Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности сценарного творчества





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

Кафедра режиссуры театрализованных представлений

СИ. Гавдис

ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА

Учебное пособие

для студентов специальности 070209

«Режиссура театрализованных представлений и праздников»

Рекомендовано Учебно-методический объединением высших учеб­ных заведений Российской Федерации по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной дея­тельности и информационных ресурсов в качестве учебного по­собия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070209 - Режиссура театрализованных пред­ставлений и праздников. Дисциплина ОПД.Ф.05.01 - Теория дра­мы и основы сценарного мастерства

Орёл-2005

ББК 85.34 УДК 793 Г 123

Рецензенты:

Жарков А. Д., доктор педагогических наук, профессор, декан факультета те­атра, кино и телевидения МГУКИ;

Марков О. И., заслуженный деятель искусств Ингушетии, доктор педагогичес­ких наук, профессор, декан факультета театрального искус­ства, заведующий кафедрой режиссуры КГУКИ;



Скляр И. Г., заслуж:енный деятель искусств республики Коми, кандидат фило­софских наук, доцент, художественный руководитель МГУКИ

Якунина В.П., кандидат педагогических наук, профессор кафедры социальной работы и псгаолого-педаго'гических наук ОГИИК

Гавдис СИ. Основы сценарного мастерства.Учебное пособие для студентов специальности 070209 «Режиссура театрализованных пред­ставлений и праздников». - Орёл: ОГИИК, Полиграфическая фирма «Картуш», 2005. - 242 с.

ISBN 5-9708-0019-8

Учебное пособие разработано на основе образовательной программы 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» в соответствии с содержанием дисциплины «Теория драмы и основы сценарного мастерства».

Учебное пособие посвящено одной из актуальных проблем сценарного мас­терства - закономерностям творческого процесса работы над сценарием те­атрализованного представления и праздника. В пособии рассмотрены особен­ности сценарного творчества, выявлены разновидности праздничных программ, раскрыты общие и специфические особенности драматургии массового теат­ра. Автор на конкретных примерах не только анализирует теоретические под­ходы к драматургии, но и «живую» сценарную практику.



Пособие предназначено для студентов вузов искусств и культуры специ­альности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», практиков в области организации и постановки массовых действ, а также для всех, занимающихся и интересующихся сценарным творчеством.

ISBN 5-9708-0019-8

ББК 85.34 УДК 793

 

От автора

Получив очередной заказ на художественную организацию ка­кого бы то ни было праздничного события: Нового года или дня Святого Валентина, юбилея известного человека или коллектива, дня именинника или праздника Русской Масленицы, свадебного торжества или рождения ребёнка, праздника улицы или города, от­крытие художественной выставки или торгового центра, профес­сионального праздника или презентации фирмы, всякий раз, не­смотря на многолетний опыт работы по организации и проведе­нию разного рода мероприятий, возникает какое-то непонятное состояние души. С одной стороны, это радостное волнение, ожида­ние чего-то необычного, предчувствие какого-то открытия, с дру­гой стороны - чувство тревоги, ответственности, осознания важ­ности свершаемого дела, но всегда возникает желание предугадать - что же будет на этот раз? Хочется поскорее открыть ту таинствен­ную дверь, за которой пока ещё скрывается твоё будущее детище. Но подобрать ключик к этой волшебной двери не так уж и просто. Для этого потребуется масса энергии, творческих переживаний, ворох прочитанных книг, журналов, изученных документов, пере­смотренных фотографий; новые знакомства и общение с ранее не­известными людьми, которые за это время станут хорошими знако­мыми приятелями и друзьями. Сколько человеческих историй при­дётся выслушать и пережить, сколько нового и интересного откро­ется за период работы над сценарием! А сколько нужно «тебя», что­бы всё это стало близким и дорогим, тем единственным, что помо­жет тебе выразить то сокровенное, что давно созрело и просится наружу, то, о чём не можешь не поведать людям.



