Сделай Сам Свою Работу на 5

Какие сериалы популярны в Америке





А. Митта: Какие три самых популярных сериала Америки?

Бальсе: На первом месте – «Расследование на месте преступления» с Уильямом Питерсеном[35] в главной роли. Если этот сериал еще не идет у вас, его наверняка будут показывать. Это шоу про полицейскую лабораторию и ученых, очень броское.

На втором месте по популярности реалити-шоу, почти игра. У нас это называется «Выживший», у вас – «Последний герой».

На третьем месте в закончившемся сезоне была комедия «Друзья»[36]. На четвертом месте «Закон и порядок». За ним «Скорая помощь».

По жанрам: в первой двадцатке семь драматических сериалов: «Закон и порядок», «Преступные намерения», «Скорая помощь», «Расследование на месте преступления»[37], его клон «Расследование на месте преступления: Майами», «Западное крыло». Комедийных сериалов в первой двадцатке всего три, а все остальные места держат так называемые реалити-шоу, то есть игры: «Выживший», «Холостяк» и «Американский идол» (это конкурс поп-исполнителей), то есть самые разные игры.

Ю.Изранова: А неамериканские сериалы популярны в США?

Бальсе: У нас считается – все, что с акцентом, не будет иметь успеха. Даже если это британский акцент. Поэтому, вместо того, чтобы купить иностранный сериал, американские продюсеры покупают права на него и переснимают с американскими актерами. Таких примеров очень много. Один из самых кассовых сериалов в Америке в семидесятые годы назывался «Все в семье»[38]. В оригинале это британская комедия. Ее пересняли с американскими актерами, перенеся действие в Америку, и она пользовалась огромным успехом. Новейший пример, который сейчас в моде – сериал «Пары»[39]. Это наша версия английского шоу. Действие происходит в Нью-Йорке. Даже в реалити-шоу этот принцип работает. «Большой брат» изначально был голландской программой, «Выживший» – датской, есть японские программы… Программы приходят со всего мира, но один принцип у нас неизменен: действие должно происходить в Америке и играть должны американские актеры.



Будьте уверены: как только написанное вами шоу добьется громкого успеха здесь, американские продюсеры начнут думать о нем, и вполне возможно, купят права, и вы увидите свой сериал в Америке с какой-нибудь Дженнифер Андерсон в главной роли.



Я хочу поговорить с вами о жанрах телевизионных сериалов, представленных на американском телевидении. Вот таблица, построенная на основании жанровой принадлежности сотен игровых драматических программ, пользовавшихся в США стабильным успехом. Все они относятся к категории драмы, все идут около часа. Я не говорю здесь ни о комедии положений, ни о мыльных операх – только часовые драматические сериалы. При этом жанровые категории не высечены на камне, так что часто встречаются вариации, гибриды, комбинации различных жанров.

жанр работа   отношения
Полиция «Закон и порядок» 1 часть. «Полиция Нью-Йорка»  
Детектив «Преступные намерения», «Коломбо»    
Закон «Закон и порядок» 2 часть.   «Законы Лос-Анджелеса»
Врачи     «Скорая помощь»
Семья     «Домик в прерии», «Уолтоны»,
       
       
«Стол на пятерых».      
Отношения     «Доусонз-крик», «Фелисити»
Триллер     «24»
Приключения     «Миссия невыполнима», «Бригада А»
Фантастика      
       
       
(научная)     «Звездный путь»
Паранормальные явления     «Секретные материалы»
Фэнтэзи     «Остров фантазии», «Прикосновение ангела»
Путешествия ангела     «Беглец»
Взросление     «Моя так называемая жизнь»
Комбинации «Закон и порядок»    
       
       
1+2 части   «Баффи, истребительница вампиров»  
       
       

В верхней графе таблицы вы видите два слова: «работа» и «отношения». Причина проста – во многих сериалах, например в полицейских, в центре действия оказывается именно работа, то, чем занимаются офицеры полиции. В других полицейских сериалах главное внимание уделяется взаимоотношениям между полицейскими: как работа влияет на них, как складываются их отношения с напарником или семьей. Именно поэтому я выделил «работу» и «взаимоотношения» как два подхода, возможных в каждом жанре.



