Сделай Сам Свою Работу на 5

Путеводитель по нормативным документам





Табл. 1. Некоторые аспекты деятельности учителя и вожатого

 

Учитель Критерий сравнения Вожатый
По имеющимся документам Диагностика воспитанников По спискам и анкетным данным
Знакомство с учащимися в коллективе, индивидуально, через родителей Знакомство Экспресс-знакомство с детьми индивидуально и с их родителями
Участие учителя в повседневной жизни классного коллектива Отношение к жизни коллектива Жизнь вожатого в коллективе, создание его, участие во всех творениях
Обучение ребенка исполнению обязанностей в интересах развития каждого с учетом интересов коллектива Баланс между интересами личности и коллектива Управление коллективом в интересах коллектива и с учетом индивидуальности развития каждого
На протяжении всего времени обучения в школе Работа по формированию коллектива В течение одной смены

 

Отличия в деятельности учителя и вожатого во многом возникают из-за разных условий ее осуществления.

 

Табл. 2. Условия деятельности учителя и вожатого

 

Учитель Критерий сравнения Вожатый
Родители активно участвуют в жизни коллектива Участие семьи У родителей отсутствует возможность принять участие в жизни коллектива
Практически не обновляемый в течение всего времени коллектив Стабильность коллектива Вновь укомплектованный коллектив
Одновозрастный коллектив Возрастной состав коллектива Одно- или разновозрастный коллектив
Несколько старше или значительно старше детей Возраст и опыт руководителя Один возраст с детьми или чуть старше, жизненный опыт очень мал
Однородная Социальная среда Разнородная

 



Твердо установившиеся связи как внутри коллектива, так и вне его Круг общения детей Новые знакомства как внутри коллектива, так и вне его
Формирование традиций и попытка их соблюдения Отношение к традициям Соблюдение имеющихся традиций и закладывание новых
Разнородный Режим жизни Однотипный
Повышению качества обучения и формирование нравственности Задачи воспитания Снятие физического и психического напряжения детского организма, накопившегося за учебный год
Легко прогнозируемые в процессе повседневной работы сложности, особенно с отдельными личностями Трудности в работе Прогнозирование вожатым возможных трудностей в работе с отдельными личностями с учетом возраста
Существенное влияние улицы Замкнутость пространства Пространство для общения замкнутое

 



Следующая роль, в которой выступает вожатый, – это роль руководителя или организатора деятельности детского коллектива (руководитель – официально назначенный организатор). Организатор – это тот, кто управляет конкретной деятельностью по достижению имеющейся цели на основе формально закрепленных за ним властных прав и полномочий.

Роли вожатого как педагога и организатора очень тесно связаны между собой. Различия между ними касаются основной направленности деятельности.

Так, педагог сосредоточен на учебно-воспитательном аспекте какой-либо деятельности, ее влиянии, воздействии на личность ребенка, а организатор – на проблемах управления процессом осуществления этой деятельности.

Но вожатый является не только организатором деятельности и отдыха детей, он еще и лидер отряда.

Лидера можно определить как личность, способную объединить людей ради достижения какой-либо цели на основе признания за ним другими качеств личного превосходства, которые внушают им веру в него и побуждают осознанно признать наличие его влияния на себя.

Что это означает? Вожатый как лидер концентрируется на создании и формировании позитивного морального климата в отряде, поощряет развитие у ребят чувства причастности к общим коллективным делам, стимулирует вовлечение ребенка в творческую деятельность, активно идет на расширение личных отношений. Но одновременно с этим, являясь организатором, он руководит действиями детей в процессе выполнения отрядных дел, при подготовке общелагерных мероприятий, добивается и контролирует соблюдение ими требований и правил распорядка жизни, принятых в детском лагере.



Очевидно, что здесь целесообразно провести границу между понятиями «лидер» и «организатор». Коротко это различие можно сформулировать следующим образом:

Главное качество лидера – четкое и самостоятельное видение цели деятельности коллектива при способности оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу в целом.

Главное качество организаторастремление с наименьшими потерями реализовать поставленную (чаще всего кем-то другим) цель.

(Более подробно о различиях между лидером и руководителем см. в курсе «Теория и практика лидерства в детском и подростковом коллективе».)

