Сделай Сам Свою Работу на 5

Урдхва Прасарита Падасана





Урдхва Прасарита Падасана (этап 1)

Урдхва Прасарита Падасана (этап 2) Урдхва Прасарита Падасана (этап 3)

 

Урдхва Прасарита Падасана также предназначена для развития пресса, особых противопоказаний нет — кроме поясничного лордоза и общей мышечной слабости. Если имеет место последнее, то на первых порах следует поднимать вверх ноги, согнутые в коленях. Если пресс посредственный, техника исполнения будет такая: лечь на спину, прямые в локтях руки вытянуть вверх и положить их на пол за головой, параллельно друг другу. Ноги держать вместе, слегка напрячь и вытянуть так, что бы они оставались прямыми в коленях.

 

Поза выполняется в три этапа: с выдохом поднять вверх ноги, примерно градусов на пятнадцать от пола и держать их так при свободном (пусть стиснутом, но не остановленном) дыхании около десяти секунд. Затем поднять их выше, примерно до угла в сорок пять градусов, и зафиксировать секунд на десять и, наконец, подняв их до прямого угла остаться так ещё на полминуты.

 

Со стороны это выглядит очень просто, но есть одна тонкость. Дело в том, что, поднимая ноги необходимо — вне зависимости от угла их наклона — держать поясницу плотно прижатой к полу! Это обеспечивает максимальную загрузку мышц пресса и одновременно является техникой безопасности для поясничного отдела позвоночника. Как мы помним, в Парипурна Навасане и в Ардха Навасане выгибать поясницу вперёд запрещено. То же самое требование справедливо и для Урдхва Прасарита Падасана, включая и тех, у кого с поясницей нет особых проблем.



 

 

Перевёрнутые позы

 

— Сиршасана, Сарвангасана и Халасана — запрещены тем, у кого есть проблемы с шеей, а также людям физически слабым. Женщинам после сорока можно приступать к перевёрнутым только после полутора лет систематической практики асан, в том числе обязательно «стоячих».

 

Для предварительного укрепления мышц шеи есть простой способ, кроме прочего устраняющий патологическую нестабильность позвонков, нередко встречающуюся у детей и реже у взрослых, она весьма мучительна и не поддаётся ЛФК.

 

Травматологи чистосердечно советуют укреплять мышцы, но есть проблема: чтобы нагрузить шею, необходимо движение, а когда позвонки выскакивают запросто, любые манипуляции головой приводят к очередной травме, получается замкнутый круг.



 

Но если неприменимо движение, можно использовать вес головы, и делается это так: лечь на живот, лицом вниз, положив лоб на кисти рук. Затем поднять голову буквально на сантиметр, чтобы она повисла в воздухе. Сохранять это положение вплоть до того, когда в мышцах шеи почувствуется усталость. Это упражнение первое. Второе: лечь навзничь и чуть поднять от пола затылок, лицо при этом обращено строго вверх, положение сохраняется до неприятного ощущения в передней стороне шеи и мышцах горла. Третья позиция: лечь на правый бок, поднять голову в параллель полу и так оставаться, чтобы работали мышцы левой стороны шеи. Четвёртая: лёжа на левом боку выполнить действие, аналогичное предыдущему. По мере привыкания каждое упражнение повторять до пяти раз. Этими простейшими приёмами мышцы шеи укрепляются в статике, у детей можно добиться стабилизации позвонков за два-три месяца. Этот же метод пригоден для подготовки к перевёрнутым позам.

 

Во время их выполнения должно неукоснительно соблюдаться следующее:

 

• полная релаксация тела и сознания (особенно в стойке на голове);

 

• минимум мышечных усилий;

 

• свободное грудное дыхание (а не только животом!);

 

• прямой позвоночник (в Сиршасане — полностью, в Сарванганасане - кроме шейного отдела, в Халасане — по возможности прямым должен быть средний отдел, хотя существуют варианты и с максимальным его округлением — спина «колесом»).



 

«Перевёрнутые» характерны тем, что тело полностью меняет положение относительно вектора силы тяжести. Маневрируя временем экспозиции можно регулировать нагрузку на левый желудочек сердца (увеличивается скорость диастолического расслабления — данные Р. Минвалеева, 1999, СПб) и митральный клапан. Попутно эти позы оказывают транквилизирующее и седативное воздействие на психику. В силу значимости, а также опасных последствий, которые влечёт за собой неверная практика, опишем выполнение этих асан детально.

