Резюмирование текста как учебная задача
Составление резюме научного текста или учебной лекции — один из случаев порождения студентами текста. Резюме можно отнести к особому типу текста — реконструктивному тексту. Могут быть и другие виды реконструктивных текстов — рефераты, некоторые виды конспектов, описание наблюдаемых событий по воспоминаниям и т.д. Рассмотрим резюме учебной лекции, поскольку, как показывает опыт, многие студенты гуманитарных факультетов даже на IV курсе не владеют навыками компрессии текста (логического и грамматического сжатия). Для удобства анализа особенностей резюме как специфической задачи на реконструктивное мышление, рассмотрим ряд студенческих резюме одной из лекций, прочитанных в курсе «Методика преподавания психологии» на IV курсе. Ниже приведены план лекций и резюме, сделанные студентами сразу после прослушивания лекции (на основе использования ее конспекта).
План лекции
I.Историческая ситуация изменения социального статуса преподавателя высшей школы в начале XIX века. Появление нового типа деятельности — дисциплинарно-академической, как выражение новых социальных функций высшей школы.
II. Структура деятельности преподавателя: исследовательский и академический компоненты в их взаимосвязи. Анализ академической стороны деятельности преподавателя: I) обучающие функции, 2) воспитывающие функции.
1. Обучающие функции предполагают владение: историческим и логико-теоретическим анализом (сжатиями) учебного предмета (историк и теоретик); психолого-педагогическим и
способами организации процесса усвоения (организации систем учебных задач, выбора стратегии и тактики управления взаимодействием с учащимися в соответствии с уровнями усвоения знаний, владения способами и средствами учебной коммуникации, формами контроля и коррекции учебной деятельности учеников).
2. Воспитывающие функции: выявление мировоззренческих аспектов учебного предмета; профессиональная этика; владение всем диапазоном средств организации коллективных форм учения; интерес к нравственным установкам и ценностям личности учеников; владение способами актуализации и перестройки нравственных позиций их личности.
III. Личность преподавателя — основное средство реализации обучающих и воспитывающих функций. Противоположные трактовки роли личности преподавателя в обучении. Несводимость личностного воздействия преподавателя ни к одной из функций его деятельности; психологическая основа воздействия: уважение личности ученика, направленность на совместную деятельность, культивирование партнерства; профессиональное и нравственное самостроительство. Личность преподавателя психологии: осознанность всех функций и способов деятельности педагога; выделение особого смысла преподавания — всю жизнь идущий формирующий эксперимент.
В трех приведенных ниже резюме нас будет интересовать характер той мыслительной работы, которую проделывает студент в целях компрессии предметного содержания текста лекции. В работах по информатике подчеркивается лишь' та сторона в решении задачи компрессии, которая связана с обработкой речевой структуры текста. Рекомендации по решению этой задачи сводятся к перечню правил выделения ключевых слов, ключевых абзацев и фраз (Бодалев, 1983). Однако задача компрессии содержания текста предполагает решение особой мыслительной задачи. Попытаемся определить характер этой мыслительной задачи, рассмотрев варианты резюме. Из большого числа работ выделим только три разновидности резюме (хотя их значительно больше), раскрывающие некоторые существенные особенности мыслительной деятельности студентов при решении задачи компрессии текста.
Резюме лекции, выполненные студентами
I. В лекции рассмотрены два вопроса: I — статус преподава- f теля высшей школы; II — структура деятельности преподава-
теля. I. В этом пункте рассматриваются: А — исторические предпосылки статуса преподавателя высшей школы (ВШ) и его деятельности, а именно; а) становление духовного производства, обучение в ВШ приобретает к началу XIX в. массовый характер; б) реформа университетского обучения Гумбольдтом, преподавательской и научной деятельности. Б — взаимовлияние преподавательской и научной деятельности. И. Раскрываются особенности современной дисциплинарно-академической деятельности (ДАД) преподавателя. А. Структура ДАД: исследовательская деятельность, собственно обучающая деятельность; внешняя форма (массовая аудитория), внутренняя форма (личная школа). Б. Выделены две функции собственно-обучающей деятельности: а) руководство учебной деятельностью, б) воспитательная функция, в) сформулированы требования к выполнению обучающей функции, к воспитательной функции.
II. Существовавшее до XIX в. отношение учителя к ученикам, при котором учитель лишь передавал готовые знания, в миниатюре воспроизводило отношение духовной элиты к обществу. С XIX в. духовное производство становится массовым явлением. Привилегированное положение интеллектуала как «приобщенного к Истине» ставится под сомнение. И эта утрата интеллектуалом «учительской» позиции означала то, что отныне преподаватель и ученик находятся в равной позиции по отношению к истине, и уже недостаточно только передать готовые знания, а необходимо еще и раскрыть для учащихся сам процесс порождения знания. Отсюда и другая необходимость соединения в лице преподавателя двух функций: ученого и учителя, что и отразилось в структуре деятельности преподавателя современного университета.
