Сделай Сам Свою Работу на 5

Недавние усилия по улучшению связей между Севером и Югом не будут напрасными





Меры, вероятно, не повредят недавним усилиям по улучшению связей между соперничающими Севером и Югом.

Северная и Южная Корея стали врагами, после того как Корейский полуостров был разделен в конце Второй мировой войны при поддержке Юга капиталистическим США и ставшим просоветским коммунистическим Севером.

В течение десятилетий, после разделения в 1948 году корейцы создали сложные модели распространения своих намерений по отношению друг к другу, даже если это всего лишь напыщенная риторика и угрозы.

Комментарии Севера в минувшие выходные о введении новые санкций рассматриваются в Сеуле, как открытая дверь для поддержания связи, так как Южная Корея конкретно не критиковалась.

 

 

 
Ось зла 21 720 25.04.2014, 15:55 Почему Северная Корея всех игнорирует
Андрей Ланьков
       

Фото: REUTERS/KCNA

Есть немало признаков того, что в ближайшее время Северная Корея проведет очередное, уже четвертое по счету, испытание ядерного взрывного устройства (ЯВУ).

Южнокорейское Министерство обороны заявило, что на северокорейском ядерном полигоне в последние дни отмечена необычная активность. Впрочем, северокорейский представитель в конце марта тоже недвусмысленно заявил о том, что Северная Корея, дескать, считает себя вправе провести очередное ядерное испытание, ибо она сталкивается с серьезными внешними угрозами.



Трудно спорить с тем, что внешняя угроза Северной Корее действительно существует, хотя о степени ее серьезности можно, конечно, дискутировать. Понятно и то, что проведение четвертого ядерного испытания вызвано, скорее всего, не столько военно-техническими соображениями, сколько желанием оказать давление на внешний мир, особенно на США, которые в последнее время игнорируют КНДР и не уделяют северным корейцам привычного дипломатического и материального внимания.

Признаки надвигающегося ядерного испытания вызвали вполне предсказуемую вспышку дипломатической активности. Северокорейские послы в ряде стран – в том числе и в Китае – были приглашены в соответствующие министерства иностранных дел, где им было заявлено, что проведение ядерного испытания, дескать, недопустимо и «приведет к тяжелейшим последствиям для КНДР». Как и надо предполагать, послы с профессиональным спокойствием выслушали эти заявления и отправились в свои кабинеты писать телеграммы в центр, пребывая при этом в полной уверенности в том, что беспокоиться по поводу якобы ожидающих страну страшных последствий ни им, ни их начальству не следует.



Уже давно стало очевидно, что международное сообщество не имеет ни малейшей возможности заставить Северную Корею отказаться от проведения ядерных испытаний. Даже если у США и некоторых других стран и присутствует желание наказать Пхеньян за, скажем прямо, достаточно наглое нарушение режима нераспространения ядерного оружия, на практике не наблюдается ни малейшей возможности воплотить это желание в реальность.

Северная Корея с конца 2006 года и так живет в условиях режима международных санкций. Режим этот после каждого очередного ядерного испытания пересматривается в сторону дальнейшего ужесточения, и нет особых сомнений в том, что такой пересмотр произойдет и сейчас, в том, естественно, случае, если испытания действительно состоятся.

Однако эти санкции никакого влияния на поведение КНДР не оказали. С одной стороны, они, конечно, существенно затрудняют торговлю Северной Кореи с США и иными странами Запада. Впрочем, хоть пхеньянская пропаганда любит рассказывать сказки об «экономической блокаде», на практике под санкции подпадают почти исключительно предметы роскоши и высокотехнологическая продукция, имеющая военное назначение. Не надо забывать, что и в те времена, когда никаких санкций не существовало, КНДР с Западом не торговала в силу весомых причин, никакого отношения к политике не имеющих. Во-первых, у КНДР практически не было и нет товаров, которые представляли бы интерес для стран Запада. Во-вторых, у КНДР практически не было и нет валюты, которой она могла бы платить за те или иные западные товары. В семидесятые Северная Корея понабрала у доверчивых европейцев товаров в кредит, а потом отказалась платить по долгам – но повторить такой трюк второй раз едва ли удастся.



Поэтому не будет особым преувеличением сказать, что сейчас торговля КНДР с внешним миром сводится к торговле с Китаем. Хотя по поводу статистики существуют определенные споры, нет сомнений в том, что на Китай приходится по меньшей мере 70% (а возможно, и до 90%) всего северокорейского внешнеторгового оборота. В прошлом году объем внешней торговли Китая и КНДР составил 6,5 миллиардов долларов США. Для сравнения: объем торговли КНДР с Россией был в 60 с лишним раз меньше!

Значительная часть торговли КНДР с Китаем является не столько торговлей в точном смысле слова, сколько косвенной помощью, замаскированной под торговлю. Китайские фирмы ведут дела с Северной Кореей не только и порой не столько потому, что это им выгодно, сколько потому, что китайские власти настойчиво просят своих предпринимателей заниматься бизнесом с Северной Кореей. Поскольку ни один здравомыслящий китайский предприниматель не сможет проигнорировать подобную просьбу, если она исходит от высшего руководства, торговля как-то идет – хотя время от времени случаются и проблемы, и скандалы.

Сейчас на Западе многие ожидают, что новое китайское руководство во главе с Си Цзиньпином решит наконец списать Северную Корею со счетов. Многие в Вашингтоне надеются на то, что им удастся убедить китайское руководство в том, что дальнейшая поддержка Северной Кореи не соответствует стратегическим интересам Китая. Однако эти надежды не обоснованы по одной простой причине: поддержка Северной Кореи как раз очень даже соответствует геостратегическим интересам Китая, и в Пекине это понимают.

