Сделай Сам Свою Работу на 5

Резюмирование текста как учебная задача

Составление резюме научного текста или учебной лекции — один из случаев порождения студентами текста. Резюме можно отнести к особому типу текста — реконструктивному тексту. Мо­гут быть и другие виды реконструктивных текстов — рефераты, некоторые виды конспектов, описание наблюдаемых событий по воспоминаниям и т.д. Рассмотрим резюме учебной лекции, по­скольку, как показывает опыт, многие студенты гуманитарных факультетов даже на IV курсе не владеют навыками компрессии текста (логического и грамматического сжатия). Для удобства анализа особенностей резюме как специфической задачи на ре­конструктивное мышление, рассмотрим ряд студенческих резю­ме одной из лекций, прочитанных в курсе «Методика преподава­ния психологии» на IV курсе. Ниже приведены план лекций и резюме, сделанные студентами сразу после прослушивания лек­ции (на основе использования ее конспекта).

План лекции

I.Историческая ситуация изменения социального статуса преподавателя высшей школы в начале XIX века. Появление нового типа деятельности — дисциплинарно-академической, как выражение новых социальных функций высшей школы.

II. Структура деятельности преподавателя: исследовательс­кий и академический компоненты в их взаимосвязи. Анализ академической стороны деятельности преподавателя: I) обу­чающие функции, 2) воспитывающие функции.

1. Обучающие функции предполагают владение: историчес­ким и логико-теоретическим анализом (сжатиями) учебного предмета (историк и теоретик); психолого-педагогическим и

способами организации процесса усвоения (организации сис­тем учебных задач, выбора стратегии и тактики управления взаимодействием с учащимися в соответствии с уровнями ус­воения знаний, владения способами и средствами учебной ком­муникации, формами контроля и коррекции учебной деятель­ности учеников).

2. Воспитывающие функции: выявление мировоззренческих аспектов учебного предмета; профессиональная этика; владе­ние всем диапазоном средств организации коллективных форм учения; интерес к нравственным установкам и ценностям лич­ности учеников; владение способами актуализации и перестрой­ки нравственных позиций их личности.



III. Личность преподавателя — основное средство реализа­ции обучающих и воспитывающих функций. Противоположные трактовки роли личности преподавателя в обучении. Несводи­мость личностного воздействия преподавателя ни к одной из функций его деятельности; психологическая основа воздействия: уважение личности ученика, направленность на совместную деятельность, культивирование партнерства; профессиональ­ное и нравственное самостроительство. Личность преподавате­ля психологии: осознанность всех функций и способов деятель­ности педагога; выделение особого смысла преподавания — всю жизнь идущий формирующий эксперимент.

В трех приведенных ниже резюме нас будет интересовать ха­рактер той мыслительной работы, которую проделывает сту­дент в целях компрессии предметного содержания текста лек­ции. В работах по информатике подчеркивается лишь' та сторо­на в решении задачи компрессии, которая связана с обработкой речевой структуры текста. Рекомендации по решению этой за­дачи сводятся к перечню правил выделения ключевых слов, ключевых абзацев и фраз (Бодалев, 1983). Однако задача комп­рессии содержания текста предполагает решение особой мыс­лительной задачи. Попытаемся определить характер этой мыс­лительной задачи, рассмотрев варианты резюме. Из большого числа работ выделим только три разновидности резюме (хотя их значительно больше), раскрывающие некоторые существен­ные особенности мыслительной деятельности студентов при решении задачи компрессии текста.

Резюме лекции, выполненные студентами

I. В лекции рассмотрены два вопроса: I — статус преподава- f теля высшей школы; II — структура деятельности преподава-

теля. I. В этом пункте рассматриваются: А — исторические пред­посылки статуса преподавателя высшей школы (ВШ) и его деятельности, а именно; а) становление духовного производ­ства, обучение в ВШ приобретает к началу XIX в. массовый характер; б) реформа университетского обучения Гумбольд­том, преподавательской и научной деятельности. Б — взаимо­влияние преподавательской и научной деятельности. И. Раскры­ваются особенности современной дисциплинарно-академичес­кой деятельности (ДАД) преподавателя. А. Структура ДАД: исследовательская деятельность, собственно обучающая дея­тельность; внешняя форма (массовая аудитория), внутренняя форма (личная школа). Б. Выделены две функции собственно-обучающей деятельности: а) руководство учебной деятельнос­тью, б) воспитательная функция, в) сформулированы требо­вания к выполнению обучающей функции, к воспитательной функции.

II. Существовавшее до XIX в. отношение учителя к учени­кам, при котором учитель лишь передавал готовые знания, в миниатюре воспроизводило отношение духовной элиты к об­ществу. С XIX в. духовное производство становится массовым явлением. Привилегированное положение интеллектуала как «приобщенного к Истине» ставится под сомнение. И эта утрата интеллектуалом «учительской» позиции означала то, что от­ныне преподаватель и ученик находятся в равной позиции по отношению к истине, и уже недостаточно только передать го­товые знания, а необходимо еще и раскрыть для учащихся сам процесс порождения знания. Отсюда и другая необходимость соединения в лице преподавателя двух функций: ученого и учи­теля, что и отразилось в структуре деятельности преподавателя современного университета.

