Сделай Сам Свою Работу на 5

Методики изучения родительско-детских отношений





Задачами этого направления диагностики являются:

- установление типа родительско-детских отношений и причин их нарушений;

- изучение динамики родительско-детских отношений под воздействием коррекции;

- определение модели семейного воспитания.

Характер взаимодействия родителей с больным ребенком может быть изучен с помощью следующих методик:

- методика PARI Е.Шеффер и Р.Белла (блок II);

- тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги и В.В.Столина;

- методика диагностики межличностных отношений Т.Лири;

- методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), варианты 3 — 10 лет, 11 — 21 год;

- методика «Чернильные пятна» Г. Роршаха.

- методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» Дж. Морено.

Первые пять методик направлены на выявление различных вариантов особенностей родительских установок во взаимоотношениях с их детьми.

Методика PARI E.Шеффер и Р.Белла определяет родительские позиции (в первую очередь матерей). В этой методике выделяются следующие критерии:

- понимание родительской позиции как оптимальной;

- понимание гиперопекаемых отношений к ребенку как правомерных;



- понимание отношений с ребенком как неуравновешенных;

- понимание собственной жесткой позиции как правомерной.

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» Дж. Морено позволяет изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности и социально-психологическую совместимость членов конкретной группы (в данном случае — семьи больного ребенка).

Процедура психологического исследования семьи

В процедуре психологического изучения семьи можно выделить два направления. Первое направление реализуется в форме беседы-интервью и состоит из нескольких этапов. Второе направление представлено комплексным экспериментальным изучением проблем семьи.

Рассмотрим содержание первого направления.

Первый этап. Знакомство. Установление контакта и необходимого уровня доверия и взаимопонимания.

Второй этап. Определение проблемы. Здесь выделяют два под-этапа: определение проблемы со слов родителей и диагностика состояния ребенка.



Третий этап. Формулирование реальных проблем.

Четвертый этап. Определение способов, с помощью которых проблема или проблемы могут быть решены.

Пятый этап. Подведение итогов, резюме, закрепление понимания проблемы в формулировке психолога.

Первый этап и часть второго этапа (исключая диагностику состояния ребенка) проводятся психологом со всеми присутствующими членами семьи. С целью овладения полной информацией о процессах, имеющих место в данной семье, психолог устанавливает доверительный контакт с каждым из ее членов. Специальными приемами (жестами, мимикой, интонацией голоса и содержанием фраз) он настраивает близких больного ребенка на глубокое и серьезное изучение проблем семьи, а также стимулирует их собственной позицией на поиск адекватного решения. Трудности, на которые обычно жалуются родители больных детей, чаще всего касаются:

- проблем ребенка, возникающих в процессе его обучения, воспитания или лечения;

- взаимоотношений ребенка с матерью (его послушание — непослушание, агрессивность—ласковость, нежность к матери);

- отношений ребенка с сибсами (здоровые дети тяготятся больными братом или сестрой, стесняются их);

- отношений ребенка с другими детьми в школе, детском саду, на улице (здоровые дети дразнят, обижают больного ребенка, они не хотят с ним общаться; показывают на него пальцем или пристально, с повышенным интересом рассматривают его физические недостатки);

- отношений ребенка с дедушкой и бабушкой (в одних случаях бабушка и дедушка жалеют больного ребенка, «заласкивают» его, в других — мать ребенка жалуется на то, что бабушка и дедушка не желают поддерживать с больным ребенком связь; со стороны больного ребенка может проявляться грубость или агрессия по отношению к бабушке и дедушке);



- отношений ребенка с учителем, воспитателем в детском саду, в школе (родители жалуются, что учитель недооценивает, занижает возможности их ребенка);

- отношений между матерью и отцом ребенка (треть семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, — неполные);

- отношений отца (матери) к ребенку (отвержение или принятие ребенка и полное посвящение себя его проблемам);

- оценки матерью (отцом) отношения отца (матери) ребенка к нему и к нормальным сибсам (позитивная или негативная, возможно проявление чувств ревности, гнева, агрессии) и др.

Психолого-педагогическое изучение ребенка осуществляется с помощью соответствующих методик и в рамках известного в отечественной дефектологической науке традиционного подхода. В зависимости от степени выраженности нарушений в интеллектуальной, двигательной, речевой или эмоционально-волевой сферах психолог ставит перед собой задачу по изучению влияния внутрисемейных отношений на характер формирования личностных черт больного ребенка.

Содержание работы на третьем этапе включает главную цель, с которой обращаются родители ребенка к психологу. Эта цель — определение психологом реальной проблемы на основе объективного анализа данных. Практика показывает, что реальная формулировка проблемы семьи в большинстве случаев возможна лишь при ее переосмыслении и обличении в новую формулу.

