Сделай Сам Свою Работу на 5

Слово — ерунда, но уж больно сама вещь хороша.





Л.С. Пушкин

 

Медитация в йоге — это не техника, не практика, а состояние, которое возникает (или не возникает_ в результате практики (Фаек Бириа, «Советский спорт 1991, 26 янв., с.2)

 

О чём, собственно, идёт речь, когда обсуждают расширение сознания? Если о диапазонах органов восприятия то, чтобы расширить их, потребовалось бы изменить конструкцию этих органов, каждый из которых является эволюционно сложившимся приёмником, улавливающим строго определённую часть информационного потока.

 

Чувствительность восприятия имеет большой индивидуальный разброс, но для каждого индивида её прижизненное значение незыблемо (не считая естественных возрастных изменений), а физические свойства пространства, преобразованного органами чувств, как утверждают исследователи, характеризуются геометрией Лобачевского.

 

Касаемо зрения с одной стороны встречается полная слепота, с другой — способность наблюдать фазы Венеры (таким зрением обладала мать К.Ф.Гаусса), а также узнавать людей в лицо с расстояния в километр (Вероника Шейдер, Штуттгарт). Некоторые замечательно видят в темноте, но я не встречал описания случаев, когда человек увидел бы тепловое излучение.



 

Так называемая патологическая синестезия возникает при поражениях мозга, в этом случае функции слуха, зрения и вкуса «берёт на себя» осязание, но и тогда параметры такого удивительного восприятия неизменны. При редкой природной синестезии (когда репрезентативны все пять органов чувств) кровоток в определённых участках мозгового объёма снижен.

 

Расширение сознания может быть только внутрипсихическим. После прекращения восприятия извне (на стадии пратьяхара) возникают условия для проникновения информации из бессознательного в очищенное ментальное пространство, а это всегда было целью традиционной йоги.

 

Обычно человек расширяет диапазоны внешнего восприятия с помощью приборов; телескопа, микроскопа, очков, бинокля, томографа, локатора, синхрофазотрона и т.д. Зрение, слух и обоняние доставляют львиную долю информации об окружающем без непосредственного с ним контакта.

 

Внимание это оперативная часть бодрствующего сознания, управляя им, субъект регулирует объём и направленность восприятия. Внимание постоянно движется, повинуясь воле, оно может быть сфокусировано, рассеяно, либо на какое-то время лишено направленности. Осязание отвечает в основном за сохранение целостности тела, вкус говорит о качестве пищи и воды, обоняние — воздуха.



 

Кинестезия — одна из функций кожи, к ней добавляются сигналы от опорно-двигательного аппарата и внутренних органов, иными словами, осязание представлено в ощущениях, имеющих как внешнюю, так и внутреннюю природу. Вкус локализован в полости рта и отчасти носоглотки.

 

Зрительный анализатор является частью мозга, «выдвинутой» на периферию. Существует зрительное поле, величина и конфигурация его при открытых глазах неизменна. Есть подвижный фокус зрения — «пятно» переменной величины, сцепленное со вниманием. Всё что находится вне этого фокуса, мы видим расплывчато, не центральным, а периферическим восприятием. Центральное же «слипается» с объектом, которым ум занят в данный момент. Если активность ума не связана с текущим восприятием, а глаза при этом открыты, взор может на какое-то время застыть, а его фокус — расплыться.

 

Глаз не есть часть видимого, в акте восприятия он не принадлежит миру. В поле зрения я вижу только окружающие меня предметы, но не само это поле, оно существует благодаря функционированию зрительного «устройства» (которое также не наблюдаемо). Иными словами зрительный контакт с реальностью не прямой, он реализуется в пространстве функций сознания.

 

I. Расфокусировка взора при открытых глазах



 

Когда мы созерцаем картину или пейзаж, взор непрестанно движется по ломаной линии, ненадолго задерживаясь и постоянно меняя направление. При этом центральное (осознанное) и периферическое (неосознаваемое) восприятие разделяет жёсткая, хотя и невидимая граница, эти области курируются разными психическими структурами.

 

Что можно сделать с полем зрения? Произвольно сузить либо расширить, можно остановить движение глаз, отведя точку схода на бесконечность и сохранять этот расплывшийся взор (без усилия!), тогда через какое-то время наступает торможение сознания, зрительное поле превращается в экран ума. Если при ненаправленном взоре сохранено простое внимание (тонкая «плёнка» сознания), такое состояние называют медитацией. Для тех, кто хорошо видит образы, этот процесс реализуется в «картинках».

