Сделай Сам Свою Работу на 5

Образовательные технологии





Факультет политических наук и социологии

Кафедра социологических наук

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета ПНиС

__________В. В. Желтов

«___»___________20___г.

 

 

Рабочая программа дисциплины

«Социология молодежи»

 

Направление подготовки – 62.040100 – Социология

 

 

Профиль подготовки – 040108 Социология организации и управления

 

 

Квалификация (степень)

 

Бакалавр

 

Форма обучения

______________очная____________

 

 

Кемерово


1. Цели освоения дисциплины

Цель дисциплины: изучение молодежи как социальной группы, выработка у студентов представлений о социально-психологических особенностях молодежи, а также об основных методах социологического изучения молодежи.

Задачи дисциплины:

· дать представления о сущности молодёжи как социально-демографической группы, с точки зрения её роли и места в общественном воспроизводстве.

· изложить основных социальных проблем, возникающих в связи с положением молодёжи в социальной структуре общества, с особенностями её сознания и поведения;

· обеспечить необходимые знания о методах социологического исследования социальных проблем молодежи;



· дать представление об основных направлениях и формах реализации молодёжной политики государства.

· способствовать социализации студентов;

· придание выпускнику комплекса знаний и компетенций в соответствии с требованиями работодателей, согласно ООП вуза реализующего ГОС ВПО на основе компетентностного подхода.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата по социологии

Дисциплина «Социология молодежи» располагается в Б.3.В.12 – Вариативная часть в Профессиональном цикле. Ее освоение происходит в 6 семестре. Приступая к изучению дисциплины «Социология молодежи» студенты осваивают такие дисциплины как: «Основы социологии», «История социологии», «Методология и методика социологических исследований».

Предлагаемый курс опирается на теоретические знания по общественным и гуманитарным дисциплинам, полученные студентами на предыдущих годах обучения, и ориентирован на сознательное освоение социологических теорий молодежи и специфических методов и техник исследования ювенальных групп.



Для устойчивого освоения данной дисциплины, студентам необходимо получить квалифицированные представления об основах социологии молодежи и рассмотреть базовые понятия, владеть профессиональным социологическим тезаурусом.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социология молодежи».

 

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

общекультурные:

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10):

знает:

· основные функции социологии молодежи;

· теоретические концепции молодежи, социализации и взросления, основные этапы социализации и возрастные кризисы молодежи;

умеет:

· определять специфику научно-исследовательской и социально-проектной работы с молодежными социально-возрастными группами, государственной молодежной политики;

владеет:

· способностью использовать знания об основных направлениях исследований в социологии молодежи на практике.

профессиональные:

- умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

знает:

· современные социально-правовые и социально-экономические проблемы российского общества, связанные с возрастной стратификацией, основные методы и направления исследований молодежных групп и молодежных;

умеет:

· разрабатывать и проводить социологические исследования молодежи;

владеет:

· практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния молодежи, применения полученных знаний при разборе реальных ситуаций.



4. Структура и содержание дисциплины «Социология молодежи»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.

 

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:  
Лекции
Семинары
Самостоятельная работа
Вид промежуточного контроля проверка конспектов, доклады
Вид итогового контроля зачет

4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лекц. семин. актив. формы обуч. срс
1. Социология молодежи как наука (интерактив. лекц. и семинар) 1-2   Доклады, проверка конспектов
2. Молодежь как социальная группа 3-4   Доклады, проверка конспектов
3. Социализация молодежи 5-6   Доклады, проверка конспектов
4. Молодежь и образование   Доклады
5. Молодежные субкультуры (интерактив. лекц. и семинар) 8-9 Доклады, проверка конспектов
6. Молодежь на рынке труда   Доклады
7. Современные проблемы молодой семьи (интерактив. семинар) 10-11   Доклады
8. Молодежная политика 11-12     Доклады
Девиантное и делинквентное поведение молодежи   Доклады, проверка конспектов
Молодежные организации (интерактив. лекц.) 14-15   Доклады, проверка конспектов
Ценностные ориентации молодежи (интерактив. семинар) 13-14   Доклады
Методы и процедуры социологических исследований молодежи     Доклады, проверка конспектов
Итого:     зачет