На четвертом этапе психолог предлагает родителям оптимальные способы решения их проблем. К ним могут быть отнесены:

- правильный выбор программы обучения и типа специального (коррекционного) образовательного учреждения для ребенка;

- организация коррекционной работы с ребенком в домашних условиях;

- обучение родителей навыкам воспитания ребенка с отклонениями в развитии;

- формирование у ребенка адекватных отношений со всеми членами семьи и с другими лицами (в образовательном учреждении);

- изменение позиции родителей относительно «бесперспективности» развития их ребенка;

- установление позитивного климата и адекватных взаимоотношений между всеми членами семьи.

Одновременно психолог осуществляет поиск дополнительных мер, которые могут быть необходимы для решения основной проблемы. Он дает подробные разъяснения по поводу того, что надо делать и как осуществлять работу по каждому из перечисленных выше направлений.

Последний этап посвящен подведению итогов первичного психологического исследования семьи. Одновременно психолог изучает на эмпирическом уровне готовность родителей к преодолению проблем и определяет степень помощи, в которой они нуждаются.

Следует учитывать, что для достижения понимания интерпретации проблемы, даваемой консультантом, родителям необходимо время для обдумывания и для формирования нового взгляда на проблему. Одновременно у них может возникнуть неудовлетворенность результатами консультирования, особенно если их позиция подвергалась сомнению. В таком случае следует убедить родителей в необходимости проведения дополнительных бесед, а также в целесообразности проведения психодиагностической процедуры по отношению к ним самим.

Организация и проведение комплексной личностной и семейной диагностики (второе направление) может проводиться также в несколько этапов (дней) в зависимости от возникновения в этом потребности.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите задачи психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития.

2. Какие правила соблюдаются при проведении беседы с родителями проблемного ребенка?

3. Перечислите этапы работы по психологическому изучению семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития.

4. Какова конечная цель социально-педагогического и психологического изучения семьи ребенка с нарушениями развития?

Литература

Основная

Альманах психологических тестов. — М., 1995.

Бурлачук Р. Л., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989.

Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. — М., 1997.

Практическая психодиагностика: Методики и тесты. — Самара, 1998.

Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1995.

Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. — М., 1980.

Дополнительная

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие. — М., 2002.

Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии //Дефектология. — 1998. — № 4.

Ткачева В. В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. — 1999. — № 3.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 Примерная программа дисциплины Психолого-педагогическая диагностика

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации для специальностей:

031500— Тифлопедагогика,

031600— Сурдопедагогика,

031700 —Олигофренопедагогика,

031800—Логопедия,

031900— Специальная психология,

032000— Специальная дошкольная педагогика и психология

1. Цель и задачи дисциплины.

Цель данной дисциплины — ознакомление студентов с методологией и практикой изучения нарушений развития и комплектования коррек-ционно-образовательных учреждений.

Основные задачи дисциплины:

- обеспечить студентов теоретической подготовкой по вопросам психодиагностики нарушений развития;

- сформировать у студентов практические навыки своевременного выявления нарушений развития у детей;

- сформировать навыки психологического и педагогического изучения детей с учетом имеющихся нарушений;

- обеспечить усвоение нормативных и практических материалов по вопросам комплектования специальных образовательных учреждений (дошкольных и школьных).

2. Требования к уровню подготовки студента.

В результате изучения дисциплины студент должен овладеть следующими знаниями:

- теоретико-методологическими основами психодиагностического процесса;

- современными подходами к организации и методическому обеспечению изучения детей с отклонениями в развитии;

- основными психодиагностическими методиками и путями анализа;

- системой отбора детей в специальные образовательные учреждения. Студент должен уметь:

- выявлять в детской популяции детей с отклонениями в развитии;

- проводить психолого-педагогическое изучение детей с разными нарушениями;

- на основании диагностики определять пути коррекционной работы;

- квалифицированно решать вопрос о направлении ребенка в специальное образовательное учреждение (школьное или дошкольное) и об организационных формах обучения.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид занятий Всего часов Семестр
Общая трудоемкость (по ГОСВПО)  
Аудиторные занятия  
Лекции X  
Практические занятия (семинары) X  
Лабораторные работы X  
Самостоятельная работа (в часах) 34 (работа с литературой)  
Указать другие виды работы, в том числе курсовые проекты, рефераты Х  
Вид итогового контроля Экзамен  

4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды учебных занятий.

№ п/п Наименование темы Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы
1. Предмет, задачи, теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики (ППД) X
2. Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей X X X
3. Психолого-педагогическая диагностика в системе психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями развития X X X
4. Дифференциальная диагностика X X X

Примечание. X — часы распределяются произвольно.