Опыт по организации театрализованных представлений и праз­дников показывает, что всегда процесс создания очередного сцена­рия проходит по-разному. Иногда сразу созревает сценарный ход всего представления, иногда ясно представляешь себе кульмина­цию своего будущего спектакля, порой слышишь музыку, которая не даёт покоя или видишь световое решение, цветовую гамму буду­щего действа, пространственное решение всего праздника, или от­дельную мизансцену. А порой чувствуешь общий темпо-ритм или стиль сценического действия, который становится во главе всей дальнейшей работы и помогает выстроить весь материал в едином ключе. Иногда, уже на первом этапе работы над очередным празд­ничным действом, неожиданно возникает режиссёрское решение церемонии награждения или минуты Памяти, рождаются приёмы активизации аудитории. Или неожиданно, в процессе изучения или анализа сценарного материала, рождается трюк - сюрприз, кото­рый может взбудоражить зрителя своей неожиданностью, но умес­тностью та изюминка, которая поможет донести до зрителя то глав­ное, что хочешь сказать, то, ради чего будешь создавать очередное действо. А зачастую приходится долго раздумывать над темой те­атрализованного представления, выявлением проблемы, которая будет интересна не только автору, но и тем, кому она адресована, с кем хочешь поделиться своими мыслями и взглядами, болью и ра­достью, кого хочешь вызвать на диалог или заставить задуматься о насущном, о том, что сегодня не даёт покоя, о том, что поможет сделать нашу жизнь лучше, полнее, интереснее.

Творческий процесс работы над сценарием театрализованно­го действа сложен и требует от сценариста самоотдачи. Даже изу­чив «технологию» создания сценария, мы не можем считать себя сценаристами, так как нельзя научить писать сценарии, если нет дарования, нет таланта, а при их наличии также нельзя надеяться на «авось», так как «только в результате труда могут укрепиться и развиться природные способности человека, только труд (практи­ка) может выработать и накопить действенную силу вдохновения, раскрыть дальнейшие перспективы для творческой работы» (82).

Вместе с тем, сегодня мы можем, к сожалению, наблюдать, что «пишут» сценарии практически все кто мало-мальски образован, дискредитируя при этом и профессию, и сам вид искусства. Отсюда, на наш взгляд, и отношение к сценаристам-режиссёрам, можно ска­зать, пренебрежительное и труд низкооплачиваемый. Здесь же не нужно вагоны грузить или цифры считать, здесь не нужна сила, зна­ния высшей математики не требуются: составил последовательность номеров, придумал текст ведущим праздничного мероприятия, до­бавил к ним выступления уважаемых людей - вот и сценарий готов. Затем подобрал подходящую музыку - и дело, как говорится, «в шляпе». Так и проводятся нередко мероприятия для галочки, в которых ни о какой драматургии, ни о какой образности и речи не может идти. Однако за постановку театрального спектакля по пьесе драматурга такие «режиссёры-постановщики» не берутся (хотя и такое можно наблюдать, но реже), так как понимают, что это по плечу лишь ре­жиссёру-профессионалу. Вместе с тем, осуществить подготовку те­атрализованного представления или любого другого театрализован­ного массового действа - это для них якобы дело нехитрое, несмот­ря на то, что не каждый театральный режиссёр возьмётся это сде­лать, особенно в условиях нетрадиционной сценической площадки.

А порой можно наблюдать и другую картину, когда, делая заказ на очередной сценарий, практически каждый руководитель считает необходимым указать режиссёру-сценаристу, как тот должен выпол­нять предстоящую работу, его профессиональные обязанности. И здесь мы не имеем в виду высказанных заказчиком пожеланий (на­пример: о поддержании сложившихся традиций в коллективе; о том, какие моменты в деятельности того или иного коллектива нужно выделить в ходе мероприятия; о ком нужно рассказать; кого повели­чать и т.п.), а именно указаний, как должно быть. И чаще всё это должно быть так, как и в прошлом году и 10, 20, а то и 50 лет назад или как было у соседа. Поэтому и проводятся однообразные мероп­риятия по кем-то давно установленной схеме: выступает высокое начальство, затем идёт награждение, а потом концерт. Порой хочет­ся сказать таким заказчикам: «Если вы знаете, как это должно быть организовано, зачем приглашаете сценариста, режиссёра? Делайте сами и не превращайте режиссёров в неких «молодцов-удальцов», которые будут выполнять лишь ваши указания, не используя своего творческого потенциала и профессиональных навыков».

