Сделай Сам Свою Работу на 5

СПЕЦИАЛИСТЫ СЛУЖБЫ СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА -ВАШИ ПОМОЩНИКИ





 

К сожалению, далеко не всегда процесс устройства ребенка в семью со­провождают специальные профессиональные службы. Часто все происхо­дит по принципу «как получится». Но если вы знаете, что форма устройства ребенка - патронатное воспитание, значит, такая служба существует, и в ней работают специалисты, которые очень хорошо знают ребенка.,

Сотрудники таких служб имеют большой опыт общения с детьми, поте­рявшими родную семью, глубоко понимают мотивы их поведения, знают все подробности их судьбы, а главное - любят этих детей, видят их потен­циал, их ресурс. Они могут оказать вам бесценную помощь, дать конкрет­ные советы, подсказать правильные решения, договориться о параллельной работе с ребенком детского психолога, логопеда, репетитора. Лучше всего общаться с социальным педагогом, сопровождающим ребенка. Вы можете попросить приемных родителей дать его телефон или передать ему про­сьбу о встрече. Дайте им понять, что вы не будете жаловаться ни на них, ни на ребенка, а просто хотите найти больше возможностей для сотрудниче­ства. И в самом деле, не жалуйтесь - приемные родители и так всегда нер­вничают, находясь «под колпаком» общественного и государственного надзора, не усугубляйте их тревогу.



С другой стороны, если у вас есть серьезные основания подозревать, что ре­бенка в семье обижают, о нем не заботятся (к сожалению, такое порой встре­чается), в первую очередь надо сообщить об этом именно в службу семейного устройства. Возможно, все не так плохо и жизнь семьи удастся наладить, и с этой задачей скорее справятся сотрудники помогающей службы, чем контролирующие инстанции вроде комиссии по делам несовершеннолетних.

Если у вас возникли напряженные отношения с родительским комитетом, с коллегами, с администрацией из-за приемного ребенка, тоже стоит обра­титься за помощью к соцпедагогу. Он может выступить на родительском соб­рании, на педсовете, поговорить с завучем или особо недовольными родителями. В ряде случаев ему как человеку со стороны, при этом предста­вляющему интересы ребенка, бывает комфортнее вести разговор, чем вам. Кроме того, социальных педагогов этому специально обучают.



Если семья, растящая ребенка, не получает постоянной помощи от служб по семейному устройству (например, ребенок усыновлен), постарайтесь вы­яснить - возможно, родители по своей инициативе обращались к психологу или к психоневрологу. Тогда вам имеет смысл пообщаться с этим специали­стом по телефону, поделиться своими наблюдениями и получить совет.

 

НЕ ЗАБЫВАТЬ О СЕБЕ

 

На самом деле все, что говорилось о замене «плохих» технологий «хоро­шими» и о необходимости позитива, в равной мере относится не только к ре­бенку, но и к учителю. Однако поиск новых способов действий требует больших душевных сил Здесь педагога подстерегает опасность, название ко­торой - профессиональное выгорание, или синдром выгорания. Это состоя­ние, которое наступает в некоторых случаях у профессионалов, чья работа свя­зана с общением, особенно с оказанием помощи: у врачей, психологов, социальных работников, педагогов. День за днем человек проводит в посто­янном контакте с людьми, которые нуждаются в нем, зависят от него, которые сами часто находятся в очень тяжелом эмоциональном или физическом со­стоянии. Приходится иметь дело с горем, болезнью, отчаянием, страхом перед жизнью, нуждой. Через какое-то время профессионал начинает осознавать, что его ресурс сочувствия, заботы, желания что-то изменить просто исчерпан. Он больше ничего не может и не хочет. Он «выгорел».

