Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 8. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ





Основное содержание темы

Предмет биологии, её структура и этапы развития. Философские основания и проблемы биологии. Специфика биологического познания. Биология в системе научного знания. Сущность живого, его основные признаки. Гипотезы происхождения жизни. Физико-химическая биология, её методы и познавательные возможности. Эволюционная биология, её становление, содержание, задачи. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму. Проблема объяснения в биологии, редукционизм как метод познания. Биология и эволюционная эпистемология (К. Поппер, К. Лоренц). Биологические корни человеческого понимания (У. Матурана и Ф. Варела). Объяснение биологической целесообразности как объективного проявления связей в биологических системах (П.К. Анохин, И.Т. Фролов.). Современные тенденции в развитии биологии. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму. Проблема системной организации в биологии.

Глобальный эволюционизм и коэволюция. Соотношение биологического и социального. Концепция геннокультурной коэволюции. В.И. Вернадский о «живом веществе» («живой материи»). Учение о биосфере как «едином огромном организме». Границы биосферы. Ноосфера как высший этап развития биосферы. Современный этап развития инженерной деятельности и проектирования. Биоэтика. Биосфера и экология. Биофилософия и биоэтика. Экофилософия. Особенности биосферы как области взаимодействия общества и природы. Экологические императивы современной культуры.



 

План семинарского занятия № 8

Сущность и специфика философских проблем

Биологии и экологии

1. Современные тенденции в развитии биологии и её лидерство в науке. Современные представления о «происхождении живого». Методологические принципы концепции А.И. Опарина.

2. Понятие природы и общества. Основное содержание концепции коэволюции. Основные проблемы биоэтики.

3. Конфликт технологии и экологии. Технический прогресс как как источник социально – экологических проблем. Основные принципы природосберегающих технологий.

Также возможны следующие и другие темы для самостоятельной подготовки сообщений, исходя из темы семинара и интересов студента:



1. Биология и формирование современной эволюционной картины мира.

2. Специфика биологической формы движения материи и её соотношение с другими формами движения.

3. Философские и естественнонаучные проблемы сущности жизни.

4. Основные структурные уровни живого и их взаимосвязь.

5. Философские проблемы теории естественного отбора.

6. Эволюционная теория и проблемы антропосоциогенеза.

7. Медицинские биотехнологии.

8. Трансгенные организмы: проблема жизни в генетически модифицированном мире.

9. Клонирование и его возможности: вымысел и реальность.

10. Понятие ноосферы.

11. Коэволюция человека и Вселенной. Космические факторы биологических и социальных процессов.

12. Инженерная экология. Сущность современного экологического кризиса.

13. Принципы и пути преодоления экологического кризиса.

14. Идеология социального страхования техногенных катастроф.

15. Философия управления техногенными рисками и необходимость принятия решений в условиях неполного знания.

Краткое изложение теоретических вопросов

Философия биологии – это система обобщающих суждений фило­софского характера о месте биологии в системе науки и культуры, о воз­действии различных наук и культуры в целом на характер биологических исследований и об обратном процессе влияния биологии на изменение норм, установок и ориентации в науке и культуре. С современных позиций философское осмысление мира живого представлено в четырех относительно автоном­ных и одновременно внутренне взаимосвязанных направлениях: онтоло­гическом, методологическом, аксиологическом и праксиологическом.



Вопрос о происхождении жизни, о возникновении на Земле первых живых существ принадлежит к числу величайших, основных проблем естествознания. Все современные концепции происхождения жизни можно условно разделить на три направления: субстратное (биохимики во главе с А.И. Опариным), энергетическое (И. Пригожин, Л.И. Блюменфельд, М.В. Волькенштейн, К.С. Тринчер, П.Г. Кузнецов и др.) и информационное(А.Н. Колмогоров, А.А. Ляпунов, М. Эйген, Ф. Крик и др.).