III. Рассмотрены и расшифрованы возможные позиции пре­подавателя по отношению к ученику, авторитарная и демокра­тическая. Показана связь предпочтений учеников с позицией преподавателя в отношении к ученикам. Подчеркнуто значе­ние уважения к целостной личности ученика в воспитываю­щем обучении. Приведены примеры великих педагогов: Л.Н.Тол­стого, Ключевского, Грановского, Тимирязева, раскрыты клю­чи их успешной преподавательской деятельности.

В приведенных резюме достаточно четки различия, опреде­ляемые характером мыслительной деятельности, присущей лич­ности каждого студента, а также, в большей или меньшей мере,

отражены различия их личностных позиций по отношению к содержанию лекций. Подчеркнем, однако, общий момент, так­же явно выступающий при сопоставлении всех трех компрес­сий. Проделанная каждым работа обобщения несет на себе пе­чать уровня развития рефлексивно-личностного компонента их мышления (Исследование проблем психологии творчества, 1983). В текстах резюме дают о себе знать метапознавательные процессы, определяемые не только мерой осознанности спо­собов логического мышления, но и рефлексивными актами лич­ности в целом, мерой обращенности ее сознания как на смыс­лы, так и на способы своей познавательной деятельности.

Именно этот рефлексивно-личностный компонент мышле­ния студентов определил специфические особенности сжатия и селекции содержания в каждом из резюме лекции — от пре­дельно логизированных и полных схем, где исчезают все лич­ностные интонации и акценты лектора (I), до предельной ре­дукции содержания лекции к наиболее субъективно значимым фрагментам, отражающим ситуативно-личностную смысловую ориентацию студента в содержании текста (III).

Многообразие форм компрессии текста свидетельствует, что резюме вбирает индивидуальное своеобразие метакогнитивных процессов его составителя. Вместе с тем процесс построения резюме выступает как своеобразный вид рефлексивного рекон­структивного мышления. Следовательно, решение такого рода задачи можно использовать в качестве специального методи­ческого средства в целях: а) объективации уровня развития метакогнитивных процессов у студентов и диагностики уста­новок и позиций личности; б) контроля за полнотой выделе­ния адекватной тексту логической структуры и меры сформи­рованное™ метакогнитивных действий; в) управляемого фор­мирования рефлексивно-личностного аспекта познавательной деятельности в единстве с системой логических операций, адек­ватных структуре резюмируемых текстов.

В этом отношении задачи на составление резюме лекций, научной и учебной литературы, собственных рефератов и дру­гих письменных работ могут служить важным методическим средством опережающего управления усвоением обобщенных приемов мышления при работе с гуманитарным текстом.

Задания для самостоятельной работы

1. Разработайте сценарий семинара по психологии в соот­ветствии с принципами продуктивного совместного действия преподавателя и студентов.

2. Разработайте систему продуктивных письменных заданий для студентов, связанных с решением познавательно-креатив­ных, личностно-рефлексивных, коммуникативных, учебно-организационных задач.

Литература

1. Активные методы в природоохранном образовании. М: Изд-во Моск.

ун-та, 1982. 54 с.

2. Беренгер А. Т. Специфика учебно-воспитательного процесса на на-

чальном этапе обучения студентов в высшей школе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1989. 19 с.

3. Бодалев А.А. Личность и общение. М: Педагогика, 1983. 271 с.

4. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной де-

ятельности и самостоятельной работы студентов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 79 с.

5. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я.Ляу-

дис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 240 с.

6. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.:

Педагогика, 1972. 208 с.

7. Сборник задач по общей психологии / Под ред. СМ. Мерлина. М.:

Просвещение, 1974. 207 с.

8. Панюшкин В. П. Два подхода к обучению школьников программиро-

ванию на ЭВМ // Психологопедагогические и психофизиологи­ческие проблемы компьютерного обучения. М.: Изд-во АПН СССР, 1985. С.41-51.

 

Литература

1. Активные методы в природоохранном образовании. М: Изд-во Моск.

ун-та, 1982. 54 с.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

423 с.

3. Беренгер А.Т. Специфика учебно-воспитательного процесса на на-

чальном этапе обучения студентов в высшей школе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1989. 19 с.

4. Библер 5-С.Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. 399 с.

5. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 271 с.

6. ВыготскийЛ.С. Собр. соч.: В 6 Т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. 488 с.

6а. Выготский Л. С. Педагогическая психология // Хрестоматия по воз­растной и педагогической психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С.49-53.

7. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1977.

287 с.

8. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной де-

ятельности и самостоятельной работы студентов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 79 с.

9. Дрейфус X. Чего не могут вычислительные машины? М.: Прогресс,

1978. 334 с.

10. Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. 336 с.

11. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М.: Знание, 1983. 167 с.

12. Леонтьев А.Н. Психологические особенности деятельности лектора. М.: Знание, 1981. 80 с.

13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. 318 с.

14. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976, 256 с.

15. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я.Ляу-дис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 240 с.