Таким образом, вожатый только тогда по-настоящему сможет подтвердить это звание, когда объединит в себе черты педагога, лидера, новатора, умелого организатора детского коллектива, когда он своей деятельностью создаст ситуации, направленные не только на сплочение и успешные действия отряда, но и, прежде всего, на создание возможностей для достижения успеха каждым ребенком, для формирования здорового морально-психологического климата в отряде.

В работе вожатого роли педагога, лидера и руководителя находятся в единстве, когда в процессе организованной им деятельности, в условиях особого морально-психологического климата, созданного в отряде, происходит разноплановое, всестороннее развитие личности ребенка.

 

Вожатый – это тот, кто ведет за собой. Как мы уже выяснили, он одновременно является педагогом, руководителем и лидером своего отряда, сформированного, как правило, на временной основе (короткая лагерная смена) из незнакомых или малознакомых друг другу детей. Благодаря усилиям вожатого, за достаточно короткий срок этот отряд должен превратиться в дружный, сплоченный коллектив, объединенный общими интересами, устремлениями, совместными делами, узами дружбы, товарищества.

Очевидно, что личность вожатого и его профессиональные (деловые) качества играют при этом решающее значение.

Какими же качествами и способностями должен обладать руководитель специфического детского коллектива? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Тем не менее, этой проблеме посвящены многочисленные исследования педагогов, психологов, социологов.

Многие исследователи, специализирующиеся на изучении данной проблемы, традиционно выделяют общие и специальные способности.

Общие способности – те, которые обеспечивают человеку успешное овладение многими видами деятельности.

Специальные способности – те, которые обеспечивают человеку успех в каком-либо одном виде деятельности (например: литературные, музыкальные и другие).

Отечественный ученый Л.И. Уманский выделял следующие общие и специфические способности умелого организатора, которые мы рассмотрим применительно к работе вожатого.

 

Общие способности личности организатора (такие, которые встречаются и у людей, не являющихся хорошими организаторами):

ü практичность ума – способность применять знания, опыт в любой конкретной ситуации;

ü общительность (коммуникативность) – открытость другим, готовность и умение идти на контакт с людьми;

ü инициативность – творческое проявление активности, способность к генерированию идей, новых подходов к решению известных проблем и др.;

ü настойчивость – умение доводить дело до конца;

ü самообладание – управление собственными чувствами и поведением в соответствии с требованиями ситуации;

ü работоспособность – способность длительное время работать без признаков усталости;

ü наблюдательность – умение видеть главное с первого взгляда, запоминать и систематизировать важные детали;

ü организованность – умение подчиняться определенному ритму работы и планировать свою деятельность.

 

Специфические организаторские способности – те, которые необходимы для работы с детьми, Л.И. Уманский подразделял на три группы:

1. Организационное чутье.

2. Эмоционально-волевая воздейственность.

3. Склонность к организационной деятельности.

 

В первую группу в свою очередь входят три компоненты:

1. Психологическая избирательность, понимаемая как способность быстро и глубоко вникать в психологию другого человека и «отражать» ее, умело, изменяя тон и форму общения, средства и методы воздействия адекватно ситуации.

Одним из важных показателей психологической избирательности являетсяэмпатия постижение эмоционального состояния другого человека, способность «вчувствоваться» в его переживания, понять, ощутить его состояние. Развитая способность к эмпатии позволяет вожатому понять психологическое состояние каждого ребенка, принять его как неповторимую человеческую личность и помочь ребенку найти свое место в детском коллективе, наиболее полно реализовать свой человеческий потенциал в течение смены.

Вожатый, обладающий развитой психологической избирательностью, хорошо представляет, каких результатов можно ожидать от деятельности того или иного ребенка и не дает детям поручений и заданий, с которыми они не готовы или не способны справиться. Он правильно оценивает состояние ребенка, понимает его душевную и физическую боль, радуется вместе с ним.

2. Практически-психологический ум – способность руководителя учитывать индивидуально-психологические особенности каждого человека с целью повышения эффективности деятельности.

Для вожатого это качество проявляется в умелой расстановке ребят при подготовке коллективных дел, организации дежурства и других ситуациях. Оно выражается в грамотном распределении обязанностей между членами отряда, в способности быстро ориентироваться в ситуациях, требующих применения знаний детской и подростковой психологии, умении подбирать интересные для детей игры и задания.