4.2 Содержание дисциплины

Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
Социология молодежи как наука Отрасль социологии, изучающая молодежь как особую социально-демографическую группу, ее функции в обществе, взаимодействие общества и молодежи, социальную политику по отношению к молодежи, разрабатывающая основные методологические и методические принципы ее исследования. Молодежные проблемы как предмет изучения. Специфика подходов к молодежи как объекту изучения в социологии, различия подходов в других специальных социологических отраслях: социологии воспитания, социологии семьи и социологии образования. Задачи социологии молодежи. Уровни социологии молодежи: общесоциологические теории, методология и методика исследований, историография научных исследований. Социальное прогнозирование и социально-проектная деятельность в рамках социологии молодежи. Возникновение социологии молодежи. Этапы институализации социологии молодежи как отдельной отрасли социологии. Семинарское занятие 1. Основные социологические теории молодежи. 2. Этапы развития российской социологии молодежи. 3. Основные зарубежные школы в социологии молодежи. 4. Ролевой подход к изучению молодежи. ОК-10, ПК-5 знает: ·основные функции социологии молодежи; ·теоретические концепции молодежи, социализации и взросления, основные этапы социализации и возрастные кризисы молодежи; ·современные социально-правовые и социально-экономические проблемы российского общества, связанные с возрастной стратификацией, основные методы и направления исследований молодежных групп и молодежных; умеет: ·определять специфику научно-исследовательской и социально-проектной работы с молодежными социально-возрастными группами, государственной молодежной политики; ·разрабатывать и проводить социологические исследования молодежи; владеет: ·способностью использовать знания об основных направлениях исследований в социологии молодежи на практике. ·практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния молодежи, применения полученных знаний при разборе реальных ситуаций.
Молодежь как социальная группа Различные подходы к определению понятия «молодёжь». Определение социологической сущности молодёжи. Молодёжь как социально-демографическая группа. Социальный статус групп разного возраста. Элементы возрастного статуса: права и обязанности, нормы и возрастные роли, статусная символика, образ жизни, возрастное видение мира. Социальная стратификация внутри молодежного возраста. Неравенство стартовых возможностей молодежи в современном российском обществе. Молодежь как социальная роль и статус. Понятие «психосоциального моратория». Самоидентификация и социализация молодежи. Периодизация внутри молодежного возраста: старшие подростки, юношество, молодежь, «молодые взрослые». Трансформация границ перехода от детства к молодости и от молодости к взрослости в современном обществе. Семинарское занятие 1. Молодёжь как социально-демографическая группа. 2. Количественной характеристики возрастной структуры населения Российской Федерации. 3. Кризисы в молодежном возрасте.   ОК-10, ПК-5 знает: ·основные функции социологии молодежи; ·теоретические концепции молодежи, социализации и взросления, основные этапы социализации и возрастные кризисы молодежи; ·современные социально-правовые и социально-экономические проблемы российского общества, связанные с возрастной стратификацией, основные методы и направления исследований молодежных групп и молодежных; умеет: ·определять специфику научно-исследовательской и социально-проектной работы с молодежными социально-возрастными группами, государственной молодежной политики; ·разрабатывать и проводить социологические исследования молодежи; владеет: ·способностью использовать знания об основных направлениях исследований в социологии молодежи на практике. · практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния молодежи, применения полученных знаний при разборе реальных ситуаций.
Социализация молодежи Теории социализации К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, 3. Фрейда, Г. Тарда. Типы приспособления (по Р. Мертону). Теория идентичности Э. Эриксона. Разработка проблем социализации в российской социологии. Проблема социализационной нормы. Результативность социализации. Понятие социализационной нормы. Типы социализационной нормы. Изменение социализационной нормы. Успешность социализации. Модели социализации молодежи: советская модель социализации, новая социализационная модель. ОК-10, ПК-5 знает: ·основные функции социологии молодежи; ·теоретические концепции молодежи, социализации и взросления, основные этапы социализации и возрастные кризисы молодежи; ·современные социально-правовые и социально-экономические проблемы российского общества, связанные с возрастной стратификацией, основные методы и направления исследований молодежных групп и молодежных; умеет: ·определять специфику научно-исследовательской и социально-проектной работы с молодежными социально-возрастными группами, государственной молодежной политики; ·разрабатывать и проводить социологические исследования молодежи; владеет: ·способностью использовать знания об основных направлениях исследований в социологии молодежи на практике. · практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния молодежи, применения полученных знаний при разборе реальных ситуаций.