Создание и проведение массового театрализованного действа, которое требует собственной драматургии, созданной на конкрет­ном материале, для конкретной аудитории и зачастую для нетра­диционной сценической площадки, - дело сложное.

Итак, какими же качествами должен обладать сценарист-ре­жиссёр, (обычно он выступает в этих ипостасях в одном лице)? Прежде всего он должен быть воспитанным, социально-активным человеком. Быть Личностью, быть Гражданином своей страны, иметь свой взгляд на мир, свои убеждения, своё мнение, быть сме­лым, активным, напористым в стремлении к достижению цели. Человеку, безразличному к жизни, к окружающей действительно­сти, к проблемам, которые требуют сегодня разрешения, равно­душному к людям, среди которых живёт, к друзьям, к родным, близким, к братьям нашим меньшим, не место в нашей профес­сии. Интеллект, культура, наряду с высокими нравственными ка­чествами, должны характеризовать личность сценариста. И, ко­нечно же, здесь не обойтись без творческого мышления, вообра­жения, фантазии, любознательности, умения увидеть то, мимо чего пройдут другие, разглядеть в нём то, что поможет преобразить этот мир, сделать его лучше, совершеннее - без этих качеств не может быть сценариста. И главное - надо любить, уважать того, для кого ты создаёшь своё действо, праздник, представление. Желая лю­дям добра, мира, благополучия, вести их за собой через создан­ные творческие работы, заставляя сопереживать другим, радоваться и печалиться, думать и анализировать, активно участвовать в тра­диционных церемониальных, игровых и других действах, не за­бывая о том, что ты в ответе за них. Вспомните слова Антуана де Сент-Экзюпери, который в своей повести «Маленький принц» писал: «Ты в ответе за тех, кого приручил». Так и каждый режис­сёр театрализованных представлений и праздников в ответе за свою аудиторию, своего зрителя, участника праздничного действа, за его духовный мир, за его настроение, желания и помыслы.

Характер художественно-творческой деятельности будущих выпускников специальности «Режиссура театрализованных пред­ставлений и праздников» предъявляет высокие требования к их профессиональной подготовке—знаниям, умениям, навыкам, спо­собностям, общему кругозору, уровню культуры.

Высококвалифицированный специалист должен уметь своим творчеством воздействовать на решение важных проблем совре­менности, точно знать, что хочет сказать аудитории, быть глубоко убежденным в том, за что выступает, уметь идти в ногу со време­нем, чувствуя его ритм и характер.

Исходным моментом творчества режиссёра является создание сценария, все части которого должны быть подчинены закону сквозного действия и вместе с тем каждая часть должна иметь свою законченную мысль и внутреннее развитие. Лишь при условии точного отбора и умелой организации разноименного сценарного материала сценарист сумеет создать яркое театрализованное дей­ство и придать ему эстетическую и педагогическую ценность.

Творческий процесс работы над сценарием предполагает не только овладение «технологией» создания сценариев, но и требу­ет общего и профессионального развития личности студента, спо­собного выразить свою гражданскую позицию.

Логическое и художественное мышление, чувства гармонии, пропорциональности, целостности в восприятии произведений искусств, окружающей действительности, гражданская позиция, владение монтажным методом создания динамичной структуры театрализованных действ - вот тот фундамент, на котором зиж­дется мастерство сценариста.

В данном пособии мы обращаем внимание будущих режиссё­ров театрализованных представлений и праздников на особеннос­ти сценарного творчества, выявляем разновидности современных праздничных программ и их основные характеристики, рассмат­риваем сценарий как разновидность драматургии, раскрываем об­щие и специфические особенности драматургии театрализован­ных представлений и праздников. Приоткрываем тайны создания художественного замысла известных произведений литературы и искусства, прослеживаем этапы творческого процесса по созда­нию сценариев театрализованных представлений.

Работая над пособием, мы опирались на опыт и труды извест­ных талантливых литераторов, художников, исследователей, теат­ральных деятелей, режиссёров и сценаристов театрализованных представлений и праздников.

