Сделай Сам Свою Работу на 5

Приложение 3 Рабочие материалы ПМПК1





Рекомендуемая форма календарного планирования деятельности ПМПК

Месяцы                        
Форма работы                        
Рабочее время (дни/часы)
Всего рабочих дней/часов 18/129,6                      
1. Прием населения 70 ч                      
2. Организационно-методическая работа 30 ч                      
3. Просвещение 10 ч                      
4. Контроль (сопровождение) 19 ч                      

График работы ПМПК на 10—14 сентября 2001 г.

Формы работы Дни недели
10.09 (пн.) 11.09 (вт.) 12.09 (ср.) 13.09 (чт.) 14.09 (пт.) Итого
1. Прием населения 10.00-14.00 15.00-17.00 10.00-14.00 15.00-17.00   10.00-16.00 10.00-16.00 24ч
2. Организационно-методическая работа 3. Просвещение 4. Контроль 12 часов (распределяются в соответствии с индивидуальными 12-часовыми еженедельными графиками работы каждого специалиста)
Всего часов 36ч

Типовое положение о ПМПК в настоящее время разрабатывается Министерством образования РФ. Его проект апробируется на базе нескольких ПМПК с 1999 г. Отсутствие утвержденного Типового положения затрудняет разработку и внедрение единой документации по ПМПК.



Представленные рабочие материалы были подготовлены Г.В.Грибановой в период работы над проектом Типового положения в 2000—2001 гг. и опубликованы (см: Дефектология. — 2001. — № 6). Эти материалы были апробированы в нескольких ПМПК и показали себя как удобные и отвечающие задачам деятельности комиссии.

График работы специалиста ПМПК

(указать специальность, Ф.И.О.) на 10 — 14 сентября 2001 г.

  Дни работы
10.09 (пн.) 11.09 (вт.) 12.09 (ср.) 13.09 (чт.) 14.09 (пт.) Итого  
1. Прием населения 10.00-14.00 15.00-17.00 10.00-14.00 15.00-17.00 10.00-16.00 10.00-16.00 24ч
2. Организационно-методическая работа 10.00-18.00
3. Просвещение 17.00-19.00 17.00-19.00
4. Контроль
Всего часов 36ч

Направление на ПМПК



Учреждение (ведомство)

Направление на ПМПК

(официальное название учреждения) Направляет ___________________________

(Ф.И.О. ребенка, возраст, адрес)

на обследование ПМПК в связи с:

(указываются конкретные показания к направлению ребенка на ПМПК)

Приложение:

(перечень документов, направляемых обратившим ся учреждением в ПМПК)

Печать учреждения

Подпись руководителя учреждения

Дата отправки

Сведения о динамике развития обучающихся (воспитанников) образовательного учреждения (указать, какого), направленных на ПМПК

№ п/п Ф.И.О. ребенка Дата обследования на ПМПК (в соответствии с коллегиальным заключением ПМПК на ребенка, поступившим в образовательное учреждение) Динамика развития (положительная, отрицательная, волнообразная, недостаточная и др.)
Алешин Алексей Петрович 20.02.2000 г. Положительная
Иванов Петр Иванович 12.03.2000 г. Отрицательная
Сидоров Иван Петрович 15.03.2000 г. Волнообразная
Всего: Зчел. Всего с благоприятной динамикой: 1 чел. С неблагоприятной динамикой: 2 чел.
Печать, Подпись руководителя образовательного учреждения образовательного учреждения

Журнал движения документации



№ п/п  
Ф.И.О. ребенка  
Год приема ребенка на ПМПК  
Дата передачи/получения документа (кому, от кого)  
Адресат или источник информации  
Наименование документа (запрос, направление, запрошенный документ — какой, и т.д.)  
Подпись выдавшего документ (или сведения о пересылке по почте)  
Подпись принявшего документ о поступлении документа по месту запроса  