 

В медитации развертывающейся спонтанная концентрация внимания случается на всём зрительном поле сразу (при открытых глазах) либо на экране сознания (при закрытых) — это будет Антара-тратака. Через какое-то время, если непроизвольный тремор глазных яблок замирает, «содержимое» поля зрения стабилизируется — это спонтанное сосредоточение, и далее сознание имеет дело уже только с этим «отпечатком», вне зависимости от того что в действительности происходит перед созерцателем.

 

П. Расфокусировка закрытых глаз

 

Она соответствует описанной ранее практике ЧД для тех, кто видит образы на экране ума. Когда мы созерцаем его целиком, закрытые глаза должны быть полностью расслабленны. Постепенно поток ментального мусора утрачивает динамику, «проходящий» образ стопорится, застывает — это начало сосредоточения. Дальнейший ход событий аналогичен первому случаю.

 

Разработчики НЛП установили, что сознание индивида оперирует ментальной информацией с преобладанием образов, ощущений либо звуков. Подавляющее большинство людей никогда не задумывались о характере собственного мышления, именно поэтому субъекты с разными репрезентативными системами общаются как инопланетяне и часто не способны удовлетворительно понимать друг друга.

 

Тип репрезентации определяет и выбор психотехник (способов медитации). В одной из тем шестого урока книги «А systematic coirse in the ancient tantric techniques of Yoga and Kriya» CCC утверждает, что способность к визуализации есть у любого, её только необходимо пробудить и усовершенствовать тренировкой. Однако я знаю множество людей, у которых образное восприятие не «включается» ни при каких условиях.

 

Хороших результатов при созерцании с открытыми глазами могут достигать люди разных репрезентативных системам, это путь через внешнюю Тратаку. Тем, у кого преобладает кинестезия, необходимо использовать Кайя-стхарьям, Йога-нидру, которая работает через ощущения в теле и т.д. Джапа, мантры, бходжаны и киртаны подходят тем, у кого репрезентативной системой является слух.

 

Итак, любая медитация развёртывания на каком-то этапе переходит в концентрирующую, которая, в свою очередь, не может быть осуществлена без рассеивающего начала.

 

Концентрация внимания это непрерывное фиксирование внешнего либо внутреннего зрения (и остальных органов чувств) на каком-либо объекте. Сфокусированному и остановленному вниманию (взору) сопутствует полная неподвижность, субъект не способен функционировать передвигаясь в пространстве со взглядом, прикованным к одной точке (если только он не повредился в уме).

 

Есть два варианта:

 

1. Поле зрения (восприятия) заполняет монотонный раздражитель: пульсация точечного источника света, равномерное мелькание световых бликов, звуковой ритм.

 

2. Неподвижный взор фиксирован на неподвижном объекте. Рассмотрим одну из психотехник Тантры — Тратаку (далее по тексту — Т). Взгляд в тратаке нацелен, как правило, на пламя свечи, хотя в выборе объектов созерцания допускается большое разнообразие. Рекомендуется практиковать тратаку в темноте и без сквозняков, чтобы пламя было относительно неподвижным.

 

Начальная фаза называется Бахир-тратака (внешняя). После её освоения можно переходить к тратаке комбинированной, «тратака» означает «смотреть немигающим взглядом», для чего идеально подходит огонь, архетипический объект, знакомый тысячам поколений.

 

Итак, тело неподвижно, поза удобная, температура воздуха не отвлекает, резких запахов нет, тишина. Зрение-внимание-сознание фиксируется на пламени свечи — без напряжения. Как только оно возникает, практику следует закончить, процесс адаптации зрительного анализатора к тратаке должен быть естественным, без насилия. При соблюдении принципа «у-вэй» время комфортного созерцания будет медленно, но неуклонно расти. Во внешней тратаки происходит то же самое что и в описанной выше фокусировке внимания на объекте, с той лишь разницей, что при выполнении данной практики ночью периферическое восприятие блокировано темнотой.