На верхней строчке популярности, понятно, оказались полицейские сериалы, такие как «Полиция Нью-Йорка»[40], «Блюз Хилл-стрит», первая половина любого эпизода «Закона и порядка» – тоже типичный полицейский сериал. «Полиция Нью-Йорка» сочетает в себе признаки типичного сериала о работе – подробно показано все, что они делают, преступления, которые они распутывают, но не меньше внимания уделяется и отношениям между героями-полицейскими. Другими словами, в нашей таблице «Полиция Нью-Йорка» окажется где-то посередине, между графами «работа» и «отношения». А «Закон и порядок», скорее, про работу. В центре внимания всегда дела, казусы, а личные взаимоотношения никогда не выходят на первый план.

Не менее популярный жанр – классический детектив, который по-английски называется восхитительным словом «mystery» (мистери) – тайна. Если в «Полиция Нью-Йорка» упор делается не на загадку, а на сам процесс раскрытия преступления, на ряд действий, предпринятых полицией, то в классических детективах, таких, как «Преступные намерения» или «Коломбо», главное – это тайна, и дедукция, как метод ее раскрытия. Это всегда современная версия похождений Шерлока Холмса.

Третий очень популярный жанр – сериалы про юристов. Примеры: «Законы Лос-Анджелеса», где разбираются дела, юридические казусы, но в то же время на сюжет постоянно влияют отношения между адвокатами. Вторая, юридическая половина «Закона и порядка» посвящена только работе. Надо сказать, что шоу про юристов – чисто американский жанр, у нас они пользуются куда бóльшим успехом, чем в других странах.

То же можно сказать и еще про один феномен – популярные шоу про врачей. В Америке врачей считают героями – похоже, во всех остальных странах так не думают. Мне многие говорили, что в других странах медицинские шоу идут значительно хуже. Примеров суперпопулярных сериалов этого жанра десятки, начиная с «Доктора Килдера»[41] и «Маркуса Уэлби, доктора медицины»[42] и заканчивая оглушительно успешной сегодня «Скорой помощью».

Вообще, если судить по экрану телевизора, на сегодня в Америке есть всего три профессии: полицейские, юристы и врачи. Еще в этой стране живут таксисты, которые их изредка подвозят, и бармены, которые наливают им стаканчик-другой в минуту душевных терзаний. Других профессий в Америке нет.

Эти три «профессиональных» жанра далеко обгоняют по популярности все остальные. Нетрудно понять, почему: здесь самые высокие ставки, здесь всегда решается вопрос жизни и смерти. От врача зависит, будет ли жить пациент – он должен спасти его от смерти. От юриста зависит, будет ли жить его клиент – он должен спасти его от электрического стула. От полицейского зависит, будем ли жить мы с вами – он должен вовремя поймать злодея, задумавшего убить нас всех. Драматизм присутствует в ситуации по определению, всегда есть наглядное противостояние сторон, как в суде, где есть защита и обвинение.

Далее: сериалы про семейную жизнь. Напоминаю, мы говорим только о часовых драматических сериалах, а не о ситкомах (комедиях положений). Примером популярных семейных шоу могут быть «Домик в прерии»[43], «Уолтоны»[44], «Стол на пятерых»[45].

Е. Афонина: А есть какие-то тайм-слоты, соответствующие определенному жанру? Например, во сколько идут ситкомы?

Бальсе: Спасибо – вопрос очень вовремя. Действительно, сложилась традиция: фильмы про полицейских, юристов, врачей идут в девять или десять вечера. Семейные драмы, фантастика, приключения обычно начинаются в восемь или в девять. Чем серьезнее, «взрослее» считается содержание, тем позднее программа выходит в эфир – это понятно. В Америке прайм-таймом считается время от восьми до одиннадцати вечера, именно в это время все сети и кабельные каналы ставят свои самые престижные сериалы.

