Сделай Сам Свою Работу на 5

Итоги освоения содержания





Достижения ребенка (Что нас радует)

ü Ребенок проявляет интерес к событиям настоящего и прошлого родной страны.

ü Имеет некоторые представления о государственном устройстве России, ее символике, других странах мира, людях разных нацио­нальностей.

ü Самостоятельно может рассказать о родной стране (ее досто­примечательностях, природных особенностях, выдающихся людях), вспомнить стихотворения, песни о родной стране, на­родные игры.

ü Охотно участвует в общих делах социально-гуманистической направленности: в подготовке концерта для ветеранов войны, по­садке деревьев на участке, в конкурсе рисунков «Мы любим нашу землю», проявляет инициативность и самостоятельность.

ü Выражает желание в будущем (когда вырастет) трудиться на благо родной страны, защищать Родину от врагов, стараться решить не­которые социальные проблемы.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

ü Равнодушие ребенка к особенностям родной страны, нежелание беседовать на эту тему. Проявление пренебрежительного отноше­ния к детям других национальностей, нежелание вместе играть, заниматься общим делом.




РЕБЕНОК В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ

И ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

 

Дошкольный возраст имеет основополагающее значение для соци­ального становления личности в целом и для воспитания этнотолерантности, поскольку, с одной стороны, ребенок изначально толерантен, а с другой стороны, именно на ранних стадиях закладывается прочная база для будущих этнических и расовых предрассудков и кон­фликтов.

Компонентами содержания социального развития старших до­школьников в поликультурном обществе становятся толерантность, патриотизм, гражданственность и этнотолерантность, которые форми­руются целенаправленно в педагогическом процессе ДОУ средствами вхождения ребенка в культуру.

Средства этнокультурного образования

И воспитания дошкольников

Наиболее ценной для воспитания и обучения ребенка становится духовная культура и особенно искусство. Произведения разных видов искусства близки эмоциональной природе ребенка, его способности мыслить образами и выражать свое отношение к окружающему в раз­ных видах художественной деятельности.



Наиболее доступными из них для дошкольников являются следую­щие.

Народная игровая культура. Ребенку понятны и интересны такие ее формы: народные игры разных видов (подвижные игры и состяза­ния, сюжетные, хороводные, словесные), народная игрушка, народ­ный праздник и народный театр. Традиционно народная игровая куль­тура рассматривается как средство вхождения ребенка в пространство родной культуры. Вместе с тем введение элементов народной игровой культуры различных этносов и общностей в педагогический процесс детского сада может способствовать ознакомлению детей с историей развития человечества, воспитанию толерантного отношения к разным народам, поликультурному развитию дошкольников.

Устное народное творчество, ценность которого состоит в познава­тельном, эстетическом и воспитательном значениях. Фольклорные тексты естественно включаются в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную). Произведения устно­го творчества разных народов содержат единые архетипы, выражаю­щиеся в образах, сюжетах, морали. Их освоение помогает дошкольни­ку понять общность нравственно-этических общечеловеческих цен­ностей.

Декоративно-прикладное искусство разных народов, в произведени­ях которого отражаются традиционные культурные ценности этносов и этнических групп. Знакомство со спецификой народных декоратив­ных промыслов разных культур, с общими и различными образами и символами позволяет дошкольникам увидеть и осмыслить, что их спе­цифика зависит от внешних особенностей жизни этноса (главным образом, среды обитания), а общность определяется единством нрав­ственных и эстетических ценностей. Возможность не только наблю­дать, но и участвовать в создании предметов на основе народных традиций делает этот процесс увлекательным и полезным для ребенка.



Поликультурное пространство музея. Музей как социокультурный феномен обладает большими потенциальными возможностями дляприобщения дошкольников к различным культурам, благодаря нагляд­но представленным памятникам и музейным экспонатам. Современ­ные технологии делают доступным и интересным процесс приобще­ния дошкольников к различным культурам в условиях музея. Кроме того, возможно использование элементов музейной педагогики в самом дошкольном образовательном учреждении за счет организации и деятельности детского мини-музея или музейной студии.

Шестой год жизни

Задачи воспитания этнотолерантности

1. Воспитывать уважение к людям разных национальностей, их культуре. Поддерживать интерес к народной культуре своей страны (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, иг­рушкам).

2. Развивать представление о том, что Россия — большая много­национальная страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии.