Так, основные характеристики сущности драматургии как ос­новы зрелищных искусств автор раскрывает, обращаясь к иссле­дованиям Абрамовича ГЛ., Аля Д.Н., Волькенштейна В.И., Захавы Б.Е., Ершова П.М., Митты А., Осовцева СМ., Поламишева A.M., Полякова М.Я., Товстоногова Г.А.

Значительную роль в осмыслении и раскрытии специфичес­ких особенностей искусства театрализованных представлений и праздников сыграли труды Генкина Д.М., Коновича А.А., Орлова О.Л., Петрова Б.Н., Силина А.Д., Тихомирова Д.В., Триадского В.А., Туманова И.М., Шароева И.Г.

Проследить закономерности творческого процесса автору по­могли труды Борева Ю.Б., Новикова В.И., Паперного З.С, Шклов­ского Е.А., Шорохова Е.В.

Большим подспорьем в выявлении особенностей работы над созданием драматургии театрализованных представлений и праз­дников послужили работы Аля Д.Н., Вершковского Э.В., Жаркова Д.М., Литвинцевой Г.Д., Саруханова В.А., Чечётина А.И.

Особую роль при подготовке данного пособия сыграли труды доктора педагогических наук, профессора Маркова О.И. Создан­ная им методика работы над сценарием легла в основу авторского анализа этапов творческого процесса создания сценариев театра­лизованных представлений и праздников.

В изложении материала автору помог изученный и проанали­зированный им имеющийся опыт творческой деятельности извес­тных режиссёров театрализованных представлений и праздников, педагогов, коллег.

Работая над пособием, автор опирался на собственный многолетний опыт работы в вузе в качестве преподавателя «Сценарного мастерства» и «Режиссуры театрализованных представлений ипраздников», личную творческую практику по созданию сценари­ев, организации и проведению различных театрализованных пред­ставлений и праздников в институте, городе и области на различ­ных сценических площадках.

В настоящем пособии автор систематизировал собранный и изученный материал и стремился в достаточно ясной, доступной форме рассмотреть особенности сценарного творчества, общие и особенные черты сценарной драматургии и последовательно про­следить творческий процесс создания сценариев театрализован­ных действ.

Надеемся, что данное пособие поможет студентам - будущим режиссёрам театрализованных представлений и праздников - по­стичь все сложности сценарного творчества, что является важной составляющей их профессиональной деятельности.

 

Глава 1. ОСНОВЫ СЦЕНАРНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЖИССЁРОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕД­СТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ

 

Создать качественный сценарий театрализованного представ­ления или праздника сценаристу удаётся лишь при наличии сце­нарной культуры, процесс формирования которой подробно рас­сматривает в своём пособии О.И. Марков. Сценарная культура как художественно-педагогическое явление представляет собой «ком­плекс специальных теоретических знаний и практических навы­ков интеграционного характера, необходимых для профессиональ­но-художественного регулирования воспитательных процессов в обществе» (38, 17). Таким образом, в основе сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников лежит комплекс профессиональных характеристик личности режиссёра, обусловленных «спецификой сценарно-режиссёрского творчества, исторически сложившегося под влиянием интеграции тенденций системы искусств» (38, 14).

