Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические рекомендации преподавателю





Методика преподавания психологии – курс, который строится на пересечении двух предметных областей знания – дидактики и психологии. В дидактике имеются достаточно определенные и устоявшиеся представления о методических средствах преподавания, однако применение этого знания в преподавании психологических дисциплин достаточно ограничено. Преподавание психологии требует от преподавателя умений непосредственно внутри курса продемонстрировать те требования, которые выдвигаются в современном психологическом знании к обучению психологии и психологией.

Данная дисциплина предполагает наиболее полное проявление индивидуального стиля деятельности преподавателя. Содержание курса и особенности выбора форм и видов учебной работы определяются с одной стороны ГОС ВПО, с другой - ценностными приоритетами преподавателя, его приверженностью к той или иной научной школе. Здесь требуется сочетание глубокой методологической подготовки, умений организовать разнообразные формы учебной работы, а также способности эффективно и содержательно рефлексировать процесс и результат самостоятельной деятельности студентов в качестве преподавателей. Значительное время в курсе отводится изучению регламентирующей документации, проектированию рабочих учебных программ. Студентам предлагается выбрать общепрофессиональную дисциплину из ГОС ВПО, разработать учебную программу, подготовить и провести лекционное, семинарское и практическое занятие по данному курсу. Кроме этого поощряется творчество по поиску возможных спецкурсов, их содержания, конструированию программы и моделированию перспективных форм учебной работы, адекватных целям, подготовленности аудитории, содержательным аспектам спецкурса.



По дисциплине разработаны мультимедийные презентации. Организуются «пробы» студентов в разработке различных схем контроля и оценки, например рейтинговой. Система критериев для контроля и оценки результатов обучения разрабатывается в процессе освоения курса. Обязательным для студентов является проведение модельных занятий: лекции, семинарского и практического.

Студенты заочной формы обучения в межсессионный период выполняют контрольную работу, проводят анализ нормативно-правовой базы психологического образования, знакомятся с ГОС ВПО и разрабатывают Рабочую учебную программу по одной из дисциплин цикла ОПД (общепрофессиональные дисциплины).



Методические указания студенту

 

1. Подготовка студента к модельным занятиям состоит в разработке плана-конспекта; заполнении необходимых бланков для наблюдения за преподавательской деятельностью одногруппников через выделение критериев для анализа качества преподавания (анализ взаимодействия с аудиторией, таксономия учебных задач, коммуникативная культура и др.).

2. Важно проводить самоанализ непосредственного опыта работы с аудиторией на занятиях, а также анализ работы своих одногруппников в качестве преподавателей на занятиях по курсу «Методика преподавания психологии», а также на других учебных дисциплинах в Вузе, на педагогической практике.

3. Контрольная работа студентами заочной формы обучения выполняется в межсессионный период и задает направление для углубленного освоения курса.

4. В процессе подготовки психологического занятия с одногруппниками, или другими учащимися важно: 1) заранее спрогнозировать какие потребности, ожидания актуализируются у учащихся на предложенную вами тему и методы работы; 2) спрогнозировать какого рода сопротивления могут возникнуть у учащихся (в целом у группы или у отдельных учащихся) на разных этапах проводимого вами занятия, в частности, важно прогнозировать: а) сопротивления, которые могут возникнуть на тему занятия; б) сопротивления на формы и отдельные приёмы работы; в) сопротивление на других членов группы: г) сопротивление непосредственно на ведущего. Прогноз основных потребностей будущей аудитории позволит найти способы компенсации предполагаемых вами заранее различных сопротивлений членов группы. Важно помнить, что неудовлетворение, игнорирование основных потребностей и ожиданий членов группы непременно приведёт к возникновению сопротивления на предлагаемое занятие, что может непредсказуемо снизить его эффективность.



5. В процессе проведения психологического занятия важно использовать уже имеющиеся навыки психолога-практика, а именно: использовать потенциал включённого наблюдения, навыки ведения беседы и организации дискуссии, использовать приёмы экспресс-диагностики и анализа продуктов деятельности учащихся, использовать различные психологические упражнения и методические приёмы как средства для проведения естественных мини-экспериментов, моделирования и пр.

6. На других учебных занятиях по психологии в Вузе или за его пределами целесообразно обратить внимание на работу профессионалов-преподавателей: сравнить индивидуальные стили деятельности преподавателей, ведущих у студентов лекции, семинары, определить - что повышает эффективность их деятельности, а что препятствует; сравнить деятельность преподавателей, предпочитающих монологическую форму организации занятий и преподавателей, выбирающих активные методы.

7. Наблюдать за деятельностью других преподавателей психологии, за собой и своими одногруппниками возможно, используя схему наблюдения, предложенную ниже.

Карта наблюдения

«Психологические характеристики общения на психологическом занятии»

 

Характеристики общения Степень выраженности характеристики общения
Общий эмоционально-смысловой контекст общения 1. Позитивный 2. Нейтральный 3. Негативный
Степень эмоциональной вовлечённости в общение 1. Высокая 2. Средняя 3. Низкая 4. Отсутствует
Степень интеллектуальной включенности в общение 1. Высокая 2. Средняя 3. Низкая 4. Отсутствует
Признание личностями друг друга 1. Имеют место вопросы, комментарии, реплики, примеры… 2. Признание отсутствует
Наличие обратной связи 1. Позитивная 2. Нейтральная 3. Негативная 4. Отсутствует
Психологическая позиция в общении 1. На равных 2. Доминирование 3. Подчинение
Психологическая дистанция в общении 1. Уважение психологических границ друг друга 2. Игнорирование, нарушение психологических границ 3. Большая психологическая дистанция
Поведение в конфликте, отношение к конфликту 1. Присутствующие компенсируют стрессоры 2. Усиливают стрессоры 3. Порождают новые стрессоры
Ролевая структура группы (например, генераторы идей, организаторы, критики, «пассивные» и пр.) 1. Идёт расширение ролевой структуры 2. Задействована сложившаяся ролевая структура группы 3. Ролевая структура группы сужается
Психологические затраты данного взаимодействия 1. Оптимальны 2. Высоки 3. Чрезмерно высоки

 

8. Необходимо обращать внимание на то, какую обратную связь дают люди, побывавшие в роли потребителей образовательных психологических услуг (после бесед, лекций, семинаров, тренингов по психологической проблематике).

9. Следует обращать внимание на то, какая психологическая проблематика наиболее востребована у реальных или потенциальных потребителей образовательных психологических услуг – подобный маркетинговый срез позволит более эффективно позиционировать себя в качестве психолога-преподавателя (особенно это важно для построения профессиональных коммуникаций за рамками образовательных учреждений).

10. Осознавайте и оптимизируйте свой индивидуальный стиль построения группового взаимодействия с окружающими (особенно в деловой и учебной сфере), понимая, что многие составляющие вашего нынешнего коммуникативного стиля войдут неотъемлемой частью в процесс становления индивидуального стиля профессиональной деятельности, в частности в вашу будущую деятельность психолога-преподавателя.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.