Диалектико-материалистический подход к решению проблемы происхождения жизни нашел воплощение в естествознании в гипотезе А.И. Опарина, «Происхождение жизни» (1924). Обобщив достижения космологии, органической химии, геофизики, биохимии, геоморфологии, астрофизики и др., он предложил гипотезу, объясняющую закономерный характер химической эволюции в направлении усложнения ее продуктов вплоть до образования простейших живых существ. А.И. Опарин доказал возможность образования абиогенным путем органических соединений, которые возникают при действии электрических разрядов, тепловой энергии, ультрафиолетовых лучей на газовые смеси, содержащие пары воды, аммиака, циана, метана, и др. Под влиянием различных факторов внешней среды эволюция углеводородов привела к образованию аминокислот, нуклеотидов и их полимеров, которые по мере увеличения концентрации органических веществ в «первичном бульоне» гидросферы Земли способствовали возникновению коллоидных систем, так называемых коацерватных капель. Последние, выделяясь из окружающей среды и имея неодинаковую внутреннюю структуру, по-разному реагировали на внешнюю среду. Опарин установил, что превращениям углеродистых соединений в химический период эволюции соответствовала атмосфера с восстановительными свойствами. После того как возникли простые анаэробные формы жизни и увеличивалось количество кислорода, она постепенно стала приобретать окислительные характеристики, что в наибольшей мере свойственно земной атмосфере в настоящее время. Около 3,5 млрд. лет назад, на Земле абиогенно образовались клетки. В них тогда начались процессы упорядоченного обмена веществ. Почти 3 млрд. лет жизнь продержалась только в одноклеточных организмах. Около 600 млн. лет назад некоторые клетки сформировали многоклеточные организмы. Опарин открыл главные пути исследования конкретных механизмов перехода химической эволюции в биологическую.

В последние годы существенно возросло значение аксиологического и праксиологического направлений в развитии биофилософии. Это связано со стремительным развитием генной и клеточной инженерии, инже­нерии биогеоценозов. Задачам нравственно-этического осмысления и правового норма­тивного закрепления их результатов служат новые науки: биоэтика, экоэтика, биополитика, биоэстетика, социобиоло­гия и др. Экофилософия передает направленность философской мысли на ос­мысление экологических рисков.

Нарушение «порядка» в природе, её загрязнение имеют древние традиции. Но загрязнение природы приобрело особую интенсивность в период индустриализации и урбанизации. Человек создал технологии, отрицающие формы жизни в природе. Использование этих технологий ведёт к росту энтропии, отрицанию жизни. Конфликт между технологией и экологией имеет свой источник в самом человеке, являющемся одновременно и природным существом, и носителем технологического развития.

Экологические проблемы современности по своим масштабам условно могут быть разделены на локальные, региональные и глобальные. Глобальные проблемы: 1. В результате технической цивилизации на Земле загрязнение биосферы: нефтяной плёнкой покрыто около 1/5 площади океана. 2. Резкое потепление климата является достоверным фактом. 3. Истощение озонового слоя. 4. Проблема сырьевых ресурсов.

Научно-техническая революция обусловливает необходимость качественно нового отношения к природе, так как до крайней сте­пени обостряются те противоречия между обществом и приро­дой, которые раньше существовали в неявной форме. 1. Открытие и применение искусственных источников энергии. 2. Развитие общества как сознательно контролируемый и регулируемый процесс. 3. Технология производства (возможность перехода производства на замкнутые циклы, пе­рехода к безмашинному производству, возможность эффектив­ного использования энергии вплоть до создания технических автотрофных систем и т.д.).

Технический прогресс как способ преодоления социально-экологических проблем. Большинство концептуальных построений ХХ века объединяет философия технократизма, исходящая из того, что научно-технический прогресс создаёт предпосылки для преодоления противоречий мирового развития. С этой точки зрения понятия «качества жизни», процветания, гармонии неотделимы от роста материального благо­состояния, развития техники и технологии. Франкфуртская школа философии техники ставит вопрос об ответственности техников за плоды своего труда. Противоречие между общественным и техническим разумом нельзя игнорировать. Культура расплачивается за оторванность от гуманистической идеи, происходит технизация сознания: «люди сбрасывают с себя культуру» (Т. Адорно).

В философии XX в. наряду с понятиями «биосфера» и «ноосфера» появляется понятие «техносфера». Развитие экологических технологий и выработка новой «философии» устойчивого развития привели к осознанию внешних границ научно-технического развития для человечества в рамках биосферы. Остро стоит вопрос о выработке совершенно новой парадигмы научно-технического развития. Одна из важнейших задач современной философии науки и техники – изменить устаревшее и пришедшее в противоречие с новой реальностью представление о научно-техническом прогрессе как о революционном поступательном процессе. Необходимо обеспечить стабильное равновесие общества и природы, постепенное и осторожное встраивание технического прогресса в жизненную природную среду с учетом культурных традиций на основе более осмотрительных и продуманных действий человечества. Формирование современной философии экологизма – мировоззрения, исходящего из определяющего статуса проблемы взаимоотношений человека и биосферы в динамике цивилизационного процесса.

