Сделай Сам Свою Работу на 5

Средства выразительности.





Лексические нормы, их нарушение.

Средства выразительности речи

Для того чтобы речь была выразительной, используют различные языковые средства: слова с различными дополнительными, чаще оценочными, значениями, среди которых следует обратить особое внимание на синонимы, антонимы, фразеологизмы, а также ряд специальных стилистических средств и приемов (тропы и фигуры речи).

Обратите внимание! Выразительная речь лучше запоминается слушателями. Кроме того, информация выразительной речи в меньшей степени проверяется ими с точки зрения ее правдивости, т. е. соответствия реальному положению вещей.

Уместность использования тех или иных языковых средств в тексте

Синонимы (греч. synonymos — одноименный) — слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим (скорый, быстрый, проворный).

Антонимы (от греч. anti — против, опута — имя) — слова, имеющие противоположные значения (гордость — стыд, присутствовать — отсутствовать).

Фразеологизмы (идиомы) — устойчивые, обычно образные словосочетания, воспроизводимые в виде готовой единицы (ломать голову, валять дурака).



 

Задание 1

Прочитайте текст.

1. Выпишите любые 5 из подчеркнутых слов и подберите к ним синонимы.

2. В каждом ряду синонимов отметьте знаком плюс (+) слова с положительной оценкой, знаком минус (-) — слова с отрицательной оценкой, буквой «н» — стилистически нейтральные слова.

3. Расставьте слова в синонимическом ряду по степени увеличения интенсивности действия, признака там, где это возможно. Объясните свой выбор.

В начале прошлого века знаменитый французский физик, астроном, математик, естествоиспытатель, а также дипломат Доминик Франсуа Араго, сменивший в жизни своей множество постов, начиная с директора обсерватории и кончая членом временного французского послереволюционного правительства 1848 года, написал очень интересную книгу. Название ее. как отмечают многие, напоминает морское проклятье — «Гром и молния», да и содержание — в большой мере — проклятье небесам, насылающим на беззащитное население бесчисленные кары в виде громов и молний. Книга содержит несметное количество фактов, относящихся к разновидностям молний и громов, которых Араго насчитывает сотни — редкая наблюдательность!



(Карцев В. Приключения великих уравнений."; М., 1970)

 

Задание 2

Прочитайте текст. Подчеркните слова, с помощью которых автор создает положительный образ американского физика Р. Вуда.

Когда Роберт Вуд занял в 1897 году скромный и плохо оплачиваемый пост младшего преподавателя физики в Висконсинском университете, в Мэдисоне, он был молодой человек, на двадцать девятом году жизни, женатый, с двумя детьми... и он не имел никакого представления о той специальной отрасли физики, которая должна была впоследствии принести ему величайшую славу. Но хотя он еще ничего не знал в области физической оптики, в области физики в целом он был уже смелый экспериментатор и сразу же начал революционизировать технику студенческих лабораторий в Мэдисоне.

Все это началось весело, серией «цирковых» лекций, на поучение и на радость студентам, и закончилось... миражами и ураганами. Идея, что он сам, как всемогущий бог природы, сможет создать эти явления, пришла ему в голову предыдущим летом, в Сан-Франциско, когда он заметил превосходный мираж на городском тротуаре, на вершине холма, откуда можно было смотреть вдоль длинного участка сильно нагретой мостовой на фоне неба. Казалось, что мостовая залита водой, в которой были ясно видны перевернутые отражения пешеходов... Чтобы устроить себе миниатюрный оазис и настоящие песчаные ураганы, он добыл четыре плбских железных листа, длиной около четырех футов и шириной восемь дюймов. Он положил их концом к концу, укрепив на железных подставках — получилась длинная, плоская горизонтальная площадка, которую он посыпал песком. На дальнем конце ее было укреплено зеркало, которое отражало изображение неба за окном. Ряд миниатюрных гор и несколько пальм, вырезанных из бумаги и размещенных на песке перед зеркалом, изображали горизонт пустынного ландшафта, который снизу обогревался рядом маленьких газовых горелок под железными листами — вместо солнца, светящего сверху. Будет ли установка действовать в таком масштабе? Он зажег горелки и начал наблюдать. Горы и пальмы давали отчетливый силуэт на ярком фоне неба, но вдруг перед ними появилась сверкающая поверхность воды — у самого подножия гор. Если поднять глаза на дюйм или два над уровнем песка, озеро исчезало — но опять появлялось, как только глаз приближался к поверхности «пустыни» — точь-в-точь как настоящий мираж, если вы поднимаетесь на холм. Затем «озеро» увеличилось и в нем появилось отражение гор, «и, если опустить глаз еще ниже, подножие гор исчезало в кажущемся озере, которое обращалось в целое наводнение». Не надо говорить о том, что студенты были поражены — только что не кричали от восторга, и с этой поры новый профессор стал их любимцем.



(Сибрук В., Вуд Р. Современный чародей физической лаборатории. М., 1980. С. 35)

 

Задание 3. Прочитайте текст выступления композитора А. Шнитке на юбилейном вечере Ф. Искандера в Москве. Подчеркните слова и словосочетания, сообщающие тексту выразительность. С помощью каких языковых средств автор повышает выразительность текста своего выступления?

Фазиль Искандер — человек изначально мудрый, каждое движение его мысли новое, непридуманное, и он всегда прав, даже когда неправ. Слушая его, словно слушаешь вместе с ним, как говорит кто-то с большой буквы, откуда-то извне хотя и всегда просто. Простые слова складываются в непростой мир, где на каждом простейшем случае проверяется вся правота здравого смысла, окруженного пышным морем недолговечных провозглашений и затемняющих открытий. И моменты, когда пена псевдоистин опадает и извечная, ежесекундная иная правд; открывается разуму — это моменты терпкой истины, вознаграждающей за все трудности жизни.

Март 1989 г

 

Задание 4. Подберите антонимы к следующим словам.

1. Абсолютный —

2. Конкретный—.

3. Синтез —___

4. Априори—__

5. Ассимиляция —

6. Бесцветный—.

7. Гармония —

8. Глубокое (исследование),

9. Дедуктивный —_____

10. Динамический —____

11. Конвергенция —_____

12. Дистантный —______

13. Благодаря—________

14. Вектор—___________

15. Наружу—_______

16. Вогнутый—_____

17. Вышеизложенный— -

18. Гидратация—___

19. Гладкая (поверхность) -

20. Двигаться—______

21. Интеграл—_______

22. Диэлектрик—_____

23. Дробный—_______

 

Задание5

Прочитайте текст. Замените в тексте фразеологизмы словами или выражениями, близкими по значению. Как изменилась выразительность получившегося текста?

[Генерал Заточный:]...Принимая во внимание должность, которую я занимаю, надо иметь в виду, что мой сын Максим может оказаться лакомым кусочком для заинтересованных лиц. И если его товарищ, по учебе оказывается связанным с уголовниками, я не могу закрыть на все глаза и считать, что мой мальчик живет в башне из слоновой кости и сохраняет чистоту и невинность помыслов, тогда как все остальные слушатели института ходят по бренной земле. Глупости, жадности, предательства и грязи всюду достаточно, и нельзя рассчитывать на то, что твоих близких они не коснутся. Все равны, и все под одним Богом ходим. У вас есть ко мне вопросы?

(Мартына А. Реквием. М., 1999)

Задание 6

Прочитайте фрагмент рецензии на книгу Дж. Роулинг. Определите, как относится автор к описываемому явлению. Подчеркните слова и словосочетания, сообщающие тексту выразительность. С помощью каких языковых средств автор повышает выразительность текста рецензии?

Илья Фоняков. Даешь сказку! (О чем говорит «феномен Гарри Поттера»)

...Видит бог, не ожидал... найти под глянцевой обложкой сочинение столь примитивное, столь откровенно лишенное признаков художественного таланта.

Самое убийственное то, что произведение, созданное в жанре современной сказки — «фэнтези», более всего поражает скудостью, если не сказать убожеством, фантазии. Хотя в одном из отзывов и говорится, что всевозможные чудеса сыплются на читателя словно из рога изобилия. Да ничего подобного!

Что-то действительно сыплется, но это «что-то» нахватано, натаскано без вкуса и разбора из других уже известных книг, из мифологии разных стран. Тут тебе и драконы, и единороги, и гигантские говорящие пауки, и античные кентавры. Есть и Цербер, для разнообразия носящий кличку Пушок, — «гигантский пес, заполнивший собой весь коридор от пола до потолка»... И василиск имеется тоже — «исполинская змея — блестящая, ядовитая, толщиной с колонну». Есть и «положительное» чудо — Феникс: «малиновая птица величиной с лебедя, поющая фантастическую песнь»... Надо заметить, добрых три четверти этих монстров не имеют ни малейшего отношения к вялотекущему сюжету повествования – просто натолканы в книжку, чтобы было почудеснее и подлиннее...

Иногда прозаический текст разнообразится стихами — такими, как, например, монолог Волшебной Шляпы, и тогда получается примерно следующее:

Все помыслы ваши я вижу насквозь,

Не скрыть от меня ничего.

Наденьте меня, и я вам скажу.

Где учиться вам суждено.

Тут, конечно, можно многое «списать» на перевод — ибо произведение переводное, но общее с ним знакомство заставляет думать, что и в оригинале немногим лучше. Что в стихах, что в прозе. Из каждого тома можно было бы еще и еще приводить «убойные» цитаты, но... против факта не попрешь: феноменальный успех действительно имеет место!.. Самое поразительное, что околдованы не только дети, но и взрослые. В прагматичной Америке «Гарри Поттера» приспособились издавать в солидных черных обложках и без картинок, чтобы взрослым дядям и тетям не было стыдно читать эту книжку на людях — например, в вагоне метро... Уж не впадает ли человечество в детство?

А если нет — что же тогда происходит?

Тут, наверное, можно выстраивать множество гипотез. Рискну высказать одну — самую, может быть, нехитрую. Может быть, современная литература, та часть, которая горделиво именует себя «мейнстрим» — «главное течение», попросту надоела читателям?

...Но не слишком ли большие права забрала сегодня литература, которую од умная читательница назвала «тошнотворной», — с подчеркнутым внимание низменным сторонам бытия, к ненормативной лексике, о правомерности использования которой недавно состоялась целая писательская дискуссия? Причем явление это не только наше, отечественное, но и в значительной степени мировое.

(Санкт-Петербургские ведомости, 1 июня 2004)

 

Задание 7

Замените в рецензии на книгу Дж. Роулинг (задание 6) подчеркнутые слова и словосочетания близкими по смыслу так, что снизить экспрессивность текста, его отрицательную оценочность.

 

Задание 8. Перепишите текст рецензии (задание 6) так, чтобы получилась хвалебная, положительная рецензия.

Слова, синонимичные по значению, могут относиться к разным стилям речи. Готовя текст выступления, следует избегать слов, не соответствующих его стилю. Кроме того, если это научное выступление (например, доклад на семинаре), следует преимущественно использовать оценочно нейтральную лексику.

 

Задание 9

Прочитайте фрагмент интервью на собеседовании при приеме на работу. Измените его так, чтобы у интервьюера сложилось благоприятное впечатление о претенденте на вакантную долж­ность. Какие языковые средства вы использовали?

— Расскажите немного о себе.

— У меня очень простая жизнь, она вся как на ладони. Школу окончил, пошел в армию. Из армии — в университет. Университет окончил — на завод инженером. Инженером поработал — опять в университет, в аспирантуру. Аспирантуру закончил — опять на завод начальником отдела. С завода — в совместное предприятие, опять инженером. Из инженеров — в начальники отдела. Теперь пришел в вашу фирму на собеседование. Все!

— Но были же подробности?!

— Да были...

Выступление часто сопровождается замечаниями слушателей. Существует несколько приемов нейтрализации, т. е. снижения интенсивности сделанного вам замечания. Один из них — повторение ответе замечания, но в иной, более мягкой формулировке. Во многом это осуществляется подбором антонима с частицей «не» или стилистически более нейтрального синонима.

Например. Ваша курсовая работа кошмарна! Я никогда не поставлю вам зачет! — Я понимаю, что моя курсовая работа плоха (или не очень хороша) что вы пока не поставите мне зачет, но я обещаю в течение недели ее переработать.

Задание 10. Нейтрализуйте замечание собеседника.

1. В вашем докладе полностью отсутствует логика!

2. Ну и название для реферата вы выбрали! Сплошной примитив, да еще и очень затаскано.

3. Все ваши утверждения голословны! Вы не привели ни одного сильного аргумента!

4. Вы не приложили даже мизерных усилий, чтобы подготовиться к экзамену. Как вам не стыдно!

5. Вы курите в помещении института! Это строжайше запрещено!

6. Как вы смеете вламываться в аудиторию посреди лекции!

7.Уберите сейчас же вашу шавку с газона, она тут все испоганит!

8.Расселся тут, молодой, когда в транспорте столько народу, и еще прикидывается, что дрыхнет!

Материалы для самостоятельной работы

Задание 1

Прочитайте предисловие к книге В.П. Карцева «Приключения великих уравнений».

1. Выпишите подчеркнутые слова и подберите к ним максимальное количество синонимов. Сравните свои результаты.

2. Расположите синонимы в порядке увеличения выразительности (степени интенсивности действия, признака). Сравните свои результаты. Объясните свой выбор.

3. Назовите синонимы, которые могут быть использованы для замены подчеркнутых слов в тексте.

Рассказанная в этой книге история удивительна. Трудно даже поверить, что за какие-то полтораста-двести лет человечество сделало столь гигантский скачок в понимании электромагнитных явлений, известных ему уже многие тысячелетия. Не случайно английский физик У. Брэгг писал: «Постепенное разгадывание законов электромагнетизма в течение последних полутора веков является одним из наиболее поразительных достижений науки во все времена».

Книга молодого ученого кандидата технических наук Вл. Карцева познакомит читателя с эпохой электричества, радикально изменившей наш мир. Эта эпоха измеряется многими веками — от наивных философских размышлений и открытия магнитного железняка в глубокой древности до новейших ускорителей частиц в десятки миллиардов электрон-вольт и электронных устройств, устанавливаемых на космические корабли.

Книга Вл. Карцева познакомит читателя с эпохой электричества.

Каждое описанное в этой книге научное открытие или техническое изобретение имеет исторический фон. На этом фоне автор показывает обстановку, в которой совершалось то или иное открытие, анализирует пути и способы, сознательно или интуитивно примененные учеными, конструкторами, изобретателями, приведшие к новым открытиям. Он рассказывает о судьбе ученых, естествоиспытателей, философов, инженеров — словом, всех, кто своей деятельностью так или иначе способствовал прогрессу эпохи электричества. Имена многих из них остались в веках, некоторые — знакомы только специалистам, а есть и вовсе забытые.

Реализм описываемых фактов, достоверность, даже обыденность исторической обстановки, дают возможность посмотреть на поступки героев иной раз с непривычных, неожиданных позиций. Название книги полностью соответствует ее содержанию. Это действительно приключения, разнообразные, порой захватывающие, но происходят они не с людьми, а с теорией, которую люди творили в течение тысячелетий. Кульминация книги — это, если можно так выразиться, «встреча» концепции электромагнетизма с Фарадеем и Максвеллом, придавшими грандиозному и разнообразному миру электричества законченные, строгие, изящные и лаконичные формы.

Свободный стиль, занимательность и обширная научная информация — бесспорные качества этой книги.

Научно-художественное произведение не заменяет учебника, и потому вряд ли прочитавший книгу сможет использовать уравнения Максвелла для конкретных расчетов. Однако читатель наверняка проникнется основными идеями теорий, электромагнитного поля, лучше узнает и по-человечески поймет, полюбит многих ученых прошлого и наших современников...

(Г. И. Покровский, профессор, доктор технических наук)

Задание 2

Найдите и подчеркните в тексте смысловые и лексические повторы. Отредактируйте текст, «сняв» смысловые повторы, заменив повторяющиеся слова синонимами.

 

Задание 3

Вам нужно выступить в телепередаче «Библиомания» и разрекламировать эту книгу так, чтобы ее быстро раскупили. Времени читать книгу у вас нет. Составьте краткую убеждающую речь о достоинствах книги на основании прочитанного предисловия. Для этого вам надо:

1) выписать основные идеи предисловия и расставить их в определенном логическом порядке;

2) составить рабочий план своего выступления, исключив все, что является, на ваш взгляд, лишним;

3) придумать введение и заключение своей речи;

4) используя синонимы, антонимы, фразеологизмы, придать своему тексту большую выразительность.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.