 

Сиршасана

 

 

Сиршасану (стойку на голове) №28, не рекомендуется осваивать без учителя при заболеваниях сердца, сильных деформациях позвоночника, отслоении сетчатки, глаукоме, после тяжёлых черепно-мозговых травм, при эпилепсии, повышенном кровяном давлении, с заболеваниями психики, крови и с плохой физической формой. Сколько бы вы не простояли в первой попытке — несколько секунд или минут — после этого не должно быть остаточных ощущений в шее, позвонки которой подвергаются непривычной компрессии. При установке рук на полу перед выполнением Сиршасаны локти образуют угол не более девяноста градусов (часто бывает так: до входа в позу угол нормален, но в момент отталкивания от пола руки разъезжаются — этого следует избегать). Средина той области головы, на которой нужно стоять, традиционно располагается на четыре пальца выше границы волос на лбу (если они растут как обычно).

 

Либо на два пальца ниже (по направлению к лицу) от самой высокой точки головы, когда лицо обращено прямо вперёд (постановку головы, показанную Д. Брахмачари в «Yogasana Vijnana», я считаю неверной и опасной!)

 

На первых порах можно вставать на голову, отталкиваясь от пола обеими ногами либо с помощью не сильного маха одной (вторая предварительно поднята вверх). Впоследствии, когда спина и руки начнут «вытягивать» вес нижней части тела, необходимость в махе отпадает. Наиболее грамотно и безопасно осваивать Сиршасану в углу комнаты, становясь по диагонали так, чтобы можно было при необходимости опираться стопами на стены. Никогда не следует приваливаться к стене! — разве что в самом начале освоения Сиршасаны, иначе вы никогда не научитесь стоять без опоры! Как только баланс более или менее освоен, нужно вставать в Сиршасане возле стены, но, не касаясь её. Если, стоя посреди комнаты, вы вдруг потеряли равновесие, и начинаете падать на спину, следует сгруппироваться как в кувырке вперёд, который, собственно, и получится. Если вовремя расцепить переплетённые в «замок» пальцы, кувырок будет элементарным.

 

Допустим, я научился вставать в Сиршасане и балансировать у стены. Вначале, касаясь её согнутыми в коленях ногами (туловище и бёдра составляют одну линию), надо просто привыкнуть к новому положению, причём дыхание должно оставаться абсолютно свободным. Затем, слегка опираясь о стену пальцами согнутых в коленях ног (расстояние от головы до стены равно длине участка руки от кончиков пальцев до локтя, становиться вплотную ни в коем случае не следует) и, выйдя одной ногой в вертикаль, потом так же выпрямить и согнутую, отведя её от стены.

 

Признаком того, что тело поймало ось (перпендикуляр к полу) является лёгкость в теле, вес как бы исчезает, что свидетельствует о правильности позы.

 

Если поясница излишне прогнута, и вы стоите дугой (таз и ноги завалены назад) либо тело не до конца выпрямлено (ноги завалены вперёд), сразу возникают ощутимые усилия в спине и руках. Когда вертикаль будет устанавливаться автоматом, время выдержки Сиршасаны начнёт спонтанно расти. Вмешиваться в этот процесс ни в коем случае нельзя. Как только комфорт нарушается, и тело начинает терять устойчивость — следует тут же выйти из позы. Для начинающих допустима Сиршасана, позу не следует держать долго. Предписанное кем-то «наилучшее» время — бред, стоять нужно только до тех пор, пока сохраняется лёгкость, неподвижность и комфорт. Оптимальный эффект Сиршасана даёт при выдержке от десяти до (максимум!) двадцати минут, стоять больше просто не имеет смысла. В данной позе (когда она освоена) должны быть:

 

• полная релаксация и комфорт;

 

• неподвижность (на стабилограмме видна только работа сердца и дыхания);

 

• отсутствие явных физических усилий;

 

• закрытые глаза;

 

• отсутствие перекосов — симметрия;

 

• ощущение полной потери веса;

 

• абсолютно спокойное и незаметное дыхание;

 

• состояние сознания, близкое к Шавасане.