Основные принципы природосберегающих технологий.Экологизации техники требует мероприятий. Повышение требований к степени очистки отходов производства; Переход к безотходному производству с возможно более пол­ной утилизацией всего комплекса веществ; Создание территориально-производственных комплексов; Соотношение добытого и использованного в процессе производства вещества (сегодня 98% и 2% соответственно). Перестройка технологии производства на экологической основе – следующий этап совершенствования природо­пользования после этапа защиты природы на основе традици­онной технологии.

Общественные отно­шения современной цивилизации не в состоянии обеспечить реализацию необходимой технологической революции в том объе­ме и в той направленности, какие требуются для перехода к экотехнологии. Причины: 1. Нет увязки и плановой регуляции всей совокупности звень­ев производства; 2. Нужен качественно иной стимул экономики (не максималь­ную прибыль, а плановый учет потребности .людей и требова­ний окружающей среды безотносительно к величине прибыли). Экотехнология совместима только с тем обществом, где непосредственной целью производства являет­ся не максимальная прибыль, а интересы всех людей, их здо­ровье.

Инженерная экология – сравнительно новое направление экологической науки, изучающее взаимодействия техники и природы, закономерности формирования региональных и локальных природно-технических систем и способы управления ими в целях защиты природной среды и обеспечения экологической безопасности.Инженерная экология призвана обеспечить соответствие техники и технологий промышленных объектов экологическим требованиям. В сферу промышленной экологии входит комплекс взаимосвязанных задач: 1. регламентации экологически безопасного производственного освоения территорий, размещения и строительство хозяйственных объектов; оптимизация отраслевой структуры производства; 2. определение допустимой техногенной нагрузки на территории, контроль и регламентация материально-энергетических потоков производства и техногенных эмиссий от различных инженерных объектов; 3. экологизация производства, создание энерго- и ресурсосберегающих и малоотходных технологий, экологически чистых материалов и продуктов производства; 4. экологическая безопасность территориальных промышленных комплексов, производственных процессов, сооружений, машин и изделий; 5. инженерно-экологическое обеспечение производства, разработка методов инженерно-экологической профилактики, восстановления и реконструкции ландшафтов.

Термин системотехника появился в 60-е годы XX века в связи с разви­тием автоматизированных систем управления предприятием и отраслями народ­ного хозяйства. Системотехническое направление инженерной экологии связано с изучением инженерно-экологических вопросов разработки эргатических систем (человеко-техническая система управления (ЧТС). Системотехника в настоящее время находит применение в автоматизации проектирования,автоматизации сложных научно-эксперимен­тальных работ, автоматизации управления производством, отраслями промышленности и систем и т.д.

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает понятие «природа» вшироком и в узком смысле?

2. Как исторически, от эпохи к эпохе, менялись взгляды на природу?

3. Что означают понятия «искусственная среда» и «естественная среда»?

4. Что является общим и различным в законах природы и общества?

5. Назовите основные вопросы биоэтики.

6. Раскройте особенности техногенной цивилизации.

7. Объясните понятия «экологическая система», «биогеоценоз», «биосфера».

8. Что собой представляет экологическая классификация природных ресурсов?

9. Состав экологической сферы деятельности.

10. Какое место «экология» занимает в системе наук, объясните понятие «экология».

11. В чем роль природных факторов в общественном развитии?

12. Классификация факторов природной среды.

13. В чем состоит воздействие общественного производства на окружающую среду?

14. Как воздействует окружающая среда на общественное производство?

Глоссарий

Абиотические факторы среды – совокупность условий неорганической среды, влияющих на организмы. Делятся на химические, физические, космические, геолого-географические, климатические и др.

Аттрактор – это устойчивый путь эволюции системы, ее параметр порядка.