 

Затем можно постепенно переходить на комбинированное внешне-внутреннее созерцание, а потом и на мысленный образ пламени. Поскольку тратака обеспечивает переход от созерцания реального объекта к умозрительному, она считается мостиком от Хатха к Раджа-йоге.

 

Обсудим физические аспекты медитации. Что есть ощущение? Органы восприятия это порты связи с внешним миром, через них субъект получает информацию. Восприятие имеет ограничения — оно всегда избирательно. Ухо улавливает частоты от двадцати до двадцати тысяч колебаний в секунду, глаз — длину волны от трёхсот восьмидесяти до шестисот восьмидесяти миллимикрон.

 

Наблюдаемая картина окружающего это грубое приближение к реальности, человек располагает лишь частичной информацией о мире и происходящих в нём событиях, хотя этого достаточно для выживания вида. Узость диапазонов восприятия формирует первый уровень информационной аберрации.

 

Несовершенство восприятия порождает погрешность отражения, неприятности могут зарождаться тут же рядом, но за пределами «видимости». Всё то, что возникает без наглядных причин, как бы ниоткуда, человек склонен считать сверхъестественным, не задумываясь о том, что причины многих явлений (и до какого-то момента их развитие), равно как и случайности, формируются вне досягаемости органов чувств (фильтр первый), а также за пределами их диапазонов (фильтр второй).

 

Третий — язык описания: то, что не обозначено словами (не имеет названия) в сознании отсутствует. Затем вступают в игру: цензура системного разума, ограниченность личного опыта, плохие физические кондиции или возраст, неудовлетворительное состояние воспринимающих органов и т.п.

 

В итоге громадный поток информации извне процеживается сквозь массу фильтров и достигает сознания в виде тонкого ручейка, образуя зияющую ужасными прорехами кальку бытия.

 

Что может сказать зрение о теле? Лишь кое-что о состоянии кожи. Слух? Он улавливает лишь дрожь и сотрясение, порождаемые процессами жизнедеятельности. Внутренние сигналы скрыты, как правило, под порогом восприятия (пока в системе не произойдёт нечто экстраординарное), они заглушаются работой мышц при движении и ощущениями в опорно-двигательном аппарате, а также звуками окружающего мира.

 

Относительное физиологическое безмолвие и отсутствие ощущений является признаком здоровья, нет ощущений — всё в порядке. Когда работа потрохов проникает в сознание, значит что-то не так, если, конечно, мы не задались целью наблюдать именно эту работу.

 

Какими бывают ощущения? Вот одна из возможных классификаций:

 

• приятные;

 

• никакие (непонятные, незнакомые, случайные);

 

• неприятные;

 

• боль.

 

Боль — мера физического дискомфорта (см. «Ощущения»). Уровень болевого порога очень разнится, от индивидов чуть ли не полностью лишённых кожи, до полного бесчувствия — «...После десятого удара Боб понял, что его бьют».

 

Вебер отмечал: «...Присущая нам способность ощущать прикосновения к поверхности кожи резко различается в зависимости от того, в каком месте человеческого тела расположены точки контакта» (277). Если какие-то участки кожи более бедны рецепторами ощущения, возникающие в них, осознаются труднее.

 

«Вмешательство логической функции в тех случаях, когда оно имеет место, изменяет данность, уводит её от реальности. Войдя в сферу психического, ощущение вовлекается в круговорот логических процессов. По своему произволу психика изменяет данное, представленное ей, организованная деятельность логической функции стягивает в себя все ощущения и строит свой собственный внутренний мир, который последовательно отходит от реальности, сохраняя с ней в некоторых точках такую тесную связь, что происходят непрерывные переходы от одного к другому, и мы едва замечаем, что действуем по двойной оценке — в нашем собственном внутреннем мире и одновременно в совершенно ином, внешнем мире» (там же, с.20).

 

В традиционной практике асан речь в основном идёт об ощущениях в мышцах, суставах и связках, это обсуждалось в предшествующих главах. Отдельный класс — ощущения при расстройствах, заболеваниях и травмах, их мы здесь не касаемся. Остаются два вида, представляющие интерес: соматические эффекты при сбросе напряжений в медитации, и ощущения, вызванные по собственной воле.

 

«Согласно Йога-сутрам пратьяхара может быть понята как такая способность, посредством которой интеллект обладает ощущениями так, как если бы контакт с объектом был реальным» (227, с.131).