Особенности сценарного творчества

Что нужно сделать для того, чтобы наше искусство было со­звучным и необходимым своей эпохе? Как найти тот кратчайший путь, который приведёт нас к сердцу и разуму современников? Эти вопросы всегда волновали и волнуют сценаристов, режиссёров, художников, тех, кому не безразлична судьба людей, для которых они создают свои произведения. Ответы на эти вопросы ищут те, У кого есть что сказать своим современникам, своим потомкам; те, кто не может не говорить о волнующих их проблемах, о том со­кровенном и наболевшем, что волнует многих; те, у кого есть чем поделиться с другими. И каждый ищет свой путь, свои тропинки к сердцам и разуму читателей, зрителей, аудитории. Но важно по­мнить о том, предостерегает нас известный режиссёр-практик, один из наиболее глубоких теоретиков режиссуры Г. А. Товстоногов, что «зритель сегодня становится интеллигентнее. И на него надо работать, на этого зрителя. Не на неуча, не на невежду, а на челове­ка, живущего чувством сопричастности всему, что происходит в мире. Время диктует новую формулу: сколько будет режиссеров-художников, столько будет и театров! То есть художественных орга­низмов, достойных этого имени» (66, 31). В связи с этим Г.А. Тов­стоногов обращает наше внимание на то, что сегодня сценическое искусство, основной целью которого является формирование ду­ховного мира современников, обязано быть не только человечным, но и умным. И если режиссёр в своём творчестве идёт верным путём, то он не должен бояться оказаться непонятым, так как к нему пришёл умный зритель. «Мы можем спорить с ним, расхо­диться во взглядах и вкусах, идти к признанию разными и неожи­данными дорогами. Но есть одна великая истина и великая загад­ка: все вкусы сходятся, все симпатии объединяются перед лицом большого искусства» (66, 17). Эти высказывания великого теат­рального режиссёра ГА. Товстоногова сегодня особенно современ­ны. И несмотря на то, что не все разновидности современных те­атрализованных действ, в силу своей специфичности, требуют создания целостного художественного образа праздничного собы­тия, сценаристу, работая над созданием театрализованного пред­ставления или праздника, необходимо помнить об этом и стремить­ся в своих помыслах к высокому, прекрасному и великому. А для этого необходимо познать путь к великому искусству, выявить и понять закономерности художественного творчества.

Однако что же такое искусство? Каковы его сущность и назна­чение? Исходя из толкований данного понятия такими известны­ми мыслителями, как Аристотель, Гегель, Белинский, Чернышевский и др., искусство - это прежде всего особая форма познания, осмысления, оценки и интерпретации окружающего мира. Соглас­но данной трактовке, главным смыслом искусства является вос­произведение тех или иных сторон окружающей нас действитель­ности, чтобы лучше понять их с целью постижения истины. Глав­ное отличие искусства от других сфер общественного познания и деятельности в том, что оно «удовлетворяет универсальной по­требности человека - восприятию окружающей действительнос­ти в развитых формах человеческой чувственности» (81, 118).

Л.И. Новикова, сопоставляя искусство с другими видами эсте­тической практики, пришла к выводу, что значение искусства со­стоит, прежде всего, «в познании, интерпретации и эстетической оценке действительности путём её художественно-образного вос­произведения, в развитии на этой основе эстетических потребно­стей и способностей. Поэтому, как продукт искусства художествен­ное произведение имеет самостоятельную идейно-художествен­ную ценность» (43, 14). Таким образом, мы видим, что процесс творчества, с одной стороны, находится в прямой зависимости от социальной действительности, нарушение законов которой при­водит к невосполнимым потерям. С другой же стороны, в основе этого процесса находится субъект - художник, осуществляющий субъективный поиск.

Поэтому искусство, как утверждал Г.А. Товстоногов - беско­нечный процесс и всегда поиск, движение. Создание очередного художественного произведения для художника, сценариста, режис­сёра это всегда открытие чего-то нового, до сих пор неизвестного, что удивляет и волнует не только самого художника, но и тех, для кого это предназначено, что заставляет думать, размышлять, де­лать выводы. Искусство - это творчество, а творчество- это всегда тайна, которая существует, но которую никто не может разгадать, так как это процесс сугубо личностный, индивидуальный.

Вместе с тем, Л.А. Дмитриев в своей книге «Тайны творче­ства» изложил все законы драматургического творчества одной фразой:

«Чтобы написать полноценное драматическое произведение, нужны свежая тема, замечательная идея, оригинальный замысел, напряжённый конфликт, чёткая фабула, острый сюжет, яркие ха­рактеры, ёмкий диалог, чистота жанра, точная композиция, автор­ское кредо и художественный образ». И это не подлежит сомне­нию. Однако решить эти задачи не просто. По утверждению док­тора филологии, профессора РАТИ, академика и одного из осно­вателей Независимой академии эстетики и свободных искусств Марка Яковлевича Полякова, «художественное произведение -сложное эстетическое образование, состоящее из трех основных планов: 1) определенной материальной системы (звуков, слов, красок, в зависимости от рода искусства); 2) реализуемого этой сис­темой сложного содержательного (семантического) поля; 3) идей­но-эмоциональной системы (т.е. цепи идей, порождающих опре­деленную надтекстовую «модель жизни»)» (50, 62). И все эти три основных пласта эстетической информации, по его мнению, и тво­рят единство объективного и субъективного, сливаясь в органи­ческую целостность конкретного художественного произведения. В теории искусства творческий процесс делится на три этапа:

- познание и творческая переработка впечатлений и знаний действительности;

- возникновение художественного замысла;

- реализация замысла, его воплощение в произведение искус­ства;

Все эти этапы составляют творческий процесс создания сце­нариев различных театрализованных представлений и массовых праздников, так как сценарное творчество, как и творчество ху­дожника любого направления, представляет собой специфический тип художественного мышления.

Художественный тип мышления определяют следующие ка­чества:

- мировоззрение, мироощущение, мировосприятие;

- художественные способности;

- природная одарённость с её чувственно-эстетическим вос­приятием мира.

Быть творческой личностью - значит иметь определённые ду­ховные данные, особую, эмоциональную восприимчивость, наблю­дательность, воображение, фантазию. Истинный художник от дру­гих людей отличается, прежде всего, умением видеть. Видеть то, чего не замечают другие, уметь из каждой ситуации выносить са­мое существенное, её зерно, её атмосферу. «Не все люди внима­тельны к цвету, хотя все окружающее нас имеет цвет; не все вни­мательны к звуку, хотя каждый окружен звуками; не все внима­тельны и к слову, хотя все пользуются им; не все интересуются действием, хотя не существует бездействующих. Для потребителя «материал искусства» сам по себе никакой цены не представляет -на то он и материал. Его ценит и изучает специалист, потому что он ему нужен - из него он создает то, что может быть оценено и другими» (27, 287). Истинный художник воспринимает и оцени­вает окружающий его мир по-своему, видит в частных явлениях общечеловеческий смысл. Так, по Р. Гамзатову, «в одной капле дождя спит потоп», по О. Хайяму - «в зерне - вся жатва», по деви­зу на шекспировском театре «Глобус» - «весь мир играет коме­дию...» Такое уменье видеть обусловлено соответствующей потреб­ностью и надлежащей вооружённостью, а единый зародыш того и другого называют способностями, дарованием, талантом» (27,550), -утверждает П.М. Ершов в своей книге «Искусство толкования», рассуждая о режиссёрском творчестве.

Вместе с тем, возможность реализации дарования определяет лишь труд, так как способности, не помноженные на труд, бес­плодны. И только труд даёт общественную ценность любому при­родному дарованию. Поэтому не нужно надеяться на пословицу, которая гласит о том, что поэтами родятся. Она верна лишь отчас­ти, так как человек, родившийся поэтом, ещё должен им стать. А это немыслимо без упорного каждодневного труда. Поэтому бу­дущему сценаристу необходимо воспитать в себе потребность постоянной работы над собой. И лишь когда читать, наблюдать, анализировать, сочинять станет для него обычным занятием, жиз­ненной необходимостью, а сознание и сердце ежеминутно будут радоваться познанному, увиденному и придуманному им, резуль­тат не заставит себя долго ждать. При этом нужно помнить, что художественное произведение представляет собой сложное эсте­тическое идейно-художественное явление. И понять, что перед нами художественное произведение, - это, прежде всего, значит понять и почувствовать, что оно может быть только таким, как оно есть: и в целом, и в каждой своей частице.

Рассматривая драму в системе художественной коммуникации, член Союза писателей и Союза театральных деятелей М.Я. Поля­ков говорит о том, что «система взаимоотношений между художе­ственным произведением и действительностью мотивирована субъективной позицией писателя и внутренними законами худо­жественного творчества. ...Произведение как некий идейно-худо­жественный комплекс, как сообщение, осуществленное при посредстве языкового материала, во-первых, охватывает определен­ные явления действительности (объективный момент) и, во-вто­рых, выражает отношение к ней писателя (субъективный момент)» (50, 61). Поэтому рассуждая об искусстве театра, К.С. Станислав­ский, утверждал, что театр, отражая жизнь, не механически копи­рует её, а даёт художественный синтез жизненных процессов и явлений. Однако чтобы это произошло, «у художника должна быть собственная позиция, своя точка зрения, но всегда социально зна­чимая, философская, этическая, эстетическая, глубина которой рождена его идейностью. Поэтому надо видеть мир с высоты со­циально-этического идеала. Вот высота, с которой художник смот­рит на явления действительности. Чем значительнее этот идеал, тем большее общечеловеческое значение приобретает творчество художника» (54, 59).