 

Когда всё это есть, стойка на голове освоена. Обычно после входа в Сиршасану ощущается прилив крови к лицу, в нём возникает давление, слегка глохнут уши. Если всё в порядке, то через две-три минуты всё это рассасывается. Если нет, следует выйти из позы, лечь на спину, расслабиться и тщательно проанализировать своё состояние. Конечно, когда вначале вы стоите лишь несколько секунд, давление просто не успевает выровняться.

 

Минут через десять в Сиршасане может возникнуть ощущение отлива крови от ступней — не надо ждать, когда оно станет неприятным.

 

Во всех перевёрнутых дышать следует только носом, как только возникает малейший признак одышки либо сердцебиения — немедленно выходить из позы.

 

Если через какое-то время в шее ощущается перекос, нельзя исправлять его непосредственно в позе, это может закончиться печально. Нужно либо выйти и затем встать снова, либо приподняться на руках так, чтобы голова оторвалась от поверхности — только тогда можно изменить постановку головы.

 

После выхода из Сиршасаны нужно тут же лечь в Шавасану и оставаться в ней не менее половины времени от продолжительности позы.

Примечание редакции www.all-yoga.ru

Для новичков, а также для тех, у кого есть проблемы с шейным отделом позвоночника, мы рекомендуем использовать Сиршасана-пропс. Это приспособление позволяет полностью снять нагрузку с шеи. Таким образом, даже новичок получает возможность взять от Царской асаны все ее плюсы, в то же время, не подвергая риску шею.

 

 

Сарвангасана

Сарвангасана (вариант с подкладкой под шею)

 

К Сарванганасане (№29), стойке на плечах, противопоказания аналогичные. Однако, при наличии неясных изменений щитовидной железы либо её гиперфункции, Сарванганасана должна выполняться только в таком варианте, когда не сдавливается горло! Надо исключить обычно сопутствующую этой позе Джаландхара бандху (упор подбородка в грудную кость или яремную ямку).

 

Всего известно четыре бандхи: Мула, Джаландхара, Уддиана и Маха (Трайя-бандха) — одновременное удержание первых трёх. Мула Бандха — изолированное сокращение мышц тазового дна, а Уддиана — втягивание живота на полном выдохе. Бандхи выполняются только с прямой спиной. Последовательность же Маха бандхи такова: Уддиана, Джаландхара, Мула.

 

Как устранить Джаландхара бандху из Сарвангасаны? Для этого нужно выполнять данную позу, устроив плечи и локти на площадке, сделанной из одеял, циновок либо чего угодно. Суть в том, чтобы руки и плечи находились на этой мини-платформе, а шея — точно на ступеньке, образованной перепадом высот, затылок расположен на полу. В таком варианте Сарванганасаны тело вертикальное, но горло не зажато! Перепад высот между площадкой и полом подбирается исходя их тугости щей, её длины и состояния щитовидки.

 

Этот приём Айенгар рекомендует применять каждому, кто начинает осваивать позы «свечи» и «плуга».

 

— Дело в том — говорил он в 1989 — что ретивые последователи, глядя на иллюстрации, видят меня, выполняющего эти асаны на твёрдой поверхности, и делают то же самое. В результате на верхней части их позвоночника образуется настоящая мозоль, по которой узнают друг друга «правоверные» йоги. И всё это лишь потому, что когда-то один глупый человек (он указал на себя) для демонстрации Сарванганасаны использовал ровный пол... У йога таких мозолей быть не может, запомните это!

 

Если взглянуть на №234 (4), то видно, что грудной отдел позвоночника у Айенгара перпендикулярен полу. Следовательно, верхние доли легких в этом положении не блокируются, что важно! У девяноста девяти процентов новичков форма грудного отдела позвоночника в Сарванганасане некорректна, как и у самого Айенгара — №236. Для сохранения дыхания полноценным, а позвоночника прямым (не говоря уже о проблемах со щитовидкой) осваивать «свечу» и «плуг» нужно только с подкладкой. По мере возрастания гибкости шейного отдела высота (толщина) этой искусственной площадки постепенно уменьшается до тех пор, пока потребность в ней не исчезнет. К тому времени позвоночник будет прямым, дыхание целостным, и стоять вы будете в Сарванганасане свободно и на любой поверхности.

 

Ещё одна причина, по которой позвоночник в Сарванганасане и Халасане должен быть прямым, это необходимость расслабить область солнечного сплетения. Из-за специфической работы шейного отдела (откуда выходит пара симпатических нервов, активизирующих диафрагму), в «позе свечи» релаксироваться сложнее, чем в стойке на голове.