 

Когда в практике асан запускается процесс системной очистки и самонастройки, у тех, кто не видит образов, сброс внутрипсихических деформаций идёт через ощущения. Спонтанное движение «выстреливает» либо при сильном нервно-психическом перегреве, либо при определённой психофизиологической конституции. Образная (созерцательная) разгрузка психики сопровождается судорожным дыханием, когда же это идёт через тело, ощущения, не связанные с формой асан, могут быть очень интенсивными, вплоть до острой боли, сопровождаемой негативными эмоциями. Всё это необходимо переживать с полной безучастностью и спокойствием, памятуя, что такая боль интегрирована в медитативный процесс и является неотъемлемой его частью. ТБ, изложенная выше в описании ЧД, справедлива и для субъектов, не видящих образы и ориентированных исключительно на ощущения. Обеим типам медитативной практики (как с образами, так и без) могут сопутствовать также слуховые и кинестезические феномены.

 

Особенности каждого конкретного человека предопределяют, в каком виде и по каким сенсорным каналам пройдёт основной сброс вытесненного. Мастер должен выбрать для ученика наиболее подходящие и безопасные психотехники, которые не нарушали бы текущую адаптацию.

 

Что бывает в случае отсутствия подготовки и применения ударных «средств» видно из следующего примера (девяносто второй год, отчёт написан по горячим следам):

 

«...Хотя прошло уже больше трёх лет, я не могу сказать, что я что-то забыла. Да и вряд ли забуду в будущем. Попробую описать это без ненужной эмоциональности. В течение нескольких часов практики «йога-дхара-садханы» я не просто вышла за предел возможного, но удивляюсь, как выдержала темп занятия и величину нагрузки (у дамы этой была, кстати, исключительная природная гипермобильность — В.В.). Силовые асаны приходилось выполнять с запредельным напряжением и перевозбуждением. Когда в конце занятия А. рассказывал, как надо делать капалабхати и что после этого, я не слушала внимательно, так как никогда не занималась пранаямой и не думала что у меня получится. Знала только, что надо опустить подбородок на грудь и сделать глубокий вдох, а потом резкий выдох. И попробовала. То, что случилось потом, я не могла представить, не успела удивиться или испугаться. После первого вдоха и резкого выдоха — это единственное, что я сделала по своей воле — процесс дыхания стал автоматическим, я не только не могла остановить или изменить что-то, но вдохи и резкие выдохи пошли в нарастающем по мощности темпе. Дышать так сознательно я бы не смогла. Голова с каждым вдохом поднималась вверх, параллельно с этим я как-то видела себя изнутри, наблюдала свой позвоночник как бы в разрезе. Мутный серый фон, вертикальный ствол и поднимающаяся снизу вверх спираль тёмно-коричневого цвета, точнее вибрирующий жгут, закрученный спиралью. Мощный — до предела — вдох, сильный толчкообразный выдох — подъём спирали на новый уровень. Остановка. Следующий вдох-выдох — новый подъём. Она как бы наращивала себя с каждым дыханием.

 

Было ощущение (это уже потом, при воспоминании), что мощность этого жгута (я бы сказала, вихря, смерча, это ближе, но не точно) и процесса превосходила силы моего организма в колоссальное количество раз. Но это уже эмоциональная оценка, возникшая потом. Тогда у меня не было ни эмоций, ни мыслей, только осознание происходящего.

 

Последний вдох (их было не много, и тогда я не считала), кратковременная потеря сознания, и когда оно вернулось, я была... в свете. Плотный, неяркий, матовый, светящийся туман. Холодноватый, чисто белый, без оттенков. Я его видела, могла думать. А вот чем видела и думала — не знаю. Было совершенно ясное осознание, что тело и голова находятся внизу, подо мной. Первое, что я подумала: «Что дальше?!». Кругом свет, а что мне с ним делать, не знаю. Состояние растерянности. Вспомнила обрывок фразы А.: «...Представляйте воронку и втягивайте всё назад».

 

Представила воронку, получился образ, увиденный как бы со стороны. Силуэт головы — тёмный, и белая плоская воронка. В этот момент всё как бы закрутилось. Опять потеря сознания. Когда я пришла в себя, то находилась уже в теле, видела глазами, думала головой. И вот тут я уже смогла удивиться. По телу шли сильнейшие вибрации. Это было долго. Когда же всё успокоилось, и я смогла идти, то почувствовала что мне плохо. Меня тошнило, трясло, я боялась, что потеряю сознание. Это длилось несколько часов, потом стало проходить. Весь вечер чувствовала сильные энергетические волны, которые я же излучаю».