Биосфера – оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой обусловлены прошлой или современной деятельностью живых организмов. Биосфера охватывает часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы, которые связаны сложными биохимическими циклами миграции вещества и энергии. В узком смысле биосфера – та часть природы, с которой человек вступает в непосредственное взаимодействие, которая является естественным условием его жизни.

Биофилософия или философия биологии – область философии, исследующая природу и структуру биологического знания, особенности и специфику научного познания живых объектов и систем; средства и методы, способы обоснования и развития научного знания о мире живого.

Биоэтика – учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.

Биогенез: 1) процесс возникновения, зарождения живого; 2) теории, отрицающие появление жизни на Земле в результате возникновения живых существ из неживой материи.

Биогенетический закон – закономерность развития живой природы, состоящая в том, что индивидуальное развитие особи (онтогенез) является коротким и быстрым повторением важнейших этапов эволюции вида (филогенез).

Биология развития (онтогенетика) – раздел биологии, изучающий процессы и движущие силы индивидуального (или онтогенетического) развития организма.

Бионика – наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности живых организмов.

Биотические факторы среды – совокупность влияний, оказываемых на организмы жизнедеятельностью других организмов

Биогеоценоз – однородный участок земной поверхности с определенным составом живых (биоценоз) и косных (приземный слой атмосферы, солнечная энергия, почва и др.) компонентов, объединенных обменом вещества и энергии в единый природный комплекс. Совокупность биогеоценозов образует всю биосферу. Термин «экосистема», более многозначен и употребляется по отношению к искусственным комплексам организмов. Инже­нерия биогеоценозов связана с созданием искусственных биоценозов.

Детериорация – процессы ухудшения среды обитания или окружающей среды.

«Витализм» – направление в биологии подчеркивало принципиальное отличие живых организмов от мертвых тел. Поэтому, например, в биологии неприменимы законы физики и химии, нужны новые, чисто биологические законы, чтобы объяснить поведение живых организмов.

Гомотрансплантация – прижизненное изъятие органов.

Географический детерминизм – абсолютизация природной среды, ее роли в развитии общества.

Геополитика – теория, в которой оправдывается и обосновывается захватническая политика ряда государств и правительств в ХХ в., ссылаясь на географическую необходимость, жизненное пространство.

Естественная среда «природная» – материальные условия жизнедеятельности человека и объект производства.

Жизнь – основополагающего принципа понимания сущности мира и человеческого существования в нем. Жизнь важнейший компонент нашего бытия, образец совершенства ее структурной и функциональной организации, явление планетарного характера.

Искусственная среда – результат развития материального производства, созданная человеком «вторая природа».

Ксенотрансплантация – пересадка органов от животных.

Качество – это определённость предмета, которая характеризует его важнейшие признаки, существенные свойства.

Природа – материальный мир Вселенной, в сущности – основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

Римский клуб – международная неправительственная научная организация, объединяющая ученых, политических и общественных деятелей многих стран.

Технология – это четкое и однозначное знание (обычно в виде набора правил или алгоритма), позволяющее из исходных компонентов получить желаемый конечный результат.

Философия технократизма – это ряд учений, согласно которым научно-технический прогресс создаёт предпосылки для преодоления большинства, если не всех, противоречий мирового развития, выходя на уровень общества «всеобщего благоденствия».

Хромосомы – элементы ядра клетки, содержащие гены (молекулы ДНК); ДНК хромосом содержит информацию о наследственности и отвечает за передачу ее вновь образованным клеткам.

Цитология – раздел биологии, изучающий клетки живых организмов.

Цитоплазма – одна из основных частей клетки; живая коллоидная система с упорядоченной субмикроскопической структурой; содержит все органоиды и обусловливает жизнедеятельность клетки в целом.

Устойчивое развитие –модель социально-экономического развития, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без того, чтобы будущие поколения были лишены такой возможности из-за исчерпания природных ресурсов и деградации окружающей среды.

Экологического сознание – глубокое понимание неразрывной связи человека с природой, зависимости благополучия людей, целостности природной среды обитания человека от антропогенных изменений среды жизни на Земле.

Экстраполяция – перенесение характеристик (в том числе и количественных) некоторой системы за ее границы, на другие системы и явления.

Эргатическая система – схема производства, одним из элементов которой является человек или группа людей. Основными особенностями таких систем являются социально-психологические аспекты. Присутствие «человеческого фактора» в эргатических системах дает им ряд преимуществ, таких как нечеткая логика, эволюционирование, принятие решений в нестандартных ситуациях.

