Сделай Сам Свою Работу на 5

Речевых грамматических навыков





Методика обучения продуктивной грамматике

 

Основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма. Грамматика наряду со словарным и звуковым составом представляет собой материальную основу речи.

Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения. Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении. Недостаточный уровень грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции.

При обучении иностранным языкам выделяют активный и рецептивный (пассивный) грамматический минимум.

Активный грамматический минимум предполагает отработку грамматических явлений, которые учащиеся должны употреблять в процессе говорения и письменной речи.



За курс обучения в школе учащиеся должны овладеть следующими продуктивными навыками грамматического оформления порождаемого текста при говорении и письме:

― образовывать грамматические формы и конструкции;

― выбирать и употреблять грамматические конструкции в зависимости от ситуации общения;

― уметь варьировать грамматическое оформление высказывания при изменении коммуникативного намерения;

― владеть способами интерпретации значений и перевода основных грамматических категорий на родной язык;

― формулировать грамматическое правило с опорой на схему или таблицу;

― различать грамматическое оформление устных письменных текстов.

Рецептивный грамматический минимум предполагает отработку грамматических явлений, которые учащиеся должны понимать на слух и при чтении.

Отбор активного грамматического материала строится с учетом 1) принципа распространенности его употребления в устной и письменной речи, 2) принципа образцовости, 3)исключения синонимических грамматических явлений.



1) В соответствии с первым принципом отбирается та грамматика, которая является употребительной в устном общении и отличается не только частотностью, но и распространенностью.

2) Под образцовостью понимается способность грамматических конструкций служить эталоном для образования по аналогии (например: образование множественного числа существительных).

3) Согласно третьему принципу в продуктивный грамматический минимум включается лишь одно явление из синонимического ряда.

 

Трудности овладения грамматической стороной речи

На иностранном языке

 

Для того, чтобы правильно организовать ознакомление с грамматической структурой и ее тренировку, предвосхитить и максимально сократить появление возможных ошибок, следует проанализировать трудности, которые данное грамматическое явление может представлять для учащихся.

Это, прежде всего, межъязыковая интерференция, когда правила из одного языка механически переносятся на другой, что приводит к появлению ошибок (например: при изучении раздела «Имя существительное» в русском и английском языках есть много особенностей, свойственных только одному из этих языков).

А также внутриязыковая интерференция: в изучаемом языке существует достаточно большое количество грамматических явлений, которые учащиеся могут перепутать, особенно если при этом данные явления полностью или частично отсутствуют в родном языке (например: учащимися трудно различаются временные формы глаголов, особенно формы перфекта и продолженных времен, которых нет в русском языке).



 

Способы введения продуктивного грамматического минимума

 

В обучении грамматике традиционно определились два подхода – имплицидный (без объяснения правил) и эксплицидный (с объяснением правил).

В рамках имплицидного подхода выделяют: 1) Структурный метод, 2) Коммуникативный метод

Структурный метод предусматривает использование грамматических структур в качестве единиц обучения. Он предполагает примерно следующую последовательность действий:

1) Аудирование речевых образцов с грамматической структурой в той или иной последовательности

2) Хоровое и индивидуальное проговаривание образцов за учителем или диктором

3) Вопросно – ответные упражнения с учителем и в парах с использованием отрабатываемых структур.

4) Учебный диалог с несколькими структурами

Коммуникативный метод предполагает использование изучаемого грамматического материала с самых начальных стадий обучения в естественных для общения целях и функциях или максимально приближных к ним. Он предусматривает.

1) Предваряющее слушание подлежащего к усвоению материла в конкретной речевой ситуации.

2) Имитация в речи при наличии речевой задачи, что исключает чисто механическое, бездумное повторение.

3) Группировка схожих по смыслу/ форме фраз, одновременная отработка однотипных фраз, создание структурного образа речевой ситуации.

4) Разнообразие обстоятельств автоматизации. Одни и те же структуры будут встречаться в разнообразных ситуациях общения.

5) Действия по аналогии в схожих ситуациях общения.

Существуют и другие подходы к обучению грамматике, самыми распространенными из которых являются:

Функциональный подход, означающий овладение значением и употреблением грамматических явлений (структур) в зависимости от сфер и ситуаций, типов речевых актов (просьба, согласие, возражение и др.) и синтаксического контекста.