3. Познакомить с расовым составом жителей нашей планеты, по­мочь понять многообразие ее этнического состава, объяснить, что в каждой стране живут люди разных национальностей.

4. Объяснять значение позитивного общения, сотрудничества с людьми разных стран и этносов.

5. Способствовать выражению отношения к жизни разных наро­дов, к событиям истории в играх, рисунках, рассказах, вопросах.

Освоение задач воспитания этнотолерантности у дошкольников осуществляется в разных видах совместной и самостоятельной дея­тельности.

Основные методы воспитания этнотолерантности у детей 5—6 лет следующие.

Рассказы взрослого, чтение книг, просмотр видеофильмов, видеопре­зентаций, прослушивание аудиозаписей, беседы, организация выставок обеспечивают накопление ребенком представлений о расовом и этни­ческом составе планеты, нашей страны, особенностях этнической культуры, возбуждают интерес к данному содержанию.

Знакомство детей с устным народным творчеством, народными игрушками и способами их изготовления, народными играми, народным музыкальным и изобразительным искусством, народными праздниками способствует воспитанию интереса к культуре родной страны, своего этноса, других народов и национальностей, углубляет опыт познания ребенком причин различия и глубинного сходства этнических культур, обеспечивают возможность отражения полученных знаний в разных видах художественно-творческой деятельности.

Обсуждение реальных специально созданных проблемных ситуаций, связанных с решением проблем межэтнического взаимодействия, в целях воспитания этнотолерантного отношения к людям (детям и взрослым) различных рас и национальностей.

Метод проектов углубляет интерес ребенка к этнической про­блематике, мотивирует к самостоятельному поиску информации. Детям могут быть предложены различные темы проектной деятель­ности: «Собирание коллекций», «Создание мини-музея», «Создание альбома „Мы разные, мы вместе"» с рисунками и рассказами детей различной этнической принадлежности, посещающих одну группу детского сада.

Праздники (в том числе народные обрядовые), театрализованно- музыкальные развлечения, «семейные вечера» подводят своеобразный итог рассмотрения темы, активное участие детей в них, взаимодейст­вие с представителями разных этносов способствует накоплению опыта деятельности и поведения на материале народной культуры и искусства, становлению этнотолерантных установок.

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Познавательный компонент этнотолерантности. Дети знакомятся с тем, что люди, населяющие нашу планету, относятся к разным расам (европеоидная «белая» раса, негроидная «черная» раса, монголоидная «желтая» раса), что в каждой стране живут люди разных этносов. Имеют представление о том, что Россия — большая многонациональ­ная страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии. Знают, что люди объединяются в различные национальные группы, видит их многообразие и некоторые внешние особенности; начинают относить себя к определенному этносу.

Понимают, что знакомые им дети и взрослые могут быть разных национальностей и культур, говорить на разных языках.

Знают на примере произведений устного народного творчества, музыкального и декоративно-прикладного искусства, что каждый народ имеет свою культуру.

Дети имеют представления о некоторых особенностях жизни детей в других странах, об их любимых играх, игрушках, занятиях. Понима­ют значение позитивного общения, необходимость сотрудничества и взаимопомощи людей разных стран и этносов.

Организация опыта освоения содержания Что осваивают дети

Эмоциональный компонент этнотолерантности. Воспитатель поддер­живает и поощряет интерес детей к русской народной культуре: устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам.

Стимулирует развитие интереса к знакомству с культурой, народ­ным искусством различных этносов, населяющих нашу страну.

Поддерживает желание детей организовывать совместную деятель­ность (игровую, художественную) с детьми других национальностей, посещающих группу детского сада.

Практический компонент этнотолерантности. Педагог обеспечивает развитие умения воспринимать и обсуждать различия и сходства на­родной культуры некоторых этносов на основе знакомства с народны­ми игрушками, произведениями искусства.

Создает условия для освоения умения общаться и организовывать разные виды деятельности (прежде всего игры) с детьми другой наци­ональности.

Инициирует стремление детей разучивать и исполнять некоторые произведения устного, музыкального творчества разных народов.

В ходе организации игровой, художественной и проектной деятель­ности воспитатель обеспечивает развитие умения отражать представле­ния о многообразии этнического состава населения страны, об особен­ностях их материальной культуры и произведений устного народного творчества в рисунках, рассказах, сюжетных играх, играх-драматизациях.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.