|
Событие. Оценка. Поступок
Одним из ответственных моментов в работе режиссера над пьесой, ее образной сущностью и действенной основой является определение тех событий, действенных фактов или "поворотных узлов", из которых состоит драматическое произведение и которые образуют его фабулу. Разбирая пьесу по событиям, легче
Стр. 59
представить костяк будущего спектакля, уточнить главную тему и уберечься от увлечения деталями.
Еще в 30-е годы К. С. Станиславский предлагал начинать систематический анализ пьесы с определения событий или, как он говорил, действенных фактов, их последовательности и взаимодействия. Раскрывая совместно с режиссером события, действия и поступки, актер должен невольно захватывать все более широкие пласты предлагаемых обстоятельств пьесы.
Без связанных в цепь событий не может быть драматического произведения, к какому бы жанру оно ни принадлежало. И даже в тех пьесах, где внешнее действие как бы отступает, где все подчинено внутренней коллизии, где жизнь протекает как бы в своей естественной повседневной обыденности, необходимо выявить цепь событий, питающих чувства, мысли и устремления героев.
Начиная репетиции на сценической площадке, постановочная группа должна знать главное событие будущего спектакля. От этого зависят конфликты и атмосфера спектакля, характеристики действующих лиц и т.д. Задача первоначальных репетиций — разобраться во всех событиях, поверить в их реальность, установить их логику, не отвлекаясь на мелочи, понять, в чем скрыто действие и контрдействие, т.е. на основе глубокого анализа произведения, его структуры, сюжетных ходов и фабулы определить драматургический конфликт.
Режиссер должен глубоко изучить всю цепь фактов, составляющих сюжетную структуру пьесы, начиная от завязки и кончая развязкой. Эти действенные факты (события) образуют как бы скелет, на котором строится все произведение.
Гончаров. События в пьесе — это те трамплины, которые дают действию скольжение вперед. Представим себе, что в автобусе, где люди путешествуют, появляется неожиданно голова кобры. Кто-то из туристов первым замечает змею, взглядом показывает рядом сидящему, тот, толкнув впереди сидящего, рукой показывает на змею. Наконец, все едущие активно реагируют на заползшую змею. Только шофер ничего пока не замечает, он занят дорогой. Вдруг кто-то взвизгнул. Шофер нервно затормозил. Змея шлепнулась на пол автобуса. Кто-то заслонил собой ребенка, другой полез под сиденье, третий бросился
Стр. 60
в кабинку шофера, четвертый застыл на месте, не зная, что делать, пятый натянул на себя плащ и втянул туда голову, а шестой бросился к змее и накрыл ее курткой. Как видим, одно и то же событие действует на людей по-разному, по-разному проявляются и поступки людей. Действие людей по отношению к событию "змея в автобусе" одно — спастись, а поступки различны.
Поступки больше выявляют характеры, чем задачи, которые ставят перед людьми события, хотя каждый поступок продиктован той или иной задачей. Поэтому так важно в ходе режиссерского анализа пьесы определить события и целенаправленные поступки персонажей в адрес событий, которые я для себя называю цепочкой физических действий или линией физического поведения1.
Событие — это активный побудитель действия. Обычно событие является поворотом действия в картине, акте, пьесе и ставит всех персонажей в условия новых взаимоотношений. Суметь выделить действенный (событийный) костяк — важное звено в работе над спектаклем. И тогда свободно, как говорил К. С. Станиславский, "...по заготовленным разведкой путям направляется творческое чувство..."2. Но это только первый шаг в поиске образности.
Гончаров. Логика и последовательность сюжета в драматургии, логика и последовательность поступков в адрес событий в режиссуре — важные моменты. Однако взятые сами по себе, в отрыве от психологии человеческих взаимоотношений, от характеров, от мира чувств, они неизбежно становятся формальными. Важно уметь поставить себя в предлагаемые обстоятельства действующего лица и сделать его действия своими действиями. Только тогда можно добиться "истины страстей и правдоподобия чувствований", выполнить психофизические действия, связанные с определенными событиями, выстроить непрерывную линию физических действий, которая занимает огромное место в создании образа.
1Записано мной (М. К.) на уроках режиссуры проф. А. А. Гончарова в ГИТИСе в 1978 г.
2Станиславский К. С. Собр. соч. Т.4. С. 228.
Стр. 61
Актер должен глубоко изучить и осмыслить цепочку действенных факторов (событий) для того, чтобы выстроить в логический ряд порождаемые ими поступки. Но между событием и поступком лежит промежуточное звено — период восприятия события и выбор поступка, который был назван К. С. Станиславским мотивом. Мотив включает в себя предметную и качественную сторону поступка: что я делаю и почему я делаю так.
Изучая события пьесы, логику и последовательность поступков героев, актер обдумывает и мотивы этих поступков.
Гончаров.Пьеса — комплекс отобранных драматургом событий и фактов из реальной жизни. Чем важнее они на линии жизни героя, тем больше требуется духовных и физических затрат от актеров. Понимая это, педагоги и студенты начинают работать над выявлением и выстраиванием событий еще с первого курса. Пусть события вначале элементарны и просты, но они требуют от студентов тщательного поиска актерских выразительных средств и проработки линии действия. Работу над этюдами мы часто начинаем с наблюдения за людьми, их поведением и поступками, включаем в упражнения опыт самого студента, знакомых и близких ему людей. Познавая происшествия, мы твердо придерживаемся цели — влезть в "шкуру" того человека, с кем произошло событие, чтобы изнутри управлять поворотами действий. Это требует натренированности глаза, чутья, остроты восприятия окружающего мира. Ведь надо мгновенно запечатлеть в памяти черты поведения другого человека, угадать его профессию, его заботы, что с ним случилось и куда он спешит — это очень сложно.