3. Психологический такт – умение быстро находить приемлемую в данных условиях форму общения с людьми в зависимости от их психологических особенностей и эмоционального настроя.

Вожатый должен выбирать и реализовать на практике тип и форму общения с детьми в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности каждого члена отряда. При этом нельзя забывать о том, что справедливость, чуткость, выдержанность, объективность подхода в любой ситуации – это те качества, которые дети ценят как никто другой.

 

Во вторую группу (эмоционально-волевая воздейственность) входят общественная энергичность, требовательность и критичность. Рассмотрим их более подробно:

1. Общественная энергичность понимается как способность заражать своей энергией других людей, используя самые разнообразные педагогические и психологические средства, приемы воздействия и методы влияния на них. И прежде всего – личный пример.

2. Требовательность – характеризуется постоянством и реальностью проявления конкретных требований, связанных с соблюдением установленных правил с учетом складывающейся ситуации.

Если вожатый выдвигает какие-либо требования в адрес ребенка, он должен их постоянно подкреплять последующими действиями: контролировать их соблюдение, анализировать причины нарушения и, если этого требует ситуация, применить меры воздействия к нарушителю. Но в то же время, прежде чем выдвигать требования – он должен оценить конкретную ситуацию и реальность их выполнения в сложившихся условиях. Иными словами, требования вожатого должны быть выполнимыми и разумными.

3. Критичность – способность анализировать и максимально объективно оценивать деятельность и поведение, как собственные, так и других людей.

При критичном подходе в работе с детьми требуется доброжелательность, искренность, объективность суждений и поступков вожатого.

 

В третью группу специфических организаторских способностей (склонность к организаторской деятельности) входят:

ü самостоятельное включение в деятельность;

ü быстрое вхождение в роль организатора;

ü умение нести ответственность за собственные действия и действия других людей.

 

Современный психолог Р.Л. Кричевский выделяет следующие черты, обуславливающие эффективность руководства:

ü доминантность;

ü уверенность в себе;

ü эмоциональная уравновешенность;

ü стрессоустойчивость;

ü креативность;

ü стремление к достижению цели;

ü предприимчивость;

ü ответственность;

ü надежность в выполнении заданий;

ü независимость и общительность.

Остановимся более подробно на некоторых из них.

Поддоминантностью понимается стремление руководителя влиять на своих подчиненных, преобладать над ними, над их мнением (до определенного уровня, иначе формируется авторитарный стиль руководства).

При отсутствии доминантности эффективно управлять людьми достаточно трудно. Для реализации этого качества мало одной лишь опоры на официальную, формально закрепленную власть. Наряду с этим, влияние руководителя-вожатого также должно опираться на систему неформально организованных психологических связей, сложившихся у него непосредственно с каждым ребенком, с активом отряда и детским коллективом в целом. Только в этом случае он может рассчитывать на искреннюю поддержку со стороны своих подопечных и результативное взаимодействие с ними.

Уверенность в себе имеет для вожатого двоякое значение: с одной стороны, она обеспечивает психологический комфорт детей, так как в соответствии с описанным ранее механизмом заражения, неуверенное поведение вожатого передается детям и вызывает в них чувство дискомфорта и нестабильности, а с другой – необходима для его успешного, паритетного взаимодействия с руководством лагеря и со своими коллегами – другими вожатыми.

Однако эта «медаль» может иметь и обратную сторону. Быть «уверенным в себе» не означает быть излишне самоуверенным. При таком подходе вожатый может совершить немало грубых и не всегда поправимых ошибок. Во всем, в том числе и при определении собственной самооценки и своих возможностей, необходим здравый смысл и чувство меры.

Креативность рассматривается как способность к творческому решению задач. Для вожатого особенно важно подходить к организации деятельности отряда творчески, с учетом ситуации, особенностей характеров детей и их личностных качеств. Творчески – значит больше включать в действие фантазию и воображение, ориентироваться на интересы, умело «ломать» стереотипы, уходить от шаблонов, поступать в каждой ситуации с учетом ее новизны и индивидуальности.

 

Психологи Всероссийского детского центра «Орленок» среди качеств, которыми должен обладать вожатый, отмечают следующие шесть:

1. Способность к эмпатии – способность к пониманию чувств и мыслей другого.