 

Спустя пять лет та же дама стала невольным участником другого эксперимента:

 

«После утренних занятий Хатха-йогой, во время выполнения громкого зикра (на суфийской практике — В.Б.), я снова почувствовала это движение по спирали снизу вверх. На мгновение перед внутренним взором возникла картина, как моментальный снимок: белая, тонкая, яркая (как лазерный луч) спираль. Её верхний конец находился где-то в области пупка. Спираль была не в позвоночнике, а как бы внутри тела. Если назвать примерный диаметр витка, то он был от восьми до десяти сантиметров. Почему так думаю, не знаю. Потом «изображение» исчезло, но осталось неприятное ощущение, что меня как бы распирает изнутри, всё вибрирует, шатает.

 

На следующий день во время зикра это спиральное раскручивание было уже отнюдь не мягким и тихим. Когда спираль поднялась до головы — опять «картина»: чёрный круг, внутри которого яркий, белый светящийся квадрат. И меня как бы засасывает туда из тела. Причём — засасывает тем словом (формулой зикра), которое я продолжала произносить про себя. Слово тащило вверх из тела. Прекращаю зикр. Картинка исчезает. И опять начинаются вибрации. Минут десять трясёт. Потом весь день очень плохое физическое состояние».

 

В протоколах опущен ряд моментов, например: во время ударной практики, несмотря на исключительную гипермобильность И. так сильно травмировала глубокую связку бедра правой ноги, что возник артроз сустава, с которым она мучилась впоследствии не один год.

 

После упомянутого зикра И. стало так плохо, что она на какое-то время бросила даже йогу, а от суфийских изысков отказалась навсегда. В течение последующих семи лет при одной только мысли о пранаяме у неё возникал непреодолимый страх. И. весьма близко познакомилась с последствиями совмещения асан с дыхательными задержками, и её мнение таково: «Пусть этим занимаются любители экзотики, а мне ещё детей надо вырастить...»

 

Из личной почты: «Здравствуйте Виктор! Я живу в ... и переписываюсь с одним приятелем из..., ему 51 год. У него внезапно пошла энергия Кундалини, он с ума сходит, не зная, как её остановить. Не могли бы вы посоветовать, что ему делать, чтобы успокоиться? Или может быть, вы кого-то из продвинутых йогов знаете, кто может управлять Кундалини, и у него тоже попросить совет в этой ситуации? Он раньше практиковал умственные психические практики и хорошо проработал несколько своих прошлых жизней, и вот эта энергия освободилась. Высылаю переписку с ним.

 

«Привет, Дмитрий! (орфография и грамматика автора сохранены — В.Б.)

 

Я не могу на всё ответить. Только на последнюю часть. Я тут схлестнулся с С.К. из Тагила (может, знаешь) по Кундалини. Знаю по переписке, он классный приятель. Дело говорит. Я его уважаю и прислушиваюсь к нему, чего и тебе советую. Когда меня начала скручивать энергия Кундалини (здесь и далее ЭК — В.Б.) я не понимал, что происходит. А когда он подсказал, что это может поднятие ЭК — нашёл литературу — всё сходится. Спасибо ему за это.

 

Кундалини? Это же последний этап тантрической Йоги! Не делал я никаких йог! А ЭК пошла. Началось неожиданно: в промежности появилось ощущение горячего пятна размером с рубль. Потом появилось пятно на копчике, но размером около 10 см. Потом зуд по позвоночнику. Потом такое впечатление, что тебе втыкают нож во вторую чакру и прокручивают. Блин! И всё по ночам! Потом будто горячих углей нажрался (извини...), горит в животе... В общем, там много всего... Но ничего, пока живой... Вот сейчас блаженство, какая то совершенно идиотская влюблённость, и горят уши. Малинового цвета! А на голове как будто в шлеме! Будто кто-то голову руками обхватил и давит. Верхняя часть. Но ничего. Терпимо пока. Только вот буквально последние дни уши уже просто колет, как мелкими иголками. Такие дела. А какие там у нас ГУРУ. Дрянь! Это ещё вчера мы потрепались с СК про ЭК, вот опять полезла! Ночью не спишь, а всё какие то осознания крутятся. Вес то падает, то растёт. У меня талия уменьшилась на 16 см! И размер с 54 до 50. Правда сейчас вроде понемногу восстанавливается. Так вот опять пошла. Теперь на неделю...

