Сделай Сам Свою Работу на 5

Величины основного обмена в (ккал) для взрослого человека в зависимости от пола, массы тела и возраста





Мегакалория, сбалансированная по основным пищевым биологически активным веществам

Пищевое вещество Количество и энергетическаяценность
Белки: по энергетической ценности по количеству, г   502 кДж (120 ккал)
Жиры: по энергетической ценности по количеству, г   1381 кДж (333 ккал)
Углеводы: по энергетической ценности по количеству, г   2293 кДж (548 ккал)
Витамины: С (аскорбиновая кислота) В1 (тиамин) В2 (рибофлавин) В6 (пиридоксин) РР (никотиновая кислота)   0,6 0,7 0,7 8,6

 

Нормы физиологических потребностей в пищевых веще­ствах и энергии периодически пересматриваются в связи с изменением структуры населения, условий труда и быта, с появлением новых научных данных в области рационального питания.

Потребность человека в энергии определяется по величине суточных энергозатрат.

Энергетические затраты человека складываются из трех величин:

1. основного обмена,

2. расхода энергии в связи с приемом пищи (специфически-динамическое действие пищи – СДД).

3. расход энергии на различные виды деятельности.

Главным и решающим фактором, от которого зависит величина суточных энергетических затрат, является мышечная деятельность.



В соответст­вии с размерами энерготрат выделяются 5 групп взрослого трудоспособного населения.

Соответствие коэффициентов физической активности

Характеру трудовой деятельности

(извлечение из «Норм физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР», 1991 г.)

Группы КФА Характер трудовой деятельности
I 1,4 Работники преимущественно умственного труда, очень легкая физическая активность (научные работники, студенты гуманитарных специальностей, операторы ЭВМ, контролеры, педагоги, диспетчеры, работники пультов управления и др.)
II 1,6 Работники, занятые легким трудом, легкая физическая активность (водители трамваев, троллейбусов, работники конвейеров, весовщицы, упаковщицы, швейники, работники радиоэлектронной промышленности, агрономы, медсестры, санитарки, работники связи, сферы обслуживания, продавцы промтоваров и др.)
III 1,9 Работники средней тяжести труда, средняя физическая активность (слесари, наладчики, настройщики, станочники, буровики, водители экскаваторов и бульдозеров, водители автобусов, врачи-хирурги, текстильщики, обувщики, железнодорожники, водители угольных комбайнов, продавцы продтоваров, аппаратчики, металлурги, доменщики, работники химзаводов и др.)
IV 2,2 Работники тяжелого физического труда, высокая физическая активность (строительные рабочие, помощники буровиков, проходчики, основная масса сельскохозяйственных рабочих и механизаторов, доярки, овощеводы, деревообработчики, металлурги и литейщики)
V 2,5 Работники особо тяжелого физического труда, очень высокая физическая активность (механизаторы и сельскохозяйственные рабочие в посевной и уборочный период, горнорабочие, вальщики леса, бетонщики, каменщики, землекопы, грузчики немеханизированного труда и др.)

 



Проведенное распределение по группам охватывает муж­чин. Женщины в зависимости от энерготрат дифференциро­ваны по четырем группам (I – IV).

Фиксированный список профессий, относимых к определенной группе энерготрат, не отражает изменений энергоемкости этих профессий. Потребовалось введение объективного физиологического критерия, определяющего адекватное количество энергии для конкрет­ных групп. Таким критерием, согласно рекомендациям ВОЗ, является соотношение общих энерготрат на все виды деятельности с величиной ос­новного обмена.

Основной обмен представляет собой количество энергии, расходуемой на поддержание на необходимом уровне функций жизнеобеспечивающих систем – постоянства работы сердца, функции дыхания и работы легких, экскреторной функции и работы почек, секреторной функции и работы эндокринных систем, поддержания постоянства температуры тела, обеспечение необходимого мышечного тонуса и непрекращающихся функций, обеспечивающих жизнедеятельность организма. Величина основного обмена определяется специальным исследованием в состоянии мышечного и нервного покоя, лежа в удобном положении при комфортной температуре воздуха (20°С), натощак (последний прием пищи за 14 – 16 часов до исследования).



На величину основного обмена оказывает влияние состояние центральной нервной системы, стрессовые состояния, интенсивность функции эндокринных систем, а также пол, вес, рост и возраст человека.

Величина основного обмена может определяться расчетным методом с использованием специальных таблиц (таблица 2).

