Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 13. Этнические общности и отношения

Логические задания и вопросы

10. Что такое этнос (этническая общность)?Чем различаются коренные и некоренные этносы?

11. Что такое диаспора? Обозначьте ее характеристики.

12. Что такое этнографическая группа? Определите е признаки.

13. Определите содержание основных признаков этнических общностей:

 

  Признаки Содержание
1. Природно-биологические (антропологические)  
2. Географические (территориальные)  
3. Хозяйственно - экономические  
4. Социокультурные  

 

14. Что такое этническое самосознание, какие уровни выделяют в его структуре? Каково их содержание?

15. Что такое этническое сознание? Что из себя представляет сознание теоретическое и сознание обыденное? В чем их сходство и различие?

16. Что такое этнический характер, этнический темперамент, менталитет?

17. Определите основные условия формирования и признаки этнической культуры.

18. Раскройте содержание следующих видов межэтнических отношений:

 

  Виды отношений Содержание
1. Экономические  
2. Политические  
3. Духовные  
4. Экологические  
5. Межличностные  

 

19. Обозначьте содержание наиболее характерных процессов в рамках современных межэтнических отношений:

 

 

  Отношения  
1. Этнообъединительные  
  - межэтническая интеграция  
  - этническая консолидация  
2. Этноразделительные  
  - появление диаспор  
  - ассимиляция  

 

20. Что такое межэтничекий конфликт, и каковы его предпосылки?

21. Какие предпосылки межэтнических конфликтов считают неустранимыми? Каковы пути их оптимизации?

22. Какие основания классификации межэтнических конфликтов вы знаете?

23. Раскройте содержание основных методов предотвращения и разрешения межэтнических конфликтов:

  Метод Содержание
1. Избегание  
2. Откладывание  
3. Переговоры  
4. Третейское разбирательство (арбитраж)  
5. Примирение  

 



 

Тема 14. Социальная стратификация и социальная мобильность

Логические задания и вопросы

1. Чем вызвана необходимость стратификации в обществе?

2. Как вы считаете, почему социальную стратификацию иногда называют вертикальной структурой общества?

3. В чем различие социальной стратификации и социальной структуры?

4. Как соотносятся неравенство и социальная стратификация?

5. Чем отличаются характер социального расслоения и способ его детерминации вфизико-генетической, кастовой, рабовладельческой, классовой стратификационных системах?

6. Какие элементы физико-генетической стратификации устойчиво проявлялись и проявляются во всех других типах стратификационных систем? Почему?

7. Элементы каких стратификационных систем сочетаются в рамках стратификационной системы смешанного типа на современном этапе?

8. Каковы основные характеристики стратификационной системы смешанного типа?

9. Каковы особенности стратификацинной системы в России на различных исторических этапах?

10. Как можно охарактеризовать стратификационную систему в современной России?

11. Что такое этакратическая стратификационная система и какие исторические предпосылки необходимы для ее установления и функционирования?

12. В соответствии с формальными рангами выстроите иерархическую модель советской этакратической стратификационной системы:

 

Наименование слоя Реальные социальные группы, входящие в его состав
1. «Правящие слои»  
2. «Передаточные слои»  
3. «Исполнительные слои»  
4. «Иждивенцы»  
5. «Парии»  

 

 

13. Что отражает понятие «социальная мобильность» и зачем оно вводится?

14. Кто является автором теории социальной мобильности? В чем выражаются особенности данной теоретической концепции?

15. Что такое каналы социальной мобильности, и какие их разновидности существуют в социальной среде?

16. Какие виды и формы социальной мобильности функционируют в обществе?

17. Какой социальный лифт вы используете или планируете использовать в нынешних российских условиях для успешного карьерного роста? Почему?

18. Какой социальный лифт вы бы выбрали для своего ребенка в будущих российских условиях для его успешной социализации и достижения значимого статуса и уровня благосостояния? Аргументируйте свой ответ.

19. Что такое маргинальность?

20. Как вы считаете, почему каждый рядовой представитель общества является двойным, а то и тройным маргиналом по жизни?

21. Как вы считаете, почему в принципе нейтральный термин «маргинальность», т.е. промежуточность в применении к общественным условиям приобретает негативную окраску?

22. Приведите примеры религиозной и политической маргинальности.

23. Как по вашему должна решаться проблема этнической маргинальности в полиэтнических семьях? Аргументируйте свой ответ.

Тема 15. Социальные институты.

Логические задания и вопросы

1. Каково назначение понятия «социальный институт»?

2. Какие элементы составляют содержание социального института?

3. Какие основные виды общественных потребностей удовлетворяются социальными институтами?

4. Как связаны социальные группы и социальные институты?

5. Каким образом происходит процесс институционализации? Какие этапы проходит социальный институт на пути своего становления?

6. Что такое институциональная роль и каково ее основное назначение?

7. Обозначьте основные социальные институты, их содержание и функции в обществе:

 

  Социальный институт Содержание Функция
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      
6.      
7.      
8.      
9.      
     

Раздел V. Регуляторы общественной жизни

Тема 16. Социальные нормы и ценности.

Логические задания и вопросы.

1. Что представляют собой ценности как основа нравственных принципов поведения?

2. Каким образом происходит перевод ценностей на язык социальных предписаний?

3. Как вы считаете, существуют ли общечеловеческие ценности? Аргументируйте свой ответ.

4. Что понимается в обществе под моралью?

5. Каким образом мораль воздействует на общество?

6. Какие функции выполняет мораль в обществе?

7. Какие типы морали выделяют, и какие критерии при этом используют?

8. Существует ли моральный прогресс и моральный регресс?

9. Что заставляет мораль эволюционировать?

10. Каков механизм изменения морали?

11. Какие моральные требования предъявляются к каждому представителю общества?

12. Почему в обществах западного типа со временем произошло обесценивание морали?

13. В чем проявляется двойственность морального сознания?

14. Раскройте содержание основных типов морали:

  Тип морали Содержание
1. Первобытная мораль (предмораль)  
2. Мораль классового общества  
  - раннеклассовая мораль  
  - христианская мораль  
  - буржуазная мораль  
  - социалистическая мораль  

 

 

15. В чем заключается особенность морали в советском обществе? Как она получили закрепление в «Моральном кодексе строителя коммунизма»?

16. В чем различие морали и нравственности?

Тема 17. Социальный контроль и девиантное поведение

Логические задания и вопросы

1. Поясните значение терминов «социальный порядок» и «социальный контроль».

2. Какие основные элементы социального контроля можно выделить?

3. Чем отличается социальный контроль в малой и большой группах?

4. Какие существуют формы социального контроля?

5. Что такое внешний и внутренний социальный контроль?

6. Приведите примеры формального и неформального контроля.

7. Определите содержаниеосновных механизмов социальной регуляции:

 

Механизм социальной регуляции Содержание механизма социальной регуляции
1. Предписание  
2. Поощрение  
3. Отбор  
4. Контроль  

 

8. Приведите примеры позитивных девиаций.

9. Какие виды санкций существуют? Раскройте их содержание.

10. Приведите примеры разрыва целей и средств, характеризующих девиантное поведение в современной России.

11. Подберите примеры, иллюстрирующие типологию девиантного поведения Р.Мертона.

 



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.