III. Рассмотрены и расшифрованы возможные позиции преподавателя по отношению к ученику, авторитарная и демократическая. Показана связь предпочтений учеников с позицией преподавателя в отношении к ученикам. Подчеркнуто значение уважения к целостной личности ученика в воспитывающем обучении. Приведены примеры великих педагогов: Л.Н.Толстого, Ключевского, Грановского, Тимирязева, раскрыты ключи их успешной преподавательской деятельности.
В приведенных резюме достаточно четки различия, определяемые характером мыслительной деятельности, присущей личности каждого студента, а также, в большей или меньшей мере,
отражены различия их личностных позиций по отношению к содержанию лекций. Подчеркнем, однако, общий момент, также явно выступающий при сопоставлении всех трех компрессий. Проделанная каждым работа обобщения несет на себе печать уровня развития рефлексивно-личностного компонента их мышления (Исследование проблем психологии творчества, 1983). В текстах резюме дают о себе знать метапознавательные процессы, определяемые не только мерой осознанности способов логического мышления, но и рефлексивными актами личности в целом, мерой обращенности ее сознания как на смыслы, так и на способы своей познавательной деятельности.
Именно этот рефлексивно-личностный компонент мышления студентов определил специфические особенности сжатия и селекции содержания в каждом из резюме лекции — от предельно логизированных и полных схем, где исчезают все личностные интонации и акценты лектора (I), до предельной редукции содержания лекции к наиболее субъективно значимым фрагментам, отражающим ситуативно-личностную смысловую ориентацию студента в содержании текста (III).
Многообразие форм компрессии текста свидетельствует, что резюме вбирает индивидуальное своеобразие метакогнитивных процессов его составителя. Вместе с тем процесс построения резюме выступает как своеобразный вид рефлексивного реконструктивного мышления. Следовательно, решение такого рода задачи можно использовать в качестве специального методического средства в целях: а) объективации уровня развития метакогнитивных процессов у студентов и диагностики установок и позиций личности; б) контроля за полнотой выделения адекватной тексту логической структуры и меры сформированное™ метакогнитивных действий; в) управляемого формирования рефлексивно-личностного аспекта познавательной деятельности в единстве с системой логических операций, адекватных структуре резюмируемых текстов.
В этом отношении задачи на составление резюме лекций, научной и учебной литературы, собственных рефератов и других письменных работ могут служить важным методическим средством опережающего управления усвоением обобщенных приемов мышления при работе с гуманитарным текстом.
Задания для самостоятельной работы
1. Разработайте сценарий семинара по психологии в соответствии с принципами продуктивного совместного действия преподавателя и студентов.
2. Разработайте систему продуктивных письменных заданий для студентов, связанных с решением познавательно-креативных, личностно-рефлексивных, коммуникативных, учебно-организационных задач.
Литература
1. Активные методы в природоохранном образовании. М: Изд-во Моск.
ун-та, 1982. 54 с.
2. Беренгер А. Т. Специфика учебно-воспитательного процесса на на-
чальном этапе обучения студентов в высшей школе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1989. 19 с.
3. Бодалев А.А. Личность и общение. М: Педагогика, 1983. 271 с.
4. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной де-
ятельности и самостоятельной работы студентов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 79 с.
5. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я.Ляу-
дис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 240 с.
6. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.:
Педагогика, 1972. 208 с.
7. Сборник задач по общей психологии / Под ред. СМ. Мерлина. М.:
Просвещение, 1974. 207 с.
8. Панюшкин В. П. Два подхода к обучению школьников программиро-
ванию на ЭВМ // Психологопедагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения. М.: Изд-во АПН СССР, 1985. С.41-51.
Литература
1. Активные методы в природоохранном образовании. М: Изд-во Моск.
ун-та, 1982. 54 с.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
423 с.
3. Беренгер А.Т. Специфика учебно-воспитательного процесса на на-
чальном этапе обучения студентов в высшей школе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1989. 19 с.
4. Библер 5-С.Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. 399 с.
5. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 271 с.
6. ВыготскийЛ.С. Собр. соч.: В 6 Т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. 488 с.
6а. Выготский Л. С. Педагогическая психология // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С.49-53.
7. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1977.
287 с.
8. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной де-
ятельности и самостоятельной работы студентов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 79 с.
9. Дрейфус X. Чего не могут вычислительные машины? М.: Прогресс,
1978. 334 с.
10. Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. 336 с.
11. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М.: Знание, 1983. 167 с.
12. Леонтьев А.Н. Психологические особенности деятельности лектора. М.: Знание, 1981. 80 с.
13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. 318 с.
14. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976, 256 с.
15. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я.Ляу-дис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 240 с.
16. Ляудис В.Я., Негуре И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. Кишинев: Штиинца, 1983.93 с.
17. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 208 с.
18. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психологии. 1982. № 4. С.5—18.
19. Мегрелидзе К.Р. Основные проблемы социологии мышления. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1965. 486 с.
20. Сборник задач по общей психологии / Под ред. СМ. Мерлина. М.: Просвещение, 1974. 207 с.
21. Нейгауз Г. Об искусстве фортепьянной игры. М.: Музгиз, 1958. 319 с.
22. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1977.464 с.
23. Омельченко Н.А., Ляудис В.Я. Формирование контрольно-корректировочных действий у студентов при обучении с помощью ЭВМ. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1982. 119 с.
24. Омельченко И.А. Единство обучения и воспитания в процессе формирования письменной речи у младших подростков: Дис... канд. пед. наук. М., 1982. 159 с.
25. Панюшкин В.П. Два подхода к обучению школьников программированию на ЭВМ // Психологопедагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения. М.: Изд-во АПН СССР, 1985. С.41-51.
26. Пономарев Я.А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. С.79-91.
27. Психология личности: Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 287 с.
28. Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1983. 560 с.
29. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знания. М : Изд-во Моск. ун-та, 1975. 344 с.
30. Толлингерова Д.А. Опережающее управление учебной деятельностью: Автореф. дис.... д-ра психол. наук, 1981. 35 с.
31. Толлингерова Д.А. Анализ когнитивного состава задач с помощью вычислительной графики // Актуальные проблемы современной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 195 с.
32. Цонева В.К. ЭВМ как средство оптимизации сотрудничества преподавателя и студента в процессе обучения: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1982. 19 с.
Оглавление
Введение..............................................................................3
Цели обучения -психологии и современные
активные методы обучения..............................................8
Специфика содержания психологии как
гуманитарной дисциплины и цели обучения психологии........8
Формы познавательной деятельности и система
активных методов обучения психологии............................10
Задания для самостоятельной работы........................................14
Литература..............................................................................14
Система учебных задач в курсе психологии....................15
Таксономия учебных задач и требования
опережающего управления обучением................................15
Таксономия учебных задач (по Д.Толлингеровой).................16
Расширение таксономии и введение задач,
адекватных предметному содержанию и целям
обучения психологии........................................................18
Дидактические стратегии управления
формированием познавательной деятельности
в курсе психологии............................................................21
Задания для самостоятельной работы........................................24
Литература.................................................................-.............25
Организация учебной ситуации.........................................25
Структура учебно-воспитательной ситуации
как единицы управления обучением....................................25
Формы учебных взаимодействий между
преподавателем и студентами при обучении психологии......28
Совместная деятельность (сотрудничество) преподавателя со студентами — ведущее звено управления и
самоуправления учением......................................................29
Продуктивная совместная деятельность как активный
метод воспитания личности.....................................................34
Проблема контроля усвоения психологических
знаний и типология ошибок...............................................37
Задания для самостоятельной работы........................................41
Литература..............................................................................41
Методические сценарии учебных ситуаций......................41
Проблемная лекция и эвристическая беседа
в курсе психологии..........................................................43
Фрагменты проблемной лекции с элементами
эвристической беседы.......................................................45
План методического сценария проблемной лекции
с элементами эвристической беседы и анализ
приемов организации.........................................................62
Задания для самостоятельной работы........................................65
Литература..............................................................................65
Подготовка сценария лекции и семинара как
учебная задача в курсе методики
преподавания психологии..................................................65
Методическая разработка учебной лекции...............................67
Методическая разработка семинарского занятия.....................68
Сценарии занятий, выполненные студентами...........................68
Методическая разработка лекции «Агрессивное поведение,
его природа и методы исследования» (студент И.К.)................68
Методическая разработка лекции «О структурной
неоднородности мышления» (Студент А.О.).......................71
Литература..............................................................................73
Методическая разработка семинарского занятия
«Психологические проблемы эмоций» (студентка М.Е.).........74
Литература..............................................................................75
Анализ методических разработок студентов...........................75
Резюмирование текста как учебная задача..............................77
План лекции............................................................................77
Задания для самостоятельной работы........................................81
Литература..............................................................................81
Литература..........................................................................82
Ляудис Валентина Яковлевна
Методика преподавания психологии
Учебно-методическое пособие
Компьютерная верстка А.И.Чекалиной
Учебно-методический коллектор «ПСИХОЛОГИЯ» Лицензия № 00451 от 15 ноября 1999 г.
Адрес: 107005, г. Москва, ул. Бауманская, д. 50/12, стр. 1.
103009, г. Москва, ул. Б. Никитская, д. 4.
Тел. (095)203-35-71, тел./факс (095)203-35-65.
E-mail: collect@mail.ru.
Подписано в печать 12.12.1999. Формат 60x84/16. Печать ризограф. Гарнитура TimesET. Тираж 150 экз.
Страница 86
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|