Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация учебных занятий по психологии в высших учебных заведениях





Организация учебного процесса в вузерегламентируется рабочим учебным пла­ном по направлению подготовки (специальности) и расписанием учебных заня­тий, которые разрабатываются высшим учебным заведением самостоятельно на основе государственного образовательного стандарта, примерных образователь­ных программ, учебных планов по направлению подготовки (специальности) и программ дисциплин (Типовое положение..., 2001). При этом примерный учеб­ный план и программы дисциплин носят рекомендательный характер.

Обучение студентов проводится в очной, заочной, очно-заочной (вечерней) форме или в форме экстерната.

Учебный год в высшем учебном заведении начинается для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения 1 сентября и заканчивается согласно рабо­чему учебному плану. Он разделяется на два семестра (при традиционной системе организации учебного процесса). Учебные занятия в течение семестра организуют­ся на основе еженедельного расписания, которое может быть более или менее ста­бильным в зависимости от разных факторов. Продолжительность академического часа аудиторных занятий устанавливается вузом, она составляет обычно 40-50 ми­нут. Обучение включает в себя теоретические и практические занятия. В зависимости от того, проводятся ли занятия в вузе под непосредственным руководством преподавателя или же на занятии предполагается самостоятельная работа студентов, они разделяются на два вида: аудиторные и самостоятельные. Эти типы занятий представляют собой две стороны учебной работы студентов по основной образовательной программе.



Основными видами аудиторных занятий являются лекции, семинары, практи­ческие занятия, лабораторные работы, консультации. Они проводятся чаще всего парами академических часов, между которыми делается перерыв. Существует, од­нако, практика, когда перерыв между двумя академическими часами в составе па­ры не делается.


106 Глава 6. Организация обучения и виды учебных занятий по психологии

Учебная деятельность студентов предполагает большую самостоятельную ра­боту при подготовке к семинарским и практическим занятиям, при изучении на­учной литературы. Важнейшими видами учебной работы являются также научно-исследовательская работа, написание рефератов, выполнение курсовых и диплом­ных работ, различные виды практик. Высшее учебное заведение может устанавли­вать также другие виды учебных занятий.



В конце каждого семестра во время экзаменационной сессии студенты сдают зачеты и экзамены по дисциплинам, изучавшимся в течение семестра. В ряде слу­чаев имеет место триместровая система организации учебного процесса, при кото­рой учебный год делится на три семестра, и студенты сдают зачеты и экзамены в течение трех сессий. В учебном году устанавливаются каникулы общей продол­жительностью не менее 7 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период.

При заочной форме обучения студенты изучают учебный материал образова­тельной программы в том же самом объеме, что и при очной, однако, доля само­стоятельной работы значительно больше. Сессии проводятся каждый семестр. В течение сессий преподаватели читают обзорные лекции по предмету, проводят другие формы аудиторной работы, которые предусмотрены по учебному плану, а также принимают зачеты и экзамены по изученным дисциплинам. Для успешной организации заочного обучения психологии требуется особенно хорошее учебное оснащение в виде учебных пособий и методических разработок для самостоятель­ного изучения.

Обучение в вузе может осуществляться также в форме экстерната. Экстер­нат — это самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избран­ному направлению подготовки или специальности с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении. Однако по некоторым на­правлениям и специальностям получение образования в форме экстерната не до­пускается. Порядок организации обучения в форме экстерната регулируется специальным положением Министерства образования (Положение об экстерна­те..., 1998).



Лекцияпо психологии представляет собой монологическую форму обучения. Особенностью традиционных лекций является то, что активность на них прояв­ляет преподаватель (говорит прежде всего он), студенты же относительно пассив­ны, внешние проявления их активности достаточно редки (они в основном слуша­ют). Традиционными функциями лекции являются: 1) информационная, 2) си­стематизирующая и 3) разъясняющая. Предполагается, что преподаватель на лек­ции сообщает новые знания в систематизированном виде, а также разъясняет наиболее трудные вопросы учебного курса. Лекции могут также выполнять (4) сти­мулирующую и развивающую функцию. Лекции представляют собой довольно сложный вид учебных занятий, поэтому их ведение часто поручается наиболее опытным преподавателям. При подготовке и проведении этого вида занятий мо­лодые преподаватели обычно испытывают наибольшие трудности.