Синдром выгорания - это состояние эмоционального истощения, защитная реакция психики человека на длительный стресс. Невозможно целыми днями - и каждый день - находиться в состоянии активного сочувствия к чужим проблемам. Рано или поздно внутри загорается тревожный маячок, который сигнализирует: «С этого момента - или ты, или они». И вот уже профессионал ловит себя на чувстве усталости даже в начале рабочего дня, на утрате всякого интереса к прежде любимой работе, на раздражении в адрес тех, кому он при­зван помогать. Он легко простужается, тяжело выздоравливает. Он жалуется, что стал «плохо соображать», все путает, забывает сделать важные дела. При­нимая решение, как поступить в каком-то случае, он все чаще выбирает не «как правильно», а «как проще». Он действует стандартно, не пробуя ничего нового, «имитируя» сочувствие и внимание. В результате у него появляется чувство вины, сознание собственной недобросовестности, что еще больше усиливает стресс. Если в этот период он ничего не предпринимает, чтобы по­мочь самому себе, синдром развивается дальше.



С какого-то момента усталость сменяется злостью, раздражением. Те, кому нужна помощь, «просто бесят», они «сами во всем виноваты», им «все равно ничем не поможешь» и т.п. Человек чувствует постоянное напряже­ние, приходя домой, срывается на близких. Любой рядовой рабочий или бы­товой конфликт надолго выбивает его из колеи, он не спит по ночам, часами «прокручивая» в голове, что было сказано и как можно было бы ответить. Он болезненно реагирует на любую неудачу, любое замечание, ему кажется, что его не ценят, его труд плохо оплачивается (иногда это на самом деле так), его просто используют. Часто в это время приходят серьезные болезни, случаются травмы, словно где-то внутри система безопасности принимает решение: лучше пусть полежит пару месяцев в гипсе, чем свихнется совсем. Такое состояние требует экстренных мер, причем иногда человек сам уже не в состоянии осознать, что с ним происходит, и ему нужна помощь близких, коллег, руководителя, психолога. Нередко на этой стадии люди принимают решение об увольнении и вообще о смене профессии.

Наконец, следующая степень развития синдрома - эмоциональное оту­пение, цинизм, бесчеловечность. К сожалению, каждому приходилось стал­киваться с врачами, педагогами и другими специалистами на этой стадии, которых по-хорошему к людям, а тем более к детям и к больным, вообще нельзя подпускать. Они решили проблему выгорания, нарастив непробивае­мую броню черствости, холодного равнодушия. Формально выполняя необ­ходимые манипуляции, они каждым жестом и словом дают понять, что не стоит даже надеяться на человеческое участие с их стороны. Эта стадия часто сопровождается злоупотреблением алкоголем или наркотиками, разруше­нием отношений вне профессиональной сферы.

Дело не в том, что эти люди - плохие. Возможно, они начинали свою про­фессиональную деятельность совсем с другим настроем. Возможно, они сох­ранили чуткость и душевность в общении с друзьями и близкими. Но профессионально они достигли крайней степени выгорания и, по сути, стали профнепригодны. Очень часто человек сам мучается от своего состояния, кажется себе «отвратительным», ничто в жизни его не радует. Хорошо, если он догадается обратиться за помощью к психологу или к мудрому, опытному коллеге. Выкарабкаться самостоятельно из крайних стадий выгорания очень трудно.

Вот основные симптомы, характерные для состояния выгорания.

1. Физические: постоянное чувство усталости, изменение веса; нарушение сна, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, повышение артериального давления; раздраженная, чувствительная кожа, частый ди­скомфорт в животе, головные боли.

2. Эмоциональные: чувство гиперответственности, постоянный страх, что «ничего не получится», апатия, пессимизм, ощущение беспомощности и без­надежности; агрессивность, раздражительность по пустякам; тревога, неспо­собность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, чувство одиночества, уязвимость, подозрительность, негативное видение жизненных и профессиональных перспектив («будет только хуже»).

3. Поведенческие: частые перерывы в работе из-за приступов изнеможе­ния, отсутствие интереса к еде или, наоборот, непрерывное чувство голода, мучительное ожидание конца рабочего дня, недели; снижение физической ак­тивности, стремление избегать лишних движений, усиленное употребление кофе, табака, алкоголя, лекарств; импульсивные поступки, неожиданные и не­понятные самому человеку.

