц. Но в драме, пишет A.M. Пола-мишев, не может бьггь ни одного действующего лица, которое бы не принимало з^астия в борьбе. Каждое появляющееся действую­щее лицо, очевидно, необходимо автору только для того, чтобы оно, участвуя в конфликте, либо привлекло зрителя на свою сто­рону, либо, наоборот, оттолкнуло. И через создание этой борьбы автор незаметно для зрителя проводит свою идею» (49, 31).

О том, что все возникает через борьбу, известно еще со времен Гераклита. Однако, как утверждает П.М. Ершов, здесь важен не только процесс борьбы, но и «предмет борьбы - то, о чем идет речь в драматургическом произведении, то единое, чем фактичес­ки занимаются борющиеся стороны, хотя стремления и мотивы их различны. Материальная сторона предмета борьбы в драматур­гическом произведении ясна и конкретна, а идеальную сторону, являющую собой определённую ценность (историческую, худо­жественную и др.), можно увидеть по-разному, расширяя чуть ли не безгранично. Конкретизируясь в материальном предмете, она в то же время неразрывно связана и даже равна с темой произведе­ния и раскрывается в борьбе персонажей за конкретные предме­ты, поскольку предметы эти идеально значимы не только для дей­ствующих лиц, но и для зрителей. Поэтому тематическое богат­ство драматургического произведения зависит от того, насколько разносторонне, широко и обстоятельно раскрыта в борьбе идеаль­ная сторона вполне конкретных предметов борьбы» (27, 28).

В связи с этим необходимо помнить, что за конкретным пред­метом борьбы, напрямую заявленным автором в драматургичес­ком произведении, скрывается нечто более весомое, более значи­мое, выходящее за рамки бытового, обыденного, что поднимает и персонажей, и их поступки на иной уровень человеческих взаи­моотношений и способствует выявлению их духовного и нрав­ственного содержания, раскрьггию их жизненных ценностей. Вме­сте с тем, этот второй уровень, эта «идеальная заданность» драма­тургического произведения должна быть понятна и «читаться» воспринимающими её. Кроме того, эта «идеальная заданность художественного произведения обязательно предполагает эстети­ческое доверие и соучастие публики, ее прочувствованный отклик» (81,51). Так, посредством борьбы за конкретные предметы, кото­рые вбирают в себя определённый смысл, определённое содержа­ние, понятное и значимое для персонажей и зрителей в каждом драматургическом произведении, «складывается своя, особая мно­гоуровневая система художественных конфликтов, в конечном счё­те выражающая авторскую идейно-эстетическую концепцию» (79, 126). В связи с этим «создание борьбы, происходящей на глазах у зрителя и заставляющей зрителя принять участие в этой борьбе» (49,31) для драматического писателя является основным средством выражения своей идеи, как утверждает A.M. Поламишев.

Мы подошли к ещё одной важной характерной черте драмы, которая роднит её с другими произведениями литературы и ис­кусства - её содержательности. Речь здесь идёт о наличии в дра­матургическом произведении его идейно-тематического единства.

Итак, что же собой представляет идейно-тематическое един­ство драматургического произведения? Чтобы разобраться в этом, рассмотрим понятия «темы» и «идеи» в отдельности. Вот какое определение «темы» даёт в своём учебном пособии «Тайны ис­кусства. Законы телевизионной драматургии как законы творче­ства» Дмитриев Л.А.: «Тема - сфера человеческой деятельности. Она определяет содержание драмы, в ней отражается система на­ших потребностей, интересов, установок, целей, идеалов и цен­ностей. Создают ценности мастера-профессионалы. И рождение потребностей, и создание ценностей, а уж тем более их потребле­ние происходит в столкновениях, борьбе, конфликтах» (25, 9).

Известный кинорежиссёр Александр Митта считает, что «тема -это важная интеллектуальная ценность, которую вы хотите донес­ли до зрителей, вырастив в их душах эмоции» (42, 325).