Семинарпо психологии в отличие от лекции предполагает участие студентов в обсуждении учебного материала. Формы их деятельности могут быть разными. Существенно, однако, то, что на семинарском занятии говорят студенты, а препо­даватель руководит этим процессом. Семинарские занятия в учебном процессе выполняют следующие функции: 1) закрепление знаний; 2) расширение знаний;


6.1. Организация учебнь/х занятий по психологии в высших и средних учебных заведениях 107

3) развитие умений самостоятельной работы; 4) стимулирование интеллектуаль­ной деятельности.

На семинарах студенты имеют возможность закрепить знания, полученные на лекциях или из книг, в процессе их пересказа или обсуждения. Помимо этого, под­готовка к семинарам по первоисточникам (а не только учебникам) и выступление с сообщениями расширяют знания студентов по курсу. Необходимость подготов­ки к таким занятиям развивает умения самостоятельного поиска и переработки информации. При определенной форме организации занятий, при определенном типе постановки заданий и вопросов на семинарах они могут стимулировать ана­литическую и обобщающую интеллектуальную деятельность студентов, разви­вать их критическое мышление при усвоении знаний.

В зависимости от степени активизации мнемической или мыслительной дея­тельности студентов формы организации семинарских занятий можно разделить на два типа: 1) репродуктивный и 2) продуктивный.

Репродуктивный типорганизации занятия предполагает прежде всего активи­зацию мнемических способностей студентов. Они должны запомнить и переска­зать определенный учебный материал на основе данных лекций, учебников или первоисточников.

Продуктивный типорганизации занятия предполагает активизацию мыслитель­ных способностей студентов. Они должны сравнить, проанализировать, обобщить, критически оценить, сделать умозаключение на основе услышанного или прочитан­ного материала и определенным образом составленных вопросов и заданий.

Практическое занятиепо психологии, в отличие от семинарского, предполага­ет не просто обсуждение студентами учебного материала, а выполнение ими опре­деленных практических заданий. Систему таких заданий часто называют практи­кумом. Практические занятия по психологии могут выполнять в учебном процессе следующие функции: 1) закрепление теоретических знаний на практике; 2) усвое­ние умений исследовательской работы; 3) усвоение умений практической психо­логической работы; 4) применение теоретических знаний для решения практиче­ских задач; 5) самопознание; 6) саморазвитие. Те или иные функции могут вы­двигаться на первый план в зависимости от того, в рамках каких образовательных программ проводятся занятия.

Наиболее типичными заданиями для практических занятий являются следую­щие: 1) демонстрационный эксперимент; 2) индивидуальные задания; 3) группо­вые задания; 4) эксперимент в парах (подгруппах); 5) решение психологических задач; 6) дискуссия.

Лабораторная работа— одна из разновидностей практических занятий. Она предполагает использование специального оборудования и приборов. Лаборатор­ные работы часто проводятся, например, при изучении познавательных процес­сов, таких как ощущения, восприятие, память, мышление. В них реализуются учебные модели лабораторных психологических экспериментов.

Консультация как вид учебных занятий — это беседа преподавателя и студен­тов, в которой студенты спрашивают совета и разъяснений преподавателя по оп­ределенным вопросам, связанным с учебным процессом. Консультация может проводиться индивидуально со студентом или с группой студентов. Она может иметь разные цели. Например, это может быть разъяснение отдельных трудных вопросов учебного курса в специально отведенные для этого еженедельные часы


108 Глава 6. Организация обучения и виды учебных занятии по психологии

консультаций. Консультации проводятся также во время подготовки студентов к экзаменам и способствуют обобщению знаний студентов по учебному курсу.

Типичным видом учебных консультаций являются консультации как методо­логическая и методическая помощь при написании рефератов, при выполнении курсовых и дипломной работ.