 

«Йогу следует осваивать постепенно, шаг за шагом. Избегайте крайностей. Не прибегайте к непредсказуемым и насильственным методам. Важнейшей частью йоги должен стать здравый смысл. Одинаково важна и смелость».

 

А кто бы описал, что делать, если уже пошло! Асан вообще не было. Ну, немного с энергиями баловались. А! ладно! Переживём. ...

 

Единственное, о чём хочется предупредить, что для практики этой сложной системы абсолютно необходим Гуру, Учитель, который сам успешно освоил этот путь Йоги. Я понимаю тебя и сочувствую и тебе, и себе. Пока есть один гуру — пробуждающаяся душа! Надеемся на неё. Ибо во всех случаях речь идёт о развитии Силы, Энергии. Это не тот случай, когда её можно развивать бесконтрольно. Здесь не проходит поговорка: сила есть — ума не надо. От неумения обращаться с этой силой должным образом могут возникнуть серьёзные осложнения. Как говорил Свами Вишнудевананда, ученик Свами Шивананды, пробуждение Кундалини подобно открытию атомной энергии, которая в мгновение ока может испепелить вас. Пепелит понемногу... Прежде чем её открывать в себе, нужно знать, что с ней делать, как управлять и т.д. Я до всего этого про неё вообще ничего не знал!

 

К сожалению, в России сложилась вредная тенденция осваивать йогу самостоятельно, по книгам. В процессе банальной учёбы почему-то признают необходимость учителя, а в йоге — нет. Учителя в Индии пишут книги по практическим аспектам йоги с целью ознакомления читающей публики со своей школой и направлением, чтобы заинтересовавшиеся лица прибыли лично к ним для обучения. Наша страна — это, по-моему, чистилище! Сюда ссылают для проживания в очередной инкарнации самых преступных преступников и самых что ни на есть святых!

 

Итак, для практики Кундалини-йоги, как и любого другого тантрического направления абсолютно необходимо:

 

1) иметь Гуру; Ну, тут ясна обстановка.

 

2) очистить себя, пройдя предварительную подготовку по Яме и Нияме, изложенных на сайте в разделах Хатха-йога и Раджа-йога; Хм, Дим! Если 10 минут поговорил, и она полезла дуром, какие там асаны. Сядешь в них — ещё и взорвёшься нафиг. Уж лучше, наверное, сидеть и скулить понемногу в уголке. Может, рассосётся...

 

3) поддерживать свою физическую форму с помощью Хатха-йоги не только для поддержания здоровья, но и для правильного освоения Асан, Пранаям, Мудр и Бандх, являющихся инструментами Кундалини-йоги; Это можно и нужно.

 

4) соблюдать постепенность и регулярность. Да все эти рекомендации ДО ТОГО как. А что же после того как делать? Всё же более безопасной с практической точки зрения, но не менее эффективной, является Крия-йога. Чтение так её рестимулировало, эту ЭК, что сил больше ни на что нет! Оказалось, что обсуждение этой темы её и поднимает! Вот в этом случае рекомендуют делать объективные процессы, стабилизирующие новое расширенное осознание, или асаны.

 

Расширенное сознании! Это дело! Вот сейчас идёт какое то переосознание — что всё что мы видим — нет ничего этого! Это только воображение! Как в компьютерном имитаторе. И когда вытащишь осознание из всего этого, там всё совсем иначе...

 

Асаны в Хатха-йоге делают для того, чтобы тщательно подготовить тело для прохождения через него мощных потоков энергии на последнем уровне Раджа-йоги. Вот это тщательно изучи... Обязательно! Спасибо тебе. А я всё равно ни о чём не сожалею. Вот есть сейчас убеждение, что задачи этой инкарнации ты уже выполнил. И принял решение отработать дополнительный материал! Причём с громадной скоростью. Причём влияя на жизнь окружения. Изменяя её! Все что вокруг меня живут сейчас другой жизнью! Их как бы втягивает в поток, что сейчас гнет меня. И их сценарии все переделаны. А эти трудности... Вот пришла мысль: мне дали передохнуть тупа с месяц. Набраться сил. И сейчас снова пошло. Ладно, это мой выбор. Всё равно назад в небытие не хочу! Извини за сумбурность. Тут рестимулировался малость. Пропадаю до понедельника.