Таблица 1

Возрастная группа Примечание
0 — 3 года (включительно) 3—7 лет (включительно) 7 - 1 1 лет (включительно) 11 — 16 лет (включительно) 16- 18 лет (включительно)  
           

Таблица 2

Типы, виды учреждений
Учреждения системы образования Другие учреждения, ведомства Примечание
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения ППМС-центры Общеобразовательные школы    
I вид II вид III вид IV вид V вид VI вид VII вид V1I1 вид   Классы КРО, другие спец. классы Общеобразовательные классы    
Количество детей, которым рекомендованы данные образовательные или иные условия (чел.)  
                         

Приложение 4 Примеры оформления документации по результатам психолого-педагогического изучения детей с нарушениями развития

Результаты психолого-педагогического изучения Эллы С., 10 мес

Из анамнеза

Дата рождения 27 ноября 1997 г. Ребенок поступил в Дом ребенка 27 марта 1998 г. в возрасте 4 мес.

Ребенок от первой беременности, протекавшей на фоне болезни Боткина, хронического панкреатита, фитоплацентарной недостаточности и курения. Роды срочные. Оценка по шкале Апгар — 8 баллов.

В раннем периоде развития перенесла следующие заболевания: внутриутробное инфицирование, гнойный менингоэнцефалит, осложненный ДВС синдромом постгеморрагической анемией, перинатальная гипоксическая энцефалопатия, судорожный синдром, синдром нарушения двигательных функций, внутренняя гипотрофия. Задержка психического развития.

Психолого-педагогическая характеристика

Девочка вступает в контакт со взрослыми формально, контакт мимический, эмоции неяркие. Поведение адекватное. Активна и деятельна в периоды бодрствования, но физические возможности ограниченны. Внимание недостаточно устойчивое, интерес к игрушкам поверхностный, нестойкий, длительность сосредоточения удовлетворительная, работоспособность снижена, действует формально.

Состояние слуха: норма.

Состояние зрения: подозрение на частичную атрофию зрительных нервов.

Моторика: мелкая моторика пальцев рук не развита, манипулятив-ная функция ограниченна, движения рук несогласованны, координация движений нарушена, действует больше левой рукой, правой с трудом, медленно.

Действия с игрушками стереотипные и примитивные: стучит, бросает, тянет в рот.

Речевое развитие: лепет и гуление отсутствуют, обращенную речь не понимает. На момент обследования полное отсутствие звуковых и вербальных средств общения. Дыхание поверхностное, голос недостаточный по силе, прерывистый, голосовые модуляции отсутствуют. В лицевой мускулатуре — гипертонус мышц. Губы спастичные, малоподвижные. Язык жесткий, спастичный, гиперкинез, посинение кончика при нагрузке. Твердое нёбо — готическое. Жевание и глотание не нарушено.

Реакции на световые и звуковые раздражители положительные. Прослеживает предметы взглядом, локализует звук в пространстве.

Индивидуальная программа развития ребенка на октябрь — декабрь 1998 г.

1. Стимулировать улыбку, смех в ответ на эмоциональное общение. Учить всматриваться в свое отражение в зеркале.

2. Стимулировать интерес к игрушкам, формировать элементарные действия с ними.

3. Развивать координацию движений глаза и руки.

4. Учить искать и находить взглядом предметы, неоднократно называемые и постоянно находящиеся в определенном месте, при вопросе «Где...».

5. Учить дифференцировать интонацию голоса.

6. Учить реагировать на свое и чужое имя.

7. Учить понимать отдельные инструкции в конкретных ситуациях.

8. Учить зрительно контролировать свои манипуляции, развивать умение захватывать и удерживать мелкие игрушки.

Индивидуальная программа развития ребенка на январь —март 1999г.

1. Учить находить взглядом несколько знакомых предметов, независимо от их местонахождения, различать лица людей.