Студент В. Боголепов взял для разработки этюда событие — командировка. Предлагаемые обстоятельства таковы: далекий город, канун Нового года. Гостиница. Два одноместных номера, расположенных рядом. В одном номере расположилась женщина, в другом — мужчина. Знакомых людей нет. На улице, в домах — праздник, а они одиноки. Постепенно праздничная атмосфера объединяет их, очутившихся в чужом городе без друзей и родных.
В этюде возникли интересные взаимоотношения людей, была хорошо выстроена линия отношения к предметам (книгам, поло-
Стр. 62
тенцу, несессеру, зеркалу, расческе и т.д.). Предметы заставляли вспоминать близких людей, события, связанные с приобретением этих вещей: то юбилей, то день рождения, то отца или дочь, сделавших подарок, и т.д. Возникала атмосфера жизни — добрая у себя дома и одиночества здесь, в чужом городе. В таких обстоятельствах люди тянутся к общению, бегут от одиночества.
Мужчина (В. Боголепов) берет телефонный справочник гостиницы, выписывает номер, любой, какой попадает под руку, набирает. Слышны длинные гудки, но никто не подходит. Вешает трубку. Берет полотенце, мыло, выходит в коридор, направляется к умывальнику. Из номера рядом выходит женщина, тоже с полотенцем и мыльницей (С. Акимова). Глаза их встретились, задержались на несколько секунд. Женщина пошла в одну сторону, мужчина — в другую. Слышно, как моются. Выходят из душевой, идут навстречу друг другу. Снова глаза их встретились. Молча расходятся по своим номерам. Начинают действовать синхронно. Не раздеваясь, ложатся на кровати, берут со стола журналы. Листают, читают. Садятся, включают радио. Диктор читает текст новогоднего поздравления. Оба подходят к столу, берут телефонную книгу гостиницы, набирают номер. Слышны короткие гудки, кладут трубки. Через минуту-другую мужчина снова набирает номер, слышны длинные гудки. Женщина подходит к телефону: "Слушаю".
Мужчина молчит. Потом кладет трубку, вытаскивает из портфеля бутылку шампанского и пакет с яблоками. Надев пиджак, выходит в коридор, стучит в соседний номер. Входит. В это время начинают бить куранты. Женщина достает стаканы, мужчина открывает бутылку шампанского, поздравляют друг друга с Новым годом.
В этюде была подробно разработана линия физического поведения по поводу события "командировка". Физическое поведение исполнителей выразило внутреннюю суть жизни людей. Были хорошо отобраны детали и приспособления, работающие на событие. Разбирая этюд, А. А. Гончаров обратил внимание на то, что работа над событием — есть этап работы над человеческим характером. Ибо нет события вне характеров людей, на которых так или иначе они воздействуют. Со сменой события меняется поведение человека, меняется темпо-ритм его жизни.
Стр. 63
Отвечая на вопрос учеников, где собирать материал, Андрей Александрович привел слова К. С. Станиславского: "Пусть каждый добывает эту внешнюю характерность из себя, от других, из реальной и воображаемой жизни, по интуиции или из наблюдений над самим собой или другими, из житейского опыта, от знакомых, из картин, гравюр, рисунков, книг, повестей, романов или от простого случая — все равно. Только при всех этих внешних исканиях не теряйте внутренне самого себя"1. Иными словами, в каком бы событии актер ни действовал, он должен всегда идти от самого себя, тормошить свое "Я", показывать выразительность и красоту своей души и своего тела.
Гончаров. При всех условиях и способах сценического воплощения хозяином и царем является человек. Если не будет живого человека — не состоится и театр. Нас интересуют его мысли, искания, чувства, поступки, а также внешние их проявления. Весь комплекс человеческих проявлений лучше всего может выразиться в экстремальных событиях.
Над этюдом "Голодовка" работал студент из Кипра М. Шапанис. В эту работу он вложил свои наблюдения, полученные во время правления "черных" полковников в Греции (вторая половина 60-х годов).
Тюремная камера. Два стола. На одном — миска с едой. На двух топчанах лежат люди. Один встает, подходит к столу. Поднимает крышку, которой накрыта еда. Второй все время наблюдает за ним. Первый берет миску, подходит к ведру, которое стоит у задней стены, и бросает пищу вместе с миской в ведро. Услышав шум, тюремщик (В.Александров) вытаскивает из кармана ключи, звеня ими, открывает засов. Входит, осматривает камеру. Замечает, что миска выброшена в ведро. Качает головой, ставит на стол новую миску с едой. Заключенные даже не смотрят на него. Тогда тюремщик берет из миски кусок и протягивает заключенному, но тот выбивает пищу у него из рук. Тюремщик рукой вытирает губы, ставит миску на пол и бьет заключенного по лицу. Тот падает на пол. С топчана встает второй заключенный (И. Костолевский). Тюремщик пятится: их двое, могут и поколотить. Дребезжа, открывается и
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|