 

Хм... Вот ещё что хотелось бы сказать. Сейчас это состояние ананды требует отдавать его другим. Окружению — ну, в разных формах любви. И вот, когда я это даю им — идёт отвержение. А когда я всё останавливаю эти потоки терпеливо и прощённо, кидаются за мной. Я разворачиваюсь к ним ... И всё повторяется сначала. Что за чертовщина. Такое впечатление, что как бы пересыщаются ею, что ли! Но при пропадании — без неё уже не могут. Пока всё. Знаешь, когда процессы кончаются озарениями — солнце из-за туч всё чаще выглядывает. Причём только в узком месте, там, где я это могу видеть. Может это случайно...:) Наверное случайно. Успехов тебе».

 

Такое «поднятие Кундалини» в комментариях не нуждается, кто-то играет с наркотиками, кто-то с «энергией», результат примерно одинаков. Йога Айенгара, так же как украинские «круги» и Аштанга-виньяса, базирующиеся на предельных нагрузках, приводят к эндорфиновой зависимости.

 

«При прямом физическом прикосновении к коже мозг определяет локализацию стимула (воздействия) благодаря связям каждого участка тела с соответствующим пунктом в сенсорной коре»(24, с.55).

 

«Мы различаем ощущения с поверхности нашего тела по остроте стимулов (тупое или острое), различаем температуру (горячее или холоднее), характер давления на кожу (постоянное или вибрирующее). То, что каждое из этих качеств... воспринимается по отдельности, означает, что существуют рецепторные клетки, специализированные для восприятия определённых особенностей стимула» (там же).

 

Известно, что свободные нервные окончания (рецепторы) представлены примерно на семидесяти процентах кожи. Наиболее любопытная (в рамках обсуждаемой темы) их особенность заключена в том, что они могут срабатывать от неадекватных раздражителей! Например, при воздействии на глаз слабым разрядом электротока в поле зрения видны световые вспышки — фосфены. То же самое возникает при сильном надавливании или резком ударе («искры из глаз посыпались»). Электрическое раздражение среднего уха продуцирует восприятие шума. Иными словами идентичные ощущения могут возникать от разных раздражителей либо вызываться одним только нацеливанием внимания. Кроме того «Интенсивность или сила ощущения влияет также на его интерпретацию» (там же, с.55).

 

Что происходит, когда кожа с чем-то контактирует? Воздействие преобразуется в нервные сигналы и далее, как событие, существует и циркулирует в нервных сетях «пакетом» импульсов определённой конфигурации. Этот пакет по афферентным проводящим путям поступает в двигательные участки коры полушарий, где сенсорная информация синтезируется и возникает программа действий, передающаяся по эффекторным связям на исполнительные двигательные механизмы.

 

«...Проекция тела в осязательной области коры имеет вид маленького человечка — гомункулуса... с сильно искажёнными пропорциями... в сенсорной коре действительно существует ряд проекций (карт) поверхности тела» (там же, с.71).

 

«Сегодня доподлинно известно, что внутренние органы имеют свои «выходы» в покровах тела, которые представлены проекциями на поверхности кожи, названные зонами Захарьина-Геда». Кроме того «...ЦНС может резко изменять функциональное состояние рецепторных приборов кожи и прилежащих тканей» (9, с.8).

 

Итак, любая точка кожи при контакте с чем-либо порождает ощущение. За время жизни тело многократно подвергается самым разным воздействиям, и направление луча внимания на отдельные его участки способно оживлять эти кинестезические «следы». Человек с высокой реактивностью нервной системы способен вызвать любые ощущения в коже, мышцах и даже внутренностях (что наблюдается при затяжных истерических фугах), когда никакого реального воздействия нет вообще!

 

Как выдал мне один из пациентов: — Да я что угодно почувствую, вы только скажите где...