Структурно – функциональный подход, предусматривающий соотнесение в процессе обучения грамматике синтаксической структуры предложения с выраженным ею логико-семантическим содержанием.

Выбор приемов обучения зависит от характера грамматического явления. При объяснении, например, сложных конструкций, когда соотношение между формой и функцией не совсем ясно, важно чтобы учащиеся, опираясь на теорию, поняли коммуникативную значимость и формальные свойства грамматического явления. При изучении простых конструкций теоретические пояснения необязательны, так как с помощью упражнений можно раскрыть значение грамматической формы и ее использование в речевом общении.

 

Комплекс упражнений для формирования и совершенствования

речевых грамматических навыков

 

Знать грамматику означает знать:

― форму

― значение

― употребление

― речевую функцию того или иного грамматического явления

Во время ознакомления с тем или иным грамматическим явлением необходимо:

― зафиксировать все формы данного явления на доске;

― показать не только утвердительную, но и отрицательную и вопросительную формы, полную или усеченную, если они возможны в данном случае;

― сравнить форму данной грамматической структуры с частично похожей формой другой структуры;

― сделать учащихся активными участниками учебного процесса, не пассивными наблюдателями за действиями учителя.

К основным этапам работы над новым грамматическим явлением относятся:

― ознакомление с материалом и его первичное закрепление

― тренировка материала

― применение т.е. (развитие навыков и умений использования грамматически в устном и письменном общении)

Ознакомление включает в себя введение грамматического материала и его объяснение. Объяснить грамматическое явление значит:

а) раскрыть его формальные признаки;

б) объяснить его значение, т.е. семантические особенности;

в) пояснить функцию в речевом контексте;

г) провести первичное закрепление

В качестве основных способов объяснения грамматики в школе используются индукция и дедукция.

Индукция – движение познания от частного к общему. В методике обучения иностранным языкам сущность индукции заключается в том, что грамматические явления наблюдаются в графическом тексте/ звучащей речи, изучаются в специально подобранных примерах и обобщаются в правилах.

Дедукция – движение познания от общего к частному, т.е. от обобщающего правила или правила – инструкции, касающегося формы, значения и функции соответствующего явления, к наблюдению за контекстом и закреплению в упражнениях.

Индукция и дедукция могут дополнять друг друга.

Продуктивная грамматика изучается преимущественно индуктивно, в устном ситуативно – обусловленном общении.

Тренировка является ответственным этапом в усвоении грамматического материала: в нем неизбежно сочетаются формальные упражнения, направленные на создание стереотипов формы, с условно-речевыми, приближающими учащихся к выражению собственных мыслей в связи с определенными задачами общения.

В методике приняты следующие основные типы упражнений:

I. Имитативные упражнения.

Имитация осуществляется на основе образца в громкой речи учащихся. Благодаря имитативным упражнениям в память учащихся закладывается акустический образ нового явления, развивается способность к прогнозированию.

Имитация может осуществляться на слух или на основе печатной опоры. В последнем случае целесообразно пользоваться подстановочными таблицами, которые наглядно демонстрируют способность грамматического явления к аналогии. Желательно составлять подстановочные таблицы на определенную тему: это усиливает их речевые возможности. В имитативные упражнения имеет смысл включать ценный в содержательном отношении материал: пословицы, афоризмы, шутки, фрагменты возможных будущих высказываний учащихся.

Упражнения должны проводиться в быстром темпе и не занимать много времени на уроке. Большое место при осуществлении имитации отводится хоровой работе, который следует дирижировать.

II. Подстановочные упражнения, в которых грамматические явления не подлежат замене, видоизменяется лексическое наполние.

III. Трансформационные упражнения (преобразования касаются грамматики)

― преобразуйте действительный залог в страдательный, дополните ваш пример пояснениями;

― преобразуйте два простых предложения в сложное, используйте указанные союзы;

― преобразуйте повествовательные предложения из мини-текста в вопросительные, следите за порядком слов;

― преобразуйте диалог в монолог, сохраните все количественные данные (реаллии и др.) …

IV. Упражнения в комбинировании грамматических явлений для выражения мыслей в устной речи (применение)

При выполнении этих упражнений учителю необходимо иметь в виду две взаимосвязанные задачи: обеспечить запоминание грамматического материала, развитие соответствующих навыков и одновременно открыть перед учащимися ясную речевую перспективу использования этих навыков.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.