Таблица 2

Величины основного обмена в (ккал) для взрослого человека в зависимости от пола, массы тела и возраста

Мужчины (основной обмен) Женщины (основной обмен)
Масса тела, кг 18-29 лет 30-39 лет 40-59 лет Старше 60 лет Масса тела, кг 18-29 лет 30-39 лет 40-59 лет Старше 60 лет

Итак, соотношение общих энерготрат на все виды деятельности с величиной ос­новного обмена является объективным физиологическим критерием, определяющим адекватное количество энергии для конкрет­ных групп населения. Это со­отношение называется коэффициентом физической активно­сти. (КФА). Величины коэффициента физической активности как главной физиологической характеристики групп одинаковы для мужчин и женщин. Однако в связи с меньшей величиной массы тела и соответственно основного обмена энерготраты, а, следовательно, и энергетическая ценность рационов для мужчин и женщин в группах с одним и тем же коэффициен­том физической активности различны.

Нормы физиологической потребности для детей и подро­стков разработаны с учетом интенсивности пластических процессов и высокой физической активности детей, а с 11 лет – и с учетом пола.

 

7. Контрольные вопросы для подготовки к занятию:

1. Обмен энергии и энергетические затраты организма. Единицы измерения энергии (калория, джоуль). Энергетический баланс. Болезни энергетического дисбаланса.

2. Нерегулируемые траты энергии: основной обмен, специфическое динамическое действие пищевых веществ.

3. Регулируемые траты энергии.

4. Методы определения энергетической потребности людей и факторы, влияющие на нее.

5. Рекомендуемые величины потребности в энергии для различных возрастных и профессиональных групп населения.

6. Роль углеводов, жиров и белков в обеспечении организма энергией.

7. Понятие о рациональном сбалансированном питании.

8. Рациональное питание и основные гигиенические требования к его построению.

9. Нормы питания, их физиологическое обоснование.

10. Энергетическая адекватность питания.

11. Пластическая адекватность питания и сбалансированность основных пищевых веществ.

12. Меню-раскладка, основные принципы составления.

13. Принципы и методика расчета энергетической ценности рациона по меню-раскладке.

14. Режим питания, его основные элементы.

15. Методы изучения и оценка фактического питания.

16. Профилактика заболеваний, связанных с нарушением питания.

 

8. Содержание самостоятельной работы:

Расчет индивидуальных суточных энерготрат студента

Расчет суточных энерготрат, необходимый для определе­ния калорийности суточного рациона студента, можно произвести с разной степенью точности.

Так, приблизительно оценить су­точные энерготраты человека можно, отнеся его к одной из 5 групп трудоспособности населения и с учетом пола и возрас­та, ориентировочно определив суточную потребность в энер­гии;

вторым способом может служить расчет по принципу нутриентно-энергетической адекватности;

в основе третьего способа может быть положена мегакалория (мкал) сбалансированная по основным нутриентам (таблица 1).

Индивидуальные суточные энерготраты, рассчитывают по следующей методике:

- определение основного обмена индивидуума (ОО) по таблице 2;

- расчет величины основного обмена (ВОО) в час (ВОО = 00 : 24);

- составление хронометража различных видов умствен­ной и физической деятельности за сутки;

- расчет энерготрат на тот или иной вид деятельности расчет с использованием значений КФА (таблица 4).

Работа оформляется в виде таблицы, итогом ее является сумма суточных энерготрат (таблица 3).

 

Например, необходимо рассчитать энерготраты студента-медика 20 лет с массой тела 80кг (таблица 7):

ВОО = 1920 ккал (таблица 2)

ВОО = 1920:24=80 ккал/час.

Таблица 3

Расчет суммы суточных энерготрат студента

Вид деятельности Время, час ВОО ккал/час КФА (табл.8) Энерготраты на вид деятельности, ккал
1. Сон и отдых в постели 2. Учеба (в составе группы + самоподготовка дома и в библиотеке) 3. Отдых (чтение художественной литературы, просмотр телепередач, посещение кино, театров) 4. Активный отдых, социально-активная деятельность (дискотека, уборка жилиц, стирка, утюжка одежды, приготовление пищи и другие) 5. Занятие спортом (бег, волейбол, футбол и т.д.) (8+2)=10                         1,0 1,6     1,5     2,5     3,0            
Итого: 24 час     3120 ккал

 

Таблица 4

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.