Сделай Сам Свою Работу на 5

Русский язык в современном мире.





ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДИКУ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
КАК ИНОСТРАННОГО»

Программа курса «Введение в методику преподавания русского языка как иностранного» (РКИ) составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного бакалавра по направлению 032700 «Филология», а также задачами, стоящими перед Новосибирским государственным университетом по реализации Программы развития НГУ.

 

Автор – О.М. Александрова

 

Гуманитарный факультет

Кафедра древних языков

 

ЦЕЛЬ КУРСА

– заложить у студентов основы знаний по методике преподавания русского языка как иностранного, необходимые для их будущей профессионально-педагогической деятельности, подготовить студентов к дальнейшему освоению дисциплин, посвященных частным вопросам методики. Кроме того, перед преподавателем стоит сложная психологическая задача: прослушав этот курс, студент должен принять окончательное решение по поводу выбранной специализации.

Задачи курса:

дать представление:

- о роли русского языка в современном мире;



- о методике как науке;

- об основных этапах развития методики,

- о связи методики с другими науками (педагогикой, лингвистикой, психологией, психолингвистикой и др.);

- о ведущих методических школах,

- о круге научных и практических проблем, решаемых современной методикой;

познакомить:

- с основными положениями современной методики преподавания русского языка как иностранного;

- с основными понятиями и категориями методики;

- с основными приемами и методами преподавания русского языка как иностранного;

- с современными технологиями и стратегиями обучения русскому языку как иностранному;

- с основными периодическими изданиями по методике преподавания РКИ;

сформировать:

- научно-методическую базу в рамках курса «Введение в методику преподавания русского языка как иностранного» как основу их будущей профессиональной деятельности;

- целостное представление о характере и специфике профессиональной деятельности преподавателя РКИ и требованиях, предъявляемых к профессии преподавателя РКИ;



привить:

- навыки самостоятельной работы с научно-методической литературой по РКИ.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Учебный курс «Введение в методику преподавания русского языка как иностранного» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла (Б.3) Учебного плана подготовки бакалавра филологии 032700 по профилю 3 «Преподавание филологических дисциплин (русский язык как иностранный)».

Программа дисциплины составлена с учетом связей и соотношения учебных дисциплин, преподаваемых на отделении филологии гуманитарного факультета НГУ.

Учебный курс «Введение в методику преподавания русского языка как иностранного» опирается на дисциплины общепрофессионального цикла по специальности «Филология»: «Основы филологии», «Введение в языкознание».

Курс «Введение в методику преподавания русского языка как иностранного» дает материал и закладывает основы для формирования знаний, умений и навыков в области подготовки преподавателя русского языка как иностранного. Курс открывает цикл дисциплин, преподаваемых в рамках профиля «Преподавание филологических дисциплин (русский язык как иностранный)» и является методической базой для таких курсов как «Методика обучения речевому общению», «Аспекты в обучении русскому языку как иностранному», «Современные средства обучения русскому языку как иностранному», «Организация и планирование учебного процесса», «Лингвострановедение», «Контроль в обучении русскому языку как иностранному».

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ



В результате освоения курса обучающийся в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать

а) общекультурными компетенциями (ОК):

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

- осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

Б) профессиональными компетенциями (ПК)

общепрофессиональными:

- владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

- владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

с учетом профиля подготовки – в педагогической деятельности:

- способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования; (ПК-9);

- умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик (ПК-10);

- готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися (ПК-11).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

иметь представление:

- о роли русского языка в современном мире;

знать:

- основные положения современной методики преподавания русского языка как иностранного;

уметь:

- адекватно оценивать ситуацию, существующую на современном образовательном рынке: анализировать современные методы, принципы и подходы в аспекте их валидности и применимости в конкретных условиях обучения;

владеть:

- необходимой лингводидактической терминологией и основными понятиями; навыками работы с научно-методической литературой.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 36 часов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица № 1

№ п/п Раздел дисциплины   Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практич. занятия Самост. работа Всего
1. Русский язык в современном мире. Деятельность МАПРЯЛ и РОПРЯЛ.. Основные методические центры России по русскому языку как иностранному. Журналы «Русский язык за рубежом», «Мир русского слова».   Написание эссе на одну из предложенных тем.
Основные этапы развития методики русского языка как иностранного. Формы обучения русскому языку за рубежом. Обучение иностранных граждан в России. Формы вузовского обучения. Группы вузов по профилям. 2-3 Проект «История методики РКИ»
Общие вопросы методики преподавании русского языка как иностранного. Русский язык как иностранный как учебный предмет. Методика как технология обучения. Методика преподавания русского языка как иностранного (МПРЯКИ) как наука. Методика и ее базисные науки.   Проверка портфолио
4. Основные понятия современной методики преподавания РКИ. Методы обучения. Цели обучения. Принципы методики РКИ. 5-7 Написание эссе на одну из предложенных тем
5. Дидактические принципы. Методические принципы: 1. Общеметодические принципы. 2. Специальные методические принципы. 8-9 Проверка портфолио
  Итого     Зачет

РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Русский язык в современном мире.

Русский язык - член “клуба мировых языков”; основные признаки и функции “мирового языка”. Деятельность Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). Основные методические центры России по русскому языку как иностранному: МГУ, РУДН. Институт русского языка им. А.С. Пушкина и его зарубежные филиалы. Журнал “Русский язык за рубежом”, издательство “Русский язык. Курсы”, «Златоуст»: основные направления деятельности. Деятельность РОПРЯЛ. Журнал «Мир русского слова».

История обучения иностранцев в России; основные этапы развития методики русского языка как иностранного.

Формы обучения русскому языку за рубежом. Обучение иностранных граждан в России; формы вузовского обучения: начальный этап (подготовительный), основной этап, продвинутый этап, включенное и курсовое обучение. Группы вузов по профилям: филологический, гуманитарный, естественно-технический, медико-биологический.

 

2. Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного.

Методика в системе педагогических дисциплин. Педагогика как наука об общих принципах обучения и воспитания. Дидактика как наука о преподавании любого предмета. Методика как наука о преподавании определенного предмета. Методика преподавания русского языка как иностранного (РКИ) – часть лингводидактики. Система обучения. Компоненты системы обучения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.