 

Чтобы руки, которыми подпирается поясница, в Сарванганасане не разъезжались можно применить «пропс» — кольцо из широкого ремня. Если сложить его вдвое, длина должна быть равной расстоянию от костяшек пальцев сжатого кулака до локтя. Когда вы поднялись в позу «свечи», необходимо надеть это ременное кольцо на руки так, чтобы оно оказалось за локтями, тогда они теряют тенденцию к расползанию и держать Сарванганасану значительно проще.

 

Во всех трёх перевёрнутых позах есть два признака, говорящих о том, что полезное время выдержки подошло к концу: нарушение естественности дыхания и потеря физической неподвижности, к этому могут присоединиться неприятные ощущения, связанные с кровотоком, скажем холод и тянущая боль в ступнях.

 

Халасана, поза «плуга».

 

Халасана (вариант с подкладкой под шею)

 

Осваивается также с подкладкой. Противопоказания те же, что и к прочим перевёрнутым, кроме того, на выполнение этой позы сильно влияет общее состояние спины. Если плохо получается Пашимоттанасана, то всегда будут проблемы и с Халасаной, в которой значительно сильнее, нежели в двух предыдущих позах, загружается шейный отдел.

 

Для начинающих техника та же, что и для входа в Сарвангасану. Приняв доступную форму Халасаны, следует оценить степень напряжения в спине, шее и пояснице. Вначале можно опускать к полу ноги согнутые в коленях — если так проще. Главное, чтобы можно было расслабиться и свободно дышать, будучи пусть в несовершенной форме, но зато с минимумом ощущений. Как только они усиливаются, из позы следует выйти, опираясь о пол руками, чтобы резко не упасть на спину.

 

Если позвоночник «деревянный», лучше вообще не пытаться поставить ноги на пол за голову, но положить, например, на сиденье стула. По мере того как поясница и спина адаптируются, ноги начнут опускаться ниже, и высоту опоры можно будет уменьшить. В какой-то момент пальцы ног достанут до пола, и тогда опора не нужна. Со временем ноги выпрямятся в коленях, и асана приобретёт классические очертания. После этого спина может растягиваться и дальше, ноги можно будет отодвигать за голову до тех пор, пока угол наклона спины к полу не превысит девяносто градусов, а затем станет и тупым.

 

Затем можно ставить колени на пол (Карнапидасана), и отодвигать их по полу от головы до тех пор, пока грудная клетка буквально ляжет на лицо. Иными словами, Халасана имеет большой диапазон развития. Характерна поза ещё и тем, что мышцы спины здесь всегда полностью расслаблены. Если после выполнения Халасаны в шее появились незнакомые ощущения (даже не боль!), следует немедленно оставить практику, поскольку перегрузка шейного отдела сулит большие неприятности. Если в обыденной жизни что-то тянется и спорадически простреливает в шее либо спине — вы уже травмированы.

 

При неверном выполнении перевёрнутых травмы иногда проявляются внезапно, как на ровном месте, без всякой болевой «пристрелки». Несколько дней малопонятного слабого фона в шее либо между лопаток, и при каком-то совершенно рутинном манёвре среди бела дня боль ножом втыкается в спину. Особенно скверно ведут себя межлопаточные связки, стоит их однажды «стронуть» — и это надолго.

 

Кроме того, новички допускают стандартную ошибку: как только боль от травмы ушла (а чаще и не дожидаясь её полного исчезновения), энтузиаст тут же возобновляет практику перевёрнутых (или любых других) поз. И, конечно, травма возвращается снова, причём в усиленном варианте. Отсутствие острой боли отнюдь не показатель окончательного выздоровления, например, сломанная рука, срастаясь, с какого-то момента не болит, но кому придёт в голову обращаться с ней как со здоровой?

 

Прежде чем заново приступить к практике асаны, неграмотным исполнением которой вы травмировались, нужно дождаться, пока симптомы неблагополучия полностью исчезнут. Всё это время можно и нужно делать остальные позы, не затрагивающие травмированные места. «Трогать» болевое ощущение — то же самое что сдирать поджившую болячку.

 

В Хатха-йоге есть закон: если травма повторилась, то с момента полного прекращения боли до начала практики данной асаны должно пройти столько же дней, сколько их прошло с момента проявления травмы до полного исчезновения боли и ограничений, ею вызванных.