2. Личностная конгруэнтность – предполагает высокий уровень осознания своей личности и принятия себя.

3. Психологическая устойчивость – способность сохранять самообладание в ситуациях повышенного психического напряжения.

4. Психологическая гибкость – умение критически оценивать изменяющуюся ситуацию и выбирать соответствующий этому изменению способ реагирования.

5. Умение самостоятельно принимать решения в критических ситуациях и нести за него ответственность – предполагает наличие способности осуществлять ответственный личностный выбор, и прежде всего принятие, ответственности за себя и свою жизнь.

6. Владение способами саморегуляции и эффективного восстановления.

Личностная конгруэнтность, по их мнению, является центральной характеристикой, способствующей успешности человека в любой деятельности. Это свойство во многом определяет все остальные выделенные качества и способствует их формированию.

Так, человек, не понимающий или не принимающий себя, ограничен в своей способности понимать и принимать других. Знание себя предполагает и владение способами саморегуляции и эффективного восстановления, способствует обретению психологической устойчивости. Конгруэнтная личность – это человек, умеющий принимать изменение ситуации и находить правильную линию поведения. Конгруэнтная личность знает все свои достоинства и недостатки и умеет использовать их для достижения успеха в своей деятельности. Понимая свою ограниченность, конгруэнтная личность открыта для развития, активно перерабатывает новый опыт и способствует развитию и духовному обогащению других. Конгруэнтная личность принимает свое прошлое, живет в настоящем и спокойно смотрит в будущее.

 

Известный педагог, специалист по организации летнего отдыха детей С.А. Шмаков, не забывая об организаторских качествах вожатого, говорит об огромном значении в его работе коммуникативных способностей – способности понимать состояние души ребенка, воодушевлять детей, быть общительным, так как именно у вожатого в лагере интенсивность контактов с ребятами огромна. По его мнению, современные дети на первое место среди качеств вожатого ставят общительность, доброту, душевность, искренность и многоумение.

Можно выделить и описать еще множество самых различных качеств, которые так или иначе необходимы вожатому. Естественно, человеку, который стремится быть вожатым, необходимо стараться их в себе развить. Но ни в коем случае нельзя воспринимать этот набор качеств как некую схему, в которую во что бы то ни стало нужно «уложиться». Вожатому, вместо того, чтобы укладываться в схему, какой бы идеальной она ни была, лучше сохранить свою цельность и стоять на собственных ногах, оставаясь при этом человеком земным, сострадательным и коллективным. И обязательно – преданным детям.

 

Любое дело, которое организует вожатый, должно обуславливаться взаимным единством интересов детей, педагогических целей и задач. Вся его деятельность должна быть нацелена на обеспечение оздоровления и развития детей, организацию их интересного и полноценного отдыха.

Определяя цели в деятельности вожатого, в качестве одной из главных нужно выделить воспитание личности ребенка в процессе оздоровления и отдыха.

Что такое воспитание? В педагогике есть несколько определений этого понятия, но нет общепринятого.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности детей на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказании им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создании условий для самореализации личности.

Многие исследователи рассматривают воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности ребенка.

В процессе воспитания должен решаться ряд задач:

ü формирование у детей целостной научно обоснованной картины мира, мировоззрения (развитие познавательного потенциала личности);

ü формирование гражданского самосознания, т.е. самосознания гражданина ответственного за судьбу Родины;

ü приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование адекватного этим ценностям поведения (развитие ценностного потенциала личности);

ü формирование у подрастающего человека креативности, как черты личности (развитие творческого потенциала);

ü формирование самосознания, помощь в осознание собственного «Я», помощь ребенку в самореализации;

ü развитие коммуникативного потенциала личности, способности к межличностному общению;

ü развитие художественного потенциала личности, ее способностей и задатков.

В последние годы часто высказывается мнение о том, что в детском оздоровительном центре ребенок должен только отдыхать. Воспитать его за столь короткий срок невозможно.

Однако с этим подходом можно не согласиться. Зачастую пребывание в детском оздоровительном лагере в корне меняет характер поведения ребенка, структуру его интересов, увлечений, стремлений. Воспитывают не только специально подготовленные мероприятия, но, в первую очередь, среда, климат, в котором пребывает ребенок, система ценностей, которая утверждается в детских группах. Способы и формы межличностного общения также несут в себе определенный воспитательный эффект.