2. Развивать умение самостоятельно ходить и выполнять другие движения: приседать, наклоняться, поворачиваться, бросать мяч взрослому.

3. Учить выполнять разнообразные действия с предметами в зависимости от их свойств.

4. Учить действиям с игрушками, в том числе и выполнять разученные действия по просьбе взрослого.

5. Учить по просьбе «дай» находить и давать знакомые предметы.

6. Стимулировать повторное произнесение одних и тех же и новых слов, разнообразных звуковых комплексов.

7. Стимулировать игровой контакт со взрослыми, развивать разнообразные средства коммуникации (лепетные слова, жест).

Результаты психолого-педагогического изучения Эльдара X., 3 года 8 мес

Выписка из истории развития

Возраст матери во время беременности 23 года. Беременность первая с угрозой выкидыша. Роды в срок со стимуляцией.

Вес при рождении — 4 кг, рост — 55 см. По шкале Апгар — 8,8 балла. Из роддома привезен в неврологическое отделение в тяжелом состоянии с диагнозом: тяжелая перинатальная энцефалопатия.

Раннее развитие с задержкой: голову держит с 2 мес, сидеть начал в 9 мес, первые шаги — в 1,5 года, речевое развитие с задержкой. На первом году жизни неоднократно лечился с диагнозом ПЭП. В 10 мес — судорожный синдром, гипертензионно-гидроцефальный синдром. В настоящее время состоит на учете у невропатолога с диагнозом ММД.

Психолого-педагогическая характеристика

Поступил в детский сад по направлению ПМПК с диагнозом: органическая задержка психического развития. Посещает дошкольную группу для детей с ЗПР с сентября 2001 г. Жалобы при поступлении: низкий уровень речевого развития, двигательная неловкость, нарушение координации, не играет с игрушками. К условиям детского сада адаптировался быстро. Требует к себе повышенного внимания со стороны взрослых. Со сверстниками играть не любит, но агрессии не проявляет. Наблюдается склонность к уединению. На занятиях быстро устает, отвлекается. Заинтересованности не проявляет, не подчиняется требованиям взрослого на занятиях.

Запас знаний и умений снижен. Навыки самообслуживания развиты недостаточно — затрудняется при одевании и раздевании, неправильно держит ложку, не всегда опрятен.

Условия семейного воспитания удовлетворительные. Родители осознают необходимость коррекционно-развивающей работы с ребенком, проявляют заинтересованность в работе с учреждением.

Протокол обследования Дата обследования 04.03.2002 — 06.03.2002'

Название методики

Выполнение

1. Исследование мышления:

а) собери гербарий

б) доски Сегена (из 6 элементов)

в) складывание разрезных картинок:

2 части

3 части

Выполняет самостоятельно Выполняет самостоятельно

Выполняет самостоятельно Выполняет с помощью взрослого

При обследовании использовались задания и критерии оценки из книги И.Ю.Левченко «Патопсихология: Теория и практика». — М., 2000.

Окончание протокола

Название методики

2. Исследование конструктивного праксиса:

а) конструирование по подражанию (строительный конструктор)

б) конструирование по реальному зрительному образцу (строительный конструктор)

в) конструирование по подражанию (из палочек)

г) конструирование по образцу (из палочек)

3. Исследование восприятия (3-й уровень):

а) соотнесение по форме («подбери ключик к замку»)

б) выполнение инструкции «Дай красный» (основные цвета)

в) сравнение и дифференциация по величине (трехсоставная матрешка)

4. Исследование памяти (вербальный уровень):

а) игра в прятки

б) попросить ребенка сказать, с кем он живет, во что он любит играть, а также назвать свое имя и фамилию; повторить вопрос «Сегодня на улице много грязи и луж?»

в) выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, подойти к столу, открыть коробку, взять карандаш

5. Исследование речи:

а) установить, названия каких действий знакомы ребенку

б) установить, может ли ребенок узнавать знакомые предметы, изображенные на картинках

в) установить, сложилось ли у ребенка понимание направленности действия, места действия или для кого это действие совершается

Выполнение

Простые постройки: башня из 5 — 6 кубиков, поезд — выполняет самостоятельно

Дорожка, стол — выполняет самостоятельно.

Более сложные (дом с дорожкой, дом с забором) — не выполняет Дорожка, заборчик — выполняет самостоятельно

Треугольник, квадрат — не выполняет

Выполняет самостоятельно

Выполняет самостоятельно, но иногда путает цвета Самостоятельно выполнить не может

С заданием справляется Задание выполняет частично (называет фамилию, имя, но в вопросе повторяет только 2 — 3 слова)

Выполняет только 3 — 4 действия (норма: 2 года — 3 — 4 действия, 3 года — 5 действий)

Ребенку знакомы названия бытовых действий (сидеть, читать, спать, кушать и т.д.) Да, может Нет

Заключение по результатам обследования

В начале исследования контакт затруднен, ребенок несколько скован и насторожен. Но контакт быстро установился, ребенок эмоционально воспринимал задания, но быстро уставал, отвлекался. Ориентирован на похвалу. Продуктивно выполнять задания мог только с помощью взрослого. Наиболее эффективной оказалась обучающая помощь, задания по аналогии выполнял после 1 — 2 показов. Трудности при выполнении заданий во многом были связаны с низкой умственной работоспособностью, истощаемостью ребенка. Постоянно нуждался в дозировании нагрузок и смене видов деятельности.

При исследовании были получены следующие результаты: запас знаний и представлений существенно ниже возрастной нормы, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление развито недостаточно. Память снижена. Речевое развитие не соответствует возрасту ребенка: при построении речевого высказывания отмечается аграмматизм, не понимает косвенных падежей. Активный и пассивный словарь недостаточны. Имеют место нарушения моторного развития. Мелкая моторика развита недостаточно. Согласованные действия рук не сформированы. При выполнении заданий фактически игнорирует левую руку.

Итак, в структуре нарушения психического развития отмечаются недостатки моторики, низкий уровень развития мышления, недостатки речевого развития, нарушения памяти, несформированность сенсорных процессов.

Ребенок нуждается в коррекционно-развивающей работе, направленной на формирование высших психических функций, преодоление недостатков речевого и моторного развития.

Психолого-педагогическая характеристика Алеши С., 5,5 лет

Заключение ПМПК: легкая умственная отсталость? Ранний детский аутизм?

Алеша посещает ДОУ полтора года.

В анамнезе отмечаются преждевременные роды и перинатальная гипоксия.

Со слов мамы ребенок долго не говорил, затем сразу появились отдельные слова (первое слово — «жираф»). Мать жалуется, что Алеша не любит умываться, чистить зубы. В поведении часто появляется агрессия. Бывает очень возбужден, может нанести себе или окружающим физическое повреждение.

В группе поведение ребенка неадекватное, с детьми контактирует мало, проявляет негативизм при принуждении к совместным действиям. Педагогов-воспитателей слушается, но инструкции не всегда выполняет, часто прячется за шторы в спальне, боится громкого голоса.

Общая характеристика моторики: отмечается неловкость движений, нарушение координации: не может повторить за воспитателем набор движений, не стоит на одной ноге. Но если ему нужно убежать от взрослого, бывает ловок и гибок. Особые сложности в выполнении мелких движений пальцами испытывает на занятиях по лепке, аппликации, а также при застегивании одежды.

Также возникают проблемы в еде. Избирателен в выборе блюд. Ест только определенные блюда: картофель (пюре) и сосиски, иногда пьет яблочный сок. Одевается самостоятельно, но небрежно.

В игре с другими детьми участвовать не хочет. Своими действиями мешает игре других детей. Часто играет один: перебирает отдельные игрушки, переставляет их, но не организует с ними сюжетную игру. Особенно любит игры с водой: нравится переливать воду из сосуда в сосуд, любит наблюдать за рыбками в аквариуме.