16. Ляудис В.Я., Негуре И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. Кишинев: Штиинца, 1983.93 с.

17. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 208 с.

18. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психологии. 1982. № 4. С.5—18.

19. Мегрелидзе К.Р. Основные проблемы социологии мышления. Тби­лиси: Сабчота Сакартвело, 1965. 486 с.

20. Сборник задач по общей психологии / Под ред. СМ. Мерлина. М.: Просвещение, 1974. 207 с.

21. Нейгауз Г. Об искусстве фортепьянной игры. М.: Музгиз, 1958. 319 с.

22. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1977.464 с.

23. Омельченко Н.А., Ляудис В.Я. Формирование контрольно-корректи­ровочных действий у студентов при обучении с помощью ЭВМ. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1982. 119 с.

24. Омельченко И.А. Единство обучения и воспитания в процессе фор­мирования письменной речи у младших подростков: Дис... канд. пед. наук. М., 1982. 159 с.

25. Панюшкин В.П. Два подхода к обучению школьников программи­рованию на ЭВМ // Психологопедагогические и психофизиоло­гические проблемы компьютерного обучения. М.: Изд-во АПН СССР, 1985. С.41-51.

26. Пономарев Я.А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода // Проблема общения в психоло­гии. М.: Наука, 1981. С.79-91.

27. Психология личности: Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 287 с.

28. Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1983. 560 с.

29. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знания. М : Изд-во Моск. ун-та, 1975. 344 с.

30. Толлингерова Д.А. Опережающее управление учебной деятельнос­тью: Автореф. дис.... д-ра психол. наук, 1981. 35 с.

31. Толлингерова Д.А. Анализ когнитивного состава задач с помощью вычислительной графики // Актуальные проблемы современной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 195 с.

32. Цонева В.К. ЭВМ как средство оптимизации сотрудничества пре­подавателя и студента в процессе обучения: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1982. 19 с.

 

Оглавление

Введение..............................................................................3

Цели обучения -психологии и современные

активные методы обучения..............................................8

Специфика содержания психологии как

гуманитарной дисциплины и цели обучения психологии........8

Формы познавательной деятельности и система

активных методов обучения психологии............................10

Задания для самостоятельной работы........................................14

Литература..............................................................................14

Система учебных задач в курсе психологии....................15

Таксономия учебных задач и требования

опережающего управления обучением................................15

Таксономия учебных задач (по Д.Толлингеровой).................16

Расширение таксономии и введение задач,

адекватных предметному содержанию и целям

обучения психологии........................................................18

Дидактические стратегии управления

формированием познавательной деятельности

в курсе психологии............................................................21

Задания для самостоятельной работы........................................24

Литература.................................................................-.............25

Организация учебной ситуации.........................................25

Структура учебно-воспитательной ситуации

как единицы управления обучением....................................25

Формы учебных взаимодействий между

преподавателем и студентами при обучении психологии......28

Совместная деятельность (сотрудничество) преподавателя со студентами — ведущее звено управления и

самоуправления учением......................................................29

Продуктивная совместная деятельность как активный

метод воспитания личности.....................................................34

Проблема контроля усвоения психологических

знаний и типология ошибок...............................................37

Задания для самостоятельной работы........................................41

Литература..............................................................................41

Методические сценарии учебных ситуаций......................41

Проблемная лекция и эвристическая беседа

в курсе психологии..........................................................43

Фрагменты проблемной лекции с элементами

эвристической беседы.......................................................45

План методического сценария проблемной лекции

с элементами эвристической беседы и анализ

приемов организации.........................................................62

Задания для самостоятельной работы........................................65

Литература..............................................................................65

Подготовка сценария лекции и семинара как

учебная задача в курсе методики

преподавания психологии..................................................65

Методическая разработка учебной лекции...............................67

Методическая разработка семинарского занятия.....................68

Сценарии занятий, выполненные студентами...........................68

Методическая разработка лекции «Агрессивное поведение,

его природа и методы исследования» (студент И.К.)................68

Методическая разработка лекции «О структурной

неоднородности мышления» (Студент А.О.).......................71

Литература..............................................................................73

Методическая разработка семинарского занятия

«Психологические проблемы эмоций» (студентка М.Е.).........74

Литература..............................................................................75

Анализ методических разработок студентов...........................75

Резюмирование текста как учебная задача..............................77

План лекции............................................................................77

Задания для самостоятельной работы........................................81

Литература..............................................................................81

Литература..........................................................................82

 

Ляудис Валентина Яковлевна

Методика преподавания психологии

Учебно-методическое пособие

Компьютерная верстка А.И.Чекалиной

Учебно-методический коллектор «ПСИХОЛОГИЯ» Лицензия № 00451 от 15 ноября 1999 г.

Адрес: 107005, г. Москва, ул. Бауманская, д. 50/12, стр. 1.

103009, г. Москва, ул. Б. Никитская, д. 4.

Тел. (095)203-35-71, тел./факс (095)203-35-65.

E-mail: collect@mail.ru.

Подписано в печать 12.12.1999. Формат 60x84/16. Печать ризограф. Гарнитура TimesET. Тираж 150 экз.

 

Страница 86



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.