 

Ум, располагая неосознанным опытом тела, открыт любым кинестезическим фантазиям, это и есть пресловутая «работа с энергиями». Данные игры реально влияют на сознание, что принимается дилетантами за полезный результат, состоящий во временном отвлечении от внешних проблем.

 

Известно, что энергия «ци» движется по меридианам. «Локализацию точек акупунктуры определяют в соответствующих областях тела на условных, принятых в рефлексотерапии топографических линиях по определённым анатомическим ориентирам, дополняемым делением каждой области на установленные в результате практического опыта индивидуальные по размерам пропорциональные отрезки» (9, с.13).

 

На самом деле меридианы это условные линии, которых, равно как секунд и километров, в природе не существует. Другое дело, что ощущения у самых разных людей при одних и тех же расстройствах проявляются по типовым линиям, что и было подмечено в древнем Китае.

 

Ощущения, активированные лучом внимания, могут как угодно двигаться по плотной «сети» прошлых кинестезических следов, тяготея к виртуальным аттракторам, каковыми являются меридианы.

 

Нет никаких оснований для отождествления «нади», по которым «течёт» прана, с меридианами, перераспределяющими «ци». Эти модели полностью автономны, «нади» скорее являются аттракторами состояний сознания. Тем не менее «спецы» энергетической «йоговской» накачки непринуждённо гоняют индийскую прану по китайским меридианам.

 

В сложных техниках Крия-тантр перемещение внимания происходит в очищенном и проработанном Хатха-йогой теле, с предварительной подготовкой сознания, эти действия требуют навыков, которые формируются в практике асан.

 

В начале 30-х годов XIX века Шульц опубликовал свою известную статью «Аутогенная тренировка и анализ Раджа-йоги». Впоследствии он детализировал самовнушенное воздействие на тело и психику, за основу были приняты ощущения тепла и тяжести в конечностях, прохлада в области лба и т.д. Они вызывались произвольно и были стационарными, различаясь интенсивностью и локализацией. Автор не рекомендовал (особенно в начальных стадиях освоения AT) двигать ощущения по телу, поскольку волевые усилия, потребные для этого, нарушают релаксацию. Современные же способы псевдойоговской «работы с энергиями», как правило, не сопровождаются даже минимальным расслаблением.

 

Вначале «гуру» приказывает ощутить нечто реальное — ученик сразу это и чувствует, отчего внушаемость резко усиливается. Ощущения, вызванные вниманием — это поверхностные импульсы, моделирующие прикосновение, холод, тепло и т.д. Гомеостаз, к счастью, штука достаточно устойчивая, его не нарушить уколами фантомных нервных разрядов, если они не достигают мощности, сравнимой с реальными воздействиями, что бывает редко и уж на вовсе глубоких стадиях внушения, самовнушения или фанатической веры. Выдающиеся способности к моделированию ощущений и состояний проявляют личности истерического склада.

 

Примерная классификация ощущений:

 

• неясные, по неизвестным причинам проявленные в теле или на его поверхности, уходящие без следа;

 

• типовые, возникающие при контакте с вещами, явлениями и предметами — напрягают только при чрезмерной интенсивности;

 

• редкие и случайные, зависящие от внешних причин: удар током из неисправной розетки, бытовой ожог и т.д.;

 

• необычные поверхностные либо внутренние, сопровождающие расстройства здоровья;

 

• при специальной работе с телом: спорт, цирк;

 

• в традиционной Хатха-йоге;

 

• волевое управление функциями — йогический факиризм;

 

• как побочная реакция при медитативной самонастройке;

 

• при пробуждении Кундалини;

 

• статические, вызванные в рамках AT и аналогичных техник;

 

• в неойоге — фантомные психосоматические реакции;

 

Из материалов сайта: отправлено Фёдору от Виктора, 20.12.2001: «Фёдор, я считаю (и это подтверждено практикой) что существуют разные режимы функционирования психосоматики. В том числе и такие, когда «кухня» внутренних процессов (в частности — циркуляция сигналов по сетям ЦНС и ВИС) может быть выведена в сознание и поддаётся ограниченному волевому воздействию — не в смысле силы сигнала, но касательно направленности. Представьте, вот потеря сознания, кома, сон, но ведь «аппаратура» организма всё равно обеспечивает при этом жизнь. Во сне эта работа может восприниматься частично, и тогда человек из снов узнаёт о телесном неблагополучии.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.