4.2. Содержание разделов дисциплины.

1. Предмет, задачи, теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики. Место психодиагностики в психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушениями развития. Задачи ППД: выявление детей с проблемами в развитии, определение их образовательных потребностей; определение путей коррекции и компенсации нарушений; определение оптимального педагогического маршрута. Теоретико-методологическая основа ППД. Взгляды Л.С.Выготского, А. Р.Лурия, В.И.Лубовского на проблему изучения нарушений развития.

Принципы ППД: комплексность, системный анализ нарушений, динамическое изучение, качественно-количественный анализ результатов.

Роль ППД на разных этапах развития ребенка. Прогностическое значение психодиагностики нарушений развития.

2. Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей. Психологические средства. Основные методы ППД — наблюдение, эксперимент. Дополнительные методы — анализ документации, беседа, тестирование, анализ продуктов деятельности ребенка. Наблюдение. Естественный психолого-педагогический эксперимент. Патопсихологический эксперимент. Обучающий эксперимент. Экспериментально-психологические методики изучения познавательной деятельности и личности. Методы изучения речи.

Дифференциальная психометрия. Тестирование: репрезентативность, надежность, валидность тестов.

Нейропсихологическое изучение детей. Рисуночные тесты: их место в изучении ребенка с отклонениями в развитии.

Психодиагностическая процедура. Нормативные требования к организации и проведению обследования детей с отклонениями в развитии. Методическое обеспечение психодиагностического процесса. Заключение по результатам психологического изучения ребенка.

Особенности обследования детей в зависимости от возраста и характера нарушений (сенсорные, моторные, речевые).

Педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии в условиях образовательного учреждения. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с нарушением развития: ее назначение, требования к составлению, использование в практике образовательных учреждений.

3. Психолого-педагогическая диагностика в системе психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями развития. Психолого-педагогическая диагностика и ее значение для организации психокор-рекционных, психопрофилактических мероприятий, психолого-педагогического консультирования и поддержки семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития.

Психолого-педагогический консилиум (ПМПк) образовательного учреждения: состав, задачи, организация и содержание деятельности, документация.

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Нормативно-правовая база деятельности. Цель, задачи, состав, организация работы. Оборудование для обследования детей. Документация. Особенности изучения детей в ПМПК. Психолого-педагогический диагноз.

Психолого-медико-педагогическая консультация. Задачи, организация и содержание работы.

4. Дифференциальная диагностика. Понятие «сходные состояния», «дифференциально-диагностические критерии». Задачи дифференциальной диагностики.

Значение дифференциальной диагностики для комплектования специальных образовательных учреждений и организации коррекционно-развивающего процесса.

Особенности дифференциального диагноза при интеллектуальных, речевых, сенсорных, двигательных нарушениях, при сложных (комплексных) дефектах.

Отграничение умственной отсталости от сходных состояний как важнейшая задача дифференциальной диагностики. Основные критерии отграничения умственной отсталости от сходных состояний.

Лабораторный практикум.

1. Участие в психолого-педагогическом изучении детей в специальном образовательном учреждении.

2. Изучение документации на ребенка, представленного на ПМПК.

3. Демонстрация психодиагностического обследования ребенка 6 — 9 лет с предполагаемой умственной отсталостью; обсуждение результатов, написание заключения.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

5.1. Рекомендуемая литература.

Основная

Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984. — Т. 5. — С. 257 — 321.

Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1995.

Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. — М., 1998.

Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1998.

Левченко И. Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М., 2000.

Методы обследования речи у детей / Под общ. ред. И. Т. Власенко, Г.В.Чиркиной. - М., 1996.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Стребелевой. — М., 1998.

Дополнительная

Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.

Кононова М. П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей. — М., 1963.

Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. — М., 1991.

Семаго Н. Я., Семаго М. М. Руководство по психологической диагностике. — М., 2000.

Схема нейропсихологического обследования детей / Под ред. А. В. Семенович. — М., 1998.

Усанова О. И. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей. — М., 1990.

5.2. Средства обеспечения дисциплины.

Для обеспечения освоения дисциплины необходимы лаборатории, классы.

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

- лаборатории;

- классы, оборудование различными средствами ТСО (компьютеры, видеои аудиоаппаратура);

- учебные и методические пособия (учебники, программы, сборники упражнений и т.д.);

- наглядные пособия.

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

7.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

Темы для самостоятельной работы

1. Задачи ППД.

2. Виды диагностики (общая характеристика).

3. Принципы ППД.

4. Методы ППД.

5. Роль ППД на разных этапах развития ребенка.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.