4. Интеллектуальные: отсутствие интереса к новым идеям и методам в ра­боте; стереотипность мышления, шаблонность принимаемых решений, неже­лание учиться и меняться, снижение критичности при выполнении указаний и директив, или, наоборот, неадекватная критичность («все не так, все идиоты»); отсутствие творческого подхода к работе, творческие поиски дру­гих коллег могут вызывать агрессию; повышенное внимание к формальной стороне дела, оформлению документов и т.п.

5. Социальные: сужение круга общения (иногда все общение происходит только на работе), падение интереса к прежним хобби и развлечениям, ощу­щение изоляции, непонимания со стороны окружающие приступы «аутизма», когда физически тяжело присутствие людей, хочется «сбежать на край света», «забиться в нору».

Если вы заметили у себя некоторые из этих признаков, и вам кажется, что это состояние связано именно с работой, срочно принимайте меры. Синдром выгорания очень распространен, на той или иной его стадии хоть раз побывал каждый, кто проработал с людьми более одного-двух лет. Но если профессионал достаточно внимателен к своему самочувствию и за­ботится о себе, если у него есть «группа поддержки» из друзей, родных, коллег-единомышленников, если у него есть свои, накопленные за жизнь «ноу-хау» по борьбе со стрессом, он вовремя внесет коррективы в свою жизнь. Вот что можно предпринять.

• Главное - уметь переключаться, «выбрасывать все из головы». Если просто попадания в домашнюю обстановку недостаточно, чтобы переклю­читься, значит, нужно добавить в свою жизнь ярких впечатлений, чаще встречаться с друзьями, интересно проводить выходные.

• Очень важна физическая активность, ведь она помогает перерабаты­вать гормоны стресса. Не упускайте возможности прогуляться, в быстром темпе или не спеша - в зависимости от настроения.

• Желательно овладеть техниками релаксации. Простейший прием борьбы с усталостью выглядит так (это упражнение можно делать вместе с ребятами). Сначала нужно изо всех сил изобразить усталость - позой, звуком, прямо почувствовать, как ужасно вы устали. Побыть в состоянии полного «упадка» секунд 40-50, а затем энергично вскочить на ноги и встряхнуться.

• Откажитесь от «жестких» стимуляторов, которые в конечном итоге только усиливают усталость, прежде всего от кофе и энерготоников. Лучше пить чай или горячий шоколад, желательно употреблять витамины группы В, если нет противопоказаний - принимать адаптогены, такие как жень­шень, лимонник, элеутерококк.

• Для профилактики выгорания очень важно не допускать хронического переутомления. В любой деятельности бывают авралы, но если работа по вечерам и в выходные становится для вас нормой, истощение не заставит себя ждать. Самое главное - полноценный сон, все остальные дела можно отложить.

• Профессионалу, работающему с людьми, необходима возможность по­быть одному, почитать или просто подумать, помечтать в одиночестве. Ра­бота в школе - это, кроме всего, и стрессовые шумовые нагрузки. Поэтому не стоит отдыхать с включенным телевизором - ваши нервы нуждаются в тишине.

• Если ваша усталость вызвана проблемами со сложными детьми, очень важно находить время для общения с учениками, которые вам нравятся, ко­торые радуют вас своими успехами, поднимают настроение. Это поможет избежать депрессивного видения своей работы как «безнадежных усилий среди сплошь безнадежных детей».

• Постарайтесь отделить главное от второстепенного и не тратить много сил и нервов на менее важные дела. Пусть лучше планы уроков будут напи­саны «средненько», но у вас останутся силы на то, чтобы улыбаться детям.

• Устраивайте себе «тайм-ауты», маленькие перерывы еще до того, как навалится невыносимая усталость. Всегда можно провести короткую само­стоятельную работу и попросить ребят проверить друг друга. Им полезно, а вам - передышка.