Именно от вожатого зависит, какой характер взаимоотношений сложится в его отряде, какие моральные нормы, жизненные установки, ценности будут преобладать среди детей. Будут ли проводимые дела приводить к позитивным, положительным результатам или, напротив, к утверждению в отряде вседозволенности, подавлению сильными слабых, способствовать проявлениям распущенности, агрессивности и т.д.

Поэтому очень важно и необходимо добиваться того, чтобы с подъема и до отбоя в детском коллективе царил дух взаимоуважения, взаимопонимания и взаимоподдержки.

 

Существует множество законов, постановлений, инструкций и правил, так или иначе затрагивающих деятельность вожатого, определяющих то, что он может и должен делать и что делать он не имеет права.

Мы не будем сейчас говорить о них – им будет посвящен следующий раздел. Вместо этого мы обратим здесь внимание на те нормы и правила, которые официально нигде не записаны и за несоблюдение которых вожатый несет ответственность только перед самим собой и своей совестью. Речь пойдет о профессиональной этике вожатого – своеобразном вожатском «кодексе чести».

Естественно, у каждого вожатого со временем должен выработаться свой собственный «кодекс чести», отражающий его опыт и те ситуации, с которыми ему приходилось сталкиваться в процессе работы, личные ценности и отношение к нормам морали. Однако существуют определенные общие принципы, которые должны лечь в основу этики любого вожатого.

 

Главные принципы профессиональной этики вожатого в общем таковы. Вожатый в любой ситуации должен вести себя и поступать так, чтобы:

1. не нанести вред (как физический, материальный, так и моральный, психологический) своим воспитанникам и коллегам;

2. не уронить свой авторитет или авторитет другого работника лагеря в глазах детей;

3. не нарушить общепринятых норм морали и нравственности.

 

Невозможно, да и не нужно разбирать все сложные ситуации, которые могут возникнуть в работе вожатого, и давать советы о том, как «правильно» действовать в них, чтобы не выйти за рамки профессиональной этики вожатого. Любые рекомендации, как можно и нельзя вести себя вожатому в конкретных ситуациях, так или иначе будут всего лишь воплощением названных принципов. (И именно поэтому их нужно запомнить и постоянно «примерять» к своим словам и поступкам.) Тем не менее, мы посчитали возможным привести здесь некоторые правила («10 заповедей вожатого»), которые затрагивают наиболее типичные проблемы и ситуации.

 

10 заповедей вожатого:

1. Не позволять себе неодобрительных замечаний по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии других.

2. Не создавать стрессовых ситуаций для детей и коллег.

3. Не считать себя «истиной в высшей инстанции», всегда прислушиваться к мнениям других.

4. Не обсуждать других вожатых или представителей администрации и не конфликтовать с ними в присутствии детей.

5. Не решать вопросы личного характера в присутствии детей.

6. Не срывать на детях свое плохое настроение, не унижать детей и не смеяться над ними.

7. Не навязывать детям свою волю, не командовать ими и не применять силу в моменты неподчинения.

8. Не проявлять «особого отношения» к отдельным детям в отряде, стараться в равной степени понять и принять всех.

9. Не быть непоследовательным: сначала запрещать что-либо, а потом позволять это же.

10. Не быть хмурым, скучным, нудным, равнодушным, безразличным.

Важной составляющей любой ролевой модели является характерный имидж ее обладателя. (Мы уже встречались с этим понятием в курсе «Особенности организации работы общественных объединений»). Поскольку имидж человека – это его образ в глазах окружающих, во многом на его основе закладывается отношение к вам с их стороны, а значит, именно от формирования положительного, адекватного имиджа во многом зависит то, насколько вы будете приняты группой, особенно на этапе знакомства с ней.

Можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается ваш имидж:

1. Ваш внешний вид.

2. Выражение вашего лица.

3. Ваши запахи.

4. Тембр вашего голоса.

5. Ваша жестикуляция.

Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом, то успешный, положительный имидж вам обеспечен. А для этого мы предлагаем вам воспользоваться рядом советов.

