Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел IV. Общество как социетальная суперсистема





По желанию (не более 20)

Раздел I. Введение в курс «Социология»

Тема 1. Социология как наука

Логические задания и вопросы.

1. В чем заключается специфика социологии как общественной дисциплины?

2. Раскройте содержание основных законов социологии.

3. Раскройте содержание основных категорий социологии.

4. Определите содержание межпредметных связей социологии.

5. Какие функции социологии, на ваш взгляд, наиболее востребованы в современных условиях?

 

Раздел II. История становления и развития социологии

Тема 2. Возникновение социологии как науки. Классическая зарубежная социология.

Логические задания и вопросы.

1. Чем было обусловлено выделение социологии в качестве самостоятельной научной дисциплины?

2. Какой вклад в развитие социологической мысли внесли античные мыслители?

3. Что нового внести в социологическую мысль мыслители эпохи Возрождения и Нового времени?

4. В чем суть основных научных положений социологии О.Конта?

5. Что подразумевается под классическим периодом развития европейской социологии? Каковы его особенности?

6. В чем слабые стороны организмической кон­цепции общества?



7. Как связывается с понятием организма идея сложной дифференциации и организации обще­ственной жизни?

8. Если для О. Конта и Э. Дюркгейма главное - стабилиза­ция общества, то для К. Маркса - его уничтожение и замена новым, более справедливым. Верно ли такое утверждение?

9. В чем заключается особенности анализа общественного развития в социологической доктрине К.Маркса?

10. Какова роль «коллективных представлений» в концепции Э.Дюркгейма?

11. Почему социология М.Вебера называется «понимающей»?

Тема 3. Современная социология: основные тенденции и направления

 

Вопросы и логические задания:

 

1. Какие изменения происходят в предмете социологии на рубеже Х1Х-ХХ веков?

2. Назовите основные школы в эмпирической социологии и их методологические принципы?

3. В чем состоят основные различия структурного, абсолютного и релятивистского функционализма?

4. В чем различие теорий социального и функционального конфликта?

5. С чем связано выделение социальной феноменологии?



6. Как объясняют связь личности и общества неомарксисты?

Тема 4. Развитие социологии в России

 

Вопросы и логические задания

1. В чем специфика развития социологической мысли в России?

2. Как понимал предмет социологии П.А.Сорокин?

3. В чем преимущество реформ перед социальной революцией по П.Сорокину?

4. В чем причины широкого распространения в России субъективизма?

5. В чем особенность подхода к анализу общества в рамках психологической школы российской социологии?

6. Как следует понимать плюралистический подход к анализу общества у М.М.Ковалевского?

 

Раздел III. Базисные элементы социальной жизни

 

Тема 5. Человек и природа.

Логические задания и вопросы.

1. Определите содержание следующих понятий: биосфера, антропосфера, ноосфера, биотехносфера, социосфера. Как они соотносятся между собой?

2. Определите содержание ранних социально экологических концепций:

 

Концепция Представители Содержание
1. Консервационизм ("утилитаристское" направление)    
2. Охранительное направление ("биоцентризм")    
3. Экологизм      
4. Экономизм    

 

3. Раскройте содержание терминов «инвайромент», «инвацроментализм».

4. Какие четыре компонента входят в экологический комплекс О.Данана, А.Холи, Л.Шноре? Раскройте их содержание.

5. Какова суть новой инвайроментальной парадигмы У.Каттона, Р.Данлапа и др?

6. Что представляет собой социальная экология как научное направление. Что такое экология человека?

7. Что такое историческая экология и экология народонаселения?



