Русский язык в современном мире.
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДИКУ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО»
Программа курса «Введение в методику преподавания русского языка как иностранного» (РКИ) составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного бакалавра по направлению 032700 «Филология», а также задачами, стоящими перед Новосибирским государственным университетом по реализации Программы развития НГУ.
Автор – О.М. Александрова
Гуманитарный факультет
Кафедра древних языков
ЦЕЛЬ КУРСА
– заложить у студентов основы знаний по методике преподавания русского языка как иностранного, необходимые для их будущей профессионально-педагогической деятельности, подготовить студентов к дальнейшему освоению дисциплин, посвященных частным вопросам методики. Кроме того, перед преподавателем стоит сложная психологическая задача: прослушав этот курс, студент должен принять окончательное решение по поводу выбранной специализации.
Задачи курса:
дать представление:
- о роли русского языка в современном мире;
- о методике как науке;
- об основных этапах развития методики,
- о связи методики с другими науками (педагогикой, лингвистикой, психологией, психолингвистикой и др.);
- о ведущих методических школах,
- о круге научных и практических проблем, решаемых современной методикой;
познакомить:
- с основными положениями современной методики преподавания русского языка как иностранного;
- с основными понятиями и категориями методики;
- с основными приемами и методами преподавания русского языка как иностранного;
- с современными технологиями и стратегиями обучения русскому языку как иностранному;
- с основными периодическими изданиями по методике преподавания РКИ;
сформировать:
- научно-методическую базу в рамках курса «Введение в методику преподавания русского языка как иностранного» как основу их будущей профессиональной деятельности;
- целостное представление о характере и специфике профессиональной деятельности преподавателя РКИ и требованиях, предъявляемых к профессии преподавателя РКИ;
привить:
- навыки самостоятельной работы с научно-методической литературой по РКИ.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебный курс «Введение в методику преподавания русского языка как иностранного» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла (Б.3) Учебного плана подготовки бакалавра филологии 032700 по профилю 3 «Преподавание филологических дисциплин (русский язык как иностранный)».
Программа дисциплины составлена с учетом связей и соотношения учебных дисциплин, преподаваемых на отделении филологии гуманитарного факультета НГУ.
Учебный курс «Введение в методику преподавания русского языка как иностранного» опирается на дисциплины общепрофессионального цикла по специальности «Филология»: «Основы филологии», «Введение в языкознание».
Курс «Введение в методику преподавания русского языка как иностранного» дает материал и закладывает основы для формирования знаний, умений и навыков в области подготовки преподавателя русского языка как иностранного. Курс открывает цикл дисциплин, преподаваемых в рамках профиля «Преподавание филологических дисциплин (русский язык как иностранный)» и является методической базой для таких курсов как «Методика обучения речевому общению», «Аспекты в обучении русскому языку как иностранному», «Современные средства обучения русскому языку как иностранному», «Организация и планирование учебного процесса», «Лингвострановедение», «Контроль в обучении русскому языку как иностранному».
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате освоения курса обучающийся в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать
а) общекультурными компетенциями (ОК):
- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);
- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);
- осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);
Б) профессиональными компетенциями (ПК)
общепрофессиональными:
- владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);
- владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);
с учетом профиля подготовки – в педагогической деятельности:
- способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования; (ПК-9);
- умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик (ПК-10);
- готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися (ПК-11).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
иметь представление:
- о роли русского языка в современном мире;
знать:
- основные положения современной методики преподавания русского языка как иностранного;
уметь:
- адекватно оценивать ситуацию, существующую на современном образовательном рынке: анализировать современные методы, принципы и подходы в аспекте их валидности и применимости в конкретных условиях обучения;
владеть:
- необходимой лингводидактической терминологией и основными понятиями; навыками работы с научно-методической литературой.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 36 часов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица № 1
№
п/п
| Раздел
дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Лекции
| Практич. занятия
| Самост. работа
| Всего
| 1.
| Русский язык в современном мире. Деятельность МАПРЯЛ и РОПРЯЛ.. Основные методические центры России по русскому языку как иностранному. Журналы «Русский язык за рубежом», «Мир русского слова».
|
|
|
|
|
|
| Написание эссе на одну из предложенных тем.
|
| Основные этапы развития методики русского языка как иностранного. Формы обучения русскому языку за рубежом. Обучение иностранных граждан в России. Формы вузовского обучения. Группы вузов по профилям.
|
| 2-3
|
|
|
|
| Проект «История методики РКИ»
|
| Общие вопросы методики преподавании русского языка как иностранного. Русский язык как иностранный как учебный предмет. Методика как технология обучения. Методика преподавания русского языка как иностранного (МПРЯКИ) как наука. Методика и ее базисные науки.
|
|
|
|
|
|
| Проверка портфолио
| 4.
| Основные понятия современной методики преподавания РКИ. Методы обучения. Цели обучения. Принципы методики РКИ.
|
| 5-7
|
|
|
|
| Написание эссе на одну из предложенных тем
| 5.
| Дидактические принципы.
Методические принципы:
1. Общеметодические принципы. 2. Специальные методические принципы.
|
| 8-9
|
|
|
|
| Проверка портфолио
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
| Зачет
|
РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Русский язык в современном мире.
Русский язык - член “клуба мировых языков”; основные признаки и функции “мирового языка”. Деятельность Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). Основные методические центры России по русскому языку как иностранному: МГУ, РУДН. Институт русского языка им. А.С. Пушкина и его зарубежные филиалы. Журнал “Русский язык за рубежом”, издательство “Русский язык. Курсы”, «Златоуст»: основные направления деятельности. Деятельность РОПРЯЛ. Журнал «Мир русского слова».
История обучения иностранцев в России; основные этапы развития методики русского языка как иностранного.
Формы обучения русскому языку за рубежом. Обучение иностранных граждан в России; формы вузовского обучения: начальный этап (подготовительный), основной этап, продвинутый этап, включенное и курсовое обучение. Группы вузов по профилям: филологический, гуманитарный, естественно-технический, медико-биологический.
2. Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного.
Методика в системе педагогических дисциплин. Педагогика как наука об общих принципах обучения и воспитания. Дидактика как наука о преподавании любого предмета. Методика как наука о преподавании определенного предмета. Методика преподавания русского языка как иностранного (РКИ) – часть лингводидактики. Система обучения. Компоненты системы обучения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|