Сделай Сам Свою Работу на 5

Практические рекомендации командованию по воздействию на процесс адаптации у военнослужащих начального периода службы





 

1) Проводить медицинский и психологический военно-пpофессиональный отбоp, как перед прибытием на службу, так и в процессе службы для выявления и последующего занесения военнослужащих с признаками дезадаптации в «группу риска»;

2) Организовывать индивидуальную работу с военнослужащими, занесенными в «группу риска» для повышения степени адаптации к военной службе;

3) Распределять военнослужащих в наряды, на работы с учетом их неpвно-психического здоpовья;

4) Снижать уровень влияния психогенных факторов профессиональной деятельности и создавать благоприятные условия службы в целях улучшения процесса адаптации;

5) Проводить профилактику дезадаптивных состояний групповыми и индивидуальными методами, а именно такими как: занятия по психорегуляции, психофизиологического снятия нервно – психического напряжения, дыхательные техники и упражнения по саморегуляции;

6) Создавать в подразделениях благоприятный психологический климат для улучшения адаптации у военнослужащих;

7) Привлекать военнослужащих в активную общественную жизнь, к выполнению различных общественных поручений (выступления с докладом, информацией, подготовка стенной печати) для быстрой адаптации к военной службе;



8) Проводить культурно - досуговую работу (просмотр теле - передач, посещение музеев, встречи с ветеранами и т.п.);

9) Проводить постоянную работу с семьями и родственниками военнослужащих;

10) Предоставление военнослужащим возможности посещения комнат релаксации и психологической разгрузки;

11) Систематически анализировать психологическую обстановку в воинских коллективах, микрогруппах и подразделенях для достижения высокого уровня адаптации военнослужащих;

12) Большое внимание уделять военно-социальной работе с личным составом и с членами их семей (разъяснение законов, работа с жалобами и предложениями);

13) Пресекать случаи нарушения воинской дисциплины, а также нарушения правил взаимоотношений между военнослужащими и недопущение превышения командирами (начальниками) своих должностных полномочий.

 


Выводы

Таким образом, обобщив результаты теоретического и эмпирического исследования можно прийти к следующим выводам:



1. Установлено, что успешность адаптации зависит от сочетания личных качеств, таких как адаптационный потенциал, коммуникативные способности, моральная нормативность в комплексе с низкой степенью выраженности спонтанной агрессивности и раздражительности. Этот вывод не противоречит гипотезе.

2. Теоретическая значимость работы заключается в том, что уточнен состав личностных качеств военнослужащих, способствующих их успешной адаптации.

3. Практическая значимость работы заключается в том, что уточнен комплекс психодиагностических методик, для прогнозирования успешной адаптации военнослужащих.

Заключение

Многоэтапный и разносторонний процесс адаптации военнослужащих срочной службы к военно-профессиональной деятельности требует пристального внимания и всестороннего психологического обеспечения. В основе процесса лежат адаптационные способности личности, во многом детерминирующие его успешность. Адаптационные способности индивида во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизни и деятельности. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность нормального функционирования организма и эффективной деятельности при увеличении интенсивности воздействия факторов, создающих дисбаланс в дальнейшем профессиональном развитии

Проведенное исследование по теме взаимосвязь адаптации военнослужащих срочной службы с личностными особенностями к военно- профессиональной деятельности, позволяет сделать следующие выводы:



1) Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили определить основные преобладающие личностные качества, влияющие на успешную адаптациюу военнослужащих. К ним относятся: адаптационный потенциал, коммуникативные способности, моральная нормативность в комплексе с низкой степенью выраженности спонтанной агрессивности и раздражительности.

2) Определение влияния личностных особенностей военнослужащих, влияющих на адаптацию, дает возможность подбора способов воздействия на этот процесс и коррекцию дезадаптивных состояний.

3) Разработаны практические рекомендации по воздействию на адаптацию военнослужащих в ходе службы.

На основании этого можно считать, что цель работы достигнута – налицо наличие влияния личностных качеств военнослужащих на процесс адаптации у военнослужащих срочной службы к военно- профессиональной деятельности. Неоднородность полученных результатов говорит о том, что данная проблема нуждается в дальнейшем изучении.

 

Список использованной литературы

1. Авдеев, В.В. Теория и практика воспитательной работы: учебное пособие. / С.А. Чернов, Л.В. Глемба. – Новосибирск: НВВКУ, 2008. – 180 с.

2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.:Наука, 1980.-125 с.

3. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. – М.:НПО МОДЭК, 1996. -205 с.

4. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 413 с.

5. Анцыферова Л.И. Условия деформации личности– М.: Наука, 1998. –36 с.

6. АпчелВ.Я., ЦыганВ.Н. Стресс и стрессустойчивость человека. СПб.: 1999. - 45 с.

7. Боенко А. В. Суицидальное поведение военнослужащих срочной службы и его предупреждение.-Наук. М.: ГА ВС РФ., 1993. -199 с.

8. Бакирова Г. Х.. Управление человеческими ресурсами .-Речь 2003 -145 с.

9. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности.-СПб:Речь,2004-212 с.

10. Васильева, О.С. Конструктивное проживание экстренной ситуации как фактор развития личности / О.С. Васильева, Л.Р. Правдина // Прикладная психология. - 2002.- 38-53 с.

11. Военная психология / под. ред. Маклакова А.Г. – Санкт-Петербург, 2004. – 303 с.

12. Громов Д.В. Психологические изменения, наблюдающиеся у солдат срочной службы и курсантов вузов вследствие прохождения службы (обучения) // Труды Института психологии им. Л.С. Выготского Российского Государственного Гуманитарного Университета. Выпуск 2. - М., 2002, -46 с.

13. Глозман Ж. Нарушение общения и дезадаптация // Вестник Московского университета.- 2001.- №3. - 35-46 с.

14. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтельев А.И. — Психология труда и инженерная психология.М:ИГП,2005- 278 с.

15. Дичев Т. Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровье человека (методологические и социальные аспекты). М.: 1996. - 156 с.

16. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск.: 1996. - 123 с.

17. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека.- Новосибирск, 2006.- 139 с.

18. Костюк А. И. Адаптация и военная служба // Вестник ПВО. -1999. №11. - 49-52 с.

19. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. - М.: Академия, 1993. - 256 с.

20. Ковалев В.А. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 2008. - 181с.

21. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. - М.: Политиздат, 1989. - 280 с.

22. Леонова А. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник московского университета. Сер. Психология. - 2000 -18 с.

23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Высшая школа, 2000. – 289 с.

24. Либина, А.С. Дезадаптивное поведение / А. С. Либина //Психологическая газета (Мы и мир). - 2001. - 4-5 с.

25. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. - 233 с.

26. Мартюшев Д. Психологическая адаптация призывников к условиям военной службы / Мартюшев Д. // журнал «Ориентир» ,2002- 52 с.

27. Майерс Д. «Социальная психология». С-Пб.: 1997. - 52 с.

28. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психол. журнал. – 2001, 16-24 с.

29. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: 1995. -310 с.

30. Мичурин М.И. Взаимосвязь возраста и уровня мотивации власти у курсантов и военнослужащих срочной службы. //М.-2007 , 205 с.

31. Муцинов С. С. Молодые воины: воспитание и адаптация в коллективе / Институт военной истории МО СССР. М.: 1999. -89 с.

32. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина/ Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006.- 203 с.

33. Мясищев, В.Н. Адаптация человека. / В.Н. Мясищев - М.: Наука, 1968.-219 с.

34. Никитина И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации // Вопр. теории и методов социологических исследований (по материалам науч.-теорет. конф.).- Вып. 3.- М., 2000- 57 с.

35. Озернюк Н.Д. Механизмы адаптаций. М.: Наука, 1992. - 270 с.

36. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории - М., 1971.- 351 с.

37. Подоляк, С.В. Практические вопросы военной психологии. – М.: Воениздат, 1998. – 244 с.

38. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения - М., 2002.- 309 с.

39. Попков В.В. Психологические факторы адаптации личности к служебно-боевой деятельности/, Новосиб. ГПУ, 1999- 110 с.

40. Практикум по экспериментальной и практической психологии: Учеб. пособие / Л. И. Вансовская, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.; Под ред. А. А. Крылова. — СПб: Издательство СПБГУ, 1997. — 207 с.

41. Реан А. Психологические проблемы акмеологии. Акмеология личности.// Психологический журнал, 2000, 89-95 с.

42. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. - СПб.: Питер, 2001. - 176 с.

43. Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека : Речь, 2007- 180 с.

44. Роом М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект. - Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002. - 275 с.

45. Спивак, В. А. Организационное поведение и управление персоналом. - СПб. : Питер, 2000. - 416 с.

46. Современная психология. Справочное руководство. /Под ред. Дружинина. - М.: Инфра - М, 1999. - 688 с.

47. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.- Спб.:ООО «Речь»,2001.- 49 с.

48. Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала-М:-В:НПО :МОДЭК. Московский психолого-социальный институт,2003- 240 с.

49. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.:Изд-во "Питер", 2001.-224 c.

50. Цылев В.Р. Об условиях, влияющих на становление характера // Вопросы психологии. - 2001. -135 с.

51. Урбанович А.А. «Современная военная психология» Хрестоматия. Сост. – Мн.: Харвест, 2003,147-149с.

52. Шапкин С.А. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации / СА. Шапкин, Л.Г. Дикая // Психологический журнал. - 1996. - 19 с.

 

Приложение 1

Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность”

Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность"(МЛО-АМ) разработан А.Г.Маклаковым и С.В.Чермяниным. Он предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития.

В основу методики положено представление об адаптации, как о непрерывном процессе активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности.

Эффективность адаптации во многом зависит от того, насколько реально человек воспринимает себя и свои социальные связи, точно соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, нарушением взаимоотношений, понижением работоспособности и ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к грубым нарушениям воинской дисциплины, правопорядка, суицидальным поступкам, срыву профессиональной деятельности и развитию болезней.

Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы:

- достоверность (Д)

- поведенческая регуляция (ПР)

-коммуникативный потенциал (КП)

- моральная нормативность (МП)

- личностный адаптивный потенциал (ЛАП)

Инструкция

«Сейчас Вам будет предложен ряд вопросов, на которые Вы должны ответить только "да" или "нет". Вопросы касаются непосредственно Вашего самочувствия, поведения или характера. "Правильных" или "неправильных" ответов здесь быть не может, поэтому не старайтесь долго их обдумывать или советоваться с товарищами — отвечайте исходя из того, что больше соответствует Вашему состоянию или представлению о самом себе».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.