I. Внешний вид – это форма выражения своего отношения к окружающим. Соответственно, вне зависимости от обстоятельств внешний вид вожатого должен быть безупречен. Вожатый должен уметь выглядеть красиво, элегантно, эстетически выразительно и обаятельно. Как актер на сцене влияет на зрителя напрямую не только своей игрой, но и тем, как он выглядит, так и вожатый воздействует на своих воспитанников прежде всего своим внешним видом.

Мятый галстук, небритый подбородок, сигарета в зубах, небрежный покрой одежды влияют сильнее, чем беседы и наставления. В работе с ребятами действует «железный» закон зеркальности: в детях личность воспитателя отражается быстро и точно. Вожатый как личность воспринимается ребятами в целом, а поэтому здесь нет и не может быть мелочей.

Не одевайтесь чересчур ярко, но и не будьте чопорными. Категорически запрещаются рваные джинсы и спортивные трусы, грязные майки и неглаженные рубашки, тапочки на босу ногу и сальные волосы.

Это совсем не значит, что вожатый должен постоянно ходить в костюме или вечернем платье. Одежда вожатого должна быть всегда адекватна ситуации. Для линейки одна, для похода – другая, для работы – третья.

Пошли летом всем отрядом на пляж загорать – вполне можно и даже нужно надеть купальник (плавки). А вот ходить по территории лагеря или в корпусе в таком виде нежелательно – не та ситуация. Отряд выезжает на экскурсию в музей – подходит парадная форма одежды или специальная форма, выданная вожатым в лагере. На дискотеку оденьтесь элегантно и так, чтобы было удобно танцевать. Одним словом, вожатая в юбке в походе или на спортплощадке так же противоестественна, как и вожатая в джинсах на торжественном празднике.

Золотые и прочие украшения в будничной работе с ребятами нелогичны для вожатой. Также лучше соблюдать меру в пользовании косметикой.

Отдельная тема для разговора – вожатский галстук и то, когда его можно и нужно носить. Пляж, спортивные соревнования, естественно, к галстуку не располагают. Наверное, лишним будет говорить, что галстук ни в коем случае нельзя использовать как платок или бандану и вообще не по прямому назначению. Чем поступать так, лучше вообще отказаться от традиции ношения галстука, что и делают в последнее время многие вожатые. Но прежде чем следовать их примеру, запомните: яркий красивый галстук, с одной стороны – профессиональный символ, с другой – просто идет всем молодым людям.

II. Присмотритесь в зеркале к своему лицу. Изобразите на нем пренебре­жение, уныние, злость, растерянность, скуку, надменность. Согласитесь, что эти мимические зарисовки вам самим не доставляет наслаждения лицезреть. Откажитесь от них. Найдите в арсенале эмоциональных картинок мягкую доброжелательную улыбку и, примерив ее, больше «не снимайте» до конца смены.

III. В течение всей лагерной смены, как бы заняты вы ни были, помните о том, что вам должны сопутствовать только приятные запахи, а потому не забывайте чистить зубы и пользоваться дезодорантом, духами или одеколоном.

IV. Изучите свои жесты. Попробуйте сделать то, что тысячи людей делают непроизвольно: поковырять пальцем в ухе, в носу, почешите себе спину или голову, выпятите живот, ссутультесь, передерните плечами, скрестите ноги, поковыряйте языком крошки из зубов – вас вероятно оттолкнет увиденное своей неэстетичностью. Зафиксируйте в памяти все движения, которые неприятны и раздражают вас. Теперь отправьте в подсознание установку на контроль за этими вульгарными и некрасивыми жестами. И наоборот, прорепетируйте движения мягкие, плавные, открытые, наблюдать которые вам доставляет удовольствие, совершая которые, вы нравитесь самим себе.

V. И самое трудное – исследуйте свой голос. Для этого можно записать себя на магнитофон. Не пугайтесь, если при прослушивании окажется, что у вас есть дефекты речи или голосовые раздражители. Поработайте немного над правильным дыханием, над артикуляцией, найдите в среднем регистре красивый тембр, почитайте выразительно стихи и при повторной записи вы обнаружите, что большинство голосовых и речевых раздражителей исчезло.

Конечно, для того, чтобы действительно понравиться детям, завоевать их любовь и уважение, недостаточно знания того, как и из каких компонентов складывается имидж. Вожатому для покорения детских сердец просто необходим дар обаяния.

