Сделай Сам Свою Работу на 5

ТИПЫ МНОГОГОЛОСИЯ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ





Лит.: Л.С.Мухаринская. В поисках современного образа. Сов.муз..1969.с.93-96.

В.М.Щуров. Основные типы русского народного песенного многоголосия. Тбилиси, 1985.

Н.Вашкевич. Гетерофония. Рукопись. Метод. кабинет.Тверь.1997

Бурдонное (волыночное) пение, пение на выдержанном (педальном) звуке. Ранняя форма многоголосия.

….Бурдонное многоголосие, вероятно, больше свойственно хороводной, плясовой песне, инструментальной народной музыке (игре на гудке, колесной лире); в меньшей –лирическим песням.

 

Гетерофония (от греч.heteros-другой; другой звук, разноголосие), - многоголосие, образуемое подголосками вариантно-орнаментального или мелизматического типа к основному напеву. Гетерофония – древнейший и наиболее устойчивый тип русского крестьянского народно-песенного многоголосия, сохраняющий свое ведущее значение до наших дней.

Гетерофонны многие многоголосные песни Тверского края, записанные в последние десятилетия фольклористами Тверского муз.училища Королевой Л.К. и Некрасовой И.Н.

Гетерофонны практически все многоголосные песни DV диска ИВАН КУПАЛА (1999г). Это народные песни, записанные от фольклорных сельских ансамблей разных регионов России (от Архангельского края до Астраханского), и представленные с музыкальным сопровождением синтезатора (Достойный внимания пример использования народной песни в поп.музыке, пример популяризации фольклора).



Расслоение мелодической линии, «размывание» мелодического контура, «вибрирующее» звучание секундовых «наплывов» – неповторимое красочно-колористическое явление гетерофонного многоголосия русской крестьянской песни. Но колорит - это внешняя сторона. Семантика гетерофонии в ином. Часто гетерофонные «пучки» акцентируют метро-ритм напева. В лирических песнях их диссонантность концентрирует напряженность хореических интонаций. В песнях с драматическим содержанием гетерофонное расслоение «воспринимается как подчеркивание, - отмечает И.И. Земцовский, - как своего рода устный «курсив»» наиболее значимых фрагментов текста.

Свадебная песня «По сеням» (Нелидовский район, запись И.Н.Некрасовой) - пример так называемой «точечной» гетерофонии:



 
 

 


В следующем примере (трехголосная песня толока (помочная), Гомельская обл., записана в 1967 г.) гетерофония образует сплошной мелодический пласт:

 

 


 

Подголосочная полифония – (пение с «переливами») – эпизодическое ответвление от основного напева–стержня контрапунктирующих подголосков.

В «Систематизированном сборнике песен» (http://intoclassics.net/news/2010-10-16-19094) это песни: «Среди долины ровныя», «Вниз по Волге-реке», «Ивушка».

В учебниках теории подголосочность – это разновидность полифонии, - полифония народнопесенного многоголосия. В противоположность ей, гетерофонию относят к одноголосному складу, вернее, усложненному одноголосию (образующему как бы утолщенную мелодию, мелодический комплекс, мелодический пласт).

 

Пение с «подводкой» - хоровое двух-трехголоие с верхним контрастно противопоставленным основному напеву солирующим голосом-подводкой, контрапунктирующим основной мелодии (нередко оспаривающим с ней роль ведущего голоса).

Пример подводки – «Вот мчится тройка удалая», сл.Ф.Глинки; «Гулял по Уралу Чапаев-герой».

Пение «второй» (вторить в терцию) – простейшее ленточное терцовое (реже, в сексту) двухголосие.

Примеры вторы – «Тонкая рябина», «Зорка-Венера», «У зари-то, у зореньки», «То не ветер ветку клонит».

Предположительно, последние три типа многоголосия (подголосочность, подводка, втора) появились в нар.песне сравнительно недавно (3 – 4 века назад) и утверждались под влиянием городской песни и практики храмового партесного пения.

 

Кантовый склад пения, гомофонный, с аккордово-гармоническим резонированием на каждый тон мелодии. Кант – жанр городского фольклора. Кантовое пение развивалось под влиянием западно-европейской музыкальной (изначально, польской) культуры. Для канта типично 3-голосие с парал. в терцию движением верхних голосов и басом, создающим гармоническую опору. Для канта характерна квадратность структур. Примеры мелодий близких к канту: «Солдатушки, браво ребятушки»,



«Донцы-молодцы», «Взвейтесь, соколы, орлами»,

 

В конце XIX и в XX веке появились новые формы многоголосия. Стилистически они неоднородны:

развитое двух-трехголосие подголосочного типа, с подводками, с гетерофонией (см. примеры в сб. «Русские свадебный песни терского берега Белого моря» Д.М.Балошова и Ю.Е.Ерасовской.Л,.1969)

хоровое контрапунктическое многоголосие, заимствованное из южных районов страны;

хоровое многоголосие с гомофонной основой, распространяемое деятельностью городских и сельских хоровых кружков с профессиональными (или полупрофессиональными) обработками песен в репертуаре.

 

Фольклористы отмечают, что в наше время можно услышать исполнение народными певцами старинной песни в двух вариантах: в присущей ей одноголосном звучании и в многоголосном «современном».

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ

 

классификация

Лит. В. Цуккерман. Муз. жанры и основы муз.форм М., 1964

 

Жанр(франц.) – род, вид.

 

Жанресть вид муз.произведения, которому присущи определенные черты содержания, который связан с определенным жизненным назначением и типом исполнения.

Ранее в искусствоведении использовался лишь термин жанровость, и характеризовал произведения народно-бытового характера. Это сохранилось и в наши дни: жанровая живопись, жанровые сцены, жанровая музыка (в тематизме которой песенно-танцевальный народно-бытовой музыкальный материал).

 

Простое перечисление жанров бессмысленно, т.к. жанры

- неравнозначны по масштабам (от арии до оратории, от мелодии до симфонии),

- жанры расщепляются (песни лирические, колыбельные, исторические),

- жанры эволюционируют (сравните сонаты Скарлатти, Моцарта, Листа).

Необходима систематизация, систематизация по ряду признаков (представленных ниже в виде вопросов), - от внешних признаков к внутренним, к содержательным:

1) Где исполняют (большой или малый концертный зал, эстрада, оперная или драматическая сцена, улица или площадь, домашняя обстановка)?(Классическая музыка, камерная эстрадная, бытовая, культовая и т.п.)

2) Кто исполняет (состав исполнителей, их численность, участие голосов или инструментов)? (Симфоническая музыка, музыка духового оркестра, вокальная, скрипичная).

3) Для кого исполняют (состав аудитории, ее численность, музыкальная подготовленность, вкусы)? (Классическая музыка, легкая, детская, популярная).

4) Для чего исполняют (прикладное значение – организация движения, сигнализация, применение в быту)? (Музыка отдыха, танцевальная, праздничная, парадная).

5) Что исполняется (содержание произведения – круг его образов, тип выразительности и отвечающий ему устойчивый комплекс художественных приемов)?

 

Последний из всех аспектов, - содержательная сторона, - для практического жанрового анализа музыкального произведения самый важный. Это жанры не только муз.произведений, но и муз. тем, и выступающие в качестве жанровых признаков тематического материала отдельные муз. фразы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.