Если разделить сетку на блоки, то после обеда идут мыльные оперы, днем или самым ранним вечером до пяти-шести – игры. В шесть новости, в семь у одних продолжение игр, у других уже идут сериалы, рассчитанные на молодежь. В восемь начинаются драматические сериалы – семейные, приключенческие – или ситкомы. В девять – на разных каналах разные программы. Либо ситкомы, но для взрослых, либо серьезная драма. Бывают новости или новостные обозрения. В десять приходит время самых серьезных драм, но у кого-то опять идут новости. В одиннадцать поздние новости и в половине двенадцатого основные ток-шоу.

Следующий жанр в таблице я назвал условно «отношения». Пример таких шоу – «Доусонз-Крик»[46] и «Фелисити»[47]. Как правило, это фильмы о молодых людях и отношениях между ними. Причем совершенно не обязательно, чтобы это были романтические, любые отношения внутри группы молодых, но уже взрослых людей, решающих свои проблемы.

Г. Либергал: Где, по вашей классификации, окажется «Беверли Хиллс 90210»[48]?

Бальсе: Именно здесь. Это сериал про отношения, про семью, усыновившую ребенка, но все равно, в центре внимания авторов целая группа подростков. Сериал про то, как меняются из взаимоотношения.

Далее у нас следует еще один популярный жанр – триллер. Хороший пример из идущих сейчас – «24»[49], он, как я знаю, хорошо идет и в России. Думаю, вам не нужно объяснять особенности этого жанра, и вы, и я слишком много читали о нем в студенческие годы.

Его близкий родственник – чисто приключенческий сериал. Очевидные примеры – «Миссия невыполнима»[50], «Бригада А»[51]. Тут тоже все давно описано.

Научная фантастика представлена прежде всего «Звездным путем» и его бесконечными вариациями и клонами, к примеру – «Вавилон-5»[52]. Тридцать лет назад на этой строчке стояли бы бесконечные телевизионные вестерны. Теперь вестерны не в моде, их место заняли космические войны, но суть жанра от этого не изменилась, это тот же самый вестерн, только скачки теперь происходят в космосе, а не в прериях. Сорок лет назад безумно популярен был сериал «По тропе фургонов»[53], где ковбои со своими семьями путешествовали по Дальнему Западу и постоянно попадали в разные передряги. Теперь его героев пересадили в звездолет «Энтерпрайз» и назвали это «Звездный путь».

Далее – шоу про сверхъестественные явления. Сюда относятся «Баффи – истребительница вампиров»[54], «Секретные материалы»[55] – здесь явно преобладает мистика, а не фантастика. С этим смыкается – но не до конца – соседний жанр, фэнтэзи. Примеры – собственно «Прикосновение ангела»[56], «Остров фантазий»[57] потом, как же называлось шоу с Майклом Лэндоном[58] из «Бонанзы»[59], где он играет ангела? Какое-то шоссе. (Имеется в виду «Шоссе в рай»[60] – прим. ред.) Относительно недавно в Америке был показан очень дорогой сериал под названием «Жанна из Аркадии» – Жанна д’Арк, только в образе современной молодой девушки. Ей слышатся голоса, они и помогают ей решать все проблемы, стоящие перед ее семьей и друзьями. По жанру – типичная «фэнтэзи».

В эту же группу обычно относят и жанр, который я назвал «Путешествия ангела». Самый типичный пример – сериал «Беглец»[61], с которым вы скорее всего знакомы по его киноверсии с Харрисоном Фордом, но сначала это был классический телесериал. «Беглец» начинался с того, что героя осудили за убийство жены, которого он не совершал. Он бежит из тюрьмы и следующие пять лет скитается по Соединенным Штатам, скрываясь от полиции. Каждую неделю он оказывается в новом городе, знакомится с новыми людьми, помогает им решить их проблемы, но тут появляется полиция, и он опять вынужден бежать.

Другой вариацией на эту же тему был получасовой сериал «Самый маленький бродяга»[62], героем которого была собака, также путешествовавшая из города в город и тоже решавшая проблемы всех, кто оказывался рядом. Выглядело это довольно глупо. Нужно сказать, что современных примеров успешных сериалов этого жанра немного, он сейчас вышел из моды, но непонятно, надолго ли.