Молодежь и образование Система образования - важнейший фактор социализации молодежи. Единство воспитания и образования. Характеристика функций системы образования. Образование как социальная ценность. Система образования и социальная структура общества. Перестройка образования и ее воздействие на процесс формирования нового поколения молодежи. Гуманитаризация и гуманизация образования. Семинарское занятие 1. Система образования и молодежь в современных условиях 2. Актуальные вопросы социологических исследований проблем воспитания и образования. ОК-10, ПК-5 знает: ·основные функции социологии молодежи; ·теоретические концепции молодежи, социализации и взросления, основные этапы социализации и возрастные кризисы молодежи; ·современные социально-правовые и социально-экономические проблемы российского общества, связанные с возрастной стратификацией, основные методы и направления исследований молодежных групп и молодежных; умеет: ·определять специфику научно-исследовательской и социально-проектной работы с молодежными социально-возрастными группами, государственной молодежной политики; ·разрабатывать и проводить социологические исследования молодежи; владеет: ·способностью использовать знания об основных направлениях исследований в социологии молодежи на практике. · практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния молодежи, применения полученных знаний при разборе реальных ситуаций.
Молодежные субкультуры Молодежная субкультура как цельная форма сознания, поведения, коммуникации и организации молодого поколения внутри господствующей в обществе культуры. Возрастные и социально-психологические параметры группы молодежи как социальная база формирования молодежных субкультур. Социокультурная идентификация молодежи. Двойственная роль молодёжной субкультуры. Интерпретация субкультуры как специфической молодежной проблемы. Молодежные субкультуры как противопоставление существующей «официальной» культуре, общественному строю и общественным нормам поведения (Д. Маца, У Миллер, А. Кон). Английская школа и традиция исследования мировоззренческой дифференциации внутри молодежного движения (С.Фрис). Российская школа исследования субкультуры (В.Бакшутов, В. Боровик, С. Григорьев, Г. Журавлев, С. Иконникова, И. Ильинский, А. Капто. Г Квасов, Л. Коган, В. Лисовский, Б. Лисин, В.Ф. Левичева, В.А.Луков, В. Немировский, Ю. Ожегов, В. Чурбанов, В. Харчева, А. Шендрик и др.). Понятие «культурной автономии», которая формирует внутренний мир личности. Обособленность, отстраненность от официальной культуры, традиционных культурных ценностей, демонстративность, эпатажность, экстремальность как специфические характеристики молодежной субкультуры. Мода и различные символы как знаки приобщенности к определенной группе. Атомизация молодежной среды и превращение субкультурных групп ровесников в доминирующие референтные группы в современном обществе. Контркультура как отдельный сегмент молодежной культуры. Молодежные субкультуры как часть механизма культурных инноваций. «Инновационный конфликт». Типология молодежных субкультур. Современные концепции молодежных субкультур в трудах российских и зарубежных социологов. Классификация молодежных субкультурных движений по направленности интересов (М.Топалов). Просоциальные и антисоциальные, социально-активные и социально – пассивные молодежные субкультуры. Связь молодежной субкультуры со способом времяпрепровождения, с социальной позицией, с образом жизни, с альтернативным творчеством (3.Сикевич). Семинарское занятие 1. Функции молодежной субкультуры. 2. Основные элементы молодежной субкультуры. 3. Специфические черты современных молодежных субкультур России. 4. Типология молодежных субкультур. ОК-10, ПК-5 знает: ·основные функции социологии молодежи; ·теоретические концепции молодежи, социализации и взросления, основные этапы социализации и возрастные кризисы молодежи; ·современные социально-правовые и социально-экономические проблемы российского общества, связанные с возрастной стратификацией, основные методы и направления исследований молодежных групп и молодежных; умеет: ·определять специфику научно-исследовательской и социально-проектной работы с молодежными социально-возрастными группами, государственной молодежной политики; ·разрабатывать и проводить социологические исследования молодежи; владеет: ·способностью использовать знания об основных направлениях исследований в социологии молодежи на практике. · практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния молодежи, применения полученных знаний при разборе реальных ситуаций.