Тема - это экстракт всего самого важного, о чём мы рас­сказываем в произведении. Это история драматургического про­изведения в общечеловеческом аспекте. Необходимо подчеркнуть, что тема в драме всегда развивается в конфликте.

Что же представляет собой идеяпроизведения?

Эстетический словарь даёт следующее определение «идеи»: «Идея художественная (от греч. Idea - представление) - вопло­щенная в произведении искусства эстетически обобщенная автор­ская мысль, отражающая определенную концепцию мира и чело­века. Идея составляет ценностно-идеологический аспект художе­ственного произведения и является наряду с темой и пафосом од­ним из элементов художественного содержания. В идее художе­ственной отражаются существенные закономерности действитель­ности, осмысленные, оцененные и просветленные эстетическим идеалом художника» (81, 100).

Идея художественная - главная мысль произведения искус­ства, его социальный, философский, нравственный смысл. Она передается всей целостностью произведения искусства, единством всех его элементов и уровней. В связи с этим идею художествен­ную невозможно исчерпывающе, адекватно перевести на язык на­учных понятий, критических суждений. Её нельзя воссоздать без «смыслового остатка» в других видах искусства. Идея художе­ственная — это, в отличие от идеи научной, не отвлеченная мысль, а живое и конкретное осуществление смысла произведения искус­ства в художественном образе. Как говорил Гегель, «...искусство доводит до сознания истину в виде чувственного образа...» (81,100).

В художественном произведении тема и идея тесно взаимо­связаны. Идея передаётся через отражаемые в произведении явле­ния действительности. Посредствам образного раскрытия темы автор приводит нас к идее, основной мысли произведения. Идея -это отношение автора к поднимаемым в произведении жизненным проблемам. «Драматический писатель, - утверждает А.Н. Остро­вский, - менее всего сочинитель; он не сочиняет, что было, это делает жизнь, история, легенда; его главное дело — показать, на основании каких психологических данных совершилось какое-нибудь событие и почему именно так, а не иначе» (46, 235).

Известный драматург, теоретик Даниил Натанович Аль акцен­тирует наше внимание на ещё одной характерной особенности драматургического произведения: «Для драматургии, как свойство, обязательна современность. Можно сказать — что не современно, то на сцене и не художественно» (3, 11).

В связи с этим, утверждает Д.Н. Аль, «...для пьесы обязателен конфликт, основанный на современной проблематике». Кроме того, продолжает Д.Н. Аль: «...произведения драматургии должны об­ладать общественной значимостью» (3, 12).

Раскрывая отличительные особенности драматургии Д.Н. Аль обращает наше внимание на то, что драматургическое произведе­ние, изображая определённые исторические события современно­сти, создаёт образ конкретного социального конфликта. И про­исходит это посредством выстраивания взаимоотношений между действиями героев. «В драматургическом произведении, - гово­рит он, - конфликт выстраивается от начала до конца, как творе­ние самих героев. Они его начинают, ведут и заканчивают. Исход изображаемого конфликта целиком зависит от поведения, от об­раза мыслей и поступков героя. Социальный конфликт любого масштаба, скажем, та же гражданская война, раскрывается в дра­матургическом произведении отражением в «капле воды» - в дан­ном столкновении героев, за началом, ходом и исходом которого следит зритель» (3, 10). Эту мысль интересно, на наш взгляд, раз­вивает известный кинорежиссёр А. Митта: «Драматическая ситуация заявляет проблему, возникшую между людьми. ...Всё долж­но быть доведено до конкретного столкновения живых людей» (42, 64). Так, например, для шекспировского Ромео проблема не соци­альная конфронтация двух кланов, а его любовь к Джульетте. Как стать её мужем? Для Гамлета- как наказать убийцу отца? Раневскую из чеховского «Вишнёвого сада» волнует не уход дворянства с социальной сцены России, а конкретные жизненные заботы. Как спастись от нищеты? Как устроить нормальную жизнь детей? Как помириться с негодяем-любовником? Все эти простые, жизненно ясные вопросы заявляются в драме сразу, с появлением персона­жей драмы. Каждый из них предстаёт перед нами со своей проблемой. А это значит, появляется со своей драматической ситуацией. Далее происходит борьба в действиях на наших глазах. А это и есть то самое главное, что волнует зрителя. Это и есть драма.