• Иногда имеет смысл временно снизить нагрузку, получить дополни­тельный выходной, взять небольшой отпуск и провести его со своей семьей.

• Не стесняйтесь рассказать о своем состоянии коллегам и руководству, попросить по возможности перенести стрессовые мероприятия вроде от­крытых уроков на несколько недель, чтобы вы могли восстановиться. Если это невозможно, настройте себя на то, что сейчас вы не будете волноваться из-за результатов проверки. Вам важно сохранить свое здоровье и психику, а также отношения с ребятами, а проблемы с методистами вы решите как-нибудь позже.

• Очень важно! Не забывайте хвалить не только своих учеников, но и себя, рассказывать коллегам или домашним о своих профессиональных ус­пехах. Ведите дневник или блог в Интернете - в последнем случае вы смо­жете еще и получать поддержку от своих читателей.

Известно, что меньше подвержены риску выгорания профессионалы, для которых их работа важна на ценностном уровне. Есть известная при­тча: трех каменщиков спросили, что они делают. Первый ответил: «Кладу камни», второй - «Зарабатываю на жизнь для своей семьи», а третий - «Строю прекрасный храм». Так вот, меньше всего риска «выгореть» как раз у третьего. Осознание смысла своей деятельности, ее значимости придает силы и позволяет снова и снова, как Феникс, возрождаться из пепла выго­рания. Как раз педагогу это сделать гораздо проще, чем каменщику.

 

И НАПОСЛЕДОК...

 

Рассматривая множество примеров и историй конкретных детей, мы уже говорили о том, как можно вести себя в том или ином случае, чтобы изменить поведение ребенка к лучшему. У вас наверняка появились свои, не менее ин­тересные и действенные способы, и появятся еще. Не поможет одно, значит, сработает другое. Хочется напоследок «собрать в кучку» несколько основных принципов, помнить о которых важно в любой ситуации.

• Взрослые любят общаться с детьми с помощью косвенных речевых актов. То есть вместо того, чтобы сказать: «Перестань стучать ручкой по парте», мы говорим: «И долго еще ты будешь испытывать мое терпение?». Это кажется нам более остроумным или более вежливым. Однако ребенку, который не успел адаптироваться, или просто с обедненным в силу обстоятельств опы­том общения, такие «тонкости» просто непонятны. Он чувствует, что мы им недовольны, но не сразу может сообразить, почему. Лучше сказать ясно: «По­жалуйста, перестань стучать, мне это мешает». Кроме того, именно косвен­ные речевые акты порой звучат с оттенком «наезда». Поэтому вместо фразы: «Сколько можно ждать, пока ты, наконец, обратишь на меня внимание?» всегда лучше сказать: «Посмотри на меня, я хочу, чтобы ты меня услышал».

• Предъявляйте претензии ребенку всегда конкретно ив соответствии с реальным положением дел. Обвинения вроде «Ты никогда не работаешь на уроке» или «У тебя вечно находятся причины ничего не делать» никого не побудят лучше стараться, поскольку они абсурдны и заведомо несправед­ливы. Невозможно представить себе ученика, который действительно никогда не работает на уроке. Говорите о том, что происходило на самом деле: «Сегодня на уроке ты болтал с Мишей и успел сделать только два задания из четырех».

• Очень важно, чтобы одобрение было не менее значимой частью вашего общения с детьми, чем замечания. Нам часто кажется, что все хорошее - это просто норма, так и должно быть, а все, что не так, непременно следует от­метить. В результате, согласно подсчетам, на одну похвалу каждый ребенок слышит от 5 до 15 замечаний. Между тем если сегодня он не опоздал или не подрался (как обычно), за этим тоже стоит большой труд, немалое усилие са­моконтроля. Заметьте и похвалите. Тоже конкретно и точно - чтобы ребе­нок имел представление, что именно вам понравилось, и мог повторить это «на бис».