Молодежь на рынке труда Положение в материальном производстве. Проблемы молодёжной безработицы. Мотивация труда молодёжи. Тенденции изменения нормативного сознания молодёжи в сфере труда в материальном производстве. Семинарское занятие 1. Трудовая социализация молодежи: механизмы, этапы, проблемы. 2. Профессиональная ориентация и профессиональная подготовка молодежи. 3. Рынок труда и молодежь: состояние и тенденции. 4. Проблемы трудозанятости молодежи и механизмы их реализации. 5. Участие учащейся, студенческой и работающей молодежи в экономике страны и региона. ОК-10, ПК-5 знает: ·основные функции социологии молодежи; ·теоретические концепции молодежи, социализации и взросления, основные этапы социализации и возрастные кризисы молодежи; ·современные социально-правовые и социально-экономические проблемы российского общества, связанные с возрастной стратификацией, основные методы и направления исследований молодежных групп и молодежных; умеет: ·определять специфику научно-исследовательской и социально-проектной работы с молодежными социально-возрастными группами, государственной молодежной политики; ·разрабатывать и проводить социологические исследования молодежи; владеет: ·способностью использовать знания об основных направлениях исследований в социологии молодежи на практике. · практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния молодежи, применения полученных знаний при разборе реальных ситуаций.
Современные проблемы молодой семьи Семинарское занятие 1. Семья как социальный институт. Понятие молодой семьи. 2. Нравственно-психологическая подготовка молодежи к семейной жизни. 3. Социальные меры помощи молодой семье. Государственная политика в отношении молодой семьи. 4. Половое и семейное воспитание молодежи. ОК-10, ПК-5 знает: ·основные функции социологии молодежи; ·теоретические концепции молодежи, социализации и взросления, основные этапы социализации и возрастные кризисы молодежи; ·современные социально-правовые и социально-экономические проблемы российского общества, связанные с возрастной стратификацией, основные методы и направления исследований молодежных групп и молодежных; умеет: ·определять специфику научно-исследовательской и социально-проектной работы с молодежными социально-возрастными группами, государственной молодежной политики; ·разрабатывать и проводить социологические исследования молодежи; владеет: ·способностью использовать знания об основных направлениях исследований в социологии молодежи на практике. · практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния молодежи, применения полученных знаний при разборе реальных ситуаций.
Молодежная политика Молодёжная политика: сущность и типология. Принципы молодёжной политики. Молодежная политика политических партий и движений. Правовое обеспечение государственной молодёжной политики. Социальная и молодёжная политика: общее и особенное. Региональные особенности молодёжной политики. Основные направления государственной молодёжной политики. Технологии социальной помощи молодежи: компенсации, инвестиции, льготы. Федеральная программа «Молодежь». Международные стандарты молодежной работы. ОК-10, ПК-5 знает: ·основные функции социологии молодежи; ·теоретические концепции молодежи, социализации и взросления, основные этапы социализации и возрастные кризисы молодежи; ·современные социально-правовые и социально-экономические проблемы российского общества, связанные с возрастной стратификацией, основные методы и направления исследований молодежных групп и молодежных; умеет: ·определять специфику научно-исследовательской и социально-проектной работы с молодежными социально-возрастными группами, государственной молодежной политики; ·разрабатывать и проводить социологические исследования молодежи; владеет: ·способностью использовать знания об основных направлениях исследований в социологии молодежи на практике. · практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния молодежи, применения полученных знаний при разборе реальных ситуаций.