Таким образом, мы видим, что истинный художник должен иметь нравственное здоровье и отзывчивое сердце, так как истин­ное искусство возникает лишь на прочной основе нравственных этических убеждений и ценностей. Его цель - утверждение доб­ра, утверждение гуманизма. В своё время Лев Толстой писал: «Люди, мало чуткие к искусству, думают, что художественное про­изведение составляет одно целое, потому что все построено на одной завязке или описывается жизнь одного человека. Это не­справедливо. Это только так кажется поверхностному наблюдате­лю: цемент, который связывает всякое художественное произведе­ние в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нрав­ственного отношения автора к предмету» (67, 18).

Продолжая мысль Льва Николаевича Толстого, Марк Яковле­вич Поляков утверждает, что смысл художественного произведе­ния в отношении автора к изображаемым им явлениям действи­тельности. И доказывает эту мысль на примере пьесы М. Булгако­ва «Бег», где мы находим не только изображение хода конкретных событий, личных судеб персонажей, но и особое понимание того, что лежит за пределами конкретных ситуаций драмы. «В основе идейно-эмоциональной субструктуры драмы лежит грандиозная метафора» (50, 60).

Таким образом, в искусстве нравственные принципы творчес­кой личности неотделимы от профессионального мастерства. И.С. Тургенев, в письме к Л.Н. Толстому писал: «Всякому человеку следует, не переставая быть человеком, быть специалистом; специализм исключает дилетантизм... а дилетантом быть—значит быть бессильным».

Константин Сергеевич Станиславский не признавал профес­сионального воспитания артиста вне его этического воспитания. Поэтому душу его «системы» составляет учение об артистичес­кой этике. Большое внимание этике в творчестве актёра и режис­сёра уделял А.Д. Попов. Для него этика приобретает значение «не­обходимейшей гигиены творческого процесса». В связи с этим целью современной театральной педагогики является «воспита­ние художника, для которого искусство не только профессия и мастерство, но и его гражданское служение, его нравственный долг» (54, 54).

Следовательно, быть сценаристом - значит быть не просто творческой личностью, а быть художником-гражданином, чётко определившим для себя сверх-сверхзадачу своего творчества, ко­торая вбирает в себя и жизненную цель, и мировоззрение, и ду­ховное содержание, и понимание своей общественной миссии. Именно сверх-сверхзадача сценариста и поможет автору выйти за пределы чувственного и интуитивного творчества и потребует его осмысления с философских и гражданских позиций, а также оп­ределит тот свет идеи, который проявится в сценарно-режиссёрском замысле разрабатываемого праздничного действа. Необходи­мо стремиться, чтобы сценарий театрализованного действа, как и художественная ткань любого произведения искусства, представлял собой целостность, подобную живому организму. Однако для этого нужна не просто «техника», а, если можно так сказать, нужен «весь» художник. И здесь уместно напомнить утверждение великого ре­жиссёра-педагога Константина Сергеевича Станиславского: «Каж­дый шаг, каждое движение во время творчества должны быть ожив­лены и оправданы нашим чувством. Всё, что не пережито..., остаёт­ся мёртвым» (59, 259). Вот, например, что писал Я.И. Полонский о том, что такое доводить форму лирического стихотворения до возможного для нее изящества: «Это, поверьте, не что иное, как отде­лывать и доводить до возможного в человеческой природе изяще­ства свое собственное, то или иное, чувство... Трудиться над стихом для поэта - то же, что трудиться над душою своей».