• Никто не согласится отказаться от пусть не самого лучшего, но более-менее действенного средства достижения целей, пока не получит в свое рас­поряжение другое. Поэтому важно всегда, осуждая один тип поведения, тут же предлагать другой. Иногда это можно сделать без слов - например, удержать руку драчуна или обнять плачущего в уголке ребенка. Тогда смысл получен­ных им инструкций будет такой: в первом случае - «сдержись, возьми себя в руки так, как я сейчас беру тебя», во втором - «если тебе плохо, обратись к дру­гим людям за утешением, они поддержат тебя так, как сейчас это делаю я».

• Бывает, вам сразу не приходит в голову, какой «хороший» способ пове­дения предложить ребенку. Тогда скажите: «Лена, давай уже что-нибудь с тобой предпримем, чтобы избавиться от этих «двоек». Задержись после урока, подумаем, что можно сделать».

• Помните, что учеба - важное, но не единственное содержание жизни ре­бенка. Чтобы он мог выйти в жизнь, ему нужно не только освоить школьную программу, но и научиться общаться. Поэтому успех в отношениях со сверст­никами для него не менее важен, чем успешная учеба. Обратите внимание, умеют ли дети в вашем классе сотрудничать, мирно разрешать конфликты, помогать друг другу. Убедитесь, что вы не поощряете ненароком ябедниче­ство, нездоровую конкуренцию, высокомерие, агрессию, отвержение слабых и непохожих. К сожалению, в наших школах до сих пор практикуются такие методы «педагогического воздействия», как зачитывание в классе чьей-то неудачной работы, издевательские комментарии к ответу, саркастические прогнозы на будущее («будешь дворником»), публичное обсуждение недо­статков учеников и сравнение их между собой. Польза от всего этого для учебного процесса весьма сомнительна, а вред для развития личности детей - несомненен.

 

· Жизнь не кончается сегодня. Если сегодня ребенок не знает, не хочет, не может, это вовсе не означает, что так будет всегда. Если сегодня ему не­обходима ваша помощь, ваше особое внимание, это не значит, что вам при­дется вечно его опекать. Страхи «не очень-то помогать, а то привыкнет», часто абсурдны. Если следовать этой логике, не нужно переводить трехлет­него ребенка за руку через дорогу - а то привыкнет и никогда не научится переходить сам.

Дети растут и меняются, порой до неузнаваемости. «Неис­правимый» шалопай может классе в десятом вдруг взяться за ум и начать грызть гранит науки, и таких примеров множество. Главное, чтобы к тому моменту, когда ребенок будет готов измениться к лучшему, отношения между вами не были бы безнадежно испорчены, а на ребенка не был повешен ярлык «безнадежного

· Дети очень чутко воспринимают внутреннее эмоциональное состояние взрослого. Если вы их боитесь, они будут садиться на шею. Если вы их не лю­бите, они будут обижаться и мстить. Если вы на них злитесь, они будут ме­ряться с вами силами. Никогда не говорите, даже себе: «Он неуправляемый» или «Я не могу с ним справиться». Лучше: «Я пока не нашел способ, как по­мочь ему изменить поведение». Почаще напоминайте себе, что хозяин в классе - это вы, взрослый и опытный человек, а они - дети, которые будут вести себя так, как вы их научите.

И напоследок... Несмотря на все, что тут написано, не переживайте слишком сильно. Не все в деле воспитания зависит от нас. Мы можем только любить детей, стараться понять их и помогать им, а результат гарантировать не можем. Хорошо это или плохо? Как посмотреть. Порой мы вроде бы все делаем правильно, а ребенок вырастает и не может справиться со своей жиз­нью. Грустно, конечно, но у этой «медали» есть и обратная сторона. Ведь тогда получается, что мы можем очень многое делать неправильно, а ребе­нок все равно вырастет хорошим и счастливым. И помянет нас потом доб­рым словом в своей Нобелевской лекции. Ну, или хоть не в лекции, а так... Пусть даже и не помянет, а просто все у него будет хорошо...

Давайте верить, что именно так все и будет.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.