Девиантное и делинквентное поведение молодежи Девиация как проблема безопасности. Молодежная преступность и социальная практика. Проблемы мифологизации преступности. Криминологические теории преступности. Социальные группы риска, их типология. «Саморазрушающееся» поведение молодежи: причины и следствия. Молодежный экстремизм. Наркомания как социальная проблема. Профилактика криминогенного поведения молодежи. Семинарское занятие 1. Проблемы девиантного поведения молодежи. 2. Явления социальной патологии в молодёжной среде. ОК-10, ПК-5 знает: ·основные функции социологии молодежи; ·теоретические концепции молодежи, социализации и взросления, основные этапы социализации и возрастные кризисы молодежи; ·современные социально-правовые и социально-экономические проблемы российского общества, связанные с возрастной стратификацией, основные методы и направления исследований молодежных групп и молодежных; умеет: ·определять специфику научно-исследовательской и социально-проектной работы с молодежными социально-возрастными группами, государственной молодежной политики; ·разрабатывать и проводить социологические исследования молодежи; владеет: ·способностью использовать знания об основных направлениях исследований в социологии молодежи на практике. · практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния молодежи, применения полученных знаний при разборе реальных ситуаций.
Молодежные организации Понятие молодежного движения. Развитие молодежных общественных объединений в России. Социальные потребности и интересы молодежи как основа молодежного движения. Государственная поддержка молодежных объединений. ОК-10, ПК-5 знает: ·основные функции социологии молодежи; ·теоретические концепции молодежи, социализации и взросления, основные этапы социализации и возрастные кризисы молодежи; ·современные социально-правовые и социально-экономические проблемы российского общества, связанные с возрастной стратификацией, основные методы и направления исследований молодежных групп и молодежных; умеет: ·определять специфику научно-исследовательской и социально-проектной работы с молодежными социально-возрастными группами, государственной молодежной политики; ·разрабатывать и проводить социологические исследования молодежи; владеет: ·способностью использовать знания об основных направлениях исследований в социологии молодежи на практике. · практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния молодежи, применения полученных знаний при разборе реальных ситуаций.
Ценностные ориентации молодежи Семинарское занятие 1. Понятие «ценностные ориентации». 2. Структурные элементы системы ценностных ориентаций: когнитивный, эмотивный, поведенческий. 3. Изучение ценностей и ценностных ориентаций молодежи. ОК-10, ПК-5 знает: ·основные функции социологии молодежи; ·теоретические концепции молодежи, социализации и взросления, основные этапы социализации и возрастные кризисы молодежи; ·современные социально-правовые и социально-экономические проблемы российского общества, связанные с возрастной стратификацией, основные методы и направления исследований молодежных групп и молодежных; умеет: ·определять специфику научно-исследовательской и социально-проектной работы с молодежными социально-возрастными группами, государственной молодежной политики; ·разрабатывать и проводить социологические исследования молодежи; владеет: ·способностью использовать знания об основных направлениях исследований в социологии молодежи на практике. · практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния молодежи, применения полученных знаний при разборе реальных ситуаций.
Методы и процедуры социо-логических исследований молодежи Семинарское занятие 1. Методические принципы социологического анализа молодости. 2. Социально-психологические особенности подростков и выбор методики социологического исследования. 3. Отечественный опыт молодежных исследований. ОК-10, ПК-5 знает: ·основные функции социологии молодежи; ·теоретические концепции молодежи, социализации и взросления, основные этапы социализации и возрастные кризисы молодежи; ·современные социально-правовые и социально-экономические проблемы российского общества, связанные с возрастной стратификацией, основные методы и направления исследований молодежных групп и молодежных; умеет: ·определять специфику научно-исследовательской и социально-проектной работы с молодежными социально-возрастными группами, государственной молодежной политики; ·разрабатывать и проводить социологические исследования молодежи; владеет: ·способностью использовать знания об основных направлениях исследований в социологии молодежи на практике. · практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния молодежи, применения полученных знаний при разборе реальных ситуаций.

Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода должна предусматривать следующие формы проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся:

Информационная лекция – сущность ее заключается в том, что преподаватель в виде монолога последовательно излагает теоретические вопросы, разъясняет основные положения темы, иллюстрирует их необходимыми наглядными пособиями (схемами, диаграммами, таблицей и т. п.), делает выводы и сообщения, т. е. применяет при этом объяснительно - иллюстративный метод.

Лекция-беседа – она характерна тем, что преподаватель по ходу занятия ставит перед обучаемыми вопросы и предлагает им дать на них ответы с места. Вопросы эти задаются обучаемым не для контроля их знаний, а с целью выяснения уровня их подготовки и готовности к восприятию предлагаемой учебной информации. Вопросы рекомендуется задавать такой сложности, чтобы ответы на них могли формулироваться однозначно и четко, и не требовали бы значительных затрат времени. Направленность вопросов выбирается с таким расчетом, чтобы они позволили акцентировать внимание слушателей на наиболее важных положениях лекции и способствовали бы их прочному усвоению.

В зависимости от характера ответов преподаватель строит последующие рассуждения и концентрирует внимание на очередном фрагменте лекции.

Такой метод содействует активизации работы обучаемых в ходе занятия и обеспечивает полноценную обратную связь с аудиторией.

Лекция-дискуссия - особенность этой лекции состоит в том, что в процессе ее чтения преподаватель ставит перед обучаемыми вопросы и организует их обсуждению (дискуссию) в течение 10-20 минут. Наибольших результатов достигает обсуждение в том случае, когда вопрос перед обучаемыми поставлен заблаговременно (в конце предыдущей лекции) и они имели возможность к нему специально подготовиться. Чтобы не нарушать логику изложения материала, обмен мнениями целесообразно проводить в интервалах между изложением вопросов (разделов) лекции. Методическим средством организации дискуссии, т.е. активизации слушателей на лекции, является вопрос. При этом следует подчеркнуть, что если риторический вопрос может активизировать главным образом внимание обучаемых, то вопрос проблемного характера способен активизировать не только внимание, но и мыслительную и речевую деятельность слушателей. Именно постановка проблемных вопросов вызывает оживление, столкновение точек зрения, создает дискуссию, концентрирует творческую деятельность всей аудитории при умелом управлении ею преподавателем. Заинтересованность обучаемых и результативность дискуссии тем больше, чем грамотнее и целенаправленнее подобраны, сформулированы и поставлены вопросы, чем в большей степени они приближены к квалификации слушателей и стоящими перед ними проблемами.

Проблемная лекция – в настоящее время общепризнано, что активизация познавательной деятельности обучаемых на лекции успешно достигается преподавателем умелым использованием принципа проблемности, т. е. если он руководствуется положениями проблемного обучения.

Проблемная лекция отличается от традиционной отсутствием монологического характера изложения учебного материала и исключением информационного сообщения готовых научных или практических выводов.

Характерная особенность проблемной лекции состоит в том, что она обычно начинается с вопроса, с постановки общей проблемы, которую преподаватель в ходе изложения материала последовательно решает или раскрывает пути ее решения.

Характер проблем определяется конкретным содержанием учебного материала. Это могут быть учебные, научные, социальные, политические, профессиональные и другие проблемы.

Семинарские занятия в форме развернутой беседы на основании плана, устного опроса студентов по вопросам плана семинара, прослушивания и обсуждения докладов студентов, семинара-диспута, семинара-дискуссии.

В рамках учебной дисциплины можно использовать видео-трансляцию (из доступных материалов и видео-нарезки из сети интернет), а также образовательные блоки, предусматривающие трансляцию аудио- материалов и книг.

Каждая лекция, независимо от вида и содержания, оснащена мультимедийным сопровождением: набором слайдов (в программе «PowerPoint»). На слайдах отображаются тема лекции, план, основные понятия, классификации, схемы, таблицы, рисунки, иллюстрации и др.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий (определяется содержанием федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 62.040100 – «Социология», утвержденного приказом Минобр и науки РФ от 29 марта 2010 г. № 230). Основной объем интерактивных образовательных форм реализуется в лекционных занятиях и во время семинарских занятий.

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

 

Лекционные занятия сочетаются с семинарами, в ходе которых осуществляется непосредственное соприкосновение студентов с отечественными и зарубежными исследованиями по социологии молодежи, техниками и методами эмпирического изучения современного состояния молодежи как социальной группы.

На семинарских занятиях необходимо прорабатывать основные вопросы, учитывая региональную специфику и современные публикации. Более тщательное изучение курса предполагает также конспектирование основных тезисов по социологии молодежи.

Для изучения дисциплины рекомендуется использовать не только тексты лекций и основную литературу к курсу, но и дополнительную литературу, информацию из средств массовой информации по вопросам молодежи.

Для подготовки к зачету следует планомерно изучать все темы в соответствии с разработанной программой курса, выполнять требования преподавателя к организации самостоятельной работы, изучить рекомендуемую литературу к курсу.

При подготовке индивидуальных заданий необходимо ознакомиться с методической литературой, необходимыми публикациями в специализированных журналах, например, таких как «Социс», «Социологический журнал», «Вестник МГУ», серия 12, 14 и 16, «Общественные науки и современность», «Полис», «Социально-гуманитарные знания», «Социология 4М», «Общественные науки и современность», информационно-аналитический бюллетень ВЦИОМ «Социальные и экономические перемены: мониторинг общественного мнения», электронный журнал «Социальная реальность» и др.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.