«Драматическое напряжение в драме возникает между обыденностью и необычайностью, между естественностью и исключи­тельностью, между заурядностью и экстраординарностью. ...Пре­дельность, крайность являются ведущей формотворческой осно­вой драматургии» (50, 73).

В отличие от прозы и поэзии, драматургическое произведение, утверждает Д.Н. Аль, «воздействует на воспринимающее сознание по принципам воздействия самой жизни, окружающей среды. Оно воздействует на ощущения, на рефлексы, на чувства зрителя. Про­изведение драматургическое убеждает зрителя сопереживанием» (3,14). На протяжении всего произведения драматургическое дей­ствие должно не только вызывать интерес воспринимающих его, но и подчинить своей власти не только их разум, но и чувства. «Дра­ма - это искусство вызывать и развивать в зрителе эмоции» (42, 95). В связи с этим в драматургическом произведении автор «ста­вит персонажей в ситуации, когда они должны прямыми действия­ми защитить близких, себя и свои идеалы. Они должны спасаться от голода и смерти, решать проблемы любви и секса... драма пока­зывает персонажей в крайних ситуациях, которые вытаскивают из глубины души всё, на что способен человек», - пишет в своей кни­ге «Кино: между адом и раем» Александр Митта (42, 59).

Таким образом, содержание драматургического произведе­ния, его идеи, его нравственно - эстетические ценности зри­тель воспринимает только через действия и поступки его ге­роев. В связи с этим нужно помнить, что «в произведении драма­турга потенциально должен содержаться тот эффект сопережива­ния, то волнение зрителя, которое возникнет позднее, в момент исполнения произведения» (3, 16).

Именно взаимоотношения между персонажами, исход этих взаимоотношений и вызывают любопыгство зрителя, его интерес к происходящему в драматургическом произведении. Зрителю интересно увидеть персонажей, когда они поставлены перед вы­бором, когда им приходится принимать решения и совершать по­ступки, достигающие крайней точки человеческого опыта. И если эти взаимоотношения выстроены грамотно, то главнаязадача её создателей - овладеть вниманием зрителя, чтобы вести его в нуж­ном им направлении, - будет достигнута.

Внутренней основой драматической структуры является кате­гория «драматизма». Поэтому драматическая ситуация - это «сер­дцевина любого драматургического произведения и любого внут­реннего мира каждого персонажа драмы», подчёркивает А. Митта. И далее продолжает: «Это барьер, который надо преодолеть, чтобы двигаться дальше» (42,62). Чтобы вызвать сопереживание, удержать интерес зрителя к происходящему, заставить его внима­тельно следить за развитием событий, драматурги зачастую при­бегают к выстраиванию интриги.Это позволяет им динамично и ярко выразить характеры персонажей, так как возникающие раз­личные препятствия требуют от них принятия решений и сверше­ния всякого рода поступков, раскрывающих их характеры и их сущность. «Интрига (от лат. intrico - «запутываю») - способ раз­вития действия произведения, сложная, запутанная цепочка собы­тий с выраженной причинно-следственной связью. Интригу мо­жет специально выстраивать кто-либо из персонажей для дости­жения своих целей, или она становится результатом стечения слу­чайных обстоятельств.... В серьёзных и значительных по содержа­нию пьесах интрига может быть лишь одним из элементов дей­ствия, которое оказывается шире интриги» (79, 106).

Развивая мысль Аристотеля, А. Митта утверждает: «Тайна магического воздействия драмы конечно, в первую очередь отно­сится к её способности вызывать катарсис - очищение через сопе­реживание страданию» (42, 104). Следовательно, можно сделать вывод о том, что наибольшее преимущество драма будет иметь тогда, когда она в ходе развития действия максимально использует возможность пробудить эмоции зрителя, вызвать сопережива­ние зрителя, довести его до вершины счастья, дарованного искус­ством, - катарсиса.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.