Создание художественного произведения вбирает в себя не только труд над осмыслением окружающей и собственной жизни автора, труд над построением произведения, но и труд над «ду­шою своей», И когда для художника это не три разных вида дея­тельности, а единый творческий процесс, тогда жизнь, содержа­щаяся внутри созданного произведения, как малая вселенная, бу­дет отражать и проявлять в себе вселенную, полноту человечес­кой жизни, всю целостность бытия. Такое произведение становится «ничем не заменимой формой приобщения к этому большому миру воспитания подлинной человечности, формирования целостной, всесторонне развитой личности» (79).

Всё это можно смело отнести и к творчеству сценариста теат­рализованных представлений и праздников, конечным продуктом творческой деятельности которого является создание такой дра­матургии праздничного действа, которая в момент её сценическо­го воплощения создаст особый художественный мир празднуемо­го события. Мир, близкий и интересный конкретной аудитории, создающий все условия для её непринуждённого общения. Мир неповторимой творческой атмосферы, вовлекающий всех собрав­шихся в происходящее, превращая зрителей в активных участников праздничного действа. Мир, вызывающий глубокое эмоциональное впечатление, связанное с конкретным праздничным событием. Мир, который вбирает в себя художественно организованное, педагоги­чески спрограммированное массовое действо, представляющее со­бой особое, чрезвычайно сложное явление искусства.

Таким образом, сценарное творчество, помимо особых при­родных данных, требует от сценариста наличия интеллекта, высо­кой культуры, жизненного опыта, развитой фантазии, владения сложным искусством композиции, способности мыслить образа­ми. И, главное — умение подчинять все части сценического произ­ведения единому идейно-художественному решению, которое воз­никло в соответствии с авторским видением поднимаемой проблемы и согласуется с неким единством в его душе, в окружаю­щих его людях, в мире.

Однако чтобы это произошло, чтобы творческий процесс по созданию сценариев театрализованных представлений имел каче­ственный результат, необходимо познать закономерности художе­ственного творчества, разобраться в особенностях и требованиях к драматургии театрализованных действ. Сценарист, прежде все­го, должен:

- изучить законы классической драматургии;

- выявить разновидности и особенности драматургии театра­лизованных представлений и праздников;

- изучить виды и характер сценарного материала и средств выразительности разножанровых театрализованных действ;

- познать «технологию» работы над сценариями;

- уметь найти и сформулировать тему, выявить проблему, оп­ределить сверхзадачу и авторскую концепцию будущего сценария театрализованного действа;

- познать суть и этапы создания сценарно-режиссёрского за­мысла театрализованного представления;

- понять сущность сценарно-режиссёрского хода;

- знать принципы отбора сценарного материала;

- понять принципы выстраивания конфликта в сценариях те­атрализованных представлений и праздников;

- овладеть законами композиции;

- изучить и освоить приёмы монтажа эпизодов;

- освоить приёмы драматургизации документального, местного материала;

- уметь органически вводить художественный материал в ткань будущего сценария;

- научиться подчинять смысл и задачу отдельного номера сверхзадаче всего сценария в целом;

- постичь принципы соотношения номеров различных жан­ров со сценами из драматических или музыкальных спектаклей;

- научиться из разрозненных кусков сценарного материала собирать единое целое, совмещая порой несовместимое, сталки­вая различные, порой противоположные, явления;

- научиться мыслить не только плавно развивающимся непре­рывным действием, но и последовательностью отдельных, само­стоятельных кусков, номеров, складывая, соединяя их в единую динамически развивающуюся монтажную структуру;

- научиться находить яркую форму выражения документаль­ному факту, историческому событию;

- научиться выражать свою мысль ярким и ясным зрительным образом;

- уметь осуществить литературную запись сценария и т.д.
Вместе с тем, до конца постичь творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников, на наш взгляд, можно только посредством личных проб и ошибок в ходе самостоятельного творческого процесса работы над сценариями различных театрализованных программ. И несмотря на то, что всегда этот процесс будет проходить по-разному, всякий раз сце­нарист будет открывать для себя какие-то новые истины и приоб­ретать определённый навык в конкретных этапах и нюансах этого сложного, загадочного и вместе с тем интересного дела. Станов­ление, совершенствование сценариста происходит с каждым твор­ческим процессом.

И если ты пытаешься овладеть искусством театрализованных представлений и праздников, то овладевай им до конца.

Вопросы для самопроверки;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.