К самостоятельной учебной работестудентов относятся самостоятельное чте­ние учебных пособий, подготовка к лекциям, семинарам и практическим заняти­ям, подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ. Как формы самостоя­тельной учебной деятельности они могут быть направлены на:

1) расширение и углубление психологических знаний по отдельным темам;

2) освоение умений использования этих знаний для решения прикладных задач;

3) усвоение умений и навыков психологического исследования;

4) усвоение умений и навыков практической психологической работы;

5) развитие умений самопознания и саморазвития.

Самостоятельное чтение учебных пособий, подготовка к лекциям, семинарам и практическим занятиям обычно занимает не менее 50% времени при изучении дисциплины. Объем знаний, которые необходимо усвоить студентам высших учеб­ных заведений, значительно превышает количество часов, отводимых на аудитор­ную работу с преподавателем. В связи с этим основной акцент делается на само­стоятельном изучении учебного материала. Предварительная самостоятельная подготовка студентов к лекциям, семинарам и практическим занятиям значитель­но повышает их эффективность.

Подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ по психологии как ква­лификационных работ входит в учебные планы по многим образовательным про­граммам.

Задачи и требования к выполнению тех или иных видов квалификационных работ определяются кафедрами, которые руководят их выполнением. Они могут различаться в зависимости от специальности, по которой обучаются студенты, а также понимания данной кафедрой значимости тех или иных аспектов учебной или научной деятельности для общего и профессионального образования студен­тов. Для студентов, обучающихся по специальности «Психология», целесообраз­ны все четыре типа заданий, перечисленных выше. При обучении студентов дру­гих специальностей достаточно ограничиться заданиями двух первых типов.

Квалификационные работы, выполняемые студентами в рамках различных курсов высшего образования, могут иметь преемственность и являться последо­вательным научным или практическим развитием темы, представляющей интерес для студента и научного руководителя. В то же время отдельные квалификацион­ные работы студента могут быть относительно независимыми друг от друга и вы­полняться под научным руководством разных преподавателей.

Распределение заданий по выполнению реферативных, курсовых и дипломной работ по годам обучения студента определяется учебным планом данной специ­альности в учебном заведении и может отличаться от вуза к вузу. Конкретные тре­бования, предъявляемые к работам, устанавливаются кафедрой, которая руково­дит их выполнением. В то же время существуют типичные особенности данных видов учебной и научной работы студентов, которые позволяют сформулировать


6.1. Организация учебных занятии по психологии в высших и средних учебных заведениях 109

общие методические рекомендации по их планированию, выполнению и оформ­лению (Карандашев, 2002).

Рефератявляется формой самостоятельной учебной работы по предмету, на­правленной на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной учебной дисциплины. Основная задача работы над рефератом по предмету — углубленное изучение определенной проблемы учебного курса, получение более полной ин­формации по какому-либо его разделу. Научно-исследовательский аспект в рефе­ративной работе обычно не предусматривается.

Важнейшим видом учебных занятий студентов в вузе является их участие в учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе.Она чаще всего проводится в рамках выполнения курсовых и дипломных работ.

Курсовые работыпо психологии могут выполняться на 2-м, 3-м и 4-м курсах. Для студентов непсихологических специальностей это может быть отдельная кур­совая работа, призванная углубить психологическую компетентность в опреде­ленной сфере профессионального образования. Студенты-психологи часто вы­полняют курсовые работы на нескольких курсах; такое выполнение курсовых работ должно обеспечить преемственное формирование научно-исследова­тельских умений, а также умений в области практической психологии при решении конкретной психологической проблемы. Курсовая работа может быть направлена на поиск общих психологических закономерностей, на решение какой-либо при­кладной задачи или же быть практически ориентированной.

Дипломная работапо психологии выполняется, как правило, только студента­ми психологических специальностей. Она является формой итоговой аттестации студентов за весь период обучения и выполняет как обучающую, так и оценочную функцию. При работе над ней студент должен проявить умения, уже освоенные им при выполнении курсовых работ.

Учебная работа по психологии может включать также различные виды практики:учебную, педагогическую, производственную, научно-исследовательскую и ква­лификационную. Практика как вид учебной деятельности по психологии типична для образовательных программ, направленных на подготовку психологов. В то же время отдельные психологические задания могут даваться студентам других об­разовательных программ в рамках их профессиональных практик.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.