 

Приведу историю, рассказанную мне ещё в эпоху СССР завлабом функциональной диагностики Всесоюзного (теперь — Всероссийского) Центра вегетативной патологии (Москва, ул. Россолимо). Однажды, когда речь зашла о стойке на голове, он сказал: — А ты помнишь некого Воронина, он поместил целую подборку статей по йоге в «Науке и жизни», в начале 80-х? Как это ему удалось протолкнуть — уму непостижимо. Но суть не в этом. Вскоре мой друг, ведущий нейрохирург Кишинева, утверждал, что знает теперь всех местных йогов. Шутка, однако, но в травмопункты ежедневно привозили по несколько человек. Ну, какая там физическая форма у женщин, да ещё поле сорока?! Взгромоздилась кое-как на голову, и пытается стоять, да ещё страховка по боку... А потом подвывих шейных позвонков. И параличи бывали, а иногда шею вообще ломали насмерть, чего только я не насмотрелся, мама дорогая! Лично бы этому Воронину отвернул башку за дезинформацию! — Ну, как это называется: «Через две недели после начала занятий можно встать на голову...»

 

Как это называется, было понятно и тогда, теперь — тем более, а я напомню ещё раз, что с гиперфункцией щитовидки при выполнении Сарвангасаны и Халасаны область горла затрагивать нельзя.

 

Последовательность выполнения перевёрнутых всегда стандартная: Сиршасана, Сарвангасана, Халасана. Если они делаются подряд, Шавасана в промежутках обязательна. Если время стойки на голове составляет от десяти до пятнадцати минут, то отдых перед Сарвангасаной должен быть не менее трёх. Если «свеча» 10 минут — перед Халасаной надо отдыхать столько же. Пять минут «поза плуга» — две минуты Шавасаны, затем обязательно нужно сделать Джатхара Паривартанасану по три минуты в каждую сторону.

 

Если (по каким-то соображениям) нужно делать «стойку на голове» после «свечи» и «плуга», то промежуток между ними (заполненный другими асанами) должен составлять не менее десяти минут.

 

Новички часто задают смешной вопрос: что в йоге труднее всего? Айенгар ответил так: «Самое трудное это расстелить коврик и сесть».

 

Всё то, что продлевает жизнь циклично — употребление воды, еда, дыхание, сон. Целью этих действий является создание (сохранение) условий для их повторения. Мы отдыхаем для того, чтобы потом работать, работаем, чтобы получить возможность отдохнуть. Продолжает существование лишь то, что постоянно возобновляется. Почему женщины в среднем живут дольше мужчин? При прочих равных условиях их организм обладает дополнительным ритмом — месячными. Если делать йогу ежедневно, как дыхание, то она становится фактором, тормозящим личное время.

 

Есть два способа общения с действительностью, первый — когда мы привычно вкладываем энергию в окружающий мир, чтобы вызвать его полезную ответную реакцию. Второй — йога, она меняет человека, и когда ты станешь таким, каким тебе дано быть от природы, реакции мира меняются. Теперь я взаимодействую с ним посредством гармонии, установившейся в душе. При этом все мои движения очищены системным разумом от погрешностей, вызываемых Эго. Делается минимум — без всякой суеты и спешки, но получаешь всегда только то, что нужно.

 

Йогу нужно практиковать всегда, но есть исключения. Примерно раз в году я просыпаюсь утром, и по неясным причинам всё моё существо не желает приступать к асанам, пранаяме, либо медитации. Как в миниатюре Жванецкого: «...Сидеть, лежать, ходить — невозможно. Организм любую позу отвергает...» В этот день с чувством исполненного долга я йогой не занимаюсь. Такое бывает нечасто, и если себя заставить — это будет ошибка подобная той, которую делает японец, восходящий на Фудзи вторично.

 

Итак, вспомним, данное Сутрами определение: йога — читта вритти ниродхо (ЧВН — временное прекращение/торможение активности сознания) или удержание его от возмущений, что достигается обездвиживанием, как физическим, так и ментальным, именно такая практика асан вызывает глубокое ментальное расслабление (молчание ума). Само определение уже содержит в себе сущность практики: обычный поток мышления вначале становится не ориентированным (не привязанным к чему-либо), а затем иссякает.