Конечно, не надо строить иллюзий: Северную Корею в китайском руководстве не любят, как не любили ее и в советском руководстве в 1970-е годы, когда именно СССР был главным спонсором Пхеньяна. Однако межгосударственные отношения мало зависят от взаимной приязни. В Китае отлично понимают, что КНДР является буферной зоной, которая позволяет удерживать американские войска на приличном расстоянии от китайских границ. Кроме того, в Китае заинтересованы в поддержании стабильности на Корейском полуострове. Там совершенно не хотят хаоса и анархии в Северной Корее, которая, в конце концов, является обладателем ядерного оружия. Наконец, в Китае отлично понимают, что при нынешнем экономическом различии между двумя корейскими государствами результатом внутреннего коллапса Северной Кореи станет, скорее всего, объединении Кореи под эгидой Сеула. С точки зрения Китая такое объединение будет означать, что на границе с Китаем возникнет сильное единое государство. Это государство будет, вероятнее всего, иметь либерально-демократическую политическую систему, которая будет весьма гармонично сочетаться с ярым национализмом. Вдобавок это государство с большой долей вероятности останется союзником США. Понятно, что такой поворот событий Китай не устраивает.

Именно из этих соображений китайское руководство проводит по отношению к КНДР двойственную политику. С одной стороны, китайские представители всегда голосуют в ООН за ужесточение режима санкций по отношению к Северной Корее – более того, китайские власти и на практике делают многое, чтобы отрезать КНДР от доступа к современным военным технологиям. С другой стороны, Китай продолжает оказывать Северной Корее прямую и косвенную экономическую помощь. Эта политика является абсолютно рациональной, и едва ли она изменится в дальнейшем.

Впрочем, не исключено, что эту неизменность в китайской политике следует только приветствовать. Если в результате необычного стечения обстоятельств Северная Корея действительно столкнется с экономическим санкциями, в которых по-настоящему примет участие Китай, ее экономическое положение резко ухудшится. Однако трагические события середины и конца 1990-х годов, когда около полумиллиона корейцев умерло от голода и его последствий, отлично показали: ухудшение экономического положения КНДР может привести к голоду, но при этом совсем не обязательно приведет к революции и падению режима.

Руководство КНДР уже продемонстрировало как свою готовность при наличии политической необходимости списать несколько сот тысяч политически малозначимых жизней крестьян и работяг из северо-западных провинций, так и свою способность контролировать ситуацию и не допустить того, чтобы эти работяги и крестьяне подняли бунт и поставили под угрозу стабильность режима. Таким образом, результатом «эффективных» санкций – ожидать которых, как уже говорилось, к счастью, не следует, – скорее всего, будет не внутриполитический кризис и революция, на которую надеются противники пхеньянского режима, а очередная массовая голодовка. Даже если на этот раз голод со временем и приведет к внутриполитическому кризису, ценой подобного «успеха», скорее всего, станут сотни тысяч жизней.

Впрочем, особо беспокоиться об этом не приходится. Вероятней всего, ядерные испытания действительно будут проведены, но все их политические последствия ограничатся принятием очередной резолюции Совета Безопасности и пылкими речами депутатов в Генеральной Ассамблее ООН. В целом же ситуация будет и дальше идти по старой, наезженной колее – что, возможно, не очень хорошо, но и не однозначно плохо.

 

Китай как фактор влияния на Северную Корею

Западные эксперты считают Китай единственной страной, способной удержать КНДР от дальнейших испытаний ядерного оружия. Но китайские политологи предупреждают: средства воздействия Пекина на Пхеньян не особо велики.

Делегация КНР в Пхеньяне

Мировое сообщество отреагировало на очередные испытания ядерного оружия в КНДР бурно, но пока малоэффективно. Несколько десятков стран, прежде всего западных, осудили действия Пхеньяна. Аналогично повел себя и Совет Безопасности ООН, пообещавший строго наказать Северную Корею. Впрочем, каким именно санкциям могут подвергнуть режим Ким Чен Ира, Совбез так и не уточнил. Между тем единственным государством, способным повлиять на КНДР, многие политики и эксперты считают Китай.

Режим торгового "братства"

Посольство КНДР в Пекине

КНР и Северную Корею связывают не только общая граница, но и давние дружеские отношения. Обе коммунистические страны считают себя "братскими государствами". То, что Пекин традиционно воздерживается от критики, и тем более от санкций в отношении КНДР, вызвано корыстными соображениями, полагает эксперт по Северной Корее, профессор Народного университета Китая Цзинь Цаньжун.

"КНР является для Северной Кореи главным торговым партнером, крупнейшим иностранным инвестором, а также крупнейшим поставщиком энергии, - напоминает Цаньжун. - И если против КНДР будут приняты санкции, они наверняка коснутся Китая и, кроме того, нанесут ущерб политическим отношениям между Пекином и Пхеньяном".

Схожей точки зрения придерживается и профессор университета в немецком Трире Ханнс Маулль (Hanns W. Maull). "Северная Корея в огромной степени зависит от поставок нефти, нефтепродуктов и продовольствия из Китая, а главное, от китайских поставок энергии, - подчеркивает Маулль. - И если КНР использует все эти возможности, чтобы подвергнуть Северную Корею экономическому давлению, то режиму в Пхеньяне вряд ли удастся выжить. Вопрос лишь в том, что произойдет потом".

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.