Конструктивная деятельность развита плохо, но когда у него возникает какая-либо фантазия, может создать из деталей конструктора животное. В целом деятельность Алеши недостаточно целенаправленная. Однако при наличии мотивации он может выполнить конкретную задачу.

Речь фразовая с употреблением не по возрасту сложных слов «молекулярный», «гиппопотам». Словарный запас достаточный. Знает свое имя, фамилию, домашний адрес, телефон, рабочие телефоны родителей и некоторых друзей семьи.

Алеша обладает глобальным чтением: свободно читает несколько знакомых ему слов. Счетные операции формальные, с превышением возрастной нормы — сразу стал считать сотнями. Одновременно не всегда понимает смысл простой задачи в пределах первого десятка. Пространственные и временные представления сформированы недостаточно. Пишет печатными буквами. Линии недостаточно четкие. В рисунке нарушена пропорциональность частей изображения, бросается в глаза агрессивный характер рисунков (острые зубы, изображение в виде пик). Затрудняется в установлении причинно-следственных отношений, умение обобщать сводится к формальному.

В целом в развитии ребенка наблюдается диспропорциональность формирования отдельных психических сфер опережающее развитие речи, мышления и задержанное развитие эмоционально-волевой сферы, личности, моторных навыков.

Учителъ-дефектолог

Заключение по результатам психолого-педагогического исследования Станислава К., 16 лет

Станислав К., учащийся школы VIII вида. Обследован на ПМПК в связи с особенностями поведения и жалобами близких и учителей на трудности установления контакта с подростком.

Станислав К. страдает болезнью Бурневиля (туберозным склерозом), диагноз поставлен в ПНД № 6. В школе VIII вида обучается два последних года, до этого находился в надомном обучении при массовой школе. При поступлении в школу проблем в усвоении программного материала не испытывал, хотя имелись определенные пробелы в знаниях. Поведение Станислава воспринималось учителями как «домашнее», т.е. несформированное, в чем, по их мнению, проявлялась неумелость родителей в воспитании. Ребенок внешне имел милый, «интеллигентный» вид. Все члены семьи образованные, интеллигентные люди. В настоящее время практически у всех взрослых контакт с подростком утерян.

Во время обследования держится напряженно. Внешний вид неопрятен. Выражение лица с признаками детскости и дурашливости. На лице множественные папулы розового и красного цвета. В контакт вступает, но в выборе взаимодействия избирателен: предпочитает те формы, которые не вызывают у него страха или раздражения. Визуальный контакт очень кратковременный. В беседе выясняется, что подросток страдает немотивированными страхами, вызываемыми пушистыми предметами, громкими звуками, голосами людей. Психологическое обследование это подтверждает. При интерпретации ситуации на картине (ТАТ) выявляется повышенная ранимость подростка. При применении рисуночных тестов изобразил женщину с крупным раскрытым ртом и сообщил: «Это моя учительница. Она всегда кричит. Она кричит на всех. На меня особенно. Поэтому я не хочу ходить в школу». После этого во время обследования стереотипно повторял: «Она кричит. Почему она кричит?».

Анализ интеллектуальной деятельности свидетельствует о наличии недостаточности мыслительных операций и познавательной сферы. Подросток фиксируется на одном алгоритме выполнения задания и повторяет его. Логические закономерности не устанавливает. Обобщает формально, по латентным признакам. Характерны стереотипные двигательные реакции: раскачивается из стороны в сторону, теребит бумагу. При попытках психолога установить визуальный и тактильный контакт отводит взгляд, пытается убежать.

Итак, полученные данные указывают на асинхронное развитие психики. В структуре нарушения отмечается недоразвитие интеллекта в сочетании с проявлением аутистических черт.

Психолог

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.