 

На фоне полной релаксации в асанах (любых, в том числе и направленных на развитие силы) наступает торможение сознания и преобладание парасимпатики — это йога. Всё прочее йогой НЕ является! Релаксация ведёт к саттвичности, уравновешенности, золотой середине между преобладанием раджаса и тамаса. Не случайно сон, когда активность парасимпатики максимальна, в Индии ассоциировался с тамасом. Если же кто-то думает, что можно обливаясь потом крутить сеты либо виньясы, а потом вдруг наступит просветление — это ошибка. Йога либо есть с самого начала — практики асан, ведущей к ЧВН — либо её нет и это обычный пластический этюд, сеанс конторсии. Главное, не какие выполнять асаны, сколько и в какой последовательности (это определяется состоянием здоровья и физическими данными индивида), но КАК (в каком состоянии сознания!)! Именно это как, от раза к разу совершенствующееся, и является целью, а развитие присущей данному индивиду гибкости — функция от правильного процесса исполнения. Нацеленность на предельное усложнение асан означает, что данная «система» или «школа» не имеет отношения к йоге! Традиционная практика всегда сопровождается восстановлением и самонастройкой психосоматики, при этом формируются навыки концентрации — абсолютного сращивания восприятия с тем, на что оно нацелено, будь то тело, работа внутренних органов, импульсы в нервной системе, наблюдение за экраном ума и так далее.

 

Алгоритм выполнения асан:

 

I. на растяжку и гибкость:

 

1. принять позу (форму, положение тела), доступную на данный момент, закрыть глаза (если это удобно), расслабить тело:

 

а) мышцы, не участвующие в сохранении формы — по возможности отпустить;

 

б) работу мышц задействованных данной формой — минимизировать.

 

Явные ощущения, возникающие при выполнении асаны, нужно последовательно растворять до тех пор, пока они не станут фоновыми, маневрируя формой, релаксацией и временем выдержки. Если ощущение не уходит — форму нужно упростить. Неприятные ощущения — это сигнал перегрузки, боль — состоявшаяся травма.

 

Итак, выполняя асану, сгибаемся до первого ощущения. Как только оно начинает возникать — неважно где — следует остановиться и застыть, намеренно расслабляя мышцы. Если оно начинает «таять» — это правильно. Затем в теле может возникнуть самопроизвольное движение (улучшение формы), нужно позволить ему продолжаться (либо согнуться произвольно, выбирая возникшую «слабину») до касания к новому ощущению (в том месте, где оно было вначале или нет — всё равно), и растворение повторить. Если очередной «гвоздь» ощущения устранить не удаётся ни мышечной, ни ментальной релаксацией, и спонтанного «прироста» формы больше нет, значит, тело пришло к абсолютному на сегодняшний день её пределу.

 

Вообще асану не нужно делать в обычном понимании этого слова (хотеть, чтобы получилось как на картинке, стараться, измысливать способы сделать лучше, ждать, когда же, наконец, получится, понукать тело согнуться силой), в ней нужно просто быть. Невероятно просто — когда к этому придёшь. И практически необъяснимо на словах. В асане не нужно думать, её следует ощущать как завершённую, неподвижную и комфортную целостность.

 

Ментальная релаксация. Когда удалось разобраться с ощущениями в теле, необходимо очистить ум. Отрелаксировать сознание — это значит, избавиться от мыслительного процесса, как в целенаправленной, так и непроизвольной его формах. Если это удалось, возникает начальная стадия ЧВН. Прежде всего, нужно «выключить» произвольную ментальную деятельность (не думать ни о чём нарочно), а затем избавиться и от автономной работы ума, чтобы в итоге ментальное пространство стало пустым. Для этого нужно:

 

а) не выстраивать логические цепочки;

 

б) не делать умозаключений;

 

в) не втягиваться в поток мелькающих в сознании мыслей (сюжетов);

 

г) не впадать в эмоции всплывающих воспоминаний;

 

Пусть мысли «тасуются» сами по себе, нужно как бы отойти в сторону, отпуская их на самотек (в какой бы то ни было форме — картинки, голос, диалог, монолог, смесь всего этого). Если к тому, что происходит в ментальном пространстве отнестись равнодушно, оставаясь безразличным свидетелем происходящего, произвольная активность ума сначала «выцветает» и потом и замирает — наступает начальная стадия ЧВН. Конечно, если с мышечной релаксацией и ощущениями при хорошем раскладе можно разобраться за полгода, то с ментальной всё обстоит намного сложнее.