 

Тестовые задания для самостоятельной подготовки

1. Современный период развития биологии характерен:

А) описанием и объяснением мира живого;

Б) изучением видов и популяций;

В) нарастанием прямых связей биологии с практикой;

Г) исследованием генотипа и фенотипа.

2. Формирование молекулярной биологии обусловлено открытием:

А) Ч. Дарвина происхождения видов путем естественного отбора;

Б) Д. Менделеева таблицы химических веществ;

В) строения молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты;

Г) модели атома Н. Бора.

3. Современный этап развития биологии начинается в связи с созданием:

А) теории эволюции Ч. Дарвина;

Б) модели атома Н. Бора;

В) модели молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты;

Г) «общей теории систем» T. фон Берталанфи.

4. Какой вариант из приведенных форм организации живого является правильным:

А) прокариоты, эукариоты;

Б) грибы, растения, животные;

В) классы, отряды, семейства, роды, виды, индивидуумы;

Г) организм, вид, популяция, биогеоценоз, биосфера.

5. Какие из перечисленных факторов являются 1) источниками развития в биологии; 2) движущими силами развития в биологии:

А) популяционные волны;

Б) естественный отбор;

В) борьба за существование;

Г) мутационный процесс;

Д) формы неопределенностей

6. Определите, что такое ген:

А) ген – это хромосома;

Б) ген – это диплоидный набор хромосом;

В) ген – это гаплоидный набор хромосом;

Г) ген – это группа рядом лежащих нуклеотидов, участок молекулы ДНК;

Д) ген – это молекула ДНК.

7. Современную теорию эволюции называют неодарвинизмом. Какие проблемы не включены в неодарвинизм:

А) генетический дрейф;

Б) мутации;

В) изоляция;

Г) флуктуация численности особей;

Д) естественный отбор;

Е) дрейф континентов;

Ж) квантовость видообразования;

З) борьба за существование Т. Мальтуса.

8. Кодирование одной аминокислоты в ДНК осуществляется:

А) тремя нуклеотидами;

Б) двенадцатью нуклеотидами;

В) четырьмя нуклеотидами;

Г) двадцатью нуклеотидами.

9. Носителями генетической информации являются хромосомы. С точки зрения химии они состоят из сложных веществ. Что не входит в состав хромосом:

А) белки;

Б) ДНК – дезоксирибонуклеиновой кислоты;

В) аминокислоты;

Г) белки, содержащие фосфор.

10. Кто из перечисленных ученых раскрыл структуру гена:

А) Н. Вавилов;

Б) Р. Франклин;

В) Д. Уотсон;

Г) Ф. Крик;

11. Естественная среда «природная» представляет собой:

А) естественные источники средств жизни;

Б) естественные богатства;

В) биосферу, которая включает в себя населенную организмами верхнюю часть земной коры, озера, реки, моря, океаны, а также нижнюю часть атмосферы;

Г) материальные условия жизнедеятельности человека, объект производства, и нравственного отношения.

12. Обосновывали позитивную тенденцию к гармонии биосферных и космических процессов:

А) Д. Дидро, Ж. Руссо;

Б) Н. Бердяев, П. Флоренский;

В) К. Циолковский, М. Ковалевский;

Г) Н. Фёдоров, К. Циолковский, В. Вернадский.

13. Какие загрязнители приводят к образованию «парникового эффекта»?

а) оксиды азота;

б) фреоны;

в) SO2;

г) CO2;

д) нет правильного ответа.

14. Какие выбросы приводят к похолоданию климата?

а) выхлопные газы автотранспорта;

б) SO2;

в) CO2;

г) фреоны;

д) СН4.

15. Какие загрязнители атмосферы приводят к образованию кислотных дождей?

а) SO2, NOx;

б) СО2, СО;

в) фреоны;

г) СН4, C2H2;

д) нет правильного ответа.

16. Какие загрязнители атмосферы приводят к образованию «озонной дыры»?

а) СFхСIx;

б) СН4;

в) CО2;

г) SO2.

17. Какие ресурсы относятся к возобновим?

а) растения и животные, поверхностные и подземные воды;

б) растения и животные, климатические;

в) космические, солнечная радиация, атмосферный воздух;

г) полезные ископаемые.