Телевизионные сериалы «о взрослении», как явствует из ярлыка, рассказывают о молодых людях, подростках. Самые знаменитые примеры этого субжанра «Моя так называемая жизнь»[63], где юная Клер Дэйнс[64] решала свои подростковые проблемы в семье, в школе, с подружками, и получасовое шоу «Чудесные годы», героем которого был юноша, а время действия перенесено в шестидесятые годы.

Наконец, существуют комбинации этих жанров, и именно это больше всего любят чиновники телесетей. Например, «Баффи, истребительница вампиров» – это комбинация шоу о потусторонних явлениях с шоу об отношениях, и телесети понравилось именно это. «Закон и порядок» это комбинация полицейского шоу и шоу про юристов. Выбирая жанр нового сериала, сети похожи на азартного игрока, который ставит сразу на несколько полей, чтобы повысить свои шансы на выигрыш.

«Закон и порядок» был придуман в период, когда формат часовой драмы переживал кризис, такие сериалы плохо продавались региональным телестанциям, и был придуман часовой сериал, который в случае нужды можно было продавать станциям как два получаса. Можно было показывать полицейские полчаса по понедельникам, а «судейские» полчаса – по вторникам. Но сериал имел большой успех, стал знаменитым, и на повторные показы он продавался только в часовом формате.

Я перечислил самые популярные в Америке жанры часовой телевизионной драмы. Когда американский сценарист садится разрабатывать новый проект, он постарается вписать его в рамки одной или нескольких перечисленных категорий. Конечно, самого большого успеха добиваются те работы, которые не боятся нарушить привычные правила и предлагают зрителю что-то совершенно новое.

Примером такого нарушения правил был в свое время «Закон и порядок», где под одной крышей состыкованы два жанра – раньше никто такого не делал. Но и внутри каждой категории существует масса вариаций. Возьмите полицейские шоу – здесь такие разные вещи, как «Полиция Нью-Йорка», и «Преступные намерения», и «Блюз Хилл-стрит», и новое шоу, которое называется «Щит»[65] и рассказывает о коррупции среди полицейских. Считается, что работа на телевидении накладывает массу ограничений. Но телевидение это просто холст. У этого холста есть размеры, есть границы, за которые нельзя выходить, но в рамках самого холста вы вольны рисовать все, что вам угодно. Просто вы знаете, что ваш сериал должен рассказывать определенную историю, продолжаться не больше одного часа, вписываться в заданный бюджет и график производства. Пока вы соблюдаете эти условия, вы можете творить – и творить массу совершенно разных вещей, здесь вас сдерживает только ваше воображение.

Жанровые рамки существуют не для того, чтобы ограничивать вас, как сценаристов. Их смысл в том, чтобы донести вашу идею до продюсеров. Вместо того, чтобы объяснять на пяти страницах, про что ваше творение, вы пишете «полицейское шоу», и они сразу понимают, о чем идет речь. Когда они продают ваше творение публике, они тоже говорят «девятичасовое шоу», «четырехчасовое шоу». В рамках этих ограничений вы свободны.

Заключение

Бальсе: Ну вот и наступила пора прощаться. За эти дни мы с вами сумели рассмотреть разные аспекты работы сценариста в американской телевизионной индустрии. У нашей системы работы есть множество плюсов, есть и свои минусы.

В России сейчас телевизионная индустрия выходит на качественно иной уровень. Мне удалось побывать на студии «Амедиа», и то, что я там увидел, и то, что мне рассказал ее руководитель Александр Акопов, производит очень сильное впечатление. Речь идет о совершенно новой методике подготовки телевизионных шоу, причем новой не только для России. Поэтому я надеюсь, что те знания, которые мы приобрели в этом гостеприимном зале «Интерньюса», будут полезны в вашей работе.

Спасибо вам за такое активное и заинтересованное участие, и я уверен, что увижу ваши имена в титрах новых российских сериалов – в качестве старших сценаристов, авторов ваших собственных программ. Желаю вам успехов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.