 

Если не получается дистанцироваться от спонтанной суеты ума, нужно экспериментировать: скажем — привязать внимание к дыханию, непрерывно ощущая касание воздуха в ноздрях на вдохе-выдохе (аналогично випассане). Если это не подходит — наблюдайте дыхательные движения живота или грудной клетки. Если не получается и это, вы сбиваетесь на дыхательный контроль (чего быть никак не должно!), можно ощутить лицо или отдельные его участки — подчелюстную мышцу, лобную, шею, или удерживать внимание на каких-то наиболее сенсибилизируемых местах (точках) тела. У свободно видящих образы, а также людей невротического склада глазные яблоки находятся в беспрерывном движении. Если от него как-то избавиться (например — трижды очень медленно проведя глазные яблоки, при закрытых глазах, слева — направо, через верх), активность сознания сразу падает. Другой способ — отпустить (расслабить) закрытые глаза где-то вверху, в глубине головы, после чего они ещё больше запрокидываются назад и кверху, становясь неподвижными. Нижняя челюсть при этом немного отвисает, кончик языка уходит вперёд к разжатым зубам, в коже лба появляется тяжесть и лицо становится обмякшим. Если соблюдать этот приём как в асанах, так и в промежутках между ними (как ни странно, он даже лучше получается в «стоячих») сознание тормозится. Но волевым образом остановить движение глаз нельзя, это усилит внутреннее напряжение. Только если оставить их в покое, со временем они сами найдут удобное положение и перестанут мешать падению тонуса сознания. Если любая попытка привязать внимание к телу не влияет на спонтанную ментальную суету (белый шум), можно попробовать вспомнить момент засыпания. Как бы то ни было, получив гарантированный доступ в состояние между сном и бодрствованием, асаны следует с начала до конца занятий в этом предмедитативном состоянии и практиковать. При этом возникает важнейший эффект — временное понижение степени сложности системы. Именно оно даёт «зелёный свет» процессу общей регенерации, в результате чего постепенно устраняются все разрешимые (по состоянию) проблемы, как известные, так и неизвестные субъекту. И лишь после сброса вытесненного травматического материала, после того как система очистится и придёт в устойчивое равновесие, наступает душевный покой (оптимальное состояние психосоматики). С этого момента жизнь человека (его судьба) сворачивает на иной путь, радикально отличающийся от того, который имел бы место без йоги.

 

Бывает и так что репрезентация имеет весьма специфические особенности, например раздвоение. Человек говорит: одной частью сознания я расслабляюсь, растворяю ощущения, соблюдаю технику асан. А в другой его части одновременно с кем-то что-то обсуждаю, решаю и так далее. Что делать с этим? Каковы бы не были особенности ментального пространства, какие бы не возникали фокусы с автономной работой ума, закон один: нужно неизменно, раз за разом возвращать внимание в тело и пытаться закрепить его там. Это похоже на то, как ребёнок учится ходить: проковылял шаг, два, три — упал. Снова поднялся и пошёл — снова упал. И так сотни раз, пока рано или поздно действие не начнёт получаться. Иногда определяются сугубо индивидуальные признаки, сопровождающие наступление ментальной релаксации. Например, у одного из моих пациентов через год с лишним практики сознание начало «отъезжать», при этом в определённых местах между переносицей и скулами на коже возникали две симметричные горячие точки. Впоследствии, разогревая их сознательным «усилием», он тут же получал изменённое состояние сознания и молчание ума.

 

Оно сопровождается «исчезновением» дыхания, которое становится незаметным и не проступает в восприятии, что бы вы ни делали с телом. Кроме того, значительно убыстряется субъективный ход времени.

 

Перенести акцент занятий на ментальную релаксацию имеет смысл лишь после того, как:

 

• практика стала систематической и освоена релаксация мышечная;

 

• удалось убрать непроизвольную «суету» глазных яблок;

 

• полностью освоена геометрия асан и растворение ощущений; Ментальная релаксация всегда существенно углубляет и физическую.

 

II. Силовые позы

 

Поскольку в них приходится иметь дело с явным мышечным напряжением (усилием), возникновение ЧВН проблематичнее, по крайней мере, без соответствующих наработок.

 

Аналогично тому, как в позах на гибкость и растяжку из восприятия устраняются ощущения, в этой категории асан усилия должны быть приведены к такому уровню, который не возбуждал бы нервную систему (симпатическое преобладание).