18. Каково содержание пресной воды в природе?

а) 4%;

б) 1%;

в) 3%;

г) 10%;

д) 2%.

Литература

Основная

1. Даннеман Ф. История естествознания. В 3-х кн. Пер. нем. /Под ред. М.Л. Левина, О.Ю. Шмидта. Изд. 2-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ2, 2011.

2. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: Учебное пособие. / Под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В. В. Миронова. – М. : Гардарики, 2006. - 639 с.

 

Дополнительная

1. Акимова Т.В. Экология. Человек-Экономика-Биота-Среда: Учебник для студентов вузов/ Т.А. Акимова, В.В. Хаскин; 2-е изд., перераб. и дополн. – М.:ЮНИТИ, 2009. – 556 с.

1. Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып. 2 / отв. ред. Ф.Г. Майленова. – М.: ИФ РАН, 2008. – 230 с.

2. Наука глазами гуманитария / Отв. Ред. В.А. Лекторский. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 688 с.

3. Наука о жизни и современная философия /Отв. ред. И.К.Лисеев. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010.

4. Философия биологии: вчера, сегодня, завтра. – М. : Прогресс-Традиция, 1996. – 300 с.

5. Философия и естествознание. – М.: Идея-Пресс, «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. – 640 с.

 

Ответы на тесты

Тема 1.1а, б, г, д; 2 б; 3б; 4а,г; 5в; 6в; 7в; 8в; 9б; 10б.

Тема 2.1в; 2г; 3в; 4г; 5 – 1/в, ж, з, 2/а, 3/д, г; 4/б, е; 6в; 7б; 8а; 9а; 10г; 11 – а/11, 6, б/4, в/1, г/1, д/5; 12в.

Тема 3.1д; 2-а, г, ж; 3б; 4в; 5а; 6г; 7б; 8г; 9г; 10б.

Тема 4.1б; 2б;3б; 4г; 5в; 6а; 7б; 8а,б,е; 9г; 10д; 11а; 12а; 13а,в,д,г,б; 14б; 15 – а/2, б/1, в/1, г/5, д/7; 16а,б,д,е.

Тема 5.1в; 2г,б,а,в; 3б; 4б; 5а; 6а; 7в; 8в; 9г; 10б.

Тема 6.1в; 2г; 3вг, 4б; 5б; 6г; 7г; 8б; 9б; 10а; 11а; 12г; 13г; 14б.

Тема 7. 1/б; 2в; 3г; 4в; 5б; 6б; 7/8; 8в; 9а/1, б/3; в/2.

Тема 8.1в; 2в; 3в; 4г; 5 – 1/а, д, 2/б, в, г; 6г; 7в, е, з; 8а; 9е; 10а; 11в; 12г; 13г; 14 б; 15 а; 16 а; 17 а; 18 г.


Вопросы к зачету

1. Философия естествознания: предмет, структура, функции.

2. Наука как форма духовной деятельности и социальный институт. Идеалы научности. Критерии отличия науки от других видов знания (демаркация научного и ненаучного знания).

3. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Кумулятивистская и антикумулятивистская модели развития науки.

4. Понятие научной картины мира, ее типы и методологическое значение.

5. Методы научного познания. Критерии и нормы научного познания.

6. Единство эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного знания. Взаимосвязь теории и практики.

7. Системная организация материи. Основные закономерности самоорганизации материи. Синергетика.

8. Современные философские и естественнонаучные представления о материи. Проблема физической реальности.

9. Исторические виды и современное представление о физической картине мира; её общенаучное и философское значение.

10. Пространство и время в марко-, микро- и мега- мире. Взаимосвязь пространства, времени и материи.

11. Онтологические, гносеологические и методологические проблемы синергетики.

12. Детерминизм в современной физике. Формы проявления закономерной связи и причинной обусловленности явлений.

13. Геология – место в генетической классификации наук

14. Строение Земли и ее и эволюция.

15. Геоэкология: история, понятия, современное состояние.

16. Мировоззренческие проблемы космологии.

17. Современная научная теория происхождения и устройства Вселенной.

18. Антропный принцип: его виды и философское значение.

19. Предмет биологии как науки. Философские основания биологии. Современное понимание объекта биологического познания и его особенности.

