Сделай Сам Свою Работу на 5

Задачи воспитания и развития детей





1.Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие ими окружающих предметов с опорой на разные органы чувств, зна­комить с новыми способами обследования.

2.Привлекать детей к обследованию предметов, выделению их качественных особенностей, поддерживать способность замечать не только ярко представленные в предмете свойства, но и менее замет­ные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его назначением.

3.Способствовать освоению ребенком соответствующего словаря: самостоятельно называть признаки и качества, действия обследова­ния, понимать значение слов «форма», «размер», «цвет», «материал».

4.Формировать умение соотносить признаки предметов с освоен­ными эталонами (трава зеленая, яблоко крупное, похоже на шар, крыша треугольная, карандаш деревянный, елка высокая).

5.Развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.

Дети совместно со взрослым или самостоятельно выделяют сен­сорные свойства и качества: цвет, форму, величину, характер поверх­ности, материал, вес, пространственное положение предмета и другие. В ходе обследований дети осваивают основные эталонные характерис­тики предметов, круг которых связан прежде всего с деятельностью ребенка — игрой, изобразительной, музыкально-художественной, конструированием, трудом. Знание предметов и их свойств является одним из условий успешного развития продуктивных видов деятель­ности ребенка.



'

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Дети различают и называют цвета спектра — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; черный, серый, белый; два-три оттенка цвета (например, светло-зеленый, темно-зеленый).

Знают геометрические фигуры и их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест), умеют воссоздавать фи­гуры из частей.

Используют сенсорные эталоны для оценки свойств предметов (машина красная, коврик квадратной формы, кошка пушистая, чай горячий, стул тяжелый).

При побуждении взрослого и самостоятельно используют элемен­тарные способы обследования с помощью органов чувств: смотрят, слушают, трогают руками, пальцами, ладонями, выполняют действия с предметом — пытаются взвесить на ладонях, стучат, прокатывают, надавливают и т. п.



Сравнивают предметы, выделяя признаки отличия и сходства по двум-трем качествам, подбирают предметы в группу преимущественно на основе зрительной оценки (по цвету, форме, размеру, материалу, вкусу, запаху, фактуре поверхности). Описывают предмет, называя 3—4 основные свойства.

Учитывают признаки и качества предметов в продуктивных видах деятельности, отражают пространственные характеристики, цвет, размер и строение предметов в рисунках, аппликации, конструиро­вании.

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

Знания о предметах, их свойствах и качествах, о способах ис­пользования ребенок черпает из собственной практической дея­тельности, особенно — в игре-экспериментировании и рисовании. Воспитатель сначала организует целостное восприятие (предметов, звуков речи, действий, отношений), а затем анализирующее вос­приятие. Воспитатель направляет анализ с помощью цепочки во­просов: какой формы, величины, цвета предмет, из какого мате­риала сделан, гладкий или шероховатый, прочный или хрупкий, из каких частей состоит, как они расположены между собой, может ли предмет передвигаться (быстро, медленно), близко расположен или далеко и т.д.

Для выделения более сложных качеств, отношений, системы при­знаков требуется не одиночное действие, а система действий, произ­водимых в определенной последовательности. Так, чтобы выяснить, из чего сделан тот или иной предмет, воспитатель обращает внимание детей на признаки материала: прочность, твердость, прозрачность, особенности поверхности и т.д. Например, отличительными призна­ками металла будут блеск, ощущение прохлады при прикосновении, прочность, особенности звучания при ударе.



В процессе рисования формируются пространственные представ­ления ребенка: дробление целого на части, положение предмета в пространстве, отражение форм, а также цвета во всем его разнообра­зии. Рисование (как и другие виды изобразительной деятельности) способствует формированию представлений о типичном строении предмета, эталонов свойств предметов, умений применять их при обобщении сенсорного опыта. В процессе труда формируется система знаний о свойствах материалов, об орудиях труда и инструментах (ис­пользуемых детьми дошкольного возраста), о способах выполнения тех или иных трудовых операций. Разнообразный труд детей в природе дает возможность сформировать у ребенка точные представления о качествах, свойствах, особенностях природных явлений, обогатить способы сенсорного обследования.

Ознакомив детей со способами обследования и качествами предме­тов, нужно организовать упражнения в выделении этих качеств. При этом важно следить за точностью способа, которым пользуется ребенок, точностью словесных обозначений. Для упражнений необходимо отби­рать разные предметы с проявлениями данного качества (например, и апельсин, и чеснок, и лимонад, и мыло — ароматные; если их понюхать, ощущается запах). Воспитатель организует деятельность по упражне­нию в группировке разнообразных предметов по признаку выявляемого качества. Это важно, так как в этих условиях происходит отделение (абстрагирование) качества от конкретного предмета, что является ис­ходным моментом для перехода к новому этапу — формированию обоб­щенных представлений о разных свойствах.

Примерные темы

«Чем похожи такие разные предметы». Цель — упражнять в срав­нении предметов по разным свойствам, выделять сходство в разных предметах.

«Рисуем музыку». Цель — создавать условия для отражения свойств и характера музыки (длительность, содержание, громкость, ритм) в линии и цвете.


«Так бывает?» Цель — уточнять представления детей о предметах окружающего мира и их эталонных качествах на основе наглядности и по представлению.

«Загадки». Цель — развивать умение определять свойства пред­мета с опорой на разные органы чувств (наглядно и по представ­лению).

«Как узнать?» Цели: развивать умение устанавливать связи между способами обследования и познаваемыми свойствами; обогащать сло­варь.

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

ü Ребенок проявляет интерес к познанию, обследованию незна­комых предметов, их свойствам.

ü Рассматривает, обследует предмет, по-разному действуя с ним по собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослым сам процесс и результаты обследования.

ü Любит экспериментировать, организует собственную деятельность по исследованию свойств и качеств предметов и материалов.

ü Способен к целенаправленному наблюдению за объектами в процессе организованного взрослым восприятия и в самостоя­тельной деятельности.

ü Умеет выполнять сенсорный анализ, выделяя не только наиболее ярко выраженные, но и скрытые в предметах качества и свойства.

ü Понимает слова, обозначающие свойства предметов и способы обследования, верно использует их в своей речи.

ü Адекватно передает отношение цветов, размеров, форм, пропор­ции, структуру в изобразительной и конструктивной деятель­ности.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

ü У ребенка отсутствует интерес к исследованию новых, незна­комых предметов, он не умеет наблюдать.

ü Не сформированы основные эталонные представления о цвете, форме, величине.

ü Часто неадекватно отображает признаки предметов в продук­тивной деятельности.

ü В процессе организованного взрослым обследования и сравнения у ребенка отсутствуют эмоции, его речевая активность низкая.

Развитие кругозора и познавательно-исследовательской

Деятельности в природе

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.