 

Как этого достичь?

 

• Живот должен быть абсолютно расслаблен (кроме тех поз, которые задействуют его напрямую).

 

• Дыхание сохраняется полностью свободным.

 

• Не должно быть даже намека на дрожь, общий разогрев тела, испарину, прилив крови к лицу (с «перевёрнутыми» позами песня отдельная), пульсацию в отдельных местах (её вообще не должно быть в асанах, это плохой признак, с которым нужно разбираться особо).

 

• В наиболее загруженной зоне нет явных физических ощущений, равно как и общего дискомфорта от самой нагрузки (физического усилия).

 

Время выдержки силовых поз определяется согласно принципу, описанному в технике Парипурна и Ардха Навасане. Пусть оно невелико, но, повторив позу несколько раз, в сумме вы имеете то же самое максимальное воздействие, но без перегрузки!

 

Если предмедитативное состояние в силовых позах, а главное — в паузах между ними! — освоено, то нервная поддержка мышечной работы «отцепляется» от восприятия, после чего выполнение позы становится совершенным, сама практика превращается в моторный шаблон, а основные изменения происходят в психике.

 

Итак, чтобы прийти к ЧВН уже в начальном этапе освоения йоги, при работе с телом, следует:

 

• не обращать внимания на форму (не стремиться выполнить асану как на картинке, нужно просто делать её так, как она получается), применяя по необходимости различные пропсы, в том числе и вертикальную плоскость (стену); Помним, что асану, после того, как тело к ней привыкнет, и вы научитесь растворять ощущения, нужно не делать, в ней нужно просто быть;

 

• после выполнения асаны в какую-то одну сторону — отдыхать около минуты в удобной сидячей позе (либо сидя на стуле, с прямой спиной);

 

• после выполнения позы вправо-влево нужно ложиться в Шавасану и пребывать в ней (применяя описанные выше способы ухода от непроизвольной ментальной активности) до тех пор, пока сознание не «поплывёт». Если репрезентация у субъекта визуальная, то признаком приближения ЧВН будет начавшаяся хаотичность образов, содержимое экрана ума утрачивает смысл. Если аудиальная — то внутренняя болтовня (монолог, диалог, голос) также становится непонятной. Если человек ничего не видит и не слышит (ведущей репрезентативной системой является кинестезия — ощущения), то могут дёргаться конечности или всё тело, возникает иллюзия изменения его положения в пространстве, величины отдельных частей и так далее. Одним словом, показателем начала релаксации (торможения) сознания будет хаотичность в любой её форме.

 

Какими должны быть тогда промежутки между асанами, не получатся ли они слишком большими, если в каждой паузе ждать «отпада»? Всё зависит от того, с преобладанием каких проблем (физического или нервного свойства) человек пришёл в йогу. Если физических — начальные паузы могут быть от двух до пяти минут, если нервно-психологических, то и больше. И в том и в другом случае схема действий одинакова: выполнил позу (или несколько, так называемый блок), лёг в Шавасану — «стёрся» (до «расплывания» сознания, «отъезжания», погружения — как угодно). И так — раз за разом в течение всей тренировки. В любом случае достижение молчания ума (ЧВН), о котором идёт речь — центральный пункт практики, это сущность Хатха-йоги как этапа системы Патанджали. Йога Тантры преследует совсем иные цели, не говоря уже о современных «авторских стилях» и йога-спорте.

 

Как ни странно, уже одно только дозированное «выключение» ума оказывает мощный лечебный эффект на громадное число функциональных расстройств. Если параллельно с ЧВН реализована ещё и грамотная практика асан, то эффект йоги становится абсолютно уникальным!

 

Не счесть известных школ и систем физических упражнений, выполняемых в обычном состоянии сознания, более того — привносящих в него дополнительное нервное напряжение, но, кроме Хатха-йоги, нет прецедента, когда посредством работы с телом сознание деактивируется. Именно в этих паузах ментального молчания начинается и происходит самонастройка психосоматики.

 

«С одной стороны практикующий йогу достигает успокоенного, безэнтропийного состояния сознания. А с другой — снижается порог восприятия,.. ум становится чувствительным к малым влияниям. Видимо, устанавливаются связи с тонким и слабым, но огромным миром — подсознанием... Йоги... однако... предполагают, что связи выходят за пределы мозга, телесных и ментальных оболочек человеческого существа» (278, с.224).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.