Обаяние вожатого – его оружие. Обаяние – огромная педагогическая сила, открывающая путь к сердцу ребенка. Конечно, обаяние – это прежде всего внутренняя красота человека. Но работа вожатого обязательно предполагает гармонию внутреннего отношения к детям, к своей работе с внешним выражением этого отношения. Здесь важно все.

Как мы выяснили, для вожатого не последнее значение имеет опрятность, умение одеться в соответствии с обстановкой, обаяние. Но не забывайте: у вожатого, который слишком много внимания уделяет своему имиджу, ни времени, ни сил на ребят не остается.


РАЗДЕЛ 2

За что отвечает вожатый, какие у него

права и обязанности?


 

Личная ответственность вожатого за жизнь и здоровье детей. – Общие вопросы организации летнего отдыха детей. – Обеспечение защиты прав детей. – Санитарно-гигиенические требования. – Техника безопасности. – Основы трудового законодательства. Права и обязанности вожатого. – Внутренние нормативные документы лагеря. – Путеводитель по нормативным документам.

 

 

Ты всегда в ответе за всех, кого приручил.

Антуан де Сент-Экзюпери

Ответственность пропорциональна возможности.

Вудро Вильсон

 

 

Если верить приведенным изречениям, человек всегда несет личную ответственность за людей, которые находятся рядом с ним, и эта ответственность тем выше, чем больше у него возможностей влиять на их действия.

Как мы уже выяснили, вожатый является одновременно педагогом, лидером и руководителем детского коллектива, а значит, обладает достаточно большим арсеналом средств влияния на него. Именно поэтому вожатому необходимо осознаниеличной ответственности за жизнь, здоровье и безопасность вверенных ему детей. Чувство ответственности создает комфортные условия для работы, помогает избежать дополнительных проблем.

Ответственность вожатого за жизнь и здоровье детей носит как моральный, так и юридический характер. И если о ее морально-этическом аспекте речь шла в предыдущем разделе, то большая часть этого раздела посвящена определению меры и границ юридической ответственности вожатого.

Юридическая ответственность вожатого за жизнь и здоровье вверенного ему ребенка начинается с момента прощания ребенка с родителями перед отъездом в лагерь и заканчивается только тогда, когда ребенок вручен родителям по окончании смены. Ответственность вожатого юридически фиксируется в приказе № 1, который перед началом смены выпускает начальник лагеря и под которым ставят свои подписи все члены администрации и педагогического коллектива лагеря, удостоверяя то, что ознакомлены с ним. Приказ № 1 – важный юридический документ, в соответствии с которым вожатый делит с администрацией лагеря юридическую ответственность за жизнь и здоровье своих подопечных.

Для того, чтобы эта ответственность не приняла нежелательных форм, вожатому необходимо четкое представление о своих правах и обязанностях, правах детей, медико-санитарных и других требованиях, иными словами, вожатый должен знать правовые основы жизнедеятельности в лагере.

К несчастью вожатых, эти основы не отражены в каком-то одном документе, а сформулированы в различных законах, постановлениях, положениях, приказах и инструкциях, которых насчитывается более 60, и их число с каждым годом продолжает расти. Эти документы утверждаются самыми различными организациями: от международных, таких как ЮНИСЕФ, федеральных (Минобразования, Минздрав) до администрации конкретного лагеря. Естественно, что изучить их все попросту не представляется возможным. Однако знать их содержание – необходимо.

 

В этом разделе мы постарались сгруппировать основные положения достаточно большого количества документов по сферам жизни лагеря, которые они регламентируют, и преподнести их в свободном, удобном для восприятия изложении. То есть нашей задачей было дать путеводитель по нормативным документам, который поможет вам при самостоятельном их изучении.

 

Информация по общим вопросам организации летнего отдыха и оздоровления детей в основном содержится в документе под названием «Порядок проведения смен профильных лагерей, лагерей труда и отдыха» (утвержден Приказом Министерства образования РФ № 2688 от 13.07.2001).

В соответствии с ним, под сменой лагеря понимается форма образовательной и оздоровительной деятельности с детьми в период каникул независимо от специфики размещения лагеря и его направленности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.