20. Проблема живого. Демаркация живой и неживой природы. Концепции происхождения жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

Даннеман Ф. История естествознания. В 3-х кн. Пер. нем. /Под ред. М.Л. Левина, О.Ю. Шмидта. Изд 2-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ2, 2011.

История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие /Бельская Е.Ю., Волкова Н.П., Иванов М.А. и др.: Под ред. Крянева Ю.В., Моториной Л.Е. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2011. – 386 с.

Канке В.А. Философия математики, физики, химии, биологии: Учеб. пособие. – М.: КНОРУСЮ, 2011. – 248 с.

Мамчур Е.А. Образы науки в современной культуре: Научная монография. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2008. – 400с.

Наука о жизни и современная философия / Отв. ред. И.К.Лисеев. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. – 322 с.

Новиков А.С. Философия научного поиска. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ2, 2009. –348 с.

Павлов А.В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы: Учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 346 с.

Современная космология: философские горизонты /Под ред. В.В. Казютинского. – М.: «Канон+»» РООИ «Реабилитация», 2011. – 322 с.

Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: Учебное пособие. / Под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В. В. Миронова. – М. : Гардарики, 2006. - 639 с.

Философия и естествознание. – М.: Идея-Пресс, «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. – 640 с.

Философия природы сегодня /Редакторы: И.К. Лисеев, В. Луговский. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. – 394 с.

 

Дополнительная

Акимова Т.В. Экология. Человек-Экономика-Биота-Среда: Учебник для студентов вузов/ Т.А. Акимова, В.В. Хаскин; 2-е изд., перераб. и дополн. – М. : ЮНИТИ, 2009. – 556 с.

Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып. 2 / отв. ред. Ф.Г. Майленова. – М. : ИФ РАН, 2008. – 230 с.

Гачев Г.Д. Гуманитарный комментарий к физике и химии. Диалог между науками о природе и человеке. – М. : Логос, 2003. – 510 с.

Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М. : Интерпракс, 1995. – 352 с.

Кун Т. Структура научных революций: Пер. с англ. – М. : АСТ, 2009.

Лебедев С.А. Философия науки: словарь основных терминов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект. 2006. – 320 с.

Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. – М. : Языки русской культуры, 2000. – 224 с.

Налимов В.В. Облик науки. СПб. – М.: Центр гуманитарных инициатив, Изд-во МБА, 2010. – 326 с.

Наука глазами гуманитария / Отв. Ред. В.А. Лекторский. – М. : Прогресс-Традиция, 2005. – 688 с.

Осипов В.И. Философия в мировоззрении русских естествоиспытателей: (Вторая пол. XIX – начало ХХ вв.) Помр. Гос. ун-т им. М.В.Ломоносова. – Архангельск, 2009. – 348 с.

Поппер К. Логика научного исследования: Пер. с англ. – М. : АСТ: Астрель, 2010. – 348 с.

Постнеклассика: философия, наука, культура: Коллективная монография / Отв. Ред. Л.П. Кифщенко и В.С. Стёпин. СПб.: Издательский дом «Мир». 2009. – 672 с.

Сачков Ю.В. Естествознание и развитие научного метода. – М.: РОСПЭН, 2002. – 388 с.

Синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов/ Отв. ред. В.И.Аршинов. – М. : Прогресс-Традиция, 2000. – 535 с.

Сгречча Э., Тамбоне Э. Биоэтика. Учебник. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2002. – 413 с.

Физика в системе культуры. – М.: ИФ РАН, 1996. – 231 с.

Философия естественных наук. Учебное пособие для вузов Под ред. проф. С.А. Лебедева. – М. : Академический проект; Фонд «Мир», 2006. – 560 с.

Философия биологии: вчера, сегодня, завтра. – М. : Прогресс-Традиция, 1996. – 300 с.

Философия естественных наук. Учебное пособие для вузов Под ред. проф. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. – 560 с.

Эрекаев В.Д. Современная философия и квантовая физика: АО / РАН ИНИОН, Отд. Философии. Отв. Ред. Панченко А.И.- М., 2007. – 110 с.

Этос науки /РАН. ИФ, ИИЕТ. Отв. ред. Л.П. Киященко, Е.З. Мирская. – М.: Academia, 2008. – 272 с.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.