8. Раскройте содержание отраслей социальной экологии, выделенных по масштабам социальных образований:

 

  Отрасль Содержание
1. Экология личности  
2. Экология социальных групп  
3. Экология общества  
4. Глобальная экология – экология социума  

 

9. Раскройте содержание отраслей социальной экологии, выделенных на основе их специфики:

  Отрасль Содержание
1. Промышленная экология  
2. Сельскохозяйственная экология  
3. Научная экология  
4. Техническая экология  
5. Промысловая экология  
6. Медицинская экология  
7. Этноэкология  
8. Демографическая экология  
9. Рекреационная экология  
10. Урбоэкология  
11. Архитектурная экология  

 

10. Определите состояние основных индикаторов экосоциального состояния планеты по следующим группам ресурсов:

Энергетические ресурсы

Солнечная радиация, космические лучи  
Энергия морских приливов и отливов, океанических течений  
Потенциальная и кинетическая энергия воздуха, воды (льда), горных пород (сейсмоэнергия)  
Земной магнетизм  
Энергия естественного атомного распада и спонтанных химических реакций  
Энергия искусственного атомного распада и ядерного синтеза  
Биоэнергия  
Нефть  
Природный газ  
Уголь  
Сланцы  
Торф  

Газово-атмосферные ресурсы

Ресурсы отдельных газов атмосферы О2  
Ресурсы отдельных газов атмосферыСО2  
Ресурсы отдельных газов атмосферы О3  
Газовые составляющие гидросферы  
Фитонциды и др. биогенные летучие вещества  
Тяжелые и легкие ионы  

Водные ресурсы

Атмосферная влага  
Океанические и морские воды  
Озера, водохранилища и пруды  
Текучие воды рек, ручьев, поверхностного и глубинного стока  
Почвенная влага и подпочвенные воды  
Влага в растениях и животных  
Гидрогеологические ресурсы  

Почвенно-геологические ресурсы

Почвы и подпочвы  
Выходы горных пород  
Криогенные субстраты (ледники и пр.)  
Почвенные загрязнения, в том числе засоление  
Эрозия всех видов почв  
Геоморфологические структуры (горы, равнины и пр.)  
Металлические руды, неметаллические руды, нерудные ископаемые  

Ресурсы продуцентов (флора)

Генетико-видовой состав растительности  
Растительная биомасса  
Фотосинтетическая активность  
Хозяйственная производительность растительного покрова  

Ресурсы консументов (фауна)

Генетико-видовой состав животного мира  
Биомасса консументов  
Системно-динамические качества консументов  
Животные как санитары, опылители, поглотители химических веществ и т.д.  

Ресурсы редуцентов (микроорганизмы)

Генетико-видовой состав  
Биомасса редуцентов  
Химико-физическая активность редуцентов  
Системно-динамические качества редуцентов  
Микробиологические загрязнения, в т.ч. вирусные  

Комплексная ресурсная группа

Климатические ресурсы  
Рекреационные ресурсы  
Антропоэкологические ресурсы  
Познавательно-информационные ресурсы  
Ресурсы времени  
Ресурсы пространства  

 

11. Что означает термин «природа» в широком и узком смыслах?

12. Какие природно-географические условия социальной жизни можно выделить?

13. Какие существуют механизмы адаптации человека к природно-климатическим условиям?

14. Что такое экологическая ниша?

Тема 6. Культура.

Логические задания и вопросы.

1. В связи с чем, возникли два подхода к изучению культуры: оптимистический и пессимистический? Насколько, по-вашему, правы пессимисты?

2. Как следует понимать системный характер культуры?

3. Какие из функций культуры наиболее востребованы в обществе и почему?

4. Что общего существует в разнообразном мире культурных явлений, что их объединяет? Назовите причины культурной общности народов.

5. Что такое культурные универсалии?

6. Чем вызвана культурная дифференциация?

7. Определите критерии классификации культур.

8. Каковы формы проявления культуры в жизни человека?

9. Определите содержание термина «массовая культура». В чем проявляются ее позитивные и негативные стороны?

10. Объясните, почему в условиях роста уровня образования в обществе интерес к элитарной культуре не возрастает, а падает?

11. Чем обусловлены изменения в культуре?

12. Что является движущей силой культурного прогресса?

13. Каковы элементы механизма культурных изменений?

14. Что такое инновации в культуре и каковы их разновидности?

15. Какой вид культурных инноваций доминирует в российском обществе на современном этапе?

16. Каким образом происходит трансляция культурных инноваций?

17. Что такое инкультурация, аккультурация, ассимиляция?

18. Что такое этноцентризм, ксенофобия культурный релятивизм, групповая идентичность?

19. Чем вызвана селективность в культурном заимствовании?

20. Как вы считаете, существует ли селективность в современном культурном процессе в России?

21. Что такое культурный конфликт и каковы его формы?

22. Проявляется ли культурный конфликт в современном российском обществе? Если да, то в какой (их) форме (ах)? Аргументируйте свой ответ.

23. Приведите примеры культурной трансмиссии.

24. Как вы считаете, чего больше в современной культуре России – единства или культурных различий? Аргументируйте свой ответ.

25. Что такое «разрыв культурной цепи»? Имеет ли он место в современном российском обществе?

26. Что такое диверсификация культуры? Каковы позитивные и негативные стороны данного явления?

Тема 7. Личность.

Вопросы и логические задания.

1. В чем проявляется двойственная природа человека?

2. Существует ли, на ваш взгляд, связь между физическими чертами и типом поведения человека? Аргументируйте свой ответ.

3. Определите особенности человеческой природы, которые с одной стороны отражают природную ущербность человека, но с другой в комплексе являются предпосылками социальной жизни.

4. Сравните биологическую и социальную жизнь по основным показателям.

5. В чем заключаются плюсы и минусы социологических концепций личности?

6. Чем обусловлены предсказуемость и непредсказуемость в поведении человека?

7. Приведите аргументы в пользу социальной сущности личности.

8. Раскройте содержание структурных элементов самосознания личности.

9. Может ли стать личностью «феральный» человек? Аргументируйте свой ответ.

10. Определите содержание понятий «человек», «индивид», «индивидуум», «личность».

11. Как по вашему, в чем заключается смысл бытия человека?

12. Раскройте содержание основных социальных функций сознания.

13. В какой степени правы экзистенциалисты, утверждая, что «существование определяет сущность» человека?

14. Сравните некоторые характеристики человека применительно к различным общественным дисциплинам:

 

Экономический аспект Социологический аспект Политологический аспект
Человек независим   Человек является историческим существом, Человек есть общественное существо,
Человек эгоистичен.   Человек альтруистичен.   Человек верит в авторитеты
Человек рационален   Человек иррационален.   Человек – эмоциональное существо
Человек информирован.     Человек – существо подверженное манипуляции.

Поясните обозначенные характеристики.

 

15. Насколько обоснованы, на ваш взгляд, утверждения психоаналитиков об инстинктивной природе поведения личности? Аргументируйте свой ответ.

16. Что позволяет объяснить в поведении личности феномен «коллективного бессознательного» К.Юнга?

17. Почему, согласно концепции Э.Фромма, поведение животного более безошибочно в отличие от поведения человека?

18. Насколько обоснована концепция бихевиоризма в объяснении механизмов человеческих поступков?

19. Какие факторы, на ваш взгляд, влияли на изменение целей и смыслов жизни человека на протяжении истории?

20. Сформулируйте собственное представление о цели и смысле жизни, опираясь на научные концепции.

21. Определите содержание факторов, определяющих развитие личности:

 

Факторы Содержание
Биогенетические задатки  
Социальные факторы  
Психосоциальные качества  

 

22. Чем детерминирован процесс социализации личности?

23. В чем состоит главное назначение процесса социализации?

24. Определите необходимые условия для успешного протекания процесса социализации.

25. Какой из теоретических подходов З.Фрейда, Э.Эриксона, Л.Кольберга наиболее полно, на ваш взгляд, объясняет процесс социализации? Почему?

26. Как вы считаете, какие этапы социализации наиболее значимы для развития личности? Аргументируйте свой ответ.

27. Определите, какие агенты социализации оказывают наибольшее влияние на данный процесс в рамках первичной и вторичной социализации? Аргументируйте свой ответ.

28. Австрийский психиатр З.Фрейд считал, что как только человек рождается, то он сразу же попадает в социокультурную клетку, то есть в систему норм, правил и ценностей, т.е. согласно подходу З.Фрейда, социализация представляет собой процесс постоянного обуздания инстинктов человека. Насколько правомерен, на ваш взгляд, подобный подход?


